К ак много звуков нас окружает — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

К ак много звуков нас окружает

2021-12-12 24
К ак много звуков нас окружает 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Молчанова Е. Г.

М76 300игр для развития слухового внимания ребен-ка / Е. Г. Молчанова. — Ростов н/Д: Феникс, 2020.

 

— 313 с. — (Библиотека логопеда).

 

ISBN 978-5-222-35011-9

 

Если ваш ребенок путает звуки в словах — это говорит о ло-гопедическом нарушении. В школе он будет писать слова так, как произносит: все неточности устной речи станут ошибками в тетрадке. Правописанию помешают дефекты произноше-ния, которые вовремя не устранил логопед или заботливая мама. В этой книге собраны увлекательные игры, развивающие слуховое внимание, фантазию и мышление. Ребенок начнет правильно говорить, грамотно писать и с легкостью усвоит школьную программу.

 

 

УДК 376.36

ББК 74.3


 

 

© Молчанова Е. Г., 2019

 

© Оформление: ООО «Феникс», 2019


К АК МНОГО ЗВУКОВ НАС ОКРУЖАЕТ

 

 

ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ

 

В этом разделе вы найдете игры, которые научат малыша внимательно прислушиваться к неречевым звукам и окру-жающим шумам, реагировать на них. Наблюдая за миром шумов, ребенок поймет, что предметы могут издавать раз-нообразные звуки: скрипы, шорохи, потрескивания, щелчки и др. Некоторые из них бывают похожими друг на друга.

 

Многими играми желательно заниматься, меняясь ро-лями: пусть иногда малыш будет ведущим, а взрослый — отгадывающим.

 

Игра «Отгадай, что шумит»

 

Цель: научить ребенка различать звуки без зрительнойопоры на предмет.

 

Оборудование: 4–5игрушек,издающих различные шумы(например, звучащие самолетик, колокольчик, шуршащий цветочек, трещотка-ладошки, молоточек), ширма.

 

Задание: определить,какая игрушка шумит за ширмой.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри:это само-летик. Он шумит так».

 

9 9Взрослый демонстрирует звучание каждой игрушки.Убеждается, что все названия предметов ребенку зна-комы и доступны для произнесения.

 

9 9Взрослый: «Игрушки спрячутся за ширму и будут шу-меть. Отгадай, какая игрушка звучит».

 

9 9Ребенок без зрительной опоры отгадывает звучание.Если малыш еще не говорит, взрослый просит пока-зать, какая игрушка звучала.


8 300 игр для развития слухового внимания ребенка

 

Игра «Чья музыка слышится?»

 

Цель: научить ребенка различать инструменты на слухпо их звучанию.

 

Оборудование: колокольчик,барабан,дудочка,бубен,гармошка, губная гармошка, ширма.

 

Задание: отгадать,чья музыка слышится.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый поочередно показывает и называет двамузыкальных инструмента, демонстрирует, как они звучат.

 

9 9Ребенок рассматривает инструменты,слушает.

 

9 9Взрослый за ширмой вновь играет на разныхинструментах.

 

9 9Ребенок определяет на слух,что звучит.

 

9 9Постепенно количество музыкальных инструментовувеличивается.

 

Вариант игры:

 

9 9Ребенок определяет звучание инструментов,закрывглаза.

 

Игра «Кто играет?»

 

Цель: научить ребенка различать инструменты на слухпо их звучанию и определять, кто на каком инструменте играет.

 

Оборудование: колокольчик,барабан,дудочка,труба,игрушечные слон, зайка, волк, мышка, ширма.

 

Задание: отгадать,кто играет на музыкальном инструменте.

 

Процесс игры:

 

9 9Игра проводится аналогично предыдущей,только те-перь с использованием героев.

 

9 9Взрослый показывает,что у каждого героя есть своймузыкальный инструмент.

 

9 9Взрослый говорит: «Слон играет на трубе так» —и де-монстрирует звучание трубы.


 

 

Отгадай, что звучит

 

9

 
     
           
99

Взрослый демонстрирует звучание инструментов

 
 

у каждого героя: «Волк играет на дудочке так», «Зайка

 
 

барабанит так», «Мышка звонит в колокольчик так».

 
99

Ребенок запоминает, кто на чем играет.

 
99

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас герои спрячутся

 
 

и будут играть каждый на своем инструменте. А ты

 
 

отгадай, кто и на чем играет».

 
99

Взрослый прячет игрушки за ширму, играет на одном

 
 

из инструментов.

 
99

Ребенок отгадывает на слух, кто играет.

 
99

После ответа взрослый показывает ребенку героя

 
 

и вновь демонстрирует звучание инструмента для

 
 

проверки.

 

 

Игра «Оркестр»

 

Цель: научить ребенка различать звучание инструментовбез зрительной опоры.

 

Оборудование: колокольчик,барабан,дудочка,металло-фон, гармошка, губная гармошка, ширма.

 

Задание: отгадать,какие инструменты звучат в оркестре.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый поочередно показывает и называет музы-кальные инструменты, демонстрирует их звучание.

 

9 9Ребенок рассматривает инструменты,слушает ихзвучание.

 

9 9Взрослый за ширмой играет на двух инструментаходновременно.

 

9 9Ребенок по звуку определяет,что звучит.

 

9 9Взрослый демонстрирует,что звучало,вместе с ребен-ком сравнивают, проверяют ответ.

 

9 9Постепенно количество музыкальных инструментовувеличивается.


10 300 игр для развития слухового внимания ребенка

 

Игра «Где игрушка?»

 

Цель: развить у ребенка умение определять направле-ние источника звука, сформировать реакцию на звучание предметов.

 

Оборудование: звучащие игрушки-пищалки. Задание: найти игрушку. Процесс игры:

 

9 9Взрослый говорит: «Послушай,что шумит.Где игруш-ка? Найди».

 

9 9Взрослый перемещается по комнате,пищит игрушкой,привлекая внимание ребенка.

 

9 9Ребенок следит взглядом за игрушкой.

 

 

Игра «Колокольный звон»

 

Цель: научить ребенка определять источник звука,прислушиваться.

 

Оборудование: колокольчик,повязка на глаза. Задание: показать,где звенит. Процесс игры:

 

9 9Взрослый надевает повязку ребенку на глаза.

 

9 9Взрослый становится на расстоянии нескольких мет­ров от ребенка, мелодично звенит колокольчиком.

 

9 9Ребенок,не открывая глаз,отгадывает направлениезвука.

 

9 9Ребенок показывает рукой,где звенит колокольчик.

 

9 9Если ребенок умеет говорить,проговаривает направ-

 

ление (впереди, сзади, слева, справа).

 

9 9Взрослый может менять положение несколько раз.

 

Игра «Отгадай, где хлопают»

 

Цель: научить ребенка определять источник звука,прислушиваться.

 

Оборудование: повязка на глаза.

 

Задание: показать,где хлопают.

 

Процесс игры:

 

9 9В игре участвуют несколько человек.

 

9 9Дети образуют круг,взявшись за руки.

 

9 9Взрослый завязывает глаза водящему.

 

9 9Ставит водящего в центр круга.

 

9 9Взрослый предлагает хлопать в ладоши тому,на когоон посмотрит или укажет рукой.

 

9 9Тот ребенок,на кого указали,хлопает в ладоши.

 

9 9Водящий с закрытыми глазами показывает направ-ление звука.

 

9 9Через несколько минут водящий меняется.


12 300 игр для развития слухового внимания ребенка

 

Игра «Погремушки»

 

Цель: научить ребенка различать звуки без зрительнойопоры на предмет.

 

Оборудование: 3–4погремушки,издающие различныешумы (например, большая шумит громко, маленькая — тихо, в форме цветочка — погромче, в форме машинки — звонко), ширма.

 

Задание: определить,какая погремушка шумит за ширмой.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри:эта боль-шая погремушка шумит так».

 

9 9Взрослый демонстрирует звучание каждой погре-мушки. Убеждается, что все названия доступны для произнесения.

 

9 9Взрослый: «Погремушки спрячутся за ширму и будутшуметь. Отгадай, какая шумит!»

 

9 9Ребенок без зрительной опоры отгадывает,какая по-гремушка звучала.

 

9 9Если малыш еще не говорит,взрослый просит пока-зать, какая погремушка звучала.

 

Игра «Музыкальная шкатулка»

 

Цель: научить ребенка находить источник звука.

 

Оборудование: музыкальная шкатулка,платок.

 

Задание: найти,где играет музыкальная шкатулка.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый включает музыкальную шкатулку и даетмалышу послушать песенку, которую она играет.

 

9 9Когда мелодия закончится,взрослый прячет шкатул-ку на глазах малыша, закрыв ее платком.

 

9 9Взрослый вновь включает мелодию,побуждает ре-бенка дотянуться до шкатулки, снять с нее платочек.

 

9 9Через несколько игр платочек можно заменить любойкартонной коробкой.


Отгадай, что звучит       13

 

Игра «Шарманка»

 

Цель: научить ребенка находить источник звука.

 

Оборудование: шарманка.

 

Задание: найти,где играет шарманка.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый играет на шарманке,привлекая вниманиемалыша к игрушке и тем звукам, которые она издает.

 

9 9Взрослый наклоняет шарманку то вправо,то влево.

 

9 9Взрослый побуждает малыша следить за игрушкой

 

взглядом и прислушиваться к ее звучанию.

 

9 9Затем взрослый играет на шарманке справа от малы-ша, побуждая его слегка повернуть голову в сторону звука.

 

9 9А затем играет слева.

 

9 9Если малыш не пытается искать музыкальную игруш-ку, взрослый вновь показывает ее малышу, привлекая внимание к ее звучанию.

 

Игра «Что я делаю?»

 

Цель: научить ребенка различать неречевые звуки беззрительной опоры.

 

Оборудование: ширма,листы бумаги,карандаш,ножницы.

 

Задание: определить, что взрослый делает за ширмой.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый говорит ребенку: «Я сейчас спрячусь и будушуметь. А ты отгадай и скажи, что я делаю».

 

9 9Взрослый за ширмой берет лист бумаги,машетим и спрашивает: «Что я взял(а)?» (Бумагу)

 

9 9Взрослый за ширмой проводит различные действияс бумагой: «Что я делаю с бумагой?»

 

9 9Ребенок называет действия без зрительной опоры.

 

9 9После выполнения и посильного отгадывания ребен-ком всех действий взрослый ширму убирает и вновь демонстрирует все действия ребенку, называя их.


14 300 игр для развития слухового внимания ребенка

 

9 9Ребенок называет те действия,которые не отгадал.

 

9 9При необходимости игру повторяют.

 

Подсказки:

 

Что можно делать с бумагой: махать, складывать, шур-шать, сминать, расправлять, разрывать, скатывать в тру-бочку, рисовать на ней карандашом, разрезать.

 

Игра «Угадай, чей звук»

 

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоми-нать неречевые звуки.

 

Оборудование: бумага,бубен,деревянные ложки,дудоч-ка, барабан.

 

Задание: угадать,чей звук.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый демонстрирует звучание дудочки,стучитдеревянными ложками, гремит бубном, шуршит бу-магой.

 

9 9Для начала взрослый использует не более трех пред-метов.

 

9 9Постепенно количество увеличивается до пяти.

 

9 9Взрослый обсуждает с малышом то,что разные пред-меты издают разные звуки.

 

9 9Взрослый с ребенком садятся спиной друг к другу.

 

9 9Взрослый шумит предметами.

 

9 9Малыш,не оборачиваясь,называет то,что шумит.

 

Игра «Разные ложки»

 

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоми-нать неречевые звуки.

 

Оборудование: несколько пар ложек(например,метал-лические, деревянные, пластиковые, керамические). Ком-плекта должно быть два: для взрослого и ребенка.


Отгадай, что звучит       17

 

Задание: угадать,какие ложки звучат.Постучать такими же.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый демонстрирует звучание каждой пары,сту-ча ложкой о ложку.

 

9 9Для начала можно использовать две пары,постепенноувеличивая их количество.

 

9 9Взрослый обсуждает с малышом то,что разные ложкистучат по-разному.

 

9 9Взрослый дает ребенку такой же набор ложек.

 

9 9Взрослый и ребенок садятся спиной друг к другу.

 

9 9Взрослый начинает стучать любой парой ложек.

 

9 9Малыш,не оборачиваясь,называет,какие ложки зву-чали, и стучит такими же из своего набора.

 

9 9Затем ребенок и взрослый стучат одновременно и опре-деляют, одинаково или по-разному звучат ложки.

 

О ГЛАВЛЕНИЕ

 

 

От автора.................對.. 3 Как работать с книгой.............. 5 Как много звуков нас окружает......... 7Отгадай, что звучит............................. 7 Одинаково или по-разному?........... 29

 

Чем могут отличаться одни и те же звуки,

а также их сочетания............. 43 Сила, высота и тембр............ 43 Ритм и темп воспроизведения........ 55 Интонация................. 63 Как важно выбрать нужный звук........ 69Очень похожи, но разные....................... 69 Развиваем чувство рифмы........... 81

 

Учимся внимательно слушать задания.....                       91

 

Молчанова Е. Г.

М76 300игр для развития слухового внимания ребен-ка / Е. Г. Молчанова. — Ростов н/Д: Феникс, 2020.

 

— 313 с. — (Библиотека логопеда).

 

ISBN 978-5-222-35011-9

 

Если ваш ребенок путает звуки в словах — это говорит о ло-гопедическом нарушении. В школе он будет писать слова так, как произносит: все неточности устной речи станут ошибками в тетрадке. Правописанию помешают дефекты произноше-ния, которые вовремя не устранил логопед или заботливая мама. В этой книге собраны увлекательные игры, развивающие слуховое внимание, фантазию и мышление. Ребенок начнет правильно говорить, грамотно писать и с легкостью усвоит школьную программу.

 

 

УДК 376.36

ББК 74.3


 

 

© Молчанова Е. Г., 2019

 

© Оформление: ООО «Феникс», 2019


К АК МНОГО ЗВУКОВ НАС ОКРУЖАЕТ

 

 

ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ

 

В этом разделе вы найдете игры, которые научат малыша внимательно прислушиваться к неречевым звукам и окру-жающим шумам, реагировать на них. Наблюдая за миром шумов, ребенок поймет, что предметы могут издавать раз-нообразные звуки: скрипы, шорохи, потрескивания, щелчки и др. Некоторые из них бывают похожими друг на друга.

 

Многими играми желательно заниматься, меняясь ро-лями: пусть иногда малыш будет ведущим, а взрослый — отгадывающим.

 

Игра «Отгадай, что шумит»

 

Цель: научить ребенка различать звуки без зрительнойопоры на предмет.

 

Оборудование: 4–5игрушек,издающих различные шумы(например, звучащие самолетик, колокольчик, шуршащий цветочек, трещотка-ладошки, молоточек), ширма.

 

Задание: определить,какая игрушка шумит за ширмой.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри:это само-летик. Он шумит так».

 

9 9Взрослый демонстрирует звучание каждой игрушки.Убеждается, что все названия предметов ребенку зна-комы и доступны для произнесения.

 

9 9Взрослый: «Игрушки спрячутся за ширму и будут шу-меть. Отгадай, какая игрушка звучит».

 

9 9Ребенок без зрительной опоры отгадывает звучание.Если малыш еще не говорит, взрослый просит пока-зать, какая игрушка звучала.


8 300 игр для развития слухового внимания ребенка

 

Игра «Чья музыка слышится?»

 

Цель: научить ребенка различать инструменты на слухпо их звучанию.

 

Оборудование: колокольчик,барабан,дудочка,бубен,гармошка, губная гармошка, ширма.

 

Задание: отгадать,чья музыка слышится.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый поочередно показывает и называет двамузыкальных инструмента, демонстрирует, как они звучат.

 

9 9Ребенок рассматривает инструменты,слушает.

 

9 9Взрослый за ширмой вновь играет на разныхинструментах.

 

9 9Ребенок определяет на слух,что звучит.

 

9 9Постепенно количество музыкальных инструментовувеличивается.

 

Вариант игры:

 

9 9Ребенок определяет звучание инструментов,закрывглаза.

 

Игра «Кто играет?»

 

Цель: научить ребенка различать инструменты на слухпо их звучанию и определять, кто на каком инструменте играет.

 

Оборудование: колокольчик,барабан,дудочка,труба,игрушечные слон, зайка, волк, мышка, ширма.

 

Задание: отгадать,кто играет на музыкальном инструменте.

 

Процесс игры:

 

9 9Игра проводится аналогично предыдущей,только те-перь с использованием героев.

 

9 9Взрослый показывает,что у каждого героя есть своймузыкальный инструмент.

 

9 9Взрослый говорит: «Слон играет на трубе так» —и де-монстрирует звучание трубы.


 

 

Отгадай, что звучит

 

9

 
     
           
99

Взрослый демонстрирует звучание инструментов

 
 

у каждого героя: «Волк играет на дудочке так», «Зайка

 
 

барабанит так», «Мышка звонит в колокольчик так».

 
99

Ребенок запоминает, кто на чем играет.

 
99

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас герои спрячутся

 
 

и будут играть каждый на своем инструменте. А ты

 
 

отгадай, кто и на чем играет».

 
99

Взрослый прячет игрушки за ширму, играет на одном

 
 

из инструментов.

 
99

Ребенок отгадывает на слух, кто играет.

 
99

После ответа взрослый показывает ребенку героя

 
 

и вновь демонстрирует звучание инструмента для

 
 

проверки.

 

 

Игра «Оркестр»

 

Цель: научить ребенка различать звучание инструментовбез зрительной опоры.

 

Оборудование: колокольчик,барабан,дудочка,металло-фон, гармошка, губная гармошка, ширма.

 

Задание: отгадать,какие инструменты звучат в оркестре.

 

Процесс игры:

 

9 9Взрослый поочередно показывает и называет музы-кальные инструменты, демонстрирует их звучание.

 

9 9Ребенок рассматривает инструменты,слушает ихзвучание.

 

9 9Взрослый за ширмой играет на двух инструментаходновременно.

 

9 9Ребенок по звуку определяет,что звучит.

 

9 9Взрослый демонстрирует,что звучало,вместе с ребен-ком сравнивают, проверяют ответ.

 

9 9Постепенно количество музыкальных инструментовувеличивается.


10 300 игр для развития слухового внимания ребенка

 

Игра «Где игрушка?»

 

Цель: развить у ребенка умение определять направле-ние источника звука, сформировать реакцию на звучание предметов.

 

Оборудование: звучащие игрушки-пищалки. Задание: найти игрушку. Процесс игры:

 

9 9Взрослый говорит: «Послушай,что шумит.Где игруш-ка? Найди».

 

9 9Взрослый перемещается по комнате,пищит игрушкой,привлекая внимание ребенка.

 

9 9Ребенок следит взглядом за игрушкой.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.