Автор-составитель: доктор психологических наук, профессор Нуркова В.В. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автор-составитель: доктор психологических наук, профессор Нуркова В.В.

2021-10-05 56
Автор-составитель: доктор психологических наук, профессор Нуркова В.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

_______________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА

курса лекций и семинарских занятий

по курсу «Общая психология»

 

РАЗДЕЛЫ

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

и

ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ

для студентов 2 курса дневного отделения

специальностей «Психология служебной деятельности»

и

«Психология и педагогика девиантного поведения»

 

 

Москва

 202 1


Автор-составитель: доктор психологических наук, профессор Нуркова В.В.

Лекции – 32 часа: 7. 09; 14.09; 21.09; 28.09; 5.10; 12.10; 19.10; 26.10; 2.11; 9.11; 16.11; 23.11; 30.11; 7.12; 14.12; 21.12

Семинары – 34 часа: 3.09; 10.09; 17.09; 24.09; 1.10; 8.10; 15.10; 22.10; 29.10; 5.11; 12.11; 19.11; 26.11; 3.12; 10.12; 17.12; 24.12  

Тематический план и расчёт часов по видам занятий

 

Разделы курса

Наименование тем курса

Всего

(час.)

Аудиторные занятия

В том числе

Лекции Семинары

Психология внимания

Общая характеристика процесса внимания 2 1 1
Внимание как ВПФ 4 2 2
Внимание как умственный самоконтроль 2 1 1
Внимание как механизм мобилизации и распределения ограниченного ресурса 4 2 2
Внимание как механизм активной селекции 5 2 3
Внимание как выбор на основе предвосхищения 3 1 2
Внимание как механизм интеграции единиц оперирования 4 2 2

Психология памяти

Общая характеристика процессов памяти 1 1  
Ненамеренная  (непроизвольная) память. Мнемическая операция 4 2 2
Произвольная память. Мнемическое действие 4 2 2
Законы точного и реконструктивного воспроизведения материала. 5 2 3
Память как ансамбль мнемических функций 1 1  
Ультра-кратковременная память. Сенсорные регистры 3 1 2
Рабочая память 4 2 2
Долговременная память: декларативная и процедурная память 1 1  
Научение как приобретение процедурного знания 4 2 2
Эпизодическая память 2 1 1
Семантическая память 2 1 1
Автобиографическая память 4 2 2
Проблема забывания 4 2 2
    64 32 32

ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

                                                       

Раздел 1. Психология внимания

Тема 1.1. Общая характеристика процесса внимания.

Проблема внимания: суверенный процесс или свойство других психических функций? Улучшение результатов деятельности как центральная функция внимания. Функции внимания. Механизмы реализации функций внимания. Личность и внимание. Этический характер внимательности. Свойства внимания. Субъективные и объективные критерии наличия внимания.

Виды внимания (У.Джеймс, Н.Добрынин). Опыт потока как состояние гипервнимания. Негативные эффекты внимания. Невнимание. Рассеянность. Ошибки невнимания. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Методики диагностики внимания.

 

Тема 1.2. Внимание как Высшая психическая функция

Естественное и искусственное внимание. Культурное опосредствование произвольного внимания. Развитие внимания как высшей психической функции (Л.С.Выготский). Управление вниманием ребенка в разделенной со взрослым внешней предметной деятельности. Идеальные средства опосредствования внимания. Культурное внимание как интериоризированный акт указания на значимые признаки объекта. Культурные технологии управления вниманием.

 

Тема 1.2. Внимание как самоконтроль успешности выполнения деятельности.

Внимание как умственный самоконтроль (П.Я.Гальперин) Теория поэтапного формирования умственных действий. Экспериментальное формирование внимательности (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая).

Тема 1.3. Внимание как механизм мобилизации и распределения ресурса для оптимального выполнения деятельности.

Моторные теории внимания. Теория моноидеизма Т.Рибо. Внимание как психический ресурс. Метафора внимания как энергии, сообщенной открытой системе в гештальтпсихологии. Ресурсная теория внимания Д.Канемана. Внимание как политика распределения ресурса. Проблема унитарности/множественности ресурсов внимания.

 

Тема 1.4. Внимание как механизм селекции избыточной информации.

Избирательность как свойство сознания Понятие преперцепции (У.Джеймс). Метафора фильтра. Модели ранней селекции (К.Черри, Д.Бродбент). Модель аттенюатора Э.Трисман. Модель поздней селекции (Д.Норманн, Э.Дойч и Д.Дойч). Модель множественной и гибкой селекции (Э.Трисман). Контролируемые и автоматические процессы переработки информации (Р.Шиффрин, Р.Шнайдер). Типы селекции как стратегии переработки информации. Соотношение моделей селекции и моделей ресурсов (У.Джонстон, С.Хайнц).

 

Раздел 2: Психология памяти

 

Тема 2.5.2. Рабочая память

Аргументы в пользу выделения кратковременного хранилища как автономной подсистемы памяти. Случай пациента Н.М. Структурная модель рабочей памяти (А.Беддели). Функциональная «концентрическая» модель рабочей памяти (Н.Кован, К.Оберауэр). Проблема ограничений емкости и скорости переработки информации в рабочей памяти. Метод хронометрирования. Исследования С.Стернберга. Проблема определения объема кратковременной памяти. Эксперименты с использованием метода зонда. Исследования Нормана и Во. Функции рабочей памяти. Процесс повторения. Эффект длины слова. Процесс укрупнения информационных единиц как принцип работы кратковременного хранилища. Парадокс Дж.Миллера. Эффект лексичности. Формы репрезентации информации в кратковременном хранилище. Фонологическая петля. Визуально-пространственная матрица. Центральный исполнитель.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Основная литература:

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.

2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.

3. Иванников В.А. Основы психологии: курс лекций. СПб.: Питер, 2010

или Иванников В.А. Основы психологии: курс лекций. М.: Юрайт, 2014.

4. Когнитивная психология: история и современность: хрестоматия: пер. с англ. / под ред. М.Фаликман и В.Спиридонова. М.: Ломоносовъ, 2011.

5. Нуркова В.В. Общая психология. Память / под ред Б.С.Братуся. Т.3. М.: Академия, 2008.

6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. Учебник для вузов. 3-е изд. М.:  Юрайт, после 2013. Режим электронного доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.1509933B-E80C-4C8F-972C-E3012162D407&type=c_pub

7. Психология внимания  / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:  АСТ, Астрель, 2008.

8. Психология памяти  / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:  АСТ, Астрель, 2008.

9. Фаликман М.В. Общая психология. Внимание / Под ред. Б.С.Братуся. Т.4. М.:Академия, 2010.

Дополнительная литература

1. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память / пер. с англ. под научн. ред. Т.Н.Резниковой. СПб.: Питер, 2011.

2. Бэддели А. Ваша память. М., 2001.

3. Величковский Б.Б. Рабочая память человека. Структура и механизмы. М.: Когито-Центр, 2015.

4. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

5. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Издательство иностранной литературы, 1950.

6. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.:  2002

7. Канеман Д. Внимание и усилие. Пер. И.С.Уточкин М.: Смысл, 2006.

8. Клацки Р. Память человека. М.: Мир, 1988.

9. Когнитивная психология памяти / Под ред. У. Найссера, А. Хаймена. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.

10. Культурно-историческая психология. Специальный выпуск. Вопросы истории и теории психологии памяти П.И.Зинченко. 2009, №2.

11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

12.  Мир психологии. Специальный выпуск. Психология памяти. 2015, №2.

13. Норман Д., Линдсей П. Переработка информации у человека. Издательство: М., Директ-Медиа, 2008.

14. Сперлинг Д. Модель зрительной памяти // Инженерная психология за рубежом / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1967. С. 71–76.

15. Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003.

16. Зейгарник Б.В. Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина // Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

 

Дополнительные ресурсы

1. Фаликман М.В. Совместное внимание. https://postnauka.ru/video/76223

 

Семинар 14. Забывание.

1. В чем заключается главная методологическая трудность исследования забывания?

2. В чем различие между гипотезой деградации мнемического следа и гипотезой снижения его доступности?

3. Почему трактовка «кривой забывания» Г.Эббингауза, как снижения доступности мнемического следа со временем, не является однозначной? Каким образом было показано, что альтернативное объяснение с точки зрения механизма проактивной интерференции так же может рассматриваться, как вероятное?

4. Чем можно объяснить эффект «на кончике языка»?

5. Какой адаптивный принцип работы памяти проявляется в эффекте «забывания индуцированного припоминанием»?

6. Какие механизмы мотивационно обусловленного забывания выделяет З.Фрейд?

7. Можете ли вы привести примеры мотивационно обусловленного забывания из собственного опыта?

 

Обязательная литература

1. Нуркова В. В., Гофман А. А. Забывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля. Часть 1 // Национальный психологический журнал. — 2016. — Т. 23, № 3. — С. 64–71.

2. Нуркова В. В., Гофман А. А. Забывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля. Часть 2 // Национальный психологический журнал. — 2016. — Т. 24, № 4. — С. 3–13.

3. Нуркова В. В., Гофман А. А. Намеренное забывание: современное состояние и перспективы исследований // Национальный психологический журнал. — 2018. — Т. 31, № 3. — С. 117–128.

4. Фрейд З. Забывание иностранных слов. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., АСТ, Астрель, 2008. С.310 – 323.

Дополнительная литература

1. Агафонов А.Ю. Закон тотальной сохранности мнемических следов: опыт эмпирического обобщения // Вестник Самарского государственного университета. -2002. - № 3. – С. 25 – 36.

2. Джакоби Л.Л., Линдсей С.Д., Тот Д.П. Выявление неосознаваемых влияний: внимание, осознание и контроль // Когнитивная психология: история и современность: хрестоматия: пер. с англ. / под ред. М.Фаликман и В.Спиридонова. М.: Ломоносовъ, 2011, С.167-176.

3. Нуркова В. В. Забыть нельзя помнить: мнемический эффект отречения и субъективная оценка истинности автобиографических воспоминаний // Психология и право. — 2015. — Т. 5, № 2. — С. 126–137.

4. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. О забывании учебного материала // Экспериментальная психология. – 2011. – Т.4, № 3. — С.97 – 125.

Обязательная монография

 

Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии, М., 1991.

 

Вопросы к монографии Н.А.Бернштейна

1. Биография Н.А Бернштейна в контексте времени (по вводной статье)

2. Различия «классического» и «неклассического» подхода в физиологии движения

3. Современное состояние проблемного поля физиологии активности («восточный путь» - робототехника, спорт, «западный путь» - моделирование когнитивных навыков)

4. Ловкость как функциональная система.

5. Проблема организации целенаправленного движения как ограничения степени свободы рабочего органа (примеры систем с 1, 2, 3 степенями свободы)

6. Проблема управляемости и принцип сенсорных коррекций

7. Принцип упражняемости

8. Принцип повторения без повторения (движение как решение двигательной задачи)

9. Уровни построения движения (А, B,C,D,E)

10. Стадии формирования навыка (пять стадий)

11. Противопоставление систем процедурной и декларативной памяти и теория Н.А.Бернштейна

12. Значение теории Н.А.Бернштейна для психологии памяти

 

Примерная тематика рефератов

1. Практические приложения теории социального научения.

2. Современные технологии управления вниманием.

3. Концепция Н.А.Бернштейна и современный спорт высших достижений.

4. Концепция Н.А.Бернштейна и современная робототехника

5. В.Вундт. Недооцененные идеи психологии внимания.

6. Методы развития памяти.

7. Методика SENSCAM в коррекции амнестических расстройств.

8. Эффект тестирования и оптимизация процесса образования.

9. Ф.Ч.Бартлетт – конвенциальный подход к феномену памяти.

10. Первое воспоминание и его символическое значение для истории жизни (на примере сопоставления нескольких источников).

11. Мнемические иллюзии (на материале самоотчетов о феномене «вся жизнь промелькнула перед глазами»).

12. Изображение воспоминаний в произведениях киноискусства.

13. Автобиографическая память в рекламе.

14. Закономерности памяти и судопроизводство.

15. История семейного альбома (на материале личного архива студента).

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

А. Теоретические вопросы.

1. Функции внимания. Общая характеристика механизмов внимания.

2. Внимание как мобилизация и распределение ограниченных ресурсов. Внимание как политика распределения ограниченного ресурса. Модель Д.Канемана. Методика вторичной зондирующей задачи.

3. Внимание как селекция (активное игнорирование) помех. Модели ранней селекции. Модели поздней селекции.

4. Внимание как селекция. Модификация модели ранней селекции А.Трейсман. Аттенюатор. Модели множественной и гибкой селекции.

5. Внимание как активный выбор информации. Теория активного внимания У.Найссера. Внимание как перцептивное действие. Перцептивный цикл.

6. Внимание как внутренний сокращенный и обобщенный самоконтроль.

7. Внимание как механизм интеграции (укрупнения) оперативных единиц сознания.

8. Концепция внимания В.Вундта. Соотношения объемов сознания и внимания. Перцепция и апперцепция. Апперцепция изолированного и ассоциированного содержания.

9. Концепция внимания У.Джеймса. Комбинированная классификация видов внимания (по объекту, по способу связи с мотивом, по произвольности). Понятие преперцепции.

10. Внимание как мобилизация организма. Моторная теория внимания Т.Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания.

11. Концепция волевого внимания Н.Н.Ланге. Внимание как реакция. Рефлективное, инстинктивное и волевое внимание. Первичные эффект волевого внимания. Роль памяти в ошибках волевого внимания.

12. Внимание как психологический ресурс. Проблема внимания в гештальт-психологии. Фактор внимания в динамике значения порога организации феноменального поля.

13. Формирование внимания как ВПФ. Л.С.Выготский.

14. Внимание как процесс умственного самоконтроля в концепции П.Я.Гальперина.

15. Гипотеза Шифрина об автоматических и управляемых процессах переработки информации. Условия появления эффекта «выскакивания».

16. Память как Высшая психическая функция. Развитие памяти в антропогенезе и в онтогенезе. Натуральная и культурная память.

17. Мотивационный компонент мнемических процессов. Внешняя мотивация и эффективность запоминания. Концепция мотивационно-обусловленных затруднений памяти З.Фрейда.

18. Мотивационный компонент мнемических процессов. Внешняя мотивация и эффективность запоминания. Концепция К.Левина.

19. Экспериментальные методы Г.Эббингауза. Метод сбережения.

20. Детерминация эффективности мнемических процессов местом материала в структуре деятельности.

21. Закономерности непроизвольного запоминания.

22. Теория уровневой переработки информации. Следствия для психологии памяти.

23. Продуктивный аспект памяти. Методы повторной и последовательной репродукции Ф.Бартлетта. Понятие «схемы».

24. Структурная многокомпонентная модель памяти. Аргументы в пользу выделения мнемических подсистем. Общая характеристика функциональных систем памяти: Сенсорный регистр, Рабочая память, Долговременная память.

25. Научение. Классический условный рефлекс. Оперантное научение (Б.Ф.Скиннер). Викарное научение (А.Бандура).

26. Научение. Теория научения Н.А.Бернштейна. Принципы: упражняемости, повторения без повторения, сенсорных коррекций.

27. Семантическая подсистема долговременной памяти. Принципы организации знаний в семантической памяти.

28. Эпизодическая подсистема долговременной памяти. Принципы организации знаний в эпизодической памяти.

29. Автобиографическая подсистема долговременной памяти. Принципы организации знаний в автобиографической памяти.

30.  Проблема забывания. Дихотомия наличия и доступности мнемического следа.

 

Б. Вопросы конкретного уровня.

1. Приведите пример действия механизма волевого внимания по Н.Н.Ланге.

2. Модель внимания как ранней селекции. Эксперименты К.Черри. Методики бинаурального и дихотического слушания. Основные критерии селекции помех.

3. Закон распределения внимания Д.Канемана. Эксперимент с использованием вторичной зондирующей задачи.

4. Взаимодействие механизмов внимания: селекция и распределение ресурса. Модель У.Джонстона и С.Хейнца. Стратегии внимания.

5. Теория активного внимания У. Найссера. Внимание как перцептивное действие. Эксперименты с избирательным смотрением.

6. Формирующий эксперимент П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой. Формирование внимательности.

7. Стадии развития внимания как Высшей психической функции. Исследования Л.С.Выготского.

8. Внимание как селекция. Модели поздней селекции (Дойч и Сокол-Дойч, Норман). Экспериментальные данные.

9. Объясните с опорой на модель аттенюатора А.Трейсман, тот факт, что мать просыпается даже от тихого плача своего ребенка, при этом не реагируя на громкий шум за стеной.

10. Объем внимания и объем сознания. Эксперименты В.Вундта.

11. Параллелограмм развития Высших психических функций. Пример экспериментального исследования.

12.

13. Проблема управления памятью. Образные и вербальные мнемотехники. Случай Шерешевского.

14. Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (А.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.

15. Эффект Зейгарник. Воспроизведение незавершенных действий.

16. Эксперимент П.И.Зинченко. Закономерности непроизвольного запоминания.

17. Развитие произвольной и непроизвольной памяти в онтогенезе. Исследование З.М.Истоминой.

18. Законы памяти, открытые в рамках классической психологии сознания. Закон забывания.

19. Законы памяти, открытые в рамках классической психологии сознания. Проблема эффективности распределениея повторений – закон Йоста. Позиционный (краевой) эффект.

20. Иконическая память. Эксперимент Дж.Сперлинга.

21. Эхоическая память. Эксперимент Н.Морея. Эффект модальности. 

22. Рабочая память. Методика умственной хронометрии. Эксперимент С.Стернберга. Подтверждение гипотезы об ограниченной емкости системы.

23. Рабочая память. Механизмы забывания в рабочей памяти. Эксперимент Нормана и Во. Парадокс рабочей памяти.

24. Методика измерения времени реакции. Использование методики для подтверждения гипотезы о логическом принципе организации семантических сетей.

25. Эвристический потенциал функционирования семантической памяти. Принцип наследования свойств.

26. Принцип специфичности кодирования в эпизодической памяти. Примеры экспериментальных исследований.

27. Индивидуальные различия в организации семантической памяти. Эмпирическая «картография» Моара.

28. Эффект универсального «пика» автобиографических воспоминаний.

29. Развитие автобиографической памяти в онтогенезе. Эффект детской амнезии.

30.  Исследования эффекта забывания, индуцированного припоминанием в семантической и автобиографической памяти.

31.  Экспериментальные исследования мотивационно обусловленного механизма вытеснения.

 

Ключевые понятия:

Память. Непроизвольная память. Произвольная память. Научение. Ассоциация. Сенсорный регистр. Иконическая и эхоическая память. Рабочая память. Долговременная память. Имплицитная память. Эксплицитная память. Процедурная и декларативная память. Эпизодическая память. Семантическая память. Автобиографическая память. Феноменальная память. Реминисценция. “Параллелограмм” развития памяти. Схема. Сценарий. Прототип. Семантическая сеть. Забывание. Ретроактивная интерференция. Проактивная интерференция.Сдерживание воспроизведения.

Внимание, Внимание как высшая психическая функция. Произвольное и непроизвольное внимание. Селективность внимания. Активность внимания. Ресурсная модель внимания. “Параллелограмм” развития внимания.

 

Key words:

Memory. Involuntary memory. Voluntary memory. Learning. Association. Iconic memory. Echoic memory. Working memory. Long-term memory. Implicit memory. Explicit memory. Procedural and declarative memory. Episodic memory. Semantic memory. Autobiographical memory. Exceptional memory. “Parallelogram” of memory development. Semantic network. Forgetting. Retroactive interference. Proactive interference. Memory inhibition.

Attention. Attention as higher mental function. Intentional and unintentional attention. Attentional selectivity. Attention as an activity. Attention as mental resource. Parallelogram of attention development.  

Ключевые имена: Г. Эббингауз, Ф. Бартлетт, Н.А. Бернштейн, Дж. Уотсон, В. Вундт, У. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, П. Жане, Дж. Сперлинг, Р.Аткинсон, Р.Шиффрин, К. Черри, Д. Бродбент, Э. Трейсман, Д. Норман, В. Келер, С. Стернберг, М. Познер, фон Ресторф, Дж. Миллер, Э.Тулвинг, У. Найссер, Д. Канеман, М.Квиллиан, К. Левин, Г. Биренбаум, Б.В. Зейгарник, С.С.Корсаков, А.А.Смирнов, П.И. Зинченко, З. М.Истомина, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев,  А.Беддели, Э.Лофтус, М.Андерсон, М.Конвей, З.Фрейд, Г.Родигер, Д.Рубин

 

Автор-составитель:

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ Нуркова В.В.

                                                                                                                август 2021

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

_______________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА

курса лекций и семинарских занятий

по курсу «Общая психология»

 

РАЗДЕЛЫ

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

и

ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ

для студентов 2 курса дневного отделения

специальностей «Психология служебной деятельности»

и

«Психология и педагогика девиантного поведения»

 

 

Москва

 202 1


Автор-составитель: доктор психологических наук, профессор Нуркова В.В.

Лекции – 32 часа: 7. 09; 14.09; 21.09; 28.09; 5.10; 12.10; 19.10; 26.10; 2.11; 9.11; 16.11; 23.11; 30.11; 7.12; 14.12; 21.12

Семинары – 34 часа: 3.09; 10.09; 17.09; 24.09; 1.10; 8.10; 15.10; 22.10; 29.10; 5.11; 12.11; 19.11; 26.11; 3.12; 10.12; 17.12; 24.12  

Тематический план и расчёт часов по видам занятий

 

Разделы курса

Наименование тем курса

Всего

(час.)

Аудиторные занятия

В том числе

Лекции Семинары

Психология внимания

Общая характеристика процесса внимания 2 1 1
Внимание как ВПФ 4 2 2
Внимание как умственный самоконтроль 2 1 1
Внимание как механизм мобилизации и распределения ограниченного ресурса 4 2 2
Внимание как механизм активной селекции 5 2 3
Внимание как выбор на основе предвосхищения 3 1 2
Внимание как механизм интеграции единиц оперирования 4 2 2

Психология памяти

Общая характеристика процессов памяти 1 1  
Ненамеренная  (непроизвольная) память. Мнемическая операция 4 2 2
Произвольная память. Мнемическое действие 4 2 2
Законы точного и реконструктивного воспроизведения материала. 5 2 3
Память как ансамбль мнемических функций 1 1  
Ультра-кратковременная память. Сенсорные регистры 3 1 2
Рабочая память 4 2 2
Долговременная память: декларативная и процедурная память 1 1  
Научение как приобретение процедурного знания 4 2 2
Эпизодическая память 2 1 1
Семантическая память 2 1 1
Автобиографическая память 4 2 2
Проблема забывания 4 2 2
    64 32 32

ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

                                                       


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.