Время точит мастера опытом, как точит водой прибрежные утесы. Критерии профессионализма. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Время точит мастера опытом, как точит водой прибрежные утесы. Критерии профессионализма.

2022-05-13 29
Время точит мастера опытом, как точит водой прибрежные утесы. Критерии профессионализма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что такое профессионализм?

Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях.

При этом под профессиональной деятельностью понимается сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения. В нормальном случае эта деятельность становится профессией и подразумевает материальное вознаграждение.

Психология профессионализма:

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющаяся в деятельности и общении. Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство человека, — это совокупность устойчивых особенностей профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень (эффективность, надежность, качество и др.) профессиональной деятельности, при выполнении ее в разнообразных условиях. Профессионализм как свойство специалиста, включает компетентность как необходимое качество, но не сводится к нему. Профессионализм — это и особое (профессиональное) мировоззрение, и система отношений — к себе, своей деятельности, профессии, к Миру, и профессиональная мотивация. Иными словами, профессионализм слагается из компетентности и ответственности.

Лингвистика.

Часто профессионалам присущи определенные слова, словосочетания относящиеся к роду его деятельности. Разумеется, слова не показатель профессионализма, не его особое качество, но я бы все же хотел обратиться к этой теме, так как она помогает лучше раскрыть данную группу людей и их характеристику. Она доказывает наличие некоторых качеств: изобретательности, свободы мысли, творчества, неординарности, точности, стремление к мастерству и т. д.

Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы. Профессионализмы выступают обычно как просторечные эквиваленты соответствующих по значению терминов: опечатка в речи газетчиков — ляп; руль в речи шофёров — баранка; синхрофазотрон в речи физиков — кастрюля и т. п. Термины являются узаконенными названиями каких-либо специальных понятий, профессионализмы употребляются как их неофициальные заменители лишь в ограниченной специальной тематикой речи лиц, связанных по профессии. Часто профессионализмы имеют локальный, местный характер. Существует, однако, и точка зрения, согласно которой профессионализм есть синоним понятия «термин». По мнению некоторых исследователей, профессионализм — «полуофициальное» название ограниченного в употреблении понятия — лексика охотников, рыболовов и др.

По происхождению профессионализм, как правило, результат метафорического переноса значений слов бытовой лексики на терминологические понятия: по сходству, например, формы детали и бытовой реалии, характера производственного процесса и общеизвестного действия или, наконец, по эмоциональной ассоциации.

Профессионализмы всегда экспрессивны и противопоставляются точности и стилистической нейтральности терминов. Не следует, однако, смешивать их с терминами по происхождению экспрессивными, например: грязный котёл — в производстве сахара (пищевая промышленность); подобный термин является единственным вариантом для определения понятия, а профессионализм всегда синоним, заменитель основного обозначения.

Профессионализмы сходны с жаргонизмами и словами просторечной лексики по сниженной, грубой экспрессии, а также тем, что они, как и жаргоны и просторечие, — не самостоятельная языковая подсистема со своими грамматическими особенностями, а некий лексический комплекс, сравнительно ограниченный в количественном отношении.

Вследствие свойственной профессионализмам экспрессивности они относительно легко переходят в просторечие, а также в разговорную речь литературного языка, например: накладка — «ошибка» (из актёрской речи), дворник — «стеклоочиститель автомашины» (из речи автомобилистов).

Способности.

Спообности так или иначе влияют на профессионализм.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том же уровне знаний, умений и навыков, одно дело у человека получается лучше другого. Одному парню проще считать, другому - рисовать, третьему - разбираться в технике. Эта девушка легко осваивает шитье, эта - искусство презентации, а эта - как будто родилась поваром.

"У него способности к музыке, а не к математике". "Он не сможет освоить этот элемент, у него нет к этому способностей".

Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности. Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать.

Говоря о развитии способностей, выделяют следующие уровни: задатки, способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность... В другую сторону - посредственность, бездарь...

О задатках мы говорим, когда видим, что человек в силу своих природных особенностей или опыта мог бы быть успешным в том или ином деле. Если человек развил свои задатки, у него отмечают способности. Следующий уровень – одаренность, это более развитые в сравнении с другими людьми способности, которые дают возможность человеку особенно успешно выполнять какой-либо вид деятельности.

Различают интеллектуальную и творческую одаренность. Раньше всего проявляется музыкальная одаренность, позднее – способность к рисованию, математике. Например, почти все выдающиеся математики проявили себя в возрасте до 20 лет.

Следующий этап – мастерство, что подразумевает совершенство в конкретном виде деятельности. Далее – талант, то есть высокий уровень развития способностей, который обычно проявляется в творческих видах деятельности. Развитие таланта зависит от собственной активности человека и его окружающей среды. И, наконец, гениальность – высшая степень творческих способностей, которые оказывают влияние на развитие общества в течение многих лет.

Способности классифицируют по видам психических функциональных систем (мыслительные, коммуникативные, сенсомоторные и т.д.) и по основным видам деятельности (математические, музыкальные, литературные и т.п.). Кроме того, способности бывают общими и специальными. Общие есть у большинства людей определенной возрастной категории и проявляются во многих сферах деятельности. Главные общие способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Развитие специальных требует обучения и часто особых умственных способностей. Частных, специальных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.

Те или иные способности есть у каждого человека, просто не все могут их выявить и развить. Некоторые способности могут передаваться по наследству, например, математические. Способности в определенной степени связаны с полом человека: мужчины более способны в мире дела и предметов, женщины - в мире разговоров, чувств и отношений.

Склонность выражается в деятельности, а деятельность развивает способности. С другой стороны, и дети, и взрослые люди чаще склонны заниматься именно тем, что у них лучше получается, к чему у них есть задатки. Трудно сказать, что первично: склонности или способности.

Мальчики играют в машинки, а девочки в отношения - потому что им это нравится или потому что именно в этой сфере деятельности им проще проявить себя, у них это лучше получается?

Развитие способностей сильно зависит от окружающей среды, в которой происходит формирование человека как личности. У детей их выявить легче, так как они проявляются во время учебы в специализированных школах и кружках по интересам. Самый простой и надежный способ нахождения у себя способностей - это начать пробовать делать то, что интересно или что по жизни востребовано. Как минимум, это действительно развивает те или иные способности хотя бы до какого-то уровня, а дополнительно - развивает способность (умение) себя учить, умение себя развивать.

Если кто-то будет утверждать, что у вас вообще нет никаких способностей для той или иной сферы деятельности, что вы никогда не сможете научиться хорошо танцевать, петь или рисовать, освоить иностранные языки или профессию дизайнера - не верьте этому человеку. Если вы умеете учиться вообще, то хотя бы до среднего уровня вы можете освоить практически любое дело. Даже зайца можно научить играть на барабане, была бы воля и было бы желание. В этом смысле для каждого - возможно все.

Однако, что касается выдающихся способностей, ситуация другая. Нередко в популярной литературе можно встретить утверждение, что каждый человек в чем-то талантлив, нужно только верить в себя и искать, в чем же твои скрытые таланты. К сожалению, никаких доказательств научного плана у этой оптимистичной точки зрения нет. Теоретически можно допустить, что гениальны все, просто одному для того, чтобы стать гением, достаточно 30 лет, а другому требуется лет триста. То есть - не в этой жизни... Наличие или отсутствие выдающихся способностей опытному человеку видно практически сразу. Профессиональные тренеры могут достаточно быстро определить ваши спортивные таланты и уверенно сказать: "У вас есть данные для спорта высших достижений, а у вас, извините, нет". Это не про вообще ваши способности, а про спорт высших достижений, это удел избранных.

Что касается значительных способностей в других областях жизни (художественных, научных, ремесленных и пр.), то скорее можно встретить людей, которые не будут талантливы ни в чем, и других, которые могут быть талантливы в очень разных областях жизни. Талантливый музыкант вовсе не очевидно талантливый спортсмен, однако талантливые люди действительно легче других достигают высоких результатов в самых разных областях. Связано это с тем, что талантливому человеку сопутствует ощущение: я это знаю, умею, а что не умею - тому быстро учусь. Для талантливых людей чаще характерно свободное сознание и действенный подход. Скорее всего это связано с тем, что у любой деятельности есть примерно одинаковая структура. Как минимум - структура обучения. Я умею учиться, я в этом талантливый - значит мне будет проще даваться все. Если хотите стать талантливым - учитесь учиться. Талант - это свобода тела и разума на фоне открытости ко всему новому.

От чего это зависит? Ответ стандартный - врожденные задатки плюс общее развитие в детском возрасте плюс вера ребенка в себя. О врожденных задатках здесь говорить не будем, а общее развитие в раннем детском возрасте - вещь действительно важная. Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок в детстве получил хорошее базовое развитие: научился рисовать, петь, танцевать, освоил основы ремесел, где нужно хорошо работать руками и чувствовать массу материала. Всегда полезны занятия, которые развивают мелкую моторику. Плюс общекультурное развитие: знакомство с классической музыкой и историей искусств.

Что касается веры в себя, то это действительно очень важно для проявления и развития наших способностей. Удивительные эксперименты проф. В.Л. Райкова показали, что практически каждый из нас может гораздо больше, чем он о себе думает, и под гипнозом люди с вполне средними способностями вдруг обнаруживали в себе если не таланты, то способности выше среднего. Это не значит, что гипноз - панацея. Гипноз может помочь вам обнаружить в себе то лучшее, что в вас уже есть, но на чудеса не надейтесь: настоящие умения все равно приходят только в результате тренировки. Помним: талант без трудолюбия - только надежда, только открытая дверь к великим результатам, но в эту дверь нужно войти: войти собственным трудом

Что такое профессионализм?

Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях.

При этом под профессиональной деятельностью понимается сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения. В нормальном случае эта деятельность становится профессией и подразумевает материальное вознаграждение.

Психология профессионализма:

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющаяся в деятельности и общении. Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство человека, — это совокупность устойчивых особенностей профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень (эффективность, надежность, качество и др.) профессиональной деятельности, при выполнении ее в разнообразных условиях. Профессионализм как свойство специалиста, включает компетентность как необходимое качество, но не сводится к нему. Профессионализм — это и особое (профессиональное) мировоззрение, и система отношений — к себе, своей деятельности, профессии, к Миру, и профессиональная мотивация. Иными словами, профессионализм слагается из компетентности и ответственности.

Лингвистика.

Часто профессионалам присущи определенные слова, словосочетания относящиеся к роду его деятельности. Разумеется, слова не показатель профессионализма, не его особое качество, но я бы все же хотел обратиться к этой теме, так как она помогает лучше раскрыть данную группу людей и их характеристику. Она доказывает наличие некоторых качеств: изобретательности, свободы мысли, творчества, неординарности, точности, стремление к мастерству и т. д.

Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы. Профессионализмы выступают обычно как просторечные эквиваленты соответствующих по значению терминов: опечатка в речи газетчиков — ляп; руль в речи шофёров — баранка; синхрофазотрон в речи физиков — кастрюля и т. п. Термины являются узаконенными названиями каких-либо специальных понятий, профессионализмы употребляются как их неофициальные заменители лишь в ограниченной специальной тематикой речи лиц, связанных по профессии. Часто профессионализмы имеют локальный, местный характер. Существует, однако, и точка зрения, согласно которой профессионализм есть синоним понятия «термин». По мнению некоторых исследователей, профессионализм — «полуофициальное» название ограниченного в употреблении понятия — лексика охотников, рыболовов и др.

По происхождению профессионализм, как правило, результат метафорического переноса значений слов бытовой лексики на терминологические понятия: по сходству, например, формы детали и бытовой реалии, характера производственного процесса и общеизвестного действия или, наконец, по эмоциональной ассоциации.

Профессионализмы всегда экспрессивны и противопоставляются точности и стилистической нейтральности терминов. Не следует, однако, смешивать их с терминами по происхождению экспрессивными, например: грязный котёл — в производстве сахара (пищевая промышленность); подобный термин является единственным вариантом для определения понятия, а профессионализм всегда синоним, заменитель основного обозначения.

Профессионализмы сходны с жаргонизмами и словами просторечной лексики по сниженной, грубой экспрессии, а также тем, что они, как и жаргоны и просторечие, — не самостоятельная языковая подсистема со своими грамматическими особенностями, а некий лексический комплекс, сравнительно ограниченный в количественном отношении.

Вследствие свойственной профессионализмам экспрессивности они относительно легко переходят в просторечие, а также в разговорную речь литературного языка, например: накладка — «ошибка» (из актёрской речи), дворник — «стеклоочиститель автомашины» (из речи автомобилистов).

Время точит мастера опытом, как точит водой прибрежные утесы. Критерии профессионализма.

Профессионализм – это стабильность мастерства. Лучиться профессионализмом может лишь тот, кто посвятил своему занятию не менее 15 лет. Об этом критерии профессионализма говорит философ Вячеслав Рузов. Если мы хотим достичь успеха в какой-то деятельности, нужно стараться действовать максимально стабильно. Например, если мы хотим достичь успеха в какой-то деятельности, в какой-то специальности, по этой специальности нужно поработать не меньше 15 лет. Это закон профессионализма. Профессионал – это тот, кто проработал не меньше 15 лет. Вот этого человека можно считать профессионалом. Профессионал – это тот, кто знает все минусы, все побочные явления, у которого есть большой опыт того, как все плохо заканчивается. Это 15 лет. Если человек меньше проработал, он не профессионал. Он, так или иначе, не знает, как некоторые моменты могут заканчиваться. Поэтому стать профессионалом трудно. И только через 15 лет человек может сказать, что он поработал на этой специальности. До этого он не может сказать, он просто еще экспериментирует, он еще только пробует. 15 лет такой срок достаточно серьезный. Поэтому если мы поступаем куда-то на работу, мы должны решить для себя, что я готов проработать в этом направлении 15 лет.

 Многие развлекаются на работе. Это некоторый метод развлечения. Так же семья. Вспомните семью. То есть, что обещают мужчины и женщины друг другу, вступая в семью? И в радости и в горе, и в болезни и в здоровье, и в бедности и в богатстве быть что? Верными друг другу. Быть всегда вместе. То есть семья так же создается на этой основе. То, что нам сначала нравится, потом разонравится. Но если мы хотим достичь успеха в семье, нужно просто продолжать оставаться вместе. Вот также и на работе, если мы хотим достичь успеха в своем профессионализме мы должны просто продолжать. Через некоторое время мы будем востребованы в любом месте. То есть, если человек в чем-то становится профессионалом, он всегда востребован. Всегда востребован, он уже может быть спокоен, он профессионал. Он будет оценен, он будет востребован. Это факт. Если мы не профессионалы, то по законам жизни мы не будем востребованы. Поэтому если хотя бы в чем-то у нас есть опыт, мы можем быть спокойны, у нас уже есть эта некоторая гарантия стабильности.

Часто говорят: – Всё гениальное просто. Это истина. Людям кажется, что их проблемы должны решаться необычайно сложно. Профессионализм начисто опровергает это заблуждение. Например, как отмечает Вячеслав Рузов, профессионализм в гуманитарных науках – это «очень просто отвечать на очень сложные вопросы. Вот это профессионализм. А профанация, это когда мы очень сложно отвечаем на очень простые вопросы. Наверное, многие подмечали, что настоящие профессионалы очень просто отвечают на заданные им вопросы. И людям сразу все становится понятно. Поэтому настоящий профессионализм – это в очень сложной проблеме увидеть очень простое решение. Оно всегда есть. Простое решение. Не сложно решать легкие проблемы, а легко решать сложные проблемы. Вот это профессионализм.

Есть еще один хитрый критерий профессионализма. Настоящего профессионала не раздражает непрофессионализм окружающих. Его не будут нервировать разговоры дилетантов о проблемах его профессии. Когда человек непрофессионал, его будет нервировать непрофессионализм другого человека. Профессионал уверен и спокоен. Он осознаёт, что должны быть дилетанты, что не обойтись без разных уровней профессионализма, что никуда не деться от невежд, глупцов и карьеристов, считающих себя корифеями в том, в чём ничего не смыслят. Какой смысл растрачивать силы в доказывании их непрофессионализма?

Профессионализм предполагает дружбу с интуицией. Когда человек становится профессионалом, он начинает реально понимать, как сделать лучше. У него появляется профессиональное видение – интуиция. То есть ему уже не нужны какие-то дополнительные факты, доводы, формулы. Он просто начинает видеть истину. В этом нет никакой мистики и волшебства. Это просто реальная стадия профессионализма. Например, к врачу приходит пациент, и он сразу видит – сердечник, почечник. Говорят: – Хороший врач по стуку в дверь должен понять, чем болеет человек. Если это действительно профессионал.

Вячеслав Рузов отмечает, что всё это развивается не за неделю, не за год, даже не за 10 лет. Говорится, первичная профессиональная интуиция приходит через 21 год профессиональной деятельности. Кто у нас сейчас 21 год на одном рабочем месте сидит? Это уже монстры. Им уже можно медаль давать за боевые заслуги на рабочем месте. Это уже редкость. Сейчас все сразу же перебегают с места на место при первых же трудностях. Т.е. человек работает, и он постоянно ищет новое место работы. Постоянно. Он уже работает. И он все равно ищет другое место работы, на всякий случай. Поэтому, нет этой концепции, династии, поэтому, к сожалению, мы находимся в мире, где все, немножечко непрофессионально. Повара немножечко не профессиональны, можно отравиться, врачи немножечко не профессиональны, могут залечить до смерти, водители немножечко не профессиональны, могут на встречную полосу играючи выехать. Все немножко не профессиональны. Немножко. Поэтому и жизнь такая, немножечко опасная. Поэтому, мы все время напряжены. Мы просто чувствуем, что все немножко непрофессионально. Все немножко непрофессионально и как-то опасно все немножко. Нужно перепроверять, перепроверять, за каждым. Конечно, будет какое-то депрессивное состояние, ну что делать, такова реальность.

К сожалению, сейчас такая культура, т.е. нет династии. Это приходит от того, что разрушается наследственность. Дети не идут по стопам своих родителей, никто не работает долго на одном месте, никто не становится профессионалом, поэтому династии разрушаются, соответственно нет этой культуры – продолжать дело, которое мне дано по моей природе. Мы не просто так рождаемся вместе. У нас есть эта взаимосвязь. Но, мы стали гордыми. Поэтому мы говорим – папа с мамой пусть занимаются, чем хотят, у меня своя жизнь. Поэтому династии разрушаются – соответственно нет профессионалов. Потому, что только в династийной системе могут быть профессионалы. Если династии нет – чрезвычайно трудно стать профессионалом.

 В законах кармы говорится – человек становится профессионалом на третью жизнь. Невозможно с первой жизни стать профессионалом, если я ее только начал. Поэтому, скажем так грубо, в первой жизни мне просто нравится музыка. Но, к сожалению, я где-то спал в лесу, и стадо медведей пробежало по моим ушам. Поэтому, я ничего не понимаю, просто мне нравится музыка. Итак, мне нравится музыка всю мою жизнь. На следующую жизнь, когда я рождаюсь, у меня уже появляется слух какой-то. И меня отдают в церковно-приходскую школу, я занимаюсь три года по классу баяна и пою в хоре: «Степь да степь кругом» еще что-то. Т.е. как-то я к этому приобщаюсь. И потом на свадьбах я подыгрываю на гармошке. Итак, я занимаюсь этим всю жизнь, и на третью жизнь я уже рождаюсь в семье музыкантов, на фортепьяно прямо, на рояле уже рождаюсь, или за кулисами где-то рождаюсь прямо, на концерте, уже прямо в семье музыкантов. И мои родители уже музыканты, и все мое окружение музыканты, все что я с самого детства слышу – это музыка, я к ней привыкаю, и поэтому становлюсь профессионалом. На третью жизнь только становлюсь. Так описывается в законах кармы.

Соответственно, если династии нет, если все это разрушается с самого начала, то нет профессионалов, т.е. мы все время с первой жизни все начинаем. Все время начинаем все с первой жизни, поэтому нет этой прирожденности, нет этой действительно, высокопрофессиональной интуиции. Обычно интуиция воспринимается как нечто неосознанное. В действительности это не так. В действительности, интуиция – это стадия профессионализма.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.