Программа Семейной гостиной для родителей и детей из семей СОП «Наш теплый дом» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Программа Семейной гостиной для родителей и детей из семей СОП «Наш теплый дом»

2022-01-17 23
Программа Семейной гостиной для родителей и детей из семей СОП «Наш теплый дом» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г. Энгельс

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

 

Полное название программы «Наш теплый дом»
Автор программы Психологи ГБУ СО СРЦ «Надежда» Баранова И.В., Хирная Ю.А.
Территория, представившая программу ГБУ СО СРЦ «Надежда»
Адрес организации 413121, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Ломоносова, 35 «А»
Телефон 8(8453)74-55-11
Цель Восстановление здоровых, теплых детско-родительских отношений в семье, способствующих гармоничному развитию несовершеннолетних, мотивация родителей к заботе о детях и участии в их жизни.
Задачи 1.Проводить коррекцию и укрепление детско-родительских взаимоотношений, повышать родительскую компетентность. 2.Пропагандировать традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни. 3.Способствовать самопознанию участников, их мотивации к личностным изменениям, развивать творческие способности участников.
Сроки реализации программы 12 месяцев
Целевая группа Дети и родители из семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на социальном патронаже в ГБУ СО СРЦ "Надежда"
Возраст участников программы От 5 лет
География участников программы г. Энгельс
Краткое содержание программы В основе программы лежит подход, сочетающий в себе организацию условий для  совместной деятельности детей и родителей из семей, находящихся в социально опасном положении, для укрепления детско-родительских взаимоотношений, их коррекции, ориентацию взрослых и несовершеннолетних на ведение здорового образа жизни, построение традиционных семейных отношений.   Гармонизация детско-родительских отношений, создание благоприятного семейного микроклимата позволит каждому ребёнку развить его природные способности и успешно адаптироваться в социуме.

 

Программа Семейной гостиной для родителей и детей из семей СОП «Наш теплый дом»

Пояснительная записка

Отношение родителей к ребенку является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. Нарушенные взаимоотношения между родителем и ребенком являются серьезной травмой и имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности, приводящими к нарушению у него физического, психического и эмоционального развития. Проведенный теоретический анализ изучаемой проблемы (В.В. Чечет, 1998 г.; Л.М. Шипицина, 1997 г.; Л.Б. Шнейдер, 2006 г. и др.) показал, что наиболее важными для развития личности ребенка представляются: объективное влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и взаимоотношения в семье. По мнению психологов и педагогов, причины многих аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений кроются в асоциальности поведения родителей (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.). Особенности взаимоотношений между родителями и детьми закрепляются в поведении детей и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Так отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Это обусловлено тем, что детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта. У ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Как показывает практика, злоупотребление родителями спиртных напитков является основной причиной семейного неблагополучия и как следствие – нахождение ребенка в социально опасном положении (СОП). В таких семьях реакции родителей, на те или иные поступки или высказывания детей отличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания) непредсказуемостью и непоследовательностью, они могут быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, а какие – осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие, не вырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных взрослых. Таким образом, особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, определяются внутрисемейной ситуацией. Эмоции, которые определяют взаимоотношения сначала между родителями, так или иначе, захватывают и детей. При этом неблагоприятное влияние на детей оказывает не столько сама химическая зависимость родителя, сколько среда, которую она образует. Отсутствие четких правил, размытость границ, искажение семейных ролей, а также неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с родителями делает детско-родительские отношения дисгармоничными, что в свою очередь, влияет на особенности психоэмоционального состояния детей и их развитие.

Поэтому для гармоничного развития ребенка из семьи СОП важно создание благоприятного семейного микроклимата, что связано с мотивацией его родителей к личностным изменениям, к выходу из кризисной ситуации, к формированию здоровой семейной среды, с повышением педагогической компетентности родителей, а также с укреплением и позитивными изменениями детско-родительских отношений.                                                     

В основе нашей программы лежит подход, сочетающий в себе организацию условий для  совместной деятельности детей и родителей из семей, находящихся в социально опасном положении, для укрепления детско-родительских взаимоотношений, их коррекции, ориентацию взрослых и несовершеннолетних на ведение здорового образа жизни, построение традиционных семейных отношений.  Гармонизация детско-родительских отношений, создание благоприятного семейного микроклимата в ходе реализации программы «Наш теплый дом» позволит детям из семей, состоящих на социальном патронаже, развить их природные способности и успешно адаптироваться в социуме.

Цель программы: восстановление здоровых, теплых   детско-родительских отношений в семье, способствующих гармоничному развитию несовершеннолетних, мотивация родителей к заботе о детях и участии в их жизни.

Задачи программы:

1. Проводить коррекцию и укрепление детско-родительских взаимоотношений, повышать родительскую компетентность.

2. Пропагандировать традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни.

3. Способствовать самопознанию участников, их мотивации к личностным изменениям, развивать творческие способности участников.

Целевая группа: дети с пятилетнего возраста и родители из семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на социальном патронаже в учреждении.

Специалисты, реализующие программу: психолог отделения реализации программ семей, состоящих на социальном патронаже, психолог психологической службы ГБУ СО СРЦ «Надежда».

Сроки реализации программы: 12 месяцев.

Занятие № 9 «Пойми меня»

Цель: развивать эмпатию у участников занятия, способствовать установлению взаимопонимания между детьми и родителями. Содержание занятия: 1. Арт-техника «Я сегодня, как…» (диагностика эмоционального состояния, эмоциональная разгрузка, подготовка к следующим психологическим играм и упражнениям, развитие творческих способностей участников). Изготавливаются маски. 2. Упражнение «Связующая нить» (формировать чувство близости с другими людьми) 3. Упражнение «Закончи предложение» (повышение уверенности в себе, в своих силах) 4. Упражнение «Волшебные средства» (проработка различных средств понимания, развитие эмпатии) 5. Игра «В тридевятом царстве» (на установление взаимопонимания между взрослым и ребенком) 6. Игра «Волшебные заросли» (развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами) 7. Игра «Волшебный мешочек» (осознать свое эмоциональное состояние и освободиться от негативных эмоций) 8. Ритуал прощания (рефлексия встречи)

Занятие № 10 «Мама, мамочка моя!»

Цель: пропаганда семейных ценностей, коррекция и укрепление детско-родительских отношений. Содержание занятия: 1. Игра «Мое настроение сегодня такого цвета» (диагностика эмоционального состояния, саморефлексия участников, эмоциональная разгрузка, подготовка к следующим психологическим играм и упражнениям). Используются карточки разных цветов и материалов. 2. Просмотр и обсуждение видеоролика Вотинцевой О.И. «Про маму» (пропаганда традиционных семейных ценностей) 3. Модерация «Кто такая мама» (формулирование участниками группы понятия «мама», укрепление детско-родительских отношений) 4. Упражнение «Водный карнавал» (психологическая разгрузка) 5. Упражнение «Пословицы о маме» (пропаганда традиционных семейных ценностей, коррекция детско-родительских отношений) 6. Игра «Изобрази семью животных» (сплочение членов семьи) 7. Арт-техника «Рисунок в круге» (эмоциональное сближение родителей и детей) 8. Ритуал прощания (рефлексия встречи)

Приложение 1. Сценарные разработки

Чаепитие.

Чаепитие.

Чаепитие.

Чаепитие.

Чаепитие.

Чаепитие.

Способы выражения гнева

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4.Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Подраться с братом или сестрой.

6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

7. Пускать мыльные пузыри.

8. Устроить «бой» с боксерской грушей или с подушкой.

9. Пробежать по коридору школы, детского сада.

10. Полить цветы.

11. Быстрым движением стереть с доски.

12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

13. Погоняться за кошкой (собакой).

14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

15. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

17.Постирать белье.

18. Отжаться от пола максимальное количество раз.

19. Сломать несколько игрушек.

20. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

21. Стучать карандашом по парте.

22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.

24. Слепить из пластилина фигуру обидчика, а затем сломать ее.

8. Аппликация «Картина из обрывков бумаги» (формирование навыков конструктивного взаимодействия)

Участникам предлагается создать на листе бумаги красивую картину из обрывков газет и любого другого художественного материала по выбору. Придумать название и рассказать о содержании своей картины.

Чаепитие

Занятие № 9 «Пойми меня».

Цель: развивать эмпатию у участников занятия, способствовать установлению взаимопонимания между детьми и родителями.

1. Арт-техника «Я сегодня, как…» (диагностика эмоционального состояния, эмоциональная разгрузка, подготовка к следующим психологическим играм и упражнениям, развитие творческих способностей участников)

Участникам предлагается представить себя в каком-то образе, который наиболее точно отображает их настроение, состояние, то, что с ними происходит в настоящий момент (например, сказочный герой, герой фильма, растение, животное, явление природы и т.д.). Изготовить для этого образа маску, используя различные изобразительные средства (бумагу, карандаши, фломастеры, ножницы, шаблоны масок и др.). Затем участники по кругу называют себя, показывают маску, которую изготовили, и говорят, как она связана с тем, что они сейчас переживают. Делятся, как они добрались до реабилитационного центра сегодня.

2. Упражнение «Связующая нить» (формировать чувство близости с другими людьми)

Передавая клубочек по кругу, каждый участник делает несколько витков нити себе на палец.

Ведущий: «Вот какая у нас «дружная семейка». Все люди, как вы сейчас, как-то связаны между собой, а иногда и зависят друг от друга. Но в то же время каждый из вас — индивидуальность. Сейчас, сматывая клубочек, вы расскажете нам о себе, отвечая на вопросы: «Какой я?», «Какая я?».

3. Упражнение «Закончи предложение» (повышение уверенности в себе, в своих силах)

Ведущий: «Вы все такие замечательные! Очень хочется узнать о вас побольше. Пусть каждый по очереди закончит такие предложения о себе: «Я хочу…», «Я умею…», «Я смогу…», «Я добьюсь…».

4.Упражнение «Волшебные средства» (проработка различных средств понимания, развитие эмпатии)

Члены семей разбиваются на пары так, чтобы в каждой паре оказались члены одной семьи. Каждой паре предлагается разыграть ситуацию (карточки-задания), пользуясь «волшебными» средствами понимания. Затем поменяться ролями.

Содержание карточек: ребенок плачет: он потерял машинку; мама пришла с работы, она очень устала; друг грустит: у него заболела мама; товарищ плачет: его наказали; девочка расстроилась: у нее не получается аппликация; малыш плачет: он упал и разбил коленку.

Обсуждение:

-  Как вы помогли своим друзьям и близким? Что вы сделали?

- Можно ли ваши действия назвать «волшебными средствами» понимания?

5. Игра «В тридевятом царстве» (на установление взаимопонимания между взрослым и ребенком)

Каждой семье предлагается нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, изображая героев и запомнившиеся события. Предварительно родителям дается «шпаргалка» с инструкциями для совместной самостоятельной работы над рисунком.

Инструкция для родителей

Какая ваша любимая сказка? (Пусть выберет ребенок.) Кто в ней главный герой? Какие еще персонажи живут в сказке? Вспомните наиболее понравившийся ребенку эпизод. Нарисуйте его вместе с ребенком. После того как рисунок закончен, попросите ребенка пометить на рисунке, где бы он хотел оказаться, если бы это было возможно. Предложите ребенку описать свои действия в сказке:

• Что бы ты там делал?

• Как бы к тебе отнесся главный герой? А другие персонажи?

• Что бы ты ответил главному герою, если бы он спросил тебя…

• А что бы ты сделал на месте главного героя?

• Что бы ты чувствовал на месте главного героя?

• Что бы ты хотел изменить в сказке?

Во время презентации рисунков родители рассказывают о действиях своего ребенка в сказке, стараясь точно передать полученную информацию. Ребенок должен оценить: все ли верно в рассказе.

6.Игра «Волшебные заросли» (развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами)

Участники по очереди (все дети, взрослые по желанию) пытаются проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» - всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновение. Они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить, если их «плохо просят». (Не забывайте, что у вас есть «волшебные» средства!) Для того, кто попадает в круг, «водоросли» водят хоровод и поют песенку: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? … у нас хороший, … у нас пригожий».

Обсуждение:

- Когда водоросли расступались охотно?

-  Когда им не хотелось расступаться?

-  Что вы чувствовали, находясь в круге?

7.Игра «Волшебный мешочек» (осознать свое эмоциональное состояние и освободиться от негативных эмоций)

Участникам предлагается сложить свои отрицательные эмоции (какие?) в черный мешочек, чтобы потом выбросить, а из красного взять себе положительные эмоции (какие?).

Чаепитие

Занятие № 10 «Мама, мамочка моя!» (ко  Дню матери)

Цель: пропаганда традиционных семейных ценностей, коррекция и укрепление детско-родительских отношений.

1.Игра «Мое настроение сегодня такого цвета» (диагностика эмоционального состояния, саморефлексия участников, эмоциональная разгрузка, подготовка к следующим психологическим играм и упражнениям)

Участникам тренингового занятия предлагается выбрать из цветных карточек разного цвета и материала ту, которая наиболее точно отображает их настроение на настоящий момент. Участники по кругу называют себя, показывают карточку, которую выбрали, и говорят, как она связана с их эмоциональным состоянием. Делятся также тем, как они добрались до реабилитационного центра сегодня.

Чаепитие

Чаепитие

Занятие № 12 «Возьмем с собою в новый год в наш теплый дом…»

Цель: укрепление детско-родительских отношений.

1. «Я сегодня, как…» (диагностика эмоционального состояния и взаимоотношений между членами семьи, самопознание участников, эмоциональная разгрузка, подготовка к следующим психологическим играм и упражнениям)

Участникам тренингового занятия предлагается выбрать из набора карточек с изображениями сказочных героев ту, которая наиболее точно отображает их настроение, состояние, то, что с ними происходит в настоящий момент. Участники по кругу называют себя, показывают карточку, которую выбрали, и говорят, как она связана с тем, что они сейчас переживают. Делятся, как они добрались до реабилитационного центра сегодня.

2. Упражнение «Родители и дети глазами друг друга» (закрепление позитивного отношения друг к другу)

Участники по очереди рассказывают о своих близких:

- Расскажи о своей маме, папе  (расскажите о своем ребенке). Какая она (какой он)?

- Что любит делать?

- Что ей (ему) нравится? Что не нравится?

- За что ты (вы) ее (его) любишь (те)?

3. Творческое задание «Наши новогодние костюмы» (укрепление детско-родительских отношений)

Члены каждой семьи из подручных материалов (газеты, бумага, мишура и т.д) и с использованием красок, фломастеров и др. канцтоваров совместно изготавливают новогодние костюмы для всех членов семьи, пришедших на занятие. После этого представляют свои костюмы остальным участникам.

4.Упражнение «Пожелания» (мотивация к дальнейшему личностному развитию)

Каждый участник на 2 самодельных открытках в виде новогодних шаров (предварительно изготавливаются ведущими до начала занятия) пишет пожелания на новый год участникам тренингового занятия (1ая открытка) и пожелания на новый год себе (планы, слова поддержки) – 2ая открытка. После этого 1ая открытка вешается на елку. Каждый участник снимает с елки одну понравившуюся ему по внешнему виду открытку, читает про себя доставшееся ему пожелание на новый год. Дошкольникам задание помогают выполнять родители. Затем участники делятся чувствами, возникшими у них при выполнении упражнения; желающие делятся тем, что пожелали себе, другим участникам, и тем, какое пожелание они получили.

5. Упражнение «Чемодан в дорогу» (подведение итогов занятия и программы)

Ведущий: «Когда мы собираемся куда-то ехать, то берем с собой необходимые вещи для путешествия. Предлагаю и вам собрать сегодня «чемодан» для вашего дальнейшего жизненного пути. Подумать и сказать:

- Что больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?

- Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?

- Какими знаниями, умениями, приобретенными на занятиях, воспользуетесь в дальнейшем?»

6. Завершение программы (завершение групповых отношений)

Ведущий: « Помните этот «Волшебный мешочек»? (занятие № 9). В нем хранится все самое хорошее, что может пожелать себе человек. Сегодня я положила в него леденцы. Как вы думаете, они уже достаточно впитали в себя доброты, здоровья и любви?.. Давайте съедим по конфетке и станем еще добрее… Всего вам хорошего!»

После этого дети и родители принимают участие в Новогоднем представлении для несовершеннолетних из патронажных семей в центре реабилитации.

 

Приложение 2

К упражнению«Пословицы» занятия № 8 (пословицы о семейных отношениях)

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья без детей, что часы без гирьки.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Муж без жены - что гусь без воды.

На что и клад, коли в семье лад.

В каждой избушке свои погремушки.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Гни дерево, пока гнётся, учи дитя, пока слушается.

Семейный горшок всегда кипит.

При солнышке тепло - при матери добро.

 Мать кормит детей, как земля людей.           

 Не тот отец, кто родил, а тот, кто вскормил.

Не та мать, что родила, а та, что воспитала.

Умел дитя родить, умей и научить

Без матки пчелки — пропащие детки.

Без отца — полсироты, а без матери — и вся сирота.

Без пригляду одни только муравьи плодятся.

Бел лицом, да худ отцом.

Блудный сын — ранняя могила отцу.

Бывает добрая овца и от беспутного отца.

Выкормил змейку на свою шейку.

Детишек воспитать — не курочек пересчитать.

Детки маленьки — поесть не дадут, детки велики — пожить не дадут.

Детки — радость, детки ж и горе.

Детки хороши — отцу-матери венец; худы — отцу-матери конец.

Дитя не плачет — мать не разумеет.

Дитя хоть криво, да отцу-матери мило.

Дом с детьми — базар, без детей — могила.

Дочерями красуются, сыновьями в почете живут.

Единственный сын — не сын, два сына — полсына, три сы­на — сын.

Живы родители — почитай, померли — поминай.

И ворона воронят хвалит.

И змея своих детей не ест.

И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.

Из одного куста, да не с одной ветки.

Из одной клетки, да не равны детки.

Каков отец, таковы и дети.

Какова матка, таковы и детки.

Каково семя, таково и племя.

Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.

Кобылка — брык, и жеребенок — брык.

Кому родить, тому и кормить.

Который палец ни укуси — все больно.

Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Куда матушка, туда и дитятко.

Ломи дерево, пока молодо.

Маленькие дети — руки болят, большие дети — сердце.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать праведна — ограда каменна.

Мед сладок, а ребенок еще слаще.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Не вскормивши малого, не видать и старого.

Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

Нет певчего для вороны супротив родного вороненка.

От доброго корня добрая и поросль.

От лося — лосята, от свиньи — поросята.

Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

Отца и матери на всю жизнь не хватит.

Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.

Ребенок — что воск: что хочешь, то и сольешь.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

С ребятами горе, а без них — вдвое.

Сын мой, а ум у него свой.

Сова — и та своих совят хвалит: головастые да лупастые!

У всякого первенец родится — во лбу светлый месяц, за ушами ясны звезды.

У кого девка хороша? — У матки. У кого сын умен? — У батьки.

У милого дитяти много имен.

У семи нянек дитя без глазу.

Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Яблоко от яблони недалеко падает.

 

 

Приложение 3

Г. Энгельс

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

 

Полное название программы «Наш теплый дом»
Автор программы Психологи ГБУ СО СРЦ «Надежда» Баранова И.В., Хирная Ю.А.
Территория, представившая программу ГБУ СО СРЦ «Надежда»
Адрес организации 413121, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Ломоносова, 35 «А»
Телефон 8(8453)74-55-11
Цель Восстановление здоровых, теплых детско-родительских отношений в семье, способствующих гармоничному развитию несовершеннолетних, мотивация родителей к заботе о детях и участии в их жизни.
Задачи 1.Проводить коррекцию и укрепление детско-родительских взаимоотношений, повышать родительскую компетентность. 2.Пропагандировать традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни. 3.Способствовать самопознанию участников, их мотивации к личностным изменениям, развивать творческие способности участников.
Сроки реализации программы 12 месяцев
Целевая группа Дети и родители из семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на социальном патронаже в ГБУ СО СРЦ "Надежда"
Возраст участников программы От 5 лет
География участников программы г. Энгельс
Краткое содержание программы В основе программы лежит подход, сочетающий в себе организацию условий для  совместной деятельности детей и родителей из семей, находящихся в социально опасном положении, для укрепления детско-родительских взаимоотношений, их коррекции, ориентацию взрослых и несовершеннолетних на ведение здорового образа жизни, построение традиционных семейных отношений.   Гармонизация детско-родительских отношений, создание благоприятного семейного микроклимата позволит каждому ребёнку развить его природные способности и успешно адаптироваться в социуме.

 

Программа Семейной гостиной для родителей и детей из семей СОП «Наш теплый дом»

Пояснительная записка

Отношение родителей к ребенку является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. Нарушенные взаимоотношения между родителем и ребенком являются серьезной травмой и имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности, приводящими к нарушению у него физического, психического и эмоционального развития. Проведенный теоретический анализ изучаемой проблемы (В.В. Чечет, 1998 г.; Л.М. Шипицина, 1997 г.; Л.Б. Шнейдер, 2006 г. и др.) показал, что наиболее важными для развития личности ребенка представляются: объективное влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и взаимоотношения в семье. По мнению психологов и педагогов, причины многих аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений кроются в асоциальности поведения родителей (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.). Особенности взаимоотношений между родителями и детьми закрепляются в поведении детей и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Так отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Это обусловлено тем, что детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта. У ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Как показывает практика, злоупотребление родителями спиртных напитков является основной причиной семейного неблагополучия и как следствие – нахождение ребенка в социально опасном положении (СОП). В таких семьях реакции родителей, на те или иные поступки или высказывания детей отличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания) непредсказуемостью и непоследовательностью, они могут быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, а какие – осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие, не вырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных взрослых. Таким образом, особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, определяются внутрисемейной ситуацией. Эмоции, которые определяют взаимоотношения сначала между родителями, так или иначе, захватывают и детей. При этом неблагоприятное влияние на детей оказывает не столько сама химическая зависимость родителя, сколько среда, которую она образует. Отсутствие четких правил, размытость границ, искажение семейных ролей, а также неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с родителями делает детско-родительские отношения дисгармоничными, что в свою очередь, влияет на особенности психоэмоционального состояния детей и их развитие.

Поэтому для гармоничного развития ребенка из семьи СОП важно создание благоприятного семейного микроклимата, что связано с мотивацией его родителей к личностным изменениям, к выходу из кризисной ситуации, к формированию здоровой семейной среды, с повышением педагогической компетентности родителей, а также с укреплением и позитивными изменениями детско-родительских отношений.                                                     

В основе нашей программы лежит подход, сочетающий в себе организацию условий для  совместной деятельности детей и родителей из семей, находящихся в социально опасном положении, для укрепления детско-родительских взаимоотношений, их коррекции, ориентацию взрослых и несовершеннолетних на ведение здорового образа жизни, построение традиционных семейных отношений.  Гармонизация детско-родительских отношений, создание благоприятного семейного микроклимата в ходе реализации программы «Наш теплый дом» позволит детям из семей, состоящих на социальном патронаже, развить их природные способности и успешно адаптироваться в социуме.

Цель программы: восстановление здоровых, теплых   детско-родительских отношений в семье, способствующих гармоничному развитию несовершеннолетних, мотивация родителей к заботе о детях и участии в их жизни.

Задачи программы:

1. Проводить коррекцию и укрепление детско-родительских взаимоотношений, повышать родительскую компетентность.

2. Пропагандировать традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни.

3. Способствовать самопознанию участников, их мотивации к личностным изменениям, развивать творческие способности участников.

Целевая группа: дети с пятилетнего возраста и родители из семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на социальном патронаже в учреждении.

Специалисты, реализующие программу: психолог отделения реализации программ семей, состоящих на социальном патронаже, психолог психологической службы ГБУ СО СРЦ «Надежда».

Сроки реализации программы: 12 месяцев.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.