Русская идея против «русского фашизма» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Русская идея против «русского фашизма»

2021-10-05 24
Русская идея против «русского фашизма» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В пользу версии фашизирующего страну сценария говорят многие обстоятельства. Главный фактор, противостоящий этому сценарию, это, конечно, глубинные российские цивилизационно-ценностные накопления, фундаментальное неприятие фашистской идеологии в любых ее модификациях в сознании народа. «Русская идея» истори- чески формировалась на наборе ценностей, который был и остается принципиально альтернативным ценностной платформе идеологии фашизма. Не будет преувеличением утверждение об имманентном истории антифашизме русской российской цивилизации. Фашизм сложился генетически в рамках западного цивилизационного контек- ста. Он предельно обострил ряд заложенных в цивилизации Запада черт. И в этом виде Западу (а не западной цивилизации как таковой) противостояла историческая Россия44.

 

44  Артемьева Т.В. Русская историософия XVIII века. СПб., 1996; Барабанов Е.В.

«Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 8; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала ХХ в. Париж, 1946; Бердяев Н.А. Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы. М., 1990; Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Дугин А.Г. Конспирология. М., 1993; Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1–4. Л., 1991; Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. 2-е изд. Paris: YMCA- Press, 1955; Зернов Н. Русское религиозное возрождение ХХ в. Paris: YMCA-Press, 1991; Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992; Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории: в 2 т. СПб., 1887; Кареев Н.И. Философия истории в русской литературе. СПб., 1912; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Frankfurt/Main: Posev, 1981; Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. М., 1990; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; О России и рус- ской философской культуре. М., 1990; Очерк русской философии истории. Антология. М., 1996; Полтарацкий Н.П. Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль ХХ в. Tenaflay, N.J., Hermitage, 1988; Пути Евразии. Сборник. М., 1992; Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Нижний Новгород, 1998; Пушкин С.Н. Историософия евразийства. СПб., 1999; Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. СПб., 1912; Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993; Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Pittsburg, 1975; Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997; Семе- нов Ю.И. Философия истории. М., 1999; Сербиненко В.В. История русской философии XI–XIX вв. Курс лекций. М., 1996; Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика


В чем состоят эти различия?

Во-первых, они дихотомически проявляются по вопросу о социаль- ном равенстве. Не столько материальном распределительном, сколько равенстве человеческого достоинства. Фашизм утверждает фундамен- тальный характер неравенства людей. В фашистской версии оно не только социальное, но и антропологическое. Фашизм стал в истории Запада отрицанием ценностного пафоса Великой Французской рево- люции и гуманистической традиции в целом. «Русская идея», напротив, базировалась на мечте о фундаментальном равенстве человечества. От- сюда ментальное приятие коммунистической идеологии, апеллирующей прежде всего именно к этой ценности.

Во-вторых, различия состоят в предлагаемых моделях межна- циональных отношений. Идеологема национального превосходства в фашизме основополагающая. Более радикально национализм был представлен в гитлеровской Германии, более мягко, но тоже вполне очевидно (с соответствующими дискриминационными и евгенически- ми законами) — в муссолиниевской Италии. Национализм в фашизме переходит в расизм. Корни этого явления на Западе уходят глубоко в историю, в колониальную практику и этноцид туземцев. Русская модель жизнеустройства выстраивалась, напротив, на симфонии, на защите малых народов. Была выработана уникальная система ком- плиментарного этнического сосуществования. Известны, конечно, и в российской истории конфликты на национальной почве, но они остались прецедентами. Расизма российская история не знает вовсе. Сама русскость понималась не сугубо в этническом, а в большей сте- пени в культурном смысле.

В-третьих, принципиально по-разному раскрывается природа межчеловеческих отношений. Для фашизма основа этих отноше- ний — борьба. Сильные в борьбе за существование побеждают, слабые проигрывают. Борьба, сообразно с фашистским пониманием, ведется на всех уровнях бытия. «Русская идея» предлагает вместо борьбы путь альтруизма и солидаризации. Отто Бисмарк, гений немецкой политики, заявлял, что единство может достигаться только через борьбу — «желе- зом и кровью». Русский поэтический ответ Федора Тютчева известен:

«Единство, — возвестил оракул наших дней;

Быть может спаяно железом лишь и кровью…

 

(XX в.). Курс лекций. М., 1996; Соловьев В.С. Русская идея // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 2; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991; Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993; Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. Сочинения. М., 1989; Яковенко Б. Очерки русской философии. Берлин, 1922.


Но мы попробуем спаять его любовью; А там увидим, что прочней…»

В-четвертых, различается понимание конечных целей, историче- ской миссии. Цель фашизма — мировое господство. Система отноше- ний господин — раб является для него ключевой. «Русская идея» имеет мессианский характер. Ее императив — не господствовать над миром, а спасти мир. Спасти даже за счет самопожертвования. И именно от тех, кто стремился господствовать над миром, спасала Россия истори- чески остальное человечество. Онтология противостояния практически вечна.

В-пятых, различно понимается природа человека. Для фашизма идеальная личность — сверхчеловек. Либеральный индивидуализм до- водится в фашизме до утверждения антропологической модели превос- ходства героев (уберменшей) над остальной серой человеческой массой (недочеловеками и «подчеловеками» — унтерменшами). Сверхчеловек раскрывается в фашистской семиотике через образ зверя. В русском понимании человек — это социальная личность, собрат. Человеком можно стать только в коллективе, в общине. Истинный герой — это товарищ, жертвующий собой за други своя.

В-шестых, различается видение модели общественного устройства. Фашистская модель — это государство-корпорация. Социальные стра- ты в ней распределены по ярусам превосходства. Элита управляет мас- сами. Русская модель общественного устройства выражается понятием

«соборность». Это братский, общинный союз, наподобие религиозных братств. Русская модель если не антиэлитарна, то, во всяком случае, неэлитарна. Без элит совсем обойтись невозможно. Но отношение к ним всегда имело элемент негативизма. Соборный идеал русской аксиоло- гии в соответствии с применяемым в данной работе категориальным аппаратом идентифицируется как идеал нравственного государства.

Фашизация России, таким образом, означала бы радикальную виви- секцию русской цивилизации. Фашистская модель не просто отличается от русской идентичной модели, она ей враждебна. Фашистская Россия в этом смысле есть Анти-Россия. Насаждение ее означало бы для России перспективу цивилизационной смерти (рис. 6.36).

Но угроза фашизации России более чем реальна. Процесс идет имен- но в этом направлении. Российские информационные кампании уделя- ют много внимания угрозам фашизма во внешнем мире. Но существуют еще более опасные угрозы фашизма внутри России. Развитие — пока не поздно — реального антифашистского движения (антифашистских


Историческая миссия
Мессианизм, спасение человечества
народных фронтов) является актуальной задачей. Но пока что анти- фашизм в России позиционируется как либеральная, в значительной степени русофобская платформа, что искажает существо проблемы, формирует ложную дихотомию либерализм — фашизм.

 

Межчеловеческие отношения
Межнациональные отношения
Проблема социального равенства
Солидаризация, альтруизм
Симфония народов
Фундаментальное равенство человечества
Фашизм             Предмет различия      «Русская идея»

Рис. 6.36. Принципиальные различия идеологии фашизма и «Русской идеи»

 

 

Модель общественного устройства
Природа человека
Соборность, нравственное государство
Коллективное существо
Фашисты консолидируются

Доказательство тенденций российской фашизации не является исключительным авторским открытием. Об этом, что само по себе по- казательно, говорят и сторонники, и противники современного поли- тического режима России. При этом, правда, и те и другие игнорируют фундаментальные характеристики фашизма как сущности, такие как идеология превосходства, неравенства и насилия, сфокусировавшись на проявлениях, не являющихся исключительно фашистскими.

Противники говорят о сходстве экспансионной внешней политики России с политикой Третьего рейха. Присоединение Крыма ставится ими в один ряд с присоединением к Германии заселенных преимуще- ственно немцами Судетской области и Данцига, а также аншлюсом Австрии. Прием сравнения Путина и Гитлера, вопреки принципам дипломатической корректности, публично использовали представители западного истэблишмента — принц Чарльз, Хиллари Клинтон, Джон


Маккейн, Збигнев Бжезинский, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, Петр Порошенко. В США был проведен социологический опрос, в котором респондентам предлагалось сравнить российского президента с рейхсканцлером. Большинство дали отрицательный ответ, но тема была запущена45. Тема была подхвачена российской оппозици- ей — отметились Гарри Каспаров, Андрей Зубов, Александр Сотник.

Важно понимать, что реально существующая угроза российской фашизации замещается распространением маркера фашизма на про- блему русской идентичности. Если уж и проводить параллели при- соединения Крыма и Судетской области, то в этот ряд нужно включить присоединение к Великобритании с последующим референдумом Фолклендских островов и другие примеры западного экспансионизма. Принципиальное отличие гитлеровской внешнеполитической прак- тики от современной внешней политики России состоит в претензии и доктрине мирового расового господства. Запад сам идет сегодня семимильными шагами в направлении фашизации и стремится посред- ством перевода стрелок выхолостить понимание сущности фашизма как системы превосходства, неравенства и насилия. Распространение маркера «фашизм» на присоединение Крыма реконструирует замысел сдержать и дискредитировать русское национальное возрождение,

«русскую весну», представить фашистским любое проявление русской российской цивилизационной идентичности.

Некорректными вместе с тем являются и апелляции внешних сто- ронников российского режима, обнаруживающих в современной Рос- сии мировой оплот защиты традиционных ценностей. Это восприятие стало ложным и основано на прошлом образе исторической России. Современный политический режим контртрадиционен и либерален.

 

45 http://inosmi.ru/world/20150306/226679851.html; http://gordonua.com/ publications/bzhezinskiy-putin-otlichaetsya-ot-gitlera-stremleniem-k-lichnomu- obogashcheniyu-88163.html; http://politrussia.com/world/inostrannye-smi- rossiya-737/; http://www.forumdaily.com/chetvert-amerikancev-schitayut- pravomernym-sravnenie-putina-s-gitlerom/; http://rus.delfi.lv/news/daily/ abroad/merkel-protiv-sravneniya-dejstvij-putina-i-gitlera.d?id=44356869; http:// inosmi.ru/world/20140403/219232730.html; https://russian.rt.com/inotv/2014- 09-04/Guardian-Sravnenie-Putina-s-Gitlerom; http://www.dsnews.ua/world/ poroshenko-provel-parallel-mezhdu-deystviyami-gitlera-i-13052015164500; http:// www.pravda.com.ua/rus/news/2015/05/13/7067754/; http://obozrevatel.com/ politics/75108-kasparov-sravnil-putina-s-gitlerom.htm; http://mignews.com/news/ lifestyle/310314_174612_23908.html; http://www.inopressa.ru/article/06mar2014/ inopressa/clinton; http://www.pravda.ru/news/world/northamerica/usacanada/26- 10-2014/1232878-soros-0/; http://www.slavicsac.com/2014/03/07/mcclintock/; http://ru.publika.md/link_1292991.html


Современное российское общество детрадиционализировано, и эрозия традиционных ценностей пока только усиливается. Российская Федерация находится на одном из первых мест в мире по коэффициенту разводимости. Преувеличено значение закона, получившего неофици- альное наименование антигейского. Россию поторопились объявить главной силой противодействия ЛГБТ. В действительности, закон лишь ограничивает возможности гей-пропаганды среди несовершеннолетних и мало что меняет по существу. Законодательство многих стран Азии и Африки в этом отношении гораздо жестче.

Современная Россия становится своеобразной Меккой для нацио- налистов мира. В советские годы вокруг России консолидировались мировые левые силы. СССР позиционировался как «родина социализ- ма». Сегодня основное ядро внешних симпатизантов страны составля- ют правые. И эта инверсия производна от происходящих российских трансформаций.

На фоне кровавых терактов в Европе мир начал забывать о ре- зонансном деле Андерса Брейвика. Показательно, что норвежский националист признавался в своем манифесте, обращенном к Европе, в симпатиях к Владимиру Путину46. Случайно ли это? Среди сторон- ников современного режима России фигурируют вполне узнаваемые европейские партии: австрийская «Свобода»; болгарская «Атака»; бельгийский «Фламандский интерес»; «Британская национальная партия»; венгерская «За лучшую Венгрию»; германские «Национал- демократическая партия Германии» и «Альтернатива для Германии»; греческая «Золотая Заря»; испанская «Национальная демократия»; ита- льянские «Лига Севера», «Новая сила»; «Сербская радикальная партия»; польская «Смена»; словацкая «Народная партия — Наша Словакия»; французский «Национальный фронт»; чешская «Рабочая партия со- циальной справедливости» и другие. Все это исключительно партии, придерживающиеся идеологии национализма. «Национальный фронт» даже кредитовался в Москве.

Специфична «честь» стать кумиром мирового национализма. Но помимо симпатий, предпринимаются уже и практические шаги по вы- страиванию вокруг России консолидированного националистического движения. Большинство перечисленных выше партий прислали своих представителей на крупнейший международный съезд националистов, состоявшийся в 2015 г. в Санкт-Петербурге47. Характерно, что при

 

46 http://www.rbc.ru/society/24/07/2011/607078.shtml

47 http://rusjev.net/2015/03/22/kak-rossiyskie-vlasti-organizovali-krupneyshiy- mezhdunarodnyiy-sezd-fashistov-v-pitere/


«любви» к современной России, европейские националисты крайне враждебно относятся к СССР и связанной с ним коммунистической идеологии. Справедливо понимание, что это совсем не любовь к стра- не, не русофилия, а практическая ставка на Россию в ее планируемой

«новой» функции тарана против наступающего с юга мира ислама. Националистические любители России «дружественно» подталкива- ют ее к цивилизационной войне. И еще не ясно, кто несет ей больший вред — враждебно настроенные либералы или «симпатизирующие» националисты.

 

***

Таким образом, анализ показывает, что фашистская трансформа- ция России возможна. Конечно, неправильно применять определение

«фашизм» к современному российскому политическому режиму. Но угрожающие тенденции фашизации как на властном, так и на обще- ственном уровне существуют.

Сходство и наличие общих признаков современного российского режима и классических моделей фашистского государства обнаружи- ваются довольно убедительно. Достаточно ли этого для классификации его в качестве фашистского? Пока нет. Отсутствует главное — идеоло- гия превосходства. Она потенциально может появиться (и симптомы ее генерации существуют), но пока ее нет. Поэтому более корректно говорить не о фашизме в России, а о тенденции фашизации. Режим в Российской Федерации все еще остается либеральным. Но либера- лизм, дойдя да экстремального уровня своего воплощения, неизбежно трансформируется в фашизм. Все признаки вероятности такой транс- формации налицо. И чтобы побороть фашизм, надо, как минимум, выбить у него из под ног идеологию либерализма. Как максимум — вы- двинуть иную идеологию, социализированную идеологию нравствен- ности, справедливости, труда.



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.