Профессиональная компетентность. Качества профи. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Профессиональная компетентность. Качества профи.

2022-05-13 27
Профессиональная компетентность. Качества профи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большинство современных исследователей (Н.В.Кузьмина, А.А.Реан и др.) рассматривает профессионализм как качественную характеристику субъекта деятельности — представителя данной профессии.

Она определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.

Становление профессионала тесно связано с его развитием как личности. При этом личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. В свою очередь с профессиональным опытом заметно возрастает доля стереотипных действий, специфических установок, оказывающих заметное влияние на непрофессиональную сферу жизни, делая поведение человека неадекватным обстановке и затрудняя общение.

Становление профессионала как личности есть процесс профессиональной социализации. Он предполагает освоение системы ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение знаниями и умениями, необходимыми для профессиональной деятельности и т.п. Профессиональная социализация проходит ряд этапов.

К основным показателям этапа профессионального самоутверждения следует отнести уровень подготовки, обеспечивающий конкурентоспособность и востребованность специалиста на рынке труда, развитие специальных способностей, готовность к самообразованию, стремление к творческому росту, способность преодолевать различные профессиональные коллизии, умение работать в команде.

Этап развития профессионала характеризуется дальнейшим включением человека в систему профессиональных функций и ролей, самостоятельным и ответственным поведением в социально-профессиональном сообществе, восхождением по лестнице карьеры,

готовностью к восприятию и передаче профессионального опыта. К числу ведущих особенностей этапа завершения профессиональной деятельности относится потребность в наставнической деятельности и передаче профессионального опыта, самообразование, готовность к смене ведущего вида деятельности.

Хотя становление профессионала происходит в контексте тенденций возрастного развития человека, вряд ли можно точно установить временные границы этапов деятельности. Они обусловлены степенью творческой неуспокоенности личности, ее способностью преодолевать кризисы профессиональной идентификации, ставить пред собой долгосрочные и привлекательные перспективы.

Становление профессионала не исчерпывается личностно-ролевыми характеристиками. Оно всегда индивидуально и проявляется в способности к рефлексии, в критическом отношении профессионала к себе, в творческом проявлении себя, в «индивидуализации субъективной реальности» (В.И.Слободчиков). Эта особенность профессионала отражается в индивидуальном стиле деятельности. Чем ярче и своеобразнее индивидуальность, тем самобытней стиль профессиональной деятельности, выражающий профессиональную позицию специалиста, его внутреннюю целостность и самостоятельность. В педагогической сфере эта особенность стиля проявляется в следующей закономерности: все учителя, характеризующиеся низким уровнем профессионализма, отличаются общностью стиля деятельности, у каждого учителя — мастера свой стиль деятельности, отличающий его от других. Можно заключить, что высокий уровень профессионального мастерства предполагает не только владение нормами профессиональной деятельности и профессионального общения, следование профессиональным ценностным ориентирам, но и «выход» за границы универсального, привычного, способность вносить в деятельность уникальное и неповторимое. Не случайно в обыденном сознании мастерство ассоциируется с высоким искусством в какой-либо области. В этом плане оно тесно переплетается с творчеством, умением находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленностью на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта (Э.Фромм).

По мере приобщения к профессиональной деятельности человек становится специалистом, частью профессионального сообщества. С опытом приходят профессиональная зрелость и мастерство, которое проявляется не только в высоких производственных показателях, но и в динамике жизненных целей и мотивации. Хотя мастер-профессионал всегда прислушивается к мнению и оценке «значимых других», можно полагать, что по мере роста мастерства потребность в самоуважении, основанная на профессиональной компетентности, уверенности, свободе и независимости, становится для него более значимой, чем потребность в признании его заслуг и достижений со стороны окружающих. Вместе с тем высокая самооценка мастера сопряжена с критическим отношением к себе, критической оценкой своих мыслей, действий и поступков.

На основе анализа профессиональных биографий учителей можно выделить несколько факторов, мешающих развитию мастерства:

• Неумение четко сформулировать свои потребности в сфере профессиональной деятельности, если они не касаются социальных и материально-технических условий труда.

• Сложившиеся в профессиональной среде нормы и принципы, ценностные представления далеко не всегда согласуются с самобытностью того или иного педагога.

• Личный жизненный и профессиональный опыт, составляющий богатство учителя, становится барьером для восприятия нового. При этом профессиональные стереотипы характеризуют не только работников с низким уровнем профессионализма. Они свойственны специалистам, достигшим высокого уровня мастерства.

Устранение подобных причин связано с целым комплексом факторов разной степени общности. Среди них особое место занимает постдипломное образование как звено в системе непрерывного образования.

Попробуем выделить некоторые условия, позволяющие повысить эффективность постдипломного образования.

1. Оно не исчерпывается традиционными институциональными формами (например, курсовой и межкурсовой подготовкой) и дополняется обучением «на рабочем месте». В нашем случае речь идет об организации профессионального обучения педагогических коллективов в школе. Одновременно все большее значение приобретает информальное образование, которое взрослый «выстраивает» в соответствии со своими интересами. С этой точки зрения повседневная жизнедеятельность человека (общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия и т.д.) становится источником образования, если взрослый ставит перед собой соответствующие цели. По данным ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобрели необходимые для работы знания и умения за рамками формального образования.

2. Продуктивность образования прямо зависит от разработки образовательных программ на основе глубокого анализа мотивации специалистов и целей, обусловленных проблемами, решаемыми конкретными педагогическими сообществами, членами которых они являются. Соответственно результативность курсов, семинаров и т.д. определяется не столько общей удовлетворенностью слушателей (непосредственный эффект), сколько возможностью с помощью полученных знаний и умений включиться в разработку проблем, решаемых коллективом (отсроченный эффект). Поэтому принципиально важен анализ применимости полученных знаний и умений в практической деятельности на теоретико-методологическом, психолого-педагогическом и предметно-методическом уровнях.

3. Специалист (как любой работающий взрослый) повышает свою квалификацию, руководствуясь прагматической мотивацией. Его доминирующие ожидания связаны с результатом обучения. Но одновременно наряду с чисто практической пользой должна возрастать самоценность процесса образования. В подобном смещении акцентом проявляется освобождение человека от цепей социальной причинности обучения, от поглощенности профессиональным битием. В итоге он как бы «перешагивает» узкие границы своего индивидуального существования. Обогащение ценностного смысла постдипломного образования связано с введением в содержание образования «внепрофессиональных» гуманитарных знаний, применением инновационных технологий (в том числе модульного подхода), созданием атмосферы сотрудничества.

Можно ожидать, что направленность постдипломного образования на развития профессионального мастерства специалистов будет проявляться не столько в прямом «переносе» новых знаний и умений (в частности новых технологий) в профессиональную деятельность, сколько в рефлексивном анализе собственной деятельности: критическом осмыслении опыта, «переводе» интуитивно найденного правильного пути в сознательную деятельность, появлении устойчивого интереса к рассматриваемым проблемам и желания глубже разобраться в них, потребности в самообразовании и продолжении контактов с преподавателями.

Модернизация постдипломного образования во многом обусловлена уровнем профессиональной компетентности преподавателей, работающих в этой сфере. Трудности, возникающие в процессе преподавательской деятельности в ней, связаны с отсутствием специальной профессиональной подготовки, повторяемостью излагаемого материала, стремлением к упрощению достаточно сложных концепций и научных идей и т.д. Многолетняя практика преподавателя-лектора зачастую приводит к появлению менторского назидательного стиля общения. Анализ практического опыта в разных областях постдипломного образования (отечественного и зарубежного) позволяет выделить в качестве профилактических средств:

• необходимость участия преподавателей в научной работе;

• постоянное совершенствование андрагогической компетентности;

• периодически предоставляемый творческий отпуск для разработки новых курсов и образовательных программ;

• формирование позиции тьютора, обеспечивающего содействие в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы педагога. 

Профессионализм и мастерство педагогической деятельности.

В отношении педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных ролей, для успешного осуществления которых необходимы соответствующие способности. В научной литературе им уделено достаточно внимания. Применительно к педагогической деятельности наиболее глубокое исследование способностей провела Н. В. Кузьмина. Она выделила основные компоненты деятельности педагога, которым соответствуют те или иные способности: конструктивный (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей), организаторско-коммуникативный (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками), гностический (способность приобретать и использовать знания).

В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;

конструктивная и исследовательская;

организаторская и коммуникативная;

самосовершенствование.

Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.

Профессиональная направленность - это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к педагогической деятельности. А также общественную активность, доминантность, социальный оптимизм и др.

Профессиональная компетентность - это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, педагогическая техника, умения и навыки по тематике.

Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Профессионально-важные качества - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

Реализация воспитывающей функции требует от педагога комплекса значимых качеств, к которым относятся такие свойства, как идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм. Прежде всего следует иметь в виду, что педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей.

К сожалению, и по сей день в педагогических вузах при наборе студентов не проводится диагностики их педагогической одаренности; берут всех, кто выдержит общеобразовательный конкурс. Вот почему в школы и другие учебно-воспитательные учреждения попадает много людей, заведомо профессионально ущербных, что отрицательно, а порой просто губительно сказывается на их учениках и воспитанниках. Вторая специфическая черта педагогической деятельности - многофакторность воспитательного процесса. Воспитательный процесс идет в семье, школе, внешкольных. учреждениях, при всех формальных и неформальных контактах воспитанника с другими людьми, его обращении к литературе, искусству, средствам массовой информации. Успех в воспитании каждого конкретного человека зависит от влияния многих факторов и условий. Однако это не принижает роли профессионального педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить, лишь будучи разносторонне образованным человеком. Педагога невозможно переучить, и, строго говоря, никакие знания для него не будут лишними, избыточными. Стало уже банальным сравнивать педагога с аккумулятором. Но аккумулятор надо периодически подзаряжать. Вот почему педагогу так необходимо иметь время для самосовершенствования, постоянного повышения своей квалификации. Третья специфическая черта воспитательного процесса - его длительность. Конечно, процесс воспитания идет с разной скоростью, но значительно форсировать его нельзя. Ведь для того, чтобы только узнать человека, нужно, как говорит народная пословица, «пуд соли с ним съесть». Нельзя быстро воспитать чуткого, трудолюбивого человека. Особенно медленно идет процесс перевоспитания. Нет таких быстродействующих методов, которые бы позволили эгоиста быстро переделать в альтруиста, а лентяя - в труженика. А это, в свою очередь, делает результаты воспитания малозаметными, скрытыми. Очень часто педагог, прикладывая много сил, долго не видит позитивных изменений. Успешно работать в таких условиях может только терпеливый оптимист. Терпение и оптимизм - важнейшие профессиональные качества педагога. Раздраженность — это ржавчина педагогической квалификации, и если эта ржавчина стала частью личности, второй натурой, надо срочно менять профессию. Четвертая особенность процесса воспитания - концентризм в содержании воспитательной работы. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится многократно возвращаться. Пятая специфическая черта воспитания заключается в том, что это активный двусторонний процесс. Поэтому важнейшая задача педагога - воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну собственных усилий, пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоятельность. Успешное решение этих задач требует от педагога развитой эмпатии, т.е. способности видеть ситуацию глазами другого человека, умения поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами. Шестой особенностью воспитания является то, что результаты этого процесса малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно трудно. Как и все большое, она видится на расстоянии. Конечно, на расстоянии не географическом, а на временном. Поэтому педагог должен быть готов к тому, что его усилий не только быстро не увидят, но его еще и порицать будут, что называется, за чужие грехи. Вот почему педагог должен быть очень скромным человеком, и не только чтобы служить должным примером своим воспитанникам, но и для сохранения своего душевного равновесия при нередких, к сожалению, случаях несправедливого отношения к себе. И, наконец, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, устремленная в будущее. Каждый педагог должен помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся условиях, в иных общественных отношениях.

Педагогический профессионализм связан еще с понятием мастерства педагогического общения. Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше используется сравнительно «молодое» словосочетание: педагогическое общение. Проф. А.А. Леонтьев определяет его так: «Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива».

Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с учащимися.

Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере личности. Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место учащегося, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими стабилизирующими эмоциональное состояние свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия педагогического взаимодействия с учащимися.

Управление учебно-воспитательным процессом требует от педагога интереса к общественной работе, склонности к организаторской деятельности, способности отражать психологический настрой учебной группы, наличие установки на достижение успеха, высокого качества учебно-воспитательной работы, особой чувствительности к межличностным отношениям, умение проектировать и создавать педагогические ситуации, адекватно и быстро реагировать на их изменения, требовательности, практической направленности ума, критичности, ответственности.

Важным компонентом большой группы профессионально-значимых качеств педагога является коммуникативность - качество необходимое для усиленного выполнения любой педагогической деятельности. Это общительность, эмоциональная экспрессия, развитая речь (правильное произношение, логичность, стройность изложения мыслей и т.п.), педагогический такт, способность прочесть душевное состояние учащегося по выражению лица, мимике, жестам, позе, походке.

Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга. Ф. Н. Гоноболин3 дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

способность делать учебный материал доступным;

творчество в работе;

педагогически-волевое влияние на учащихся;

способность организовать коллектив учащихся;

интерес и любовь к детям;

содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

педагогический такт;

способность связать учебный предмет с жизнью;

наблюдательность;

педагогическая требовательность.

К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.

Исследуя природу и генезис профессионального самосознания личности, О.В. Москаленко4 рассматривает четыре генеральных фактора:

Мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства;

Профессиональное субъективно-ориентированное обучение;

Направленность личности на овладение данной профессией;

Оптимальный временной промежуток

Способности.

Спообности так или иначе влияют на профессионализм.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том же уровне знаний, умений и навыков, одно дело у человека получается лучше другого. Одному парню проще считать, другому - рисовать, третьему - разбираться в технике. Эта девушка легко осваивает шитье, эта - искусство презентации, а эта - как будто родилась поваром.

"У него способности к музыке, а не к математике". "Он не сможет освоить этот элемент, у него нет к этому способностей".

Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности. Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать.

Говоря о развитии способностей, выделяют следующие уровни: задатки, способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность... В другую сторону - посредственность, бездарь...

О задатках мы говорим, когда видим, что человек в силу своих природных особенностей или опыта мог бы быть успешным в том или ином деле. Если человек развил свои задатки, у него отмечают способности. Следующий уровень – одаренность, это более развитые в сравнении с другими людьми способности, которые дают возможность человеку особенно успешно выполнять какой-либо вид деятельности.

Различают интеллектуальную и творческую одаренность. Раньше всего проявляется музыкальная одаренность, позднее – способность к рисованию, математике. Например, почти все выдающиеся математики проявили себя в возрасте до 20 лет.

Следующий этап – мастерство, что подразумевает совершенство в конкретном виде деятельности. Далее – талант, то есть высокий уровень развития способностей, который обычно проявляется в творческих видах деятельности. Развитие таланта зависит от собственной активности человека и его окружающей среды. И, наконец, гениальность – высшая степень творческих способностей, которые оказывают влияние на развитие общества в течение многих лет.

Способности классифицируют по видам психических функциональных систем (мыслительные, коммуникативные, сенсомоторные и т.д.) и по основным видам деятельности (математические, музыкальные, литературные и т.п.). Кроме того, способности бывают общими и специальными. Общие есть у большинства людей определенной возрастной категории и проявляются во многих сферах деятельности. Главные общие способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Развитие специальных требует обучения и часто особых умственных способностей. Частных, специальных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.

Те или иные способности есть у каждого человека, просто не все могут их выявить и развить. Некоторые способности могут передаваться по наследству, например, математические. Способности в определенной степени связаны с полом человека: мужчины более способны в мире дела и предметов, женщины - в мире разговоров, чувств и отношений.

Склонность выражается в деятельности, а деятельность развивает способности. С другой стороны, и дети, и взрослые люди чаще склонны заниматься именно тем, что у них лучше получается, к чему у них есть задатки. Трудно сказать, что первично: склонности или способности.

Мальчики играют в машинки, а девочки в отношения - потому что им это нравится или потому что именно в этой сфере деятельности им проще проявить себя, у них это лучше получается?

Развитие способностей сильно зависит от окружающей среды, в которой происходит формирование человека как личности. У детей их выявить легче, так как они проявляются во время учебы в специализированных школах и кружках по интересам. Самый простой и надежный способ нахождения у себя способностей - это начать пробовать делать то, что интересно или что по жизни востребовано. Как минимум, это действительно развивает те или иные способности хотя бы до какого-то уровня, а дополнительно - развивает способность (умение) себя учить, умение себя развивать.

Если кто-то будет утверждать, что у вас вообще нет никаких способностей для той или иной сферы деятельности, что вы никогда не сможете научиться хорошо танцевать, петь или рисовать, освоить иностранные языки или профессию дизайнера - не верьте этому человеку. Если вы умеете учиться вообще, то хотя бы до среднего уровня вы можете освоить практически любое дело. Даже зайца можно научить играть на барабане, была бы воля и было бы желание. В этом смысле для каждого - возможно все.

Однако, что касается выдающихся способностей, ситуация другая. Нередко в популярной литературе можно встретить утверждение, что каждый человек в чем-то талантлив, нужно только верить в себя и искать, в чем же твои скрытые таланты. К сожалению, никаких доказательств научного плана у этой оптимистичной точки зрения нет. Теоретически можно допустить, что гениальны все, просто одному для того, чтобы стать гением, достаточно 30 лет, а другому требуется лет триста. То есть - не в этой жизни... Наличие или отсутствие выдающихся способностей опытному человеку видно практически сразу. Профессиональные тренеры могут достаточно быстро определить ваши спортивные таланты и уверенно сказать: "У вас есть данные для спорта высших достижений, а у вас, извините, нет". Это не про вообще ваши способности, а про спорт высших достижений, это удел избранных.

Что касается значительных способностей в других областях жизни (художественных, научных, ремесленных и пр.), то скорее можно встретить людей, которые не будут талантливы ни в чем, и других, которые могут быть талантливы в очень разных областях жизни. Талантливый музыкант вовсе не очевидно талантливый спортсмен, однако талантливые люди действительно легче других достигают высоких результатов в самых разных областях. Связано это с тем, что талантливому человеку сопутствует ощущение: я это знаю, умею, а что не умею - тому быстро учусь. Для талантливых людей чаще характерно свободное сознание и действенный подход. Скорее всего это связано с тем, что у любой деятельности есть примерно одинаковая структура. Как минимум - структура обучения. Я умею учиться, я в этом талантливый - значит мне будет проще даваться все. Если хотите стать талантливым - учитесь учиться. Талант - это свобода тела и разума на фоне открытости ко всему новому.

От чего это зависит? Ответ стандартный - врожденные задатки плюс общее развитие в детском возрасте плюс вера ребенка в себя. О врожденных задатках здесь говорить не будем, а общее развитие в раннем детском возрасте - вещь действительно важная. Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок в детстве получил хорошее базовое развитие: научился рисовать, петь, танцевать, освоил основы ремесел, где нужно хорошо работать руками и чувствовать массу материала. Всегда полезны занятия, которые развивают мелкую моторику. Плюс общекультурное развитие: знакомство с классической музыкой и историей искусств.

Что касается веры в себя, то это действительно очень важно для проявления и развития наших способностей. Удивительные эксперименты проф. В.Л. Райкова показали, что практически каждый из нас может гораздо больше, чем он о себе думает, и под гипнозом люди с вполне средними способностями вдруг обнаруживали в себе если не таланты, то способности выше среднего. Это не значит, что гипноз - панацея. Гипноз может помочь вам обнаружить в себе то лучшее, что в вас уже есть, но на чудеса не надейтесь: настоящие умения все равно приходят только в результате тренировки. Помним: талант без трудолюбия - только надежда, только открытая дверь к великим результатам, но в эту дверь нужно войти: войти собственным трудом


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.