Тема 2.5.3. Долговременная память — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 2.5.3. Долговременная память

2021-10-05 42
Тема 2.5.3. Долговременная память 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая характеристика долговременной памяти. Процедурный и декларативный типы знания.

 

 

Тема 2.5.3. 1. Научение как приобретение процедурного знания

Ассоциативное научение. Классический условный рефлекс. Явление импринтинга. Исследования научения в рамках бихевиоризма. Кривая научения. Оперантное научение. Виды и эффективность подкреплений. Теория социального научения. Викарное научение (А.Бандура). Факторы, определяющие вероятность заимствования паттернов поведения модели. Коннекционистская модель ассоциативного научения. Когнитивное научение. Латентное научение (Э.Толмен), научение путем инсайта (В.Келлер), научение путем рассуждений (перцептивное и концептуальное научение). Явление инсайта, его объяснение в рамках гештальтпсихологии. Обогащение и структурирование систем репрезентаций знаний.

Теория физиологии активности Н.А.Бернштейна. Понятия двигательной задачи, упражняемости, сенсорных коррекций. Координация как превращение двигательного аппарата в управляемую систему. Уровни построения двигательного навыка. Развитие навыка.

 

Тема 2.5.3.2. Эпизодическая память

Функции эпизодической памяти. Буферный характер эпизодической памяти. Хронологический принцип кодирования в эпизодической памяти. Принцип специфичности кодирования (Э.Тульвинг).

Тема 2.5.3.3. Семантическая память

Понятие семантической памяти. Структура семантической памяти. Семантический сети. Факторы организации семантической памяти. Логические отношения между объектами. Степень категориального членства. Эмпирическая значимость свойств. Индивидуальная организация значений в памяти. Психосемантические методы исследования структуры значений.

 

Тема 2.5.3.4. Автобиографическая память

Функции автобиографической памяти. Феноменология автобиографической памяти. «Фотографические» воспоминания; воспоминания о важных событиях прошлого; автобиографические факты и знания; индивидуальная концепция судьбы как форма сознательной репрезентации автобиографического опыта. Модельные представления об автобиографической памяти. Пластичность автобиографических воспоминаний. Закон позитивности. Развитие автобиографической памяти. Эффект универсального и индивидуального «пиков» воспоминаний.

 

Тема 2.6. Проблема забывания.

 

Методологические трудности исследования забывания. Дихотомия наличия / доступности следа памяти (Tulving). Теория деградации следа. Фактор времени. Фактор интерференции. Ретроактивная и проактивноя интерференция. Активная деградация следа в Рабочей памяти. Интерференция и угасание как механизмы забывания в рабочей памяти. Пассивная деградация следа в эпизодической памяти. Явление реконсолидации.     Пассивный процесс сбоя доступа к мнемическому содержанию. Феномен «на кончике языка» (tip of the tongue effect - TOT) и варианты его объяснения (когнитивные,  мотивационные и контекстными факторы). Эффект «размера категории». Активный процесс создания помех доступу к мнемическому содержанию.    Режим непроизвольного когнитивно обусловленного сдерживания воспроизведения – «забывание, индуцированное припоминанием» (retrieval induced forgetting, RIF) (Anderson, Bjork, Bjork). Эффект замещающего выполнения действия. Интерпретация механизмов мотивационно обусловленного забывания в психоанализе. Анализ случаев забывания З.Фрейдом. Эффект «амнезии решения».   Эффект ретроспективного снижения негативного аффекта в автобиографических воспоминаниях. Проблема намеренного забывания. Амнезотехники.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Основная литература:

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.

2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.

3. Иванников В.А. Основы психологии: курс лекций. СПб.: Питер, 2010

или Иванников В.А. Основы психологии: курс лекций. М.: Юрайт, 2014.

4. Когнитивная психология: история и современность: хрестоматия: пер. с англ. / под ред. М.Фаликман и В.Спиридонова. М.: Ломоносовъ, 2011.

5. Нуркова В.В. Общая психология. Память / под ред Б.С.Братуся. Т.3. М.: Академия, 2008.

6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. Учебник для вузов. 3-е изд. М.:  Юрайт, после 2013. Режим электронного доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.1509933B-E80C-4C8F-972C-E3012162D407&type=c_pub

7. Психология внимания  / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:  АСТ, Астрель, 2008.

8. Психология памяти  / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:  АСТ, Астрель, 2008.

9. Фаликман М.В. Общая психология. Внимание / Под ред. Б.С.Братуся. Т.4. М.:Академия, 2010.

Дополнительная литература

1. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память / пер. с англ. под научн. ред. Т.Н.Резниковой. СПб.: Питер, 2011.

2. Бэддели А. Ваша память. М., 2001.

3. Величковский Б.Б. Рабочая память человека. Структура и механизмы. М.: Когито-Центр, 2015.

4. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

5. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Издательство иностранной литературы, 1950.

6. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.:  2002

7. Канеман Д. Внимание и усилие. Пер. И.С.Уточкин М.: Смысл, 2006.

8. Клацки Р. Память человека. М.: Мир, 1988.

9. Когнитивная психология памяти / Под ред. У. Найссера, А. Хаймена. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.

10. Культурно-историческая психология. Специальный выпуск. Вопросы истории и теории психологии памяти П.И.Зинченко. 2009, №2.

11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

12.  Мир психологии. Специальный выпуск. Психология памяти. 2015, №2.

13. Норман Д., Линдсей П. Переработка информации у человека. Издательство: М., Директ-Медиа, 2008.

14. Сперлинг Д. Модель зрительной памяти // Инженерная психология за рубежом / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1967. С. 71–76.

15. Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003.

16. Зейгарник Б.В. Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина // Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.