Нефункциональность современных антифашистских движений — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Нефункциональность современных антифашистских движений

2021-10-05 30
Нефункциональность современных антифашистских движений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Несмотря на то что «антифашизм» и «антифашистское движе- ние» — понятия, находящиеся давно на слуху, в реальном раскладе сил в мировом масштабе их нет. Парадокс объясняется тем, что под вывеской антифашистов в действительности обнаруживается нечто идеологически иное. Собственно антифашисты как борцы против

 

1 Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. Манифест грядущего человечества // http://manifest. rusrand.ru/


идеологии и практики антропологического превосходства, неравенства и насилия не идентифицируются. А что вместо этого под прикрытием антифашистского знамени подставляется?

Во-первых, в качестве самономинирующихся антифашистов вы- ступают фашисты иных модификаций. Для них неприемлем фашизм определенного вида. Показательно в этом отношении движение либе- ральных антифашистов. Фашизм, с которым они борются, акцентиро- ван, прежде всего на антисемитизме. То обстоятельство, что фашизм может быть и не антисемитской природы, не является для них акту- альным. Либерализм на определенной стадии зрелости сам становится фашизмом. Эта тема тоже табу для либерал-антифашистов.

Война на Украине: обе противоборствующие стороны называют своих противников фашистами, а себя, соответственно, антифашиста- ми. В обоих случаях оказываются акцентированы только определен- ные стороны фашизма и рассматриваются только определенные его модификации. В действительности, признаки фашизации в большей или меньшей степени есть и на Украине, и в Российской Федерации. Принципиально иной, подлинно антифашистской, могла бы быть по- становка вопроса — русские и украинцы совместно против российского и украинского фашизма!

Противники либерал-антифашистов дешифруют само их понима- ние антифашизма как «антирусский фашизм». И нельзя сказать, что такой составляющей в либеральном антифашизме нет.

Во-вторых, под вывеской антифашизма часто выступают антитота- литаристы, пацифисты, анархисты. В их трактовке фашистским нужно считать едва ли не любое сильное государство. С фашизмом в анархист- ской версии увязывается апелляция к традиционным ценностям. Паци- фисты в качестве антифашистского поднимают знамя толерантности. Если первая версия антифашизма преимущественно либеральная, то вторая — ультралевая, анархистская. Все смешивается. Антифашизм оказывается синонимичен антивластности, бунтарскому протесту против любой системы. В культовой для этой части номинированных антифашистов книге Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Анти-Эдип» фашистским институтом объявляется даже семья2. Проблема запутан- ности и двусмысленности терминологии и понятий очевидна.

В-третьих, в качестве антифашистского выступает провластное дви- жение. В основном антифашистский пафос связывается с исторической памятью, апелляцией к жертвам Второй мировой войны. Это движение

 

2 Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.


кооптируется чаще всего властью из лояльной, часто карьерной молоде- жи. Оно является своеобразным фильтром молодых активистов. Такой антифашизм можно было бы еще определить как аппаратный. Особо широкий размах он приобрел в современной России, прежде всего в молодежных структурах, выстраиваемых вокруг «Единой России» и «Общенародного фронта».

Таким образом, создание подлинного антифашистского между- народного движения остается актуальной задачей, которая всерьез еще даже не поставлена. Для этого, по опыту прежнего, оказавшегося неудачным, антифашистского строительства, на первом этапе нужна точная идентификация, что есть «фашизм».

 

Идеология антифашизма

Борьба с фашизмом не может быть выстроена как системная и стратегичная без опоры в категориях добра и зла. Использование и, главное, четкое понимание категориального смысла и содержания этих понятий должно вернуться в обществоведческий дискурс. Либерализа- ция российской гуманитарной науки и образования дорого обходится с точки зрения выхолащивания высших ценностей человеческого бы- тия. Фашизация должна рассматриваться как вектор контрэволюции. Эволюционному образу нравственного категориального человека этот вектор противопоставляет образ античеловека. Соответственно, и борьба с фашизмом должна преподноситься как борьба прежде всего онтологическая, борьба с мировым злом. Должна вернуться семанти- ка, найденная во время Великой Отечественной войны, — священная борьба с «отребьем человечества», с «царством тьмы».

Выбор в пользу антифашистской ценностной платформы требует от соответствующих государств пройти известную внутреннюю транс- формацию. Масштабность перестройки государств под «истинный ценностный пакет человечества» будет зависеть в каждом конкретном случае от степени произошедшей нравственной деформации, отступле- ния от него в период мирового исторического отката, от степени фаши- зации. Нет на сегодня ни одной цивилизационной системы, которая не нуждалась бы в соответствующем духовном очищении.

Один путь в развертывающейся альтернативе — это принятие парадигмы основанного на принципах «истинного ценностного паке- та» человечества нравственного мироустройства3. Она предполагает

3 Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Россия и мир. Российский мировой проект: в 2 т.. М.: Наука и политика, 2016.


в качестве фундамента утверждение тезиса всеобщего равенства, как личностного, так и цивилизационного. Второй путь состоит в попыт- ке утверждения модели собственного превосходства и властвования, опирающегося на насилие. В реальности это и есть путь фашизации.

Людям необходимо разъяснить, что при фашистской модели ми- роустройства им отводится место антропологически второсортных существ и роль исключительно в рамках обеспечения «нового поли- тического класса». Следует показать, что расслоение, как в междуна- родном, так и во внутристрановом масштабе год от года будет только усиливаться. Необходимо снять шоры с глаз человечества. Когда же факт дифференциации человечества на эксплуатирующее меньшинство и эксплуатируемое большинство станет очевидным, фашизм будет обречен.

Необходимо в интересах большинства человечества назвать, нако- нец, вещи своими именами. До сознания каждого трудового человека должно быть доведено то, что современная система мироустройства обрекает его на антропологическую второсортность. «Всеобщая вера в революцию, — говорил В.И. Ленин, — есть уже начало революции»4. Соответственно, нужна и всеобщность ощущения тупиковости и враж- дебности по отношению к интересам большинства существующей сегодня системы мироустройства.

Гитлер заявлял, что ведет борьбу против направления истории, за- данного Французской революцией. Но что мы видим сегодня? Идеалы Великой Французской революции оказались фактически попраны. Ни равенство, ни тем более братство не являются сегодня принципами социального строительства. Иллюзорным в плане выбора альтернатив- ных моделей бытия, не связанных с обеспечением жизнедеятельности мировых паразитических структур, оказался и принцип свободы. По- ляризация человечества на большинство и меньшинство становится все более очевидной. Демократия, подразумевающая реализацию воли большинства, оказывается фикцией. Миф о «равных возможностях» («американская мечта») как фактор погашения протестной энергии масс уже не срабатывает. А дальше открывается фашистская перспек- тива тотального порабощения человечества, низведения человека до уровня скота.

Всеобщее прозрение в отношении угроз фашизации еще не на- ступило. «Клубом бенефициаров» продуцируются новые технологии идеологического прикрытия фашизма. Народам внушается мысль о том, что их проблемы создают инородцы, мигранты, геополитические

 

4 Ленин В.И. ПСС. М.: Издательство Политической литературы, 1967. Т. 9. С. 159.


соседи. Межэтнические конфликты уводят от понимания истинной природы зла. Внушается представление, что противоречия между ци- вилизациями и народами будто бы неизбежны, а отсюда неизбежны и цивилизационные войны.

Одной критики в борьбе с фашизмом недостаточно. Нужна пози- тивная наступательная повестка. Нужно наличие желаемого альтер- нативного фашистской перспективе образа будущего. Именно в этом наблюдается острый дефицит.

Проект всечеловеческого социального равенства будет иметь шанс на успех только в случае его планетарной адресации. Фашизм — явление, не ограниченное странами и цивилизациями. Фундамен- тальность связанных с ним вызовов задается фундаментальностью самой темы равенства и неравенства. Соответственно, и ответ ему тоже должен быть адресован всем человечеством, иметь планетар- ный характер.

Манифестационные антифашистские обращения к человечеству создаются не впервые. И «Новый завет», и «Коран», и «Манифест коммунистической партии» были в сущности антифашистскими (при используемой широкой трактовке понятия «фашизм») документами. Таков и «Манифест грядущего человечества».

Они выражали единую ценностную позицию неприятия мира не- равенства. «Новый завет» и «Коран» выражали эти идеи применитель- но к контексту традиционного религиозного общества, а «Манифест Коммунистической партии» — светского общества Нового времени. Исторические модификации антифашистских манифестов прошлого отражают исторические модификации самого фашизма. Назрела не- обходимость нового манифеста, но уже применительно к контексту современного мира и современным угрозам фашизации.

В мире усиливается конфронтация, являющаяся питательной средой для фашизма. От противопоставления «мы — они» остается один шаг до антропологического разграничения своих и чужих. Из ситуации нарас- тающих угроз роста ксенофобии выход, безусловно, есть. Он формули- руется как «золотое правило нравственности». «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» или «Не делайте другим того, чего не хотите себе». Аналоги этой формулы можно обнаружить фактически во всех традиционных религиях человечества (табл. 7.1)5.

 

5 От Талиона к Золотому Правилу. Специфика нравственного требования. 2. «Золотое правило» в истории этики // Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: МГУ, 1974.


Таблица 7.1

«Золотое правило нравственности» в различных цивилизационных традициях

Религия Императив «золотого правила»
Иудаизм «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
Христианство «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». «Люби ближнего твоего, как самого себя». «Любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв». «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя». «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя»
Ислам «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»
Индуизм Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприят- но ему самому. Такова вкратце дхарма — прочее проис- текает от желания
Конфуцианство Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом? Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе»
Язычество (племенная религия народа йоруба) Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про) ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно

Межцивилизационный универсализм «золотого правила нрав- ственности» указывает на выработанный веками реальный опыт вы- живания человечества.

В противовес фашистской доктрине антропологического неравен- ства необходимо транслировать идею фундаментального ценностного единства. Различаясь в своих локальных укладах жизни, народы едины в базовых ценностях человечества, приближающих его к нравствен- ному идеалу. Отсюда задача нахождения объединительной формулы. Создатели мировых религий говорили о единении верующих вне за- висимости от расовой и этнической принадлежности. Карл Маркс вы-


двинул формулу единения мирового пролетариата. Новой формулой человеческой интеграции должно стать единение цивилизаций. Это объединение не означает отказа от цивилизационной идентичности. Напротив, единство в данном случае достигается через раскрытие своеобразия и неповторимости каждой из цивилизаций. В этой идее и состоит суть идеологии нового антифашизма.

Классическая фашистская пропаганда, ассоциируемая с фигурой Йозефа Геббельса, стала нарицательным понятием, как обозначение тотальной манипулирующей лжи. Сам рейхминистр народного про- свещения выразил свою позицию следующим образом: «Ложь, по- вторенная тысячу раз, становится правдой» и «Мы добиваемся не правды, а эффекта»6. И это вопрос не о технике идеологической работы, а о сущности фашизма. Фашизм не может не прибегать ко лжи, по- скольку утверждая модель неравенства он должен дать некую иллю- зию большинству, находящемуся на нижних ступеньках социальной иерархии.

Если фашизм основывается на лжи, то вести успешную борьбу с ним следует за счет правды. Дихотомия «фашизм — антифашизм» выводит на дихотомию «зло — добро», а она, в свою очередь, на антагонизм

«ложь — правда».

Существует колоссальный исторический запрос на правду. Нуж- на максимально широкая, организованная в планетарном масштабе просветительская кампания. Для этого надлежит использовать все возможные информационные ресурсы. Большие возможности дает в этом плане Интернет.

Такой возможностью прежде противники паразитической системы не обладали. Пойти на отмену Интернета бенефициары уже не могут. Информационная глобализация сегодня форматирует новую латентную систему управления миром. Но в данном случае оружие может быть обращено против его же создателей.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.