Часы и Литургия Преждеосвященных Даров. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Часы и Литургия Преждеосвященных Даров.

2022-05-13 22
Часы и Литургия Преждеосвященных Даров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, в сам день служба должна пройти архиерейским чином, посему я не мог не прийти в храм, не ради какого-то сластолюбия (ибо сласть в данном случае оборачивается необходимостью много писать), но ради необходимости украсить описанием книжку. Утро. Я иду в храм к означенному времени. Погода на улице хмурая, срывается дождь. Вот, и храм. Народу в храме немного (позднее людей стало побольше, но все равно много людей не пришло). В центре стоит архиерейский амвон, а на амвоне обычном уже поставлены аналои с иконами для чтения входных молитв. Орлецы на амвоне обычном и архиерейском были расстелены чуть позднее. А служба, тем временем, уже идет. Последование часов шло, как и во все прошедшие дни, правда, в отличие от прошлых дней, на 9 часе кафизма не читалась.

В день праздника.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 3): 1 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, 2 храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, 3 пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.

4 И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.

5 И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.

6 Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.

7 А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.

8 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его.

9 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.

10 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; 11 а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.

12 Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.

13 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы.

14 Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; 15что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф.

16И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах,- 17оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; 18в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, 19серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, 20перстни и кольца в носу, 21верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, 22светлые тонкие епанчи[396] и повязки, и покрывала.

23И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо.

24Мужи твои падут от меча, и храбрые твои - на войне.

25И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная.

Обличение против народа Израилева и вождей его. Это еще не притча о виноградарях, но Бог устами пророка называет народ виноградником и говорит, что эти вожди разоряют его, обогащаясь сами, вместо того, чтобы заботиться о Божием достоянии….

Прочитываются часы. Начинаются изобразительные. Уже после пения заповедей блаженства на амвон выходит иподиакон с архиерейским жезлом. Открываются Царские врата и на амвон выходит правящий архиерей в сопровождении всех трех священников храма, а также диаконов. Начинается чтение входных молитв, в которых духовенство просит благословения Божия на совершение литургии. При совершении молитвы архиерей при чтении особых тропарей поклоняется образам Христа Спасителя и Божией Матери, затем, после чтения особой молитвы просит прощения у верующих (перед совершением литургии священнослужители должны, как написано «примириться со всем миром», так же, как и миряне не имеют право приступать ко причащению Святых Тайн, находясь во вражде). А затем открываются Царские врата и архиерей снова уходит в алтарь для облачения, а за ним – и все духовенство. Чтение изобразительных продолжается.

Вот, последование часов завершается. Звучит отпуст. Вскоре открываются Царские врата и в центр выходит уже облачившееся духовенство. Священники образуют две шеренги, тянущиеся почти до самого амвона. Начинается чтение предначинательных молитв. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Антоний Новицкий) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». Но это и всякая душа, живущая по заповедям Господним. Хотелось бы, чтобы и нашим душам быть таким же Царством!

После произнесения возгласа Царские врата снова закрываются, так как Литургия Преждеосвященных Даров начинается Великой вечерней (она и должна совершаться вечером, хоть эта норма игнорируется из снисхождения к немощи верующих, не все из которых смогли бы ничего не есть весь день до вечера, чтобы потом причаститься Святых Христовых Таин). Так как Литургия Преждеосвященных Даров начинается Великой вечерней, то как и любая вечерня, начинается служба чтением 103 псалма (в начале всенощного бдения, насколько, читатель, надеюсь, заметил, псалом этот ПОЕТСЯ, хоть и не полностью): «Благослови душе моя Господа (при пении поется еще «Благословен еси Господи, благослови душе моя Господа»), Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (весьма), во исповедание (славу) и велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простирая небо, яко кожу, покрывая водами превыспренняя своя. полагая облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветерню, творяй ангелы Своя духи и слуги своя в пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится век века. Бездна, яко раза одеяния ея, на горах станут воды, от запрещения Твоего побегнут. от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и нисходят поля в место, егоже основал еси, предел положил еси, егоже не прейдут. ниже обратятся покрытии землю. Посылая источники в дебрех, посреди гор пройдут воды. Напаяй вся звери сельныя, ждут онагри [397]. На тых птицы небесныя привитают, посреди камени дадят глас. Напаяй горы от превыспренних свой, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от лица земли, и вино веселит сердце человека, умастити елеом лице человека и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедры Ливанстии, ихже еси насадил, от нихже птицы небесныя угнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камени - прибежище заяцем. Сотворил еси Луну во времена, солнце позна запад свой, положил еси тьму и бысть ночь, внейже пройдут вси звери дубравнии, скимни (молодые львы) рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Взыде солнце и соберутся и в ложах своих лягут и изыде человек на дело и на делание свое до вечера, яко возвеличишася дела Твоя, Господи – вся премудростию сотворил еси. исполнь земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади имже несть числа, животная малая с великими, тамо корабли преплавают, змий, егоже создал еси ругатися (играть) ему. Вся к тебе чают, дати пищу во благо время. Давшу Тебе им соберут; отверзшу руку, всяческая исполнятся благости исполнятся, отвращшу же Тебе лице и возмятутся, отымеши дух – и исчезнут и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего и созиждутся и обновиши лице земли. Буди Слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех своих, призираяй на землю и творяй ю трястися, прикасаяся горам и дымятся. Воспою Господеви в живот моем, пою Богу моему, дондеже есмь (пока жив). Да усладится Ему беседа моя, аз же воспою Господеви. Да исчезнут грешницы от лица земли и беззаконницы, еже не бытии им. Благословен еси Господеви» (в Псалтири этот псалом этим и заканчивается, но в начале вечерни в конце читаются или поются слова: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси». На всенощном же бдении еще поются и слова: «Слава Тебе Господи, сотворившему вся!»). Священник в это время в Царских вратах читает специальные так называемые светильничные молитвы. Их же читает и архиерей в центре храма, по книге, которую пред ним держит исполняющий обязанности старшего иподиакона о.Александр Лысенко.

Лишь после окончания чтения псалма начинается великая ектения и мы, как всегда, призываемся к молитве о себе и о ближних и обо всей Церкви. На службе пел верхний хор.

После конечного славословия часть духовенства уходит в алтарь. Вышедший чтец начинает чтение первой из группы псалмов, положенных для чтения на Литургии Преждеосвященных Даров. На Литургии Преждеосвященных Даров последовательно читаются псалмы из так называемых песней степеней – из псалмов, начиная со 119 по 133, которые в Ветхом Завете еврейские священники читали, восходя по ступеням храма, намереваясь входить в него. Также толкование связывает их со страданиями еврейского народа в годы Вавилонского пленения…. Тут замечу, что на вечерне книги предписывают в некоторых случаях читать кафизмы, подобно тому, как это совершается в начале утрени. На практике у нас это бывает только в Великий пост и исключительно на будничных великопостных богослужениях. На Литургии же этой это просто более заметно. Итак, начинается чтение псалмов. Каждая группа псалмов (иногда они читаются по два или по три) оканчивается славословием и после этого следует малая ектения, и всего чтение делится на три части. Диаконы возглашают ектении по очереди. В это время начинается каждение приготовленных на престоле Святых Даров, во время третьей части чтения Святые Дары переносятся с престола на жертвенник. В это время звучит колокольчик и все верующие повергаются ниц[398] (книги при этом рекомендуют не поднимать головы до тех пор, пока колокольчик не прозвенит снова). И лишь после третьей части и очередной малой ектении начинается пение «Господи воззвах». Это название происходит от первых слов 140 псалма, которые поются в начале. На литургии Преждеосвященных Даров и вечерне в будничные дни Великого поста (в монастырях – и на любой вечерне) помимо этого читается и весь псалом, а также и последующий за ним 141: «Господи, воззвах к Тебе – услыши мя, услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе – услыши мя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебя. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Положи Господи хранение устом моим и дверь ограждения во устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати (чтобы не считать) ми вины о гресех, с человеки делающими беззакония, и не сочтутся со избранными их. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго, да не намастит главы моея, яко еще молитва моя во благоволении их. Пожерты (принесены в жертву) быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточищася кости их при аде. Яко к Тебе Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Сохрани мя от сети юже составиша ми, и от соблазна делающих беззаконие. Падут во мрежу (сеть) грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.

(и 141 псалом): Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред ним моление мое, печаль мою пред ним возвещу. Внегда исчезати о мене духу моему, и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немже хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах и не бе знаяй мене: погибе бегство от мене, и несть взыскаяй мене. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене (последние строки служат возгласами перед пением стихир, поэтому более или менее известны). Изведи из темницы душу мою, исповедаться (здесь – петь хвалу) имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси ми.» После пения первых строк 140 псалма дальнейшие строки, как и в среду, были неукоснительно прочитаны, а далее началось пение стихир. Среди стихир были как стихиры Триоди, носящие покаянный характер, так и посвященные святителю Феогносту. Диакон кадит храм…

И вот, поется последняя стихира – так называемый догматик, посвященный, обычно, воплощению Сына Божия от Пречистой Девы Марии. Из алтаря выходит процессия иподиаконов с архиерейским жезлом, со свечами и рипидами, затем диаконы с кадилами и протодиакон с Евангелием (хоть Евангелие на этой службе не читается), а затем и прочее священство, которое выстраивается в центре. Диакон просит благословение предстоятеля на вход и после окончания пения хора, как всегда, звучит возглас «Премудрость прОсти!» После этого духовенство начинает пение «Свете Тихий[399]…» (их голоса, поистине, гремят), при этом, как и при обычной литургии, архиерей благословляет народ на 3 стороны, а затем духовенство входит в алтарь, после чего Владыка Феогност с амвона благословляет народ еще раз и при этом хор начинает петь песнопение со слов «…Достоин еси…» (пение относительно немногочисленного хора тонет в громе пения духовенства). Заканчивается пение, и как всегда, Владыка Феогност кадит алтарь и солею с дикирием в руках в сопровождении диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота», а по окончании каждения хор поет то же многолетие, но уже величественно, а затем его повторяет духовенство в алтаре

Возглашал оба прокимна и читал паремии недавно рукоположенный диакон о.Григорий.

Паремии на Великой вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Главы 2 и 3): 1Так совершены небо и земля и все воинство их.

2И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6но пар поднимался с

земли и орошал все лице земли.

7И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

ГЛАВА 3.

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту [400].

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева [401], ибо она стала матерью всех живущих.

21И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Грехопадение людей. Бог попустил людям искушения, дабы испытать их и хоть знал Он наперед, что они согрешат, но любящий отец всегда надеется на разум своих детей. Ева же беспечно беседовала с диаволом, искушающим ее, а потому и попала в подставленную ей ловушку. К слову, это не рекомендуется делать и нам, не беседуя с искушающими нас помыслами и тому подобным, а «спасаться от них бегством», гнать от себя, иначе тоже можно попасть в ловушку, ведь диавол хитер и за века уже поднаторел в обольщении людей. Однако люди согрешили еще до того, как съели плод. Грех совершился, когда они приняли навязанную диаволом мысль и захотели съесть запретный плод, дабы быть, как боги, знающие добро и зло. Так, гордость погубила людей. Съев же плод, они согрешили второй раз и третий раз – когда Бог спрашивал у них о сделанном ими, надеясь на их покаяние. Но вместо покаяния они принялись валить вину друг на друга. В сущности, каждый из них говорил правду, но это была лишь часть правды, свою же долю вины никто не желал признавать. Интересно, что внешним проявлением грехопадения стало и появление стыда, осознания наготы. Отцы разъясняют, то до грехопадения их одеждой была Божественная Благодать, отпав же от Бога, они и ощутили наготу свою, так как Благодать Божия, чуждая греха, отошла от них (к слову, некоторые толкователи называют еще одним проявлением отхода от первых людей Благодати Божией и то, что после нарушения заповеди Божией голос Божий они слышат извне, как бы издалека). И тогда их естество, пораженное грехом, ощутило воздействие страстей, которые уже не позволяли смотреть друг на друга так, как это было раньше, ведь похоть туманила разум. И обратной стороной этих страстей и стал стыд. Заметьте также, что власть мужа над женой Бог называет наказанием жене за непослушание. Тут возникают параллели со словами некоего из Отцов об одежде: «одежда, есть бинты, наложенные на раны, которые сделал себе человек грехом, посему хвалящийся одеждой своей подобен изувеченному человеку, хвалящемуся своими бинтами»… Так можно сказать и здесь. К несчастью, сегодня, когда речь идет о христианском браке, чаще можно услышать не о любви и взаимопонимании, а о том, кто должен главенствовать в семье. И здесь на первое место ставятся традиционные представления патриархальной старины. Когда уходит любовь, на первое место становится вопрос о власти. Потому и власть мужа над женой стала еще одним следом греха. Но если во главу угла становится любовь, то эти вопросы отходят на второй плане – любящие друг друга люди будут заботиться друг о друге, а не рассуждать о том, кто из них главнее….

После второго прокимна, как и всегда, один из служащих – в данном случае, это был сам правящий архиерей, после возгласа диакона «Повелите!» выходит на амвон со свечой (в данном случае, с дикирием) и кадилом, возглашая «Свет Христов просвещает всех» и благословляя народ. При этом снова звенит колокольчик, призывая всех молящихся повергаться ниц.

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Глава 3): 1Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; 2ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

3Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, 4и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

5Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

6Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

7Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: 8это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

9Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, 10и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

11Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; 12ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

13Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,- 14потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: 15она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

16Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] 17пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные.

18Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!

19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; 20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, 22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

24 Когда ляжешь спать,- не будешь бояться; и когда уснешь,- сон твой приятен будет.

25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; 26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

28 Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что́ родит грядущий день.] 29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; 32 потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.

33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

34 Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать.

35Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие.

И снова обетования соблюдающему заповеди. Ветхий Завет не мог человеку обещать ничего, кроме благоденствия на земле, ибо по смерти все шли в ад. Уготованное человеку Царство Небесное открыл Христос…

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». После этого – сразу последовала сугубая ектения. В ответ на призыв диакона к молитве о правящем архиерее велегласного пения духовенства и хора «Господи помилуй» не было. Традиционно произносились призывы к молитве о единстве Церкви, введенные в службу после незаконного решения Константинопольского патриархата признать украинских раскольников. Также произносились и призывы к молитве о скорейшем завершении строительства кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике. Также традиционно читалась и молитва о мире на Украине… При этом в ектении были включены прошения об избавлении от «ужасного поветрия» - дабы утихнуть разыгравшейся в мире эпидемии некоего вируса. Также читалась и молитва с преклонением колен, с прошением об избавлении от эпидемии. И ради дня тезоименитства правящего архиерея читались особые благодарственные тропари и еще молитва.. После сугубой ектении следовала ектения об оглашенных с обычным призывом к оглашенным[402] выходить, а затем – еще одна ектения с молитвой о готовящихся в ближайшее время принять крещение. А после этого следовал призыв к обоим группам выходить и две ектении, подобные тем, какие бывают на полной литургии перед Херувимской песнью. На литургии же Преждеосвященных Даров вместо Херувимской песни поется: «Ныне Силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва Тайная совершена дориносится…». Архиерей снимает омофор и умывает руки в поднесенной умывальнице. После этого Святые Дары, уже приготовленные, переносятся снова на престол, при этом снова колокольчик призывал к падению ниц. Как и на полной литургии, происходит это торжественно. из северных дверей выходит процессия иподиаконов, несущих архиерейскую митру, подсвечник, дикирий и трикирий, рипиды, затем диакон с дискосом[403] и духовенство, один из священников несет чашу. Оба сосуда встречает в царских вратах и берет в руки архиерей, произносящий «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Все духовенство уходит в алтарь. Хор поет те же самые слова, при этом все молящиеся встают. После этого во второй раз последовало новое провозглашение молитвы прп. Ефрема Сирина. И снова последовало архиерейское благословение народа под пение «Исполла эти дэспота».

Так как эта литургия Преждеосвященная, то после этого сразу следует просительная ектения, заканчивающаяся пением молитвы Господней. Мы призываемся к молитве о помощи в нашей земной жизни и к прошению о даровании Жизни Вечной. Заканчивается эта часть литургии, как и любая, лишь после призыва диакона «Вонмем» звучит возглас «Преждеосвященная Святая Святым». Царские врата закрываются. Духовенство готовится к причащению Святых Таин. Хор после этого пел ряд великопостных песнопений, носящих покаянный характер (например, кондак покаянного канона святителя Андрея Критского).

Причастников было немного, но вполне нормально, учитывая небольшое число верующих. Причащение шло с одной чаши.

Окончание литургии, в общем-то не очень отличается от окончания любой литургии. Отличия заключаются в том, что после окончания причащения вместо «Видехом свет Истины…» поется «Хлеб небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа (3 раза).», да заамвонная молитва у этой литургии особая, в которой священник молится о помощи в прохождении поприща поста и возможности чистым сердцем встретить Воскресение Христово. После «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» - сразу же последовало окончание службы и отпуст….

Во время пения многолетия духовенство выходит в центр храма, где уже поставлены столы, на которых ставятся блюда с коливом. В это время совершается нечто вроде молебна с каноном великомученику Феодору Тирону, поскольку Великая вечерня, коей начиналась литургия Преждеосвященных Даров, это служба не столько пятницы, сколько уже субботы, а суббота первой седмицы Великого поста посвящена сему великомученику. В отличие от прошлых лет, начинается молебен чтением 142 псалма (им предваряются все молебны, хоть на практике он обычно опускается). Затем было пропето «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне..», а затем тропарь и кондак Великомученику Феодору, а также Богородичен:

Тропарь Феодору Тирону

Велия веры исправления /во источнице пламене, яко на воде упокоения /святый мученик Феодор радовашеся, /огнем бо всесожжегся, /яко хлеб сладкий Троице принесеся. /Того молитвами, Христе Боже, /спаси души наша.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.