Основные положения, выносимые на защиту: — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные положения, выносимые на защиту:

2021-12-12 28
Основные положения, выносимые на защиту: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Успешность в предпринимательской деятельности обусловлена уровнем личностной зрелости, значимо отличающей успешных предпринимателей от неуспешных. Проявляется личностная зрелость через совокупность качеств, в разной степени выраженных у успешных и неуспешных предпринимателей. У успешных предпринимателей это: активность, жизнестойкость, включенность, осмысленность жизни; целеустремленность, умение ставить цели и находить смыслы, «авторство» своей жизни, способность контролировать собственную жизнь и управлять жизнью, адаптированность и психическое здоровье, уверенность, независимость, самодостаточность, открытость новому, инициативность и активность, предприимчивость и практичность. Неуспешные предприниматели, наряду с чертами личностной зрелости (независимость, самодостаточность, самопринятие, открытость новому, стремление к саморазвитию и здоровым отношениям, ответственность, ценность настоящего, находчивость, «авторство» своей жизни, умение расставлять приоритеты), обнаруживают зависимость от мнения окружающих, им недостает активности, включенности, готовности действовать вопреки трудностям.

2. Наиболее общими характеристиками личностной зрелости являются:

Интегрированность, целостность – устойчивая иерархия мотивов и ценностей, которая ведет к эмоциональной устойчивости, самодостаточности, самопринятию, реалистичности притязаний, осмысленности жизненных перспектив.

Сознательное самоопределение – контроль своей жизни и управление ею, способность к саморегуляции, способность ставить цели и достигать их, способность быть творцом своей жизни (преодолевать обстоятельства), жизнестойкость.

Активная жизненная позиция – выражается в инициативности, энергичности, способности изменять внешний мир и создавать новое (творить), в самораскрытии, стремлении к смыслу жизни и толерантности.

Готовность к совершению поступков – делать выбор, взвешивать альтернативы, находить оптимум между своими ресурсами, готовность к риску и способность к оптимальному взятию ответственности за последствия своих решений.

3. Ведущими конструктами, посредством которых предприниматели формируют представления друг о друге, выступают «Социально гибкий адаптированный – Внутренне конфликтный» и «Жесткий, независимый – Ведомый, управляемый обстоятельствами». Первые полюса указанных конструктов вместе соответствуют теоретическому измерению «личностная зрелость». Успешные предприниматели однозначно размещают себя на полюсах, характеризующих личностную зрелость, ассоциируют себя с полностью успешным коллегой как в настоящем, так и в будущем. Неуспешные предприниматели чаще относят свой успех в будущее, имплицитно допуская возможность оказаться неуспешным в настоящем.

4. Выявлены характеристики личностной зрелости, чрезмерное развитие которых вступает в противоречие с возможностью успешности в бизнесе: склонность к избыточному анализу, терпимость, социальная ответственность как безусловное принятие норм и правил.

Апробация работы и внедрение результатов: Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на мероприятиях: областная конференция «День предпринимателя 2010», форум «Бизнес-образование 2010», бизнес-форум «Дни малого и среднего бизнеса в России», круглые столы: «Новые возможности в новых условиях» (г. Тюмень), «Деловое сообщество: возможности для бизнеса» (г. Ишим), «Новые ниши для развития бизнеса» (г. Тобольск).

Обсуждение основных теоретических положений и результатов эмпирического исследования проходило на заседаниях методологических семинаров кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ (2008-2010 гг.). Теоретические положения, а также данные эмпирической части работы легли в основу при чтении курсов «Психология личности», «Психологическая безопасность личности в организации», «Психосемантика», «Психодиагностика», «Психология индивидуальных различий». Эмпирические результаты использовались и при проведении различных мастер-классов для начинающих предпринимателей в образовательном проекте Фонда поддержки и развития предпринимательства Тюмени и Тюменской области.

Результаты исследования используются в работе с предпринимателями: консультации и обучение предпринимателей в рамках образовательных программ Фонда поддержки и развития предпринимателей Тюмени и Тюменской области.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 176 страницах и содержит 18 таблиц, 7 рисунков. В приложениях представлены материалы, не вошедшие в основной текст рукописи. Библиографический список включает 163 источника, из которых 9 на иностранном языке. 

 

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цель, объект, предмет, задачи и методы исследования. Сформулированы гипотезы исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Психология успешности предпринимательской деятельности» проводится теоретический анализ проблемы оценки успешности предпринимательской деятельности и факторов, ее обуславливающих. Показывается, как личностная зрелость связана с успешностью предпринимателей.

В параграфе 1.1. «Социально-психологические и экономические проблемы предпринимательства» описывается феноменология успеха в бизнесе. На основе этого очерчивается объект исследования.

Анализируется социально-экономическая проблематика предпринимательства в современной России, обосновывается актуальность психологической проработки успешности предпринимательской деятельности.

Также в параграфе 1.1. рассмотрено применение практической психологии в вопросах успешности предпринимательства. Имеющиеся практические проблемы в области бизнес-психологии и бизнес-образования определяют высокую практическую значимость данного исследования.

В параграфе 1.2. «Основные направления исследований в психологии предпринимательства» выполнен обзор исследований, посвященных психологии предпринимательства, исследовались такие аспекты, как мотивация их деятельности, отношения с различными социальными группами, отношение к риску, удовлетворенность деятельностью, ценностные ориентации, индивидуально-личностные особенности, были выделены психологические типы предпринимателей.

Психологические особенности предпринимателей отмечаются и в экономической литературе, начиная с работ И. Шумпетера, О.С. Дейнеки. Д. Макклеланд отмечает, что отличительной психологической особенностью предпринимателей является более высокий уровень мотивации достижения. Предприниматели характеризуются более высоким уровнем интернальности, (Р. Брокхаус, Д. Миллер, Ж.В. Масликова, Е.В. Беспамятных и др.). Предприниматели имеют более высокую склонность к риску (В.П. Позняков, Дж. Ронен, К.Э. Вернерид, Т.В. Корнилова). Н.А. Ахадова изучала отношение к конкуренции, А.Е. Масликова – гендерные особенности. Взаимоотношения предпринимателей с другими социальными группами (властью, контролирующими органами, конкурентами, партнерами и т.д.) изучались в Институте психологии РАН. Ценностные ориентации предпринимателей отражены в работах Н.А. Журавлевой, Н.И. Лапина, А.Н. Захаровой, Е.К. Завьяловой.

Показано, что исследования отдельных характеристик – мотивации, отношения к риску, конкуренции, интернальности-экстернальности пока не дают возможность увидеть целостный портрет предпринимателя, но являются предпосылками для более глубокого изучения индивидуально-личностных особенностей предпринимателей как особого типа людей.

В параграфе 1.2. рассмотрены различные типологии предпринимателей с позиции соотношения «успешности-неуспешности» деятельности. Е.Б. Филинкова, И.В. Антоненко, Р.Ф. Гибадуллин, М. Вебер и В. Зомбарт, Л.В. Каширина дают различные типологии, которые слабо сопоставимы между собой, что приводит к невозможности перенесения этой типологии в практику.

Наибольшее внимание уделено психологии предпринимательской успешности. Проанализированы трудности, возникающие с оценкой успешности деятельности, намечены пути их решения.

Традиционно выделяются критерии внешней (большей частью экономические и частично социальные) и внутренней (субъективные психологические) оценки. При построении эмпирического исследования это было учтено.

Исследования внутренних детерминант успешности отличаются противоречивостью данных. При выделении большого количества характеристик, влияющих на успешность, отсутствует объединяющий их фактор. А.Н. Чиликин, Ю.В. Щербатых отмечают внутреннюю противоречивость успешного российского предпринимателя. Анализируются исследования Е.К. Завьяловой, С.Т. Посоховой, Ж.В. Масликовой, В.П. Познякова, В.И. Верховина, С.Б. Логинова, А.Е. Чириковой, К.Э. Вернерида, В.А. Хащенко, Е.К. Климовой, А.Н. Семеновой, Амирян Д.С., А.Н. Чиликина, А.Н. Ахадовой, Е.В. Дъячковой. Исследователи отмечают  следующие основные детерминанты, влияющие на успешность предпринимательской деятельности: личностные и характерологические (на первое место выводятся ответственность, уравновешенность, активность, энергичность, уверенность), мотивация к достижению, интернальный локус контроля, адекватная самооценка, самопринятие, способности и опыт, интеллектуальный потенциал, устойчивость к стрессу, конфликту, ситуации неопределенности, устойчивая система мотивов и ценностей (целостная и непротиворечивая), коммуникативные способности, психофизиологические предпосылки. Разрозненность исследованных черт, их отнесенность к разным структурам (поведенческим, характерологическим, интеллектуальным, личностным) указывает на проблемную зону – отсутствие некого объединяющего их фактора, синергизирующего эти характеристики. Таким образом, предметом нашего исследования выступает личностная зрелость в качестве фактора, оказывающего влияние на успешность предпринимателя.

В параграфе 1.3. «Методологические подходы в определении предпринимательства и личностной зрелости» рассмотрены понятия предпринимательской деятельности и предпринимателя, даны рабочие определения. Проанализированы труды исследователей предпринимательства Р. Кантильона, А. Смита, М. Вебера, В. Зомбарта, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, П.Н. Савицкого, И. Шумпетера, Ф. фон Хайека, Дж. М. Кейнса, П. Друкера, В.С. Автономова, В.С. Агеева, Т.И. Заславской, В.В. Радаева и др. Их попытки определения ведущих черт предпринимателя можно обобщить так: креативность, целеустремленность, сила воли, готовность к конкурентной борьбе, поисковая активность, инновации.

Существует и такая трудность в определении самого понятия предпринимательства, под которым достаточно часто понимают весь бизнес-слой в целом, смешивают предпринимателей с менеджерами. Необходимо разделять эти понятия. Критерии предпринимательства даны в рабочем определении предпринимателя – это субъект, занимающийся экономической деятельностью, создающий собственное дело, владеющий и управляющий им с целью получения максимальной прибыли, несущий персональную ответственность за риск.

В параграфе 1.3. также разбираются подходы к пониманию личностного роста и личностной зрелости, установлена тождественность этих понятий. Прослежен путь развития понятия личностной зрелости от гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) к когнитивистскому подходу (Г. Олпорт, Л. Колберг), психоанализу (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг), деятельностному подходу (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, А.А. Меграбян, В.В. Столин, Г.Л. Исурина, Е.Ф. Ященко) и его применение в практической деятельности. Понятие стало использоваться не только в консультативной психотерапевтической практике, но и в бизнес-обучении. Д.А. Леонтьев отмечает, что в психологии еще не сложились устойчивые определения личностного роста и личностной зрелости, и наш анализ подтверждает это.

В соответствии с представленной Е.Л. Доценко типологией уровней совершения поступков были предложены виды (и подвиды) поступков, отражающие уровни личностной зрелости и соотнесены с реальностью предпринимательской деятельности. Показано, что многие управленческие и бизнес-решения, особенно стратегические, во внутреннем плане являются настоящими поступками – выбором между ценностно открашенными альтернативами. В завершение предложено рабочее определение личностной зрелостиэто способность человека к совершению поступков высшего уровня, поступков сознательных и ответственных, определяющих будущее и соответствующих его целям и ценностям. Личностную зрелость определяют: интегрированность, целостность (как сложившаяся устойчивая иерархия мотивов и ценностей, которая ведет к психологическому здоровью, самопринятию, реалистичности притязаний), сознательное самоопределение (контроль своей жизни и управление ею, жизнестойкость); активная жизненная позиция (выражается в активности, инициативности, энергичности, творчестве); способность к совершению поступков (умение делать выбор, умение взвешивать альтернативы, готовность пойти на риск).

В параграфе 1.4. «Личностная зрелость как фактор успешности предпринимателя» ставятся проблемные вопросы и формулируются гипотезы. Исходя из имеющихся исследований, посвященных типологиям предпринимателей, остаётся неясным, отличаются ли друг от друга по психологическим характеристикам успешные и неуспешные предприниматели, существуют ли внутренние детерминанты успешности или работают только внешние, и выдвигается гипотеза 1.

Ряд различий между успешными и неуспешными предпринимателями обнаружен В.П. Позняковым, В.И. Верховиным, С.Б. Логиновым, А.Н. Чиликиным, Ж.В. Масликовой, Е.В. Чириковой, К.Э. Вернеридом, А.Н. Семеновой, Д.С. Амирян, Н.А. Ахадовой, Е.В. Дъячковой, Е.Б. Филинковой, а также указывается самими успешными предпринимателями (Дж. Уелчем, Р. Бренсоном и др.). Обнаруженные в этих исследованиях личностные детерминанты успешности могут быть рассмотрены с позиции личностной зрелости: способность ставить цели и достигать их, стратегия активного поиска, умение делать выбор, мотивационная целостность, адекватное представление о себе и стремление к саморазвитию, самоактуализации, уверенность в себе и своей миссии, умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, мотивация достижения, энергичность, способность преодолевать трудности, сила личности. На основании этого выдвигается гипотеза 2.

Обсуждению подвергается также характер взаимосвязи между личностной зрелостью и успешностью. Было показано, что феноменология их связи разнообразна и неоднозначна. Некоторыми исследователями (Ю.В. Щербатых, 2008) лишь отмечается, что порой успешные предприниматели обладают внутренне противоречивыми, взаимоисключающими чертами, и только некоторым из них можно приписывать черты зрелой личности. Возможно, успешность предпринимательства определяется избирательной актуализацией черт зрелой личности, т.е. высокочастотными являются только несколько личностных характеристик. Ими могут быть: активность, предприимчивость, жизнестойкость. На основе этого анализ выдвигаются гипотезы 3 и 4.

Вторая глава диссертации «Эмпирическое исследование личностной зрелости предпринимателей» посвящена описанию целей, задач, эмпирической базы исследования, обоснованию используемых методик, этапов исследования, приводятся результаты исследования успешных и неуспешных предпринимателей на предмет личностной зрелости, даны их психологические портреты. В качестве независимой переменной выступила успешность предпринимателя, зависимой – личностная зрелость, контролируемыми переменными – пол, возраст, стаж предпринимательской деятельности, сфера деятельности.

С помощью анкеты для оценки степени успешности предпринимательской деятельности были опрошены 230 человек. Анкета включила в себя вопросы для самооценки успешности как по внешним, так и по внутренним критериям. В ней также заложен блок для экспертной оценки финансовой успешности деятельности предприятия и самого предпринимателя. Группа из 5-и экспертов (в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью, кандидаты наук, представители бизнес-прессы) дала респондентам оценку предпринимательской успешности. На этом основании испытуемые были поделены на группы: успешные, неуспешные и со средними показателями.

Зависимая переменная замерялась с помощью батареи методик: «Тест смысложизненных ориентаций», «Методика САМОАЛ», «Тест жизнестойкости», Калифорнийский личностный опросник, а также модифицированный в соответствии с задачами исследования семантический дифференциал.

Результаты анкетирования (раздел 2.3). Сравнительный анализ рангов успешности респондентов по экспертной и субъективной оценкам обнаружил достаточно низкий процент противоположных оценок и высокий процент схожих оценок экспертов и самих предпринимателей. Это позволяет определить высокую степень надежности того и другого вида оценок и учитывать их при оценке успешности как относительно равные и значимые показатели.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.