Утреня, часы и Литургия Преждеосвященных Даров. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Утреня, часы и Литургия Преждеосвященных Даров.

2022-05-13 23
Утреня, часы и Литургия Преждеосвященных Даров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В сам день я также был на службе в свято-Успенском соборе, где утреню и прочее совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора. Как и всегда, начинается утреня, и пока чтец читает предначинательные псалмы, священник кадит весь храм (на поверку каждение было опущено). В это время чтец читает Трисвятое по «Отче наш…», тропарь и кондак Кресту Господню и кондак Божией Матери. Следует короткая ектения, а потом возглас – и начинается шестопсалмие. Так утреня у нас проходит относительно редко, в основном, в Великий пост…. В этом году сокращений на утрени было не так много, по крайней мере, были прочитаны все три кафизмы. Сокращения касались, в основном, канона (канон Триоди был опущен вовсе, читался только канон дня, да еще читались трипеснцы Триоди, а положенная в Великий пост 2 – опущена вовсе. Во время чтения кафизм на утрени, как в былые времена, во время настоятельства о.Георгия Федоренко, духовенство храма выходило в центр для чтения специальных постовых записок об упокоении усопших, подаваемых на весь пост. После смены власти в приходы эта традиция ушла и вот, теперь вернулась. На часах также неукоснительно читались кафизмы (в отличие от времен настоятельства о.Георгия Федоренко, на 9 часе кафизма читалась тоже, не опускаясь), а вот, чтения Евангелия, согласно привнесенной в собор Владыкой Феогностом традиции, не было. Народу в храме было немного, хоть и побольше, чем в эти дни бывали.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 2): 1Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.

2И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.

3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.

4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

5 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.

6 Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян [318][319], и с сынами чужих они в общении.

7 И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его; 8 и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.

9 И преклонился человек, и унизился муж,- и Ты не простишь их.

10 Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.

11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.

12Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено,- 13и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские[320], 14и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,15и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, 16и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

17И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, 18и идолы совсем исчезнут.

19И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

20В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, 21чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

22Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?

Пророчество о последних временах мира, когда Господь придет судить Вселенную, но также и о Новом Завете, вообще, ибо именно в Новом Завете люди со всех концов мира приходят в Иерусалим, дабы поклониться Богу. Хоть в древности иудеи по разным причинам могли расселяться очень широко, но никогда невозможно было бы сказать, что люди приходили бы в Иерусалим со всех концов мира. Притом, если приходили, то одни евреи, иудеи, в то время как теперь многие народы приходят в этот город, желая предстоять Богу. А вот, слова о том, что мечи люди перекуют на плуги и народ больше не будет восставать на народ – это уже относится к будущему веку, когда Господь упразднит всякое начальство и власть и силу на земле. Примечательно, что эти пророчества соседствуют с обличениями народа еврейского, которые пророк адресовал своим современникам. Впрочем, во многом, эти обличения актуальны и для нас, ибо и среди нашего, еще не так давно христианского народа, в чести чародеи и прорицатели, а СМИ воспевают подчас самое примитивное язычество, внимать всему этому модно и считается правилом хорошего тона, в то время, как слова о вере подчас встречают насмешки и агрессию. Не попустил бы и нам Господь потерпеть бедствия, аналогичные тем, которые предрекает пророк здесь….

В среду и пятницу в дни Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров, для которой Святые Дары, как явствует название, освящаются заранее. Начинается она Великой вечерней, причем, после Великой ектении, читаются псалмы из так называемых песней степеней (начиная со 119 псалма), с перерывами на ектении (три псалма (или группы псалмов) перемежаются с возглашением малой ектении). В это время предназначенный для причащения Агнец вынимается и торжественно переносится на жертвенник (при этом все верующие, по знаку колокольчика повергаются ниц[321]), после чего предварительно готовится к будущему причащению, а затем снова во время Великого входа переносится на престол, где готовится окончательно (снова это сопровождается земными поклонами). Эта служба обычно отличается у нас тем, что перед началом пения стихир на «Господи воззвах…», после пения хором первых строк 140 псалма, чтец прочитывает 140 и 141 псалмы полностью (на практике, они, как это сейчас чаще всего бывает, были опущены). Также как и на обычной вечерне, по входе возглашается прокимен и читаются паремии, а вот чтение Евангелия, в отличие от полной литургии, бывает лишь по большим праздникам. На сей раз песнь: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя [322]» воспевал сам о.Димитрий, пользуясь своими неординарными вокальными данными, он же повторял песнь после каждого стиха.

Паремии на вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Главы 1 и 2): 1В начале сотворил Бог небо и землю.

2Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13И был вечер, и было утро: день третий.

14И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;17и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину

Сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

ГЛАВА 2.

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

Сотворив мир, в шестой день, Бог создал человека, дав ему власть над всем созданием. Так было, пока человек не согрешил. После грехопадения он потерял первоначальную власть, так что лишь некоторых животных он смог приручать, для чего подчас требуются годы труда. Многие же животные и сегодня не поддаются приручению, либо приручаются лишь условно, так что оно может слушаться дрессировщика, но стоит ему совершить ошибку, как «прирученное» животное может наброситься на своего хозяина и даже убить. В мире первоначальном была гармония, ибо не было смерти. Смерть вошла в мир с грехопадением человека. Зверь начал убивать зверя и восставать против человека, а человек – убивать зверей ради каких-то свои нужд. Лишь некоторые подвижники, достигнув мира с Богом, достигали этой первоначальной гармонии, какую имел Адам в раю…. К слову, хорошо заметно, что при создании человека Бог говорит не «создам человека», а «сотворим человека». Иудеи так и не смогли это вразумительно объяснить, хоть у них есть версии, будто Бог при сотворении мира советовался с Ангелами. Но в Новом Завете эти слова становятся понятными, ибо мы знаем о Троичности Божества. Таким образом, намеки на Тайну Святой Троицы есть и в Ветхом Завете. Более того, знатоки древних языков отмечают, что в еврейском тексте в Ветхом Завете слово «Бог» употребляется во множественном числе: «Элохим» вместо «Эллах». Даже правки, внесенные в Писание иудеями, подчас повредившие текст, не устранили этого. Но Писание говорило и говорит не о вере в нескольких богов, но в одного Бога! И снова мы встречаем намек на тайну Святой Троицы.

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Глава 2): 1 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, 2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; 3 если будешь призывать знание и взывать к разуму; 4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, 5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; 7 Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; 8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, 11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, 12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, 13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; 14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, 15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; 16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, 17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; 19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, 21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; 22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Истинная мудрость – в Боге, ибо мир с Богом приносит спасение.… Здесь ничего не остается, как привести слова святителя Феофана Затворника на эту тему: «" Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге " (Прит. 2, 3-6). Корень богоугодной жизни - страх Господень. Когда придет он, то как творческая сила все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок - космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен: воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений истины. Доселе разуму не давали слова: он был в рабстве и не смел говорить здравые речи: пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, тебя держащем и могущем бросить в каждое мгновение, - о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе, - о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью, - о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в

чувство этих истин. Пробудишь чувство, - придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни».

Причастников, если сравнивать с общим числом верующих, было не так уж и мало.

По окончании службы о.Димитрий поблагодарил всех за молитву, поздравил причастников с приобщением Святых Тайн, а также напомнил расписание служб, заметив, что литургию Преждеосвященных Даров в пятницу, как ожидается, возглавит правящий архиерей.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.