Коллоквиум по разделу «Внимание» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Коллоквиум по разделу «Внимание»

2021-10-05 36
Коллоквиум по разделу «Внимание» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обязательная монография

 

Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии, М., 1991.

 

Вопросы к монографии Н.А.Бернштейна

1. Биография Н.А Бернштейна в контексте времени (по вводной статье)

2. Различия «классического» и «неклассического» подхода в физиологии движения

3. Современное состояние проблемного поля физиологии активности («восточный путь» - робототехника, спорт, «западный путь» - моделирование когнитивных навыков)

4. Ловкость как функциональная система.

5. Проблема организации целенаправленного движения как ограничения степени свободы рабочего органа (примеры систем с 1, 2, 3 степенями свободы)

6. Проблема управляемости и принцип сенсорных коррекций

7. Принцип упражняемости

8. Принцип повторения без повторения (движение как решение двигательной задачи)

9. Уровни построения движения (А, B,C,D,E)

10. Стадии формирования навыка (пять стадий)

11. Противопоставление систем процедурной и декларативной памяти и теория Н.А.Бернштейна

12. Значение теории Н.А.Бернштейна для психологии памяти

 

Примерная тематика рефератов

1. Практические приложения теории социального научения.

2. Современные технологии управления вниманием.

3. Концепция Н.А.Бернштейна и современный спорт высших достижений.

4. Концепция Н.А.Бернштейна и современная робототехника

5. В.Вундт. Недооцененные идеи психологии внимания.

6. Методы развития памяти.

7. Методика SENSCAM в коррекции амнестических расстройств.

8. Эффект тестирования и оптимизация процесса образования.

9. Ф.Ч.Бартлетт – конвенциальный подход к феномену памяти.

10. Первое воспоминание и его символическое значение для истории жизни (на примере сопоставления нескольких источников).

11. Мнемические иллюзии (на материале самоотчетов о феномене «вся жизнь промелькнула перед глазами»).

12. Изображение воспоминаний в произведениях киноискусства.

13. Автобиографическая память в рекламе.

14. Закономерности памяти и судопроизводство.

15. История семейного альбома (на материале личного архива студента).

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

А. Теоретические вопросы.

1. Функции внимания. Общая характеристика механизмов внимания.

2. Внимание как мобилизация и распределение ограниченных ресурсов. Внимание как политика распределения ограниченного ресурса. Модель Д.Канемана. Методика вторичной зондирующей задачи.

3. Внимание как селекция (активное игнорирование) помех. Модели ранней селекции. Модели поздней селекции.

4. Внимание как селекция. Модификация модели ранней селекции А.Трейсман. Аттенюатор. Модели множественной и гибкой селекции.

5. Внимание как активный выбор информации. Теория активного внимания У.Найссера. Внимание как перцептивное действие. Перцептивный цикл.

6. Внимание как внутренний сокращенный и обобщенный самоконтроль.

7. Внимание как механизм интеграции (укрупнения) оперативных единиц сознания.

8. Концепция внимания В.Вундта. Соотношения объемов сознания и внимания. Перцепция и апперцепция. Апперцепция изолированного и ассоциированного содержания.

9. Концепция внимания У.Джеймса. Комбинированная классификация видов внимания (по объекту, по способу связи с мотивом, по произвольности). Понятие преперцепции.

10. Внимание как мобилизация организма. Моторная теория внимания Т.Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания.

11. Концепция волевого внимания Н.Н.Ланге. Внимание как реакция. Рефлективное, инстинктивное и волевое внимание. Первичные эффект волевого внимания. Роль памяти в ошибках волевого внимания.

12. Внимание как психологический ресурс. Проблема внимания в гештальт-психологии. Фактор внимания в динамике значения порога организации феноменального поля.

13. Формирование внимания как ВПФ. Л.С.Выготский.

14. Внимание как процесс умственного самоконтроля в концепции П.Я.Гальперина.

15. Гипотеза Шифрина об автоматических и управляемых процессах переработки информации. Условия появления эффекта «выскакивания».

16. Память как Высшая психическая функция. Развитие памяти в антропогенезе и в онтогенезе. Натуральная и культурная память.

17. Мотивационный компонент мнемических процессов. Внешняя мотивация и эффективность запоминания. Концепция мотивационно-обусловленных затруднений памяти З.Фрейда.

18. Мотивационный компонент мнемических процессов. Внешняя мотивация и эффективность запоминания. Концепция К.Левина.

19. Экспериментальные методы Г.Эббингауза. Метод сбережения.

20. Детерминация эффективности мнемических процессов местом материала в структуре деятельности.

21. Закономерности непроизвольного запоминания.

22. Теория уровневой переработки информации. Следствия для психологии памяти.

23. Продуктивный аспект памяти. Методы повторной и последовательной репродукции Ф.Бартлетта. Понятие «схемы».

24. Структурная многокомпонентная модель памяти. Аргументы в пользу выделения мнемических подсистем. Общая характеристика функциональных систем памяти: Сенсорный регистр, Рабочая память, Долговременная память.

25. Научение. Классический условный рефлекс. Оперантное научение (Б.Ф.Скиннер). Викарное научение (А.Бандура).

26. Научение. Теория научения Н.А.Бернштейна. Принципы: упражняемости, повторения без повторения, сенсорных коррекций.

27. Семантическая подсистема долговременной памяти. Принципы организации знаний в семантической памяти.

28. Эпизодическая подсистема долговременной памяти. Принципы организации знаний в эпизодической памяти.

29. Автобиографическая подсистема долговременной памяти. Принципы организации знаний в автобиографической памяти.

30.  Проблема забывания. Дихотомия наличия и доступности мнемического следа.

 

Б. Вопросы конкретного уровня.

1. Приведите пример действия механизма волевого внимания по Н.Н.Ланге.

2. Модель внимания как ранней селекции. Эксперименты К.Черри. Методики бинаурального и дихотического слушания. Основные критерии селекции помех.

3. Закон распределения внимания Д.Канемана. Эксперимент с использованием вторичной зондирующей задачи.

4. Взаимодействие механизмов внимания: селекция и распределение ресурса. Модель У.Джонстона и С.Хейнца. Стратегии внимания.

5. Теория активного внимания У. Найссера. Внимание как перцептивное действие. Эксперименты с избирательным смотрением.

6. Формирующий эксперимент П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой. Формирование внимательности.

7. Стадии развития внимания как Высшей психической функции. Исследования Л.С.Выготского.

8. Внимание как селекция. Модели поздней селекции (Дойч и Сокол-Дойч, Норман). Экспериментальные данные.

9. Объясните с опорой на модель аттенюатора А.Трейсман, тот факт, что мать просыпается даже от тихого плача своего ребенка, при этом не реагируя на громкий шум за стеной.

10. Объем внимания и объем сознания. Эксперименты В.Вундта.

11. Параллелограмм развития Высших психических функций. Пример экспериментального исследования.

12.

13. Проблема управления памятью. Образные и вербальные мнемотехники. Случай Шерешевского.

14. Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (А.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.

15. Эффект Зейгарник. Воспроизведение незавершенных действий.

16. Эксперимент П.И.Зинченко. Закономерности непроизвольного запоминания.

17. Развитие произвольной и непроизвольной памяти в онтогенезе. Исследование З.М.Истоминой.

18. Законы памяти, открытые в рамках классической психологии сознания. Закон забывания.

19. Законы памяти, открытые в рамках классической психологии сознания. Проблема эффективности распределениея повторений – закон Йоста. Позиционный (краевой) эффект.

20. Иконическая память. Эксперимент Дж.Сперлинга.

21. Эхоическая память. Эксперимент Н.Морея. Эффект модальности. 

22. Рабочая память. Методика умственной хронометрии. Эксперимент С.Стернберга. Подтверждение гипотезы об ограниченной емкости системы.

23. Рабочая память. Механизмы забывания в рабочей памяти. Эксперимент Нормана и Во. Парадокс рабочей памяти.

24. Методика измерения времени реакции. Использование методики для подтверждения гипотезы о логическом принципе организации семантических сетей.

25. Эвристический потенциал функционирования семантической памяти. Принцип наследования свойств.

26. Принцип специфичности кодирования в эпизодической памяти. Примеры экспериментальных исследований.

27. Индивидуальные различия в организации семантической памяти. Эмпирическая «картография» Моара.

28. Эффект универсального «пика» автобиографических воспоминаний.

29. Развитие автобиографической памяти в онтогенезе. Эффект детской амнезии.

30.  Исследования эффекта забывания, индуцированного припоминанием в семантической и автобиографической памяти.

31.  Экспериментальные исследования мотивационно обусловленного механизма вытеснения.

 

Ключевые понятия:

Память. Непроизвольная память. Произвольная память. Научение. Ассоциация. Сенсорный регистр. Иконическая и эхоическая память. Рабочая память. Долговременная память. Имплицитная память. Эксплицитная память. Процедурная и декларативная память. Эпизодическая память. Семантическая память. Автобиографическая память. Феноменальная память. Реминисценция. “Параллелограмм” развития памяти. Схема. Сценарий. Прототип. Семантическая сеть. Забывание. Ретроактивная интерференция. Проактивная интерференция.Сдерживание воспроизведения.

Внимание, Внимание как высшая психическая функция. Произвольное и непроизвольное внимание. Селективность внимания. Активность внимания. Ресурсная модель внимания. “Параллелограмм” развития внимания.

 

Key words:

Memory. Involuntary memory. Voluntary memory. Learning. Association. Iconic memory. Echoic memory. Working memory. Long-term memory. Implicit memory. Explicit memory. Procedural and declarative memory. Episodic memory. Semantic memory. Autobiographical memory. Exceptional memory. “Parallelogram” of memory development. Semantic network. Forgetting. Retroactive interference. Proactive interference. Memory inhibition.

Attention. Attention as higher mental function. Intentional and unintentional attention. Attentional selectivity. Attention as an activity. Attention as mental resource. Parallelogram of attention development.  

Ключевые имена: Г. Эббингауз, Ф. Бартлетт, Н.А. Бернштейн, Дж. Уотсон, В. Вундт, У. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, П. Жане, Дж. Сперлинг, Р.Аткинсон, Р.Шиффрин, К. Черри, Д. Бродбент, Э. Трейсман, Д. Норман, В. Келер, С. Стернберг, М. Познер, фон Ресторф, Дж. Миллер, Э.Тулвинг, У. Найссер, Д. Канеман, М.Квиллиан, К. Левин, Г. Биренбаум, Б.В. Зейгарник, С.С.Корсаков, А.А.Смирнов, П.И. Зинченко, З. М.Истомина, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев,  А.Беддели, Э.Лофтус, М.Андерсон, М.Конвей, З.Фрейд, Г.Родигер, Д.Рубин

 

Автор-составитель:

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ Нуркова В.В.

                                                                                                                август 2021


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.