Статья 1. Вне церкви нет спасения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Статья 1. Вне церкви нет спасения

2022-07-03 50
Статья 1. Вне церкви нет спасения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Кормчая

2 Правило 5. Если кто учинил дом Божий, рекше церковь, преобидеть её и нерадеть о ней, не собираться в ней во время молитвы на пение, да будет проклят.

 

Правило 6. Если кто кроме соборной церкви о себе собирается, и нерадя о церкви, церковное хочет творить без пресвитера, по воле епископа да будет проклят.

 

То же у Матфея Правильника3, Константина Арменопула4.

 

 

2) Маргарит

5 Пребывай в церкви и предан будь церкви. Если бежишь от церкви, неповинна есть церковь, отрада есть церковь, если внутрь её волк не входит. Если выйдешь вон, то и зверем съеден бываешь, не от беззащитности, но от твоего малодушия. Церкви ничтоже есть равно.

 

6 Не удаляйся от церкви, ничего нет крепче церкви, упование твоё церковь, и спасение твоё церковь, небес выше она, камня твердейше, земли шире есть, никогда же не стареет, присно молода.

 

3) Лимонарь

7 Поведал нам Анастасий, пресвитер и ключарь животворящего гроба и святого Воскресения Христа, Бога нашего: в Субботу [рече] вечер пришла Возмиана, жена Германа Патрикия, восхотела одна в ночь святой недели поклониться животворящему гробу Господа нашего Иисуса Христа истинного Бога, и когда приблизилась к дверям святой церкви, встретила её Владычица наша святая Богородица, взглянула на неё и возбранила ей войти, сказав: как можешь войти сюда, нам не принадлежа? Была же та зловерия Севера безглавного. Она же много умоляла святую Богородицу получить вход: отвечала же ей святая Богородица: веру мне прими, о, женщина, ибо не войдёшь в святыню сию, пока к нам не приобщишься.

 

Она же, поняв, что зловерия её ради возбраняемо ей войти, сего ради приступила к соборной и честной крови великого Бога нашего Иисуса Христа и посему не возбранила ей святая Богородица, но вошла, и поклонилась животворящему гробу Христа Бога нашего.

 

Глава 49. Поведал нам тот же пресвитер Анастасий, свидетель тому, как бывший Дука Палестины, родом Тиберианин, впервые придя поклонится Воскресению Христа Бога нашего, и когда восхотел войти во святой гроб, узрел овна, устремляющегося к нам, и хотящего рогами избодать его. Он же, страхом великим одержим, назад отступил. Крестохранитель же Азария, и предстоящий стражи говорят ему: почто, господин, не входишь? он же отвечает им: чего ради ввели сюда овна сего? Они же удивились, и взглянув во святой гроб, ничего не видели.

 

И снова повелели ему войти, говоря, что нет такового ничего. Он же снова устремился войти, и видит того овна, устремляющегося на него и возбраняющего войти.

 

Сие многажды было ему, предстоящие же ничего не видели, и говорит крестохранитель: веру нашу прими, господин, нечто имеешь в душе своей, и сего ради возбраняемо тебе войти, и поклониться святому и животворящему гробу Спаса нашего, ибо Он человеколюбец и хотя помиловать тебя, показал таковое чудо.

 

Он же со слезами сказал ему: как многим грехам повинен, и поверг себя лицом на землю, на много часов плачась и исповедуясь Богу, и восстав восхотел снова войти и не смог, из-за того же овна, являющегося ему, тогда говорит ему крестохранитель: есть нечто иное возбраняющее войти.

 

Он же говорит: не то ли есть что не причащаюсь в соборной и апостольской церкви, но Северу, и сего ради возбраняем есмь войти. Тогда говорит крестохранителю: да принесёт ему Христовы тайны: и приобщился животворящего тела Христа Бога нашего: и вошёл, поклонился, и целовал животворящий гроб Христа Бога нашего, ничего же прочего не видя.

 

8 Глава 178. Поведал нам авва Георгий, пресвитер общего жития Схолария: как живший там старец великий и великого воздержания, от простоты не ведавший православной веры, и где же бывал, или в соборной и апостольской церкви, или в еретической, там без рассуждения причащавшийся.

 

В одно время явился ему Ангел Божий, и говорит ему: скажи мне, старче, когда умрёшь, как хочешь погрести тебя? как египетские монахи погребают или как Иерусалимляне?

 

Отвечает ему старец, не ведаю!

 

И говорит ему Ангел: иди, и помысли себе, и через три недели приду к тебе, и поведай мне.

 

Старец же пошёл к некоему отцу, поведал, что сказал ему Ангел. Старец же, услышав, усомнился. Однако, приглядевшись внимательно, и как Богом научен, говорит ему: где причащаешься святых Таин? Отвечает он: где найду. Тогда говорит ему старец: отныне причащайся в святой соборной и апостольской церкви, там, где именуются святые четыре собора.

 

Первый – в Никее, 318 святых отцов, второй – в Константине граде, 150. Третий – в Ефесе, 250. Четвёртый – в Халкидоне, 630. А где же не именуются сии святые соборы, не только не приобщайся в них, но и не входи.

 

Иди же и причастись в соборной и апостольской церкви, и когда придёт ангел, скажи ему, что как Иерусалимлянин хочу погребён быть.

 

И по трём неделям пришёл Ангел и спрашивает старца: что ты помыслил, старче? Он же отвечает, что как Иерусалимлянин хочу погребён быть.

 

Говорит ему Ангел: добре, добре, и тут же предал душу свою старец.

 

Сие сотворил Бог, дабы не погубил трудов своих старец, и к еретикам не причтён был.

 

То же и в Прологе9, и в Азбучном Патерике10.

 

Кроме сего, в Лимонаре приводятся многие сказания, свидетельствующие, что вне истинной церкви нет спасения.

 

4) Книжица о вере

11 Ведомо буди всякому христианину, что если кто не станет участником веры сего чувственного Иерусалима, в нём же Христос не родился и распят не был, из мёртвых не воскрес, и на небеса не вознёсся, такой каждый вымаран будет из книги вечной жизни, из оного мысленного небесного града Иерусалима извержется.

 

5) Катехизис Великий

12 Вопрос. Что есть церковь соборная?

 

Ответ. Церковь соборная есть, понеже от всех святых семи вселенских соборов переданные догматы в ней соблюдаемы суть. Священнословесными же песнями и пениями славима есть, и святыми и Божественными иконами украшаема есть. Основана же Богом и утверждена святых мучеников мощами. В ней же совершается и тайна святой и Божественной службы. В ней же все верные приемлем пречистого тела и честной крови Христа, Бога нашего, и тем причастниками бываем царствия небесного. Ибо так от святых апостолов предано нам, и святых Богоносных отцов. И того ради называется святой, соборной и апостольской церковью, которая всему евангелию и всему учению вселенских соборов верует, а не части. Не та есть церковь соборная, которая не верует, верует веру умышленную, или держится тайны от единого коего человека уставленной, но та, что на то верует и на то уповает что Господь Бог предал, и весь мир соборно похвалил и приял.

 

Вопрос. В коих вещах состоится и содержится церкви соборной единомыслие?

 

Ответ. В сих особенно пяти вещах:

 

– в согласии православной веры,

 

– и в любви нелицемерной,

 

– и в учении правом,

 

– и в достоинстве употребления святых таин,

 

– и в чести и в почитании святителей, и пресвитеров.

 

Вот пять первейших вещей, прочие же по сих можно исчитать.

 

Вопрос. Какая нам есть потреба сего поучения о соборной церкви?

 

Ответ. Сего ради, как к известной, к ней пребываем и спасены будем, потому как кроме церкви Божией нигде нет спасения. Как при потопе, все, кто с Ноем в ковчеге, – не утонули, так и в день судный, все, кто в церкви святой не будут, те и в озеро оное огненное ввержены будут. Церковь же свою сам Христос спасает, как нам святой апостол Павел возвещает, глаголя: Христос есть глава церкви, и Он есть спаситель тела своего. И те, кто не пребывают в этой соборной церкви, тех Христос не спасает и Духа Святого таковые не имеют. О них же написано так, что сами отделяются от единства веры и суть телесные, Духа не имеющие. Бог же сам, пребывая в церкви своей, спасает её.

 

6) Книга о вере

13Всякому человеку до́лжно знать истинную, а не придуманную церковь, но единую небесного жениха чистую и нескверную невесту. Ибо кто не познает её как в ней и при ней в таком великом смятении пребудет, и в ней не окрестится, тот и вечного и блаженного по временному сему житию живота наследить не может. Кто, опять же, оного грядущего блаженства, и уготованных избранным Божьим радостей и веселия сопричастен не будет, – каковое паче сего горчайшее неблагополучие и какую большую вновь повреждающую такую тщету поднимет? Ибо, если глаголет Сын Божий, приобретёт человек мир весь, а душу свою отщетит, какую пользу примет? От такой великой и неисповедимой тщеты и от всех мер совершенного неблагополучия, чтобы ты, православный читатель, остерёгся, все свои о временном покое и сладостях, советы на сторону отложив, о сем всем самом попечение имей днём и ночью, как да в познанной и приятой на крещении правде, живот свой Богоугодно в православной соборной вере окончить смог, имея всегда в памяти апостольские слова: Если мы или ангел с небес благовестит вам, паче еже благовестили вам, анафема да есть. И оную Духом Святым в церкви устроенную песнь воспоминая себе. Ненавидящие Сиона, те посрамятся от Господа, ибо как трава огню вечному будут иссохшая.

 

7) Катехизис Малый

14 Вне церкви нет спасения и разрешения (грехов).

 

8) Православно-Догматическое Богословие преосвященного Макария

15 Гордые и упорные умерщвляются мечом духовным, когда извергаются из церкви, потому что вне её они жить не могут, когда един есть дом Господень и никому не возможно спасение, как только в церкви.

 

То же и в Трудах Киевской Дух. Академии за 1860 г., кн. 1, стр. 27.

 

16 Всякий, отделяющийся от церкви, присоединяется к жене незаконной, и делается чуждым обетованию церкви. Оставляющий церковь Христову, лишает себя наград, предопределённых Христом. Он чужд для неё, Он непотребен ей, он враг её. Не имеющий матерью церкви, не может иметь отцом своим Бога. Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева, то и находящийся вне церкви мог бы также спастись... Какие жертвы думают приносить питающие ненависть к священникам? Иже ли они думают быть со Христом, собираясь вне церкви Христовой? Сии люди хотя бы предали себя смерти за исповедание Христово, грех их не омоется и самою кровью. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне церкви не может быть мучеником: оставляющий церковь, имеющую царствовать, не может сподобиться царствия.

 

См. «Христианское Чтение» за 1837 г. кн. 1, стр. 27 и 40. То же и в Трудах Киевской Дух. Акад. за 1861 г. кн. 12, стр. 174 и 181. Там же, § 168, стр. 210, блажен. Иеронима в толковании на пророка Иоиля, главы 3, 7, ст. 1.

 

Говорим, что всякий спасающийся, спасается в церкви.

 

Толкование на Иез.7:5

Кто удаляется от церкви, тот немедленно умирает от язвы.

 

17 Никто не достигает спасения и вечной жизни, кроме того, кто имеет главою Христа: а иметь главою Христа может лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть церковь.

 

Ещё в главе 2

Кто не между членами Христовыми, тот не может иметь христианского спасения.

 

Ещё в послании 252

Всякий, отделившийся от общения с церковью, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отторгся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нём.

 

Св. Киприана о единстве церкви

Церковь также одна, хотя члены её с распространением веры сделались очень многочисленны, подобно тому, как лучей солнца хотя и много, но светило одно: ветвей на дереве много, а дерево одно, утверждённое на корне: или, хотя из одного источника течёт много потоков, и образуется обильный разлив воды, но в начале сохраняется единство. Отними луч солнца от его начала – отнятый не может существовать сам собою: отломи ветвь от дерева – отломленная не может уже расти: пресеки ручей, текущий из источника – пресечённый иссохнет. Равным образом церковь, сияющая светом Господним, хотя по всему земному кругу распространяет лучи свои, но, однако же, светило, разливающее всюду свет свой – одно, и единство тела через то не нарушается. Обременённые плодами ветви свои она распростирает по всей земле, потоки её текут на далёкое пространство: при всём том постоянно пребывает один источник, одно начало, одна мать, обильная преспеянием духовного плодотворения.

 

См. «Христианское Чтение» за 1837 г. кн. 1, стр. 26. То же в Трудах Киевской Дух. Акад. за 1861 г. кн. 12, стр. 174.

 

18 К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не един ли у нас Бог, и един Христос, и един Дух благодати, излиянный на нас, и едино звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаём против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены.

 

19 Истинная церковь, подлинно древняя, есть одна... Ибо как один Бог и один Господь, то и истинное достоинство выражается единством в образ единого Начала. Итак, единая церковь, которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется (единством) природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую церковь единой по её существу, по понятию о ней, по её началу и превосходству.

 

9) Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского20

10) Св. Кирилла, архиепископа Иерусалимского огласительные и тайноводственные поучения

21 Не спрашивай просто: где церковь? но – где вселенская церковь? Ибо сие собственно имя сей святой и всеобщей нашей матери церкви, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа, единородного Сына Божия.

 

То же и в славянском переводе, Москва. 7280 (1772) г. лист 197.

 

Богу кто сие глаголет? Сын Божий. Если бы отца моего, говорит, видели бы, и меня видели бы. Но ни меня не знаете, ни отца моего. Которое от сего достовернейшее приведу свидетельство? Если Сына распяли, – и отца не ведают, и Духа Святого помощь отринули. Ибо, кому не ясно? Полагаю, что место то будет бесам обиталищем. Но покланяем ли там Бог? Да не будет. Но идолослужения там место. Они же внимают как честным и сие не рассматряющим, глаголю, но искусу навыкшим.

 

11) Апостол Толковый

22 Говорят же и сие еретики, что уже не приносят они в жертву Христа, только приемлют и ядят тело его и пиют кровь его. Но соблазняются о сем, ибо ни в жертву не приносят, ни приемлют тело Господне. Поскольку иереев в благочиниях посланных не имеют. Если бы и имели от нас ушедших, одни тайны без единения церкви христианской – это ничего, ибо всем отлучившимся от единения церковного Бог пророком сказал: пошлю на вас клятву, и прокляну благословение ваше, и прокляну его и разорю благословение ваше, и не будет в вас. То есть, положу клятву на благословение ваше, им же тайна совершаема бывает, ибо церковь Божия есть, как глаголет писание, запертый сад и заключённый колодезь. И того ради невозможно нигде тайне совершаться, только в единении церкви Божией, её же между сонмами еретическими нет, тогда и тайны ни единой в них нет, кроме крещения святого от них, потому как это достойно, ибо крещаемого от них, когда приходит к соединению церкви, снова крестить.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.