Значимые для разработки и реализации программы характеристики, особенности физического развития воспитанников — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Значимые для разработки и реализации программы характеристики, особенности физического развития воспитанников

2021-10-05 15
Значимые для разработки и реализации программы характеристики, особенности физического развития воспитанников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа формируется с учетом особенностей базового уровня общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности, инициативности, ответственности, а также формирования предпосылок учебной деятельности.

При проектировании образовательного процесса в Учреждении учитываются качественные особенности психики, которые проявляются в данный возрастной период - новообразования дошкольников, и понятие «ведущая деятельность», т. е. деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Данная программа рассчитана на воспитанников от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития воспитанников дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы), что ведет к развитию образа воспитанника, его детализации.

От 3 лет до 4 лет

Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход воспитанника к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. В раннем возрасте воспитанник многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал поддержку и заботу. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и воспитанника должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Если же новые отношения с воспитанником не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе воспитанник - взрослый, что проявляется в капризах, упрямстве, строптивости, своеволии по отношению к взрослым (в контакте со сверстниками этого не происходит). Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Поэтому задача взрослого поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий воспитанника, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпения по поводу его медленных и неумелых действий.

Необходимо помочь каждому воспитаннику заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности (Я – молодец!). Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. На четвертом году жизни у воспитанника развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между воспитанниками возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действии постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра – любимая деятельность младших дошкольников. Продолжает усложняться и развиваться творческая ролевая игра.

В связи с возникновением разнообразных форм совместных игр создаются благоприятные условия для коллективных взаимоотношений воспитанников. В этом возрасте воспитанник обладает уже сравнительно большим запасом двигательных умений и навыков, но он еще не заботится о результатах своих действий, поглощен самим процессом движений, их эмоциональной стороной.

Вместе с тем движения воспитанников постепенно приобретают все более, преднамеренный характер. Воспитанникам этого возраста свойственно желание включаться в новые и разнообразные виды движений. Сочетая различные действия, дошкольник может соблюдать определенную их последовательность. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания. Воспитанник более сознательно следит за педагогом, когда он дает образец движений, выслушивает пояснения. Он лучше воспринимает объяснения в форме диалога, направленного на изложение предстоящих действий.

К концу 4-го года у воспитанника уже имеется довольно большой и прочный запас разнообразных движений и их сочетаний, который обуславливает свободу самостоятельных действий и уверенность в себе. Это позволяет перейти к работе над качественной стороной движений, а также заботиться о развитии памяти, ловкости и внимании. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре.

Взаимоотношения воспитанников ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. К концу младшего дошкольного возраста дети ориентируются в пространстве, сначала в группе при определённой организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

От 4 лет до 5 лет

Обучающимся исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. Возросли физические возможности воспитанников: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае   ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь обучающихся разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки воспитанников среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Воспитанник 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У обучающихся возникает необходимость в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но еще не умеют соизмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись в не посильности выполнения двигательного действия, дошкольник проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убежден в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики обучающихся разнообразными способами действий. Внимание воспитанника среднего дошкольного возраста приобретает все более устойчивый характер; совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развиваются преднамеренное запоминание и припоминание. Воспитанники хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы.

Развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий. Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения, соответствию образцу. Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности обучающихся, возрастают их физические силы. Возникает психологическая готовность к выполнению сложных двигательных действий и проявлению определенных волевых усилий. На уровне познавательного общения воспитанники испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов дошкольника, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение педагога к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Замечено, что воспитанники, не получившие от воспитателя ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении обучающегося. Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.    Развитию самостоятельности в познании способствует освоение воспитанниками системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, воспитатель широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за обучающегося то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных обучающихся. Поэтому если для одних воспитанников будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с воспитанником – в этом проявляется одна из особенностей обучающихся.

У обучающихся 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дошкольники уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Значительное время отводится для игр по выбору обучающихся. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий.

В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью обучающихся. Обсуждая с воспитанником случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. У воспитанников идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Дошкольники отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагируют остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду.

Ранимость дошкольника 4-5 лет – это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. В первую очередь – подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

На пятом году жизни обучающиеся проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дошкольники отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к обучающимся, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития обучающихся в средней группе детского сада.

Двигательная сфера воспитанника характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Обучающиеся в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Увеличивается устойчивость внимания. Воспитаннику оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. У обучающихся формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я дошкольника, его детализации.

 

От 5 лет до 6 лет

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии воспитанника: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год дошкольник может вырасти на 7-10. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. У обучающихся активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других воспитанников, но самоконтроль и самооценка не постоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления обучающихся о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Обучающиеся проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности.

В течении шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Дошкольник не так быстро утомляется, становится более выносливым психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Обучающиеся начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых. Двигательная деятельность воспитанника становиться все более многообразной. Дошкольники уже достаточно хорошо владеют основными видами движений, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры. Начинается освоение разнообразных спортивных упражнений. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группировки по интересу к тому или иному виду упражнений. На 6-ом году жизни ребенка его движения становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога. Дошкольники обращают внимание на особенности разучивания упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у воспитанника возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Воспитанники постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые действия, стремятся к их результативности. Воспитанники начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминания воспитателя, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности.

Растет уровень физической подготовленности дошкольников, создаются прочные психологические и физиологические основания для повышения их работоспособности и целенаправленного развития двигательных качеств. Для старших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигательной деятельности. В двигательной деятельности у дошкольников складываются более сложные формы общения со взрослыми и между собой. У дошкольника развивается чувство уважения к старшим, стремление подражать им, появляется желание помочь другому, чему-то научить. При этом существенное значение имеет направленность на достижение коллективного результата движения, игры.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Воспитанники стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Педагогу необходимо помогать обучающимся в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

Однако нередко поведение воспитанников этого возраста обуславливаются возникающие мотивы соперничества, соревнования. Возможны даже случаи негативного отношения воспитанников к тем, кто хуже справляется с выполнением задания.

От 6 лет до 7 лет

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. Достижения воспитанников седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью.

Дошкольники хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У воспитанников вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления воспитанников о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у воспитанников старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми.

Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным, причесываться. Старший дошкольный возраст – время активного социального развития воспитанников. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений воспитанников со сверстниками. Воспитанники предпочитают совместную деятельность индивидуальной. В подготовительной группе в совместной деятельности воспитанники осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт воспитанников. Воспитанникам становится доступна вся  игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, подвижные и музыкальные игры. Старшие дошкольники выдвигают разнообразные игровые замыслы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в придумывании игровых событий. Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду – в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими.

Воспитатели старшей и подготовительной групп решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентаций, укрепления здоровья будущих школьников. У воспитанников продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. К концу дошкольного возраста воспитанник обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.