Если акт вступает в силу со дня его подписания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов дня его подписания. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Если акт вступает в силу со дня его подписания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов дня его подписания.

2021-10-05 20
Если акт вступает в силу со дня его подписания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов дня его подписания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если акт вступает в силу после его официального опубликования и официально опубликован по частям в нескольких номерах официального издания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем первоначального официального опубликования его последней части.

Момент утраты силы определяется: 1) датой истечения срока действия акта; 2) датой отмены акта; 3) датой вступления в силу нового акта, включающего в себя предмет регулирования прежнего акта и др.

По общему правилу, законы Республики Беларусь и декреты Президента Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования; нормативные правовые указы Президента, постановления Совета Министров и иные нормативные правовые акты – со дня включения их в Национальный реестр нормативных правовых актов Республики Беларусь; нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан – не ранее, чем со дня их официального опубликования.

Нормативные правовые акты действуют во времени бессрочно или принимаются на определенный срок.

Действие акта во времени непосредственным образом связано с обратной силой нормативного правого акта. Законодательно установлено, что нормативный правовой акт обратной силы не имеет, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положения лиц, на которых он распространяется либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусмотрено, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. При этом декреты Президента и законы не имеют обратной силы кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. К правоотношениям, возникшим до вступления в силу нормативного правового акта и длящимся после его вступления в силу, данный нормативный правовой акт применяется лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после его введения, если в самом акте не предусмотрено иное.

Действие нормативного правового акта в пространстве определяется той территорией, на которую распространяется суверенная власть (суверенитет) государства и означает общеобязательность его применения на этой территории.

Под действием нормативного правового акта по кругу лиц понимается его применимость к заранее неопределенному кругу субъектов права. Действие нормативного правового акта распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь

Действие нормативного правового акта по кругу лиц может ограничиваться так называемыми дипломатическим иммунитетом и неприкосновенностью.

Действие нормативного правового акта по кругу общественных отношений (предмету правового регулирования) означает распространение его действия лишь на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования соответствующей отрасли права, к которой относится сам акт.

 

Билет 6

 

6. Философские методы познания права

 

Содержание философского метода составляют общие принципы познания: всесторонность познания, объективность познания, исторический подход в познании и др. Принцип всесторонности познания означает проведение полного исследования анализируемого понятия, если какие-либо аспекты не будут изучены, то это повлечет за собой ложные выводы и неверное понимание сущности правовых явлений, категорий, понятий. Принцип объективности подразумевает, что к исследуемому явлению необходимо подходить так, как оно существует в реальности, не домысливая и не добавляя ничего, чего нет в действительности. Для исследования сущности права важны не только его связи и отношения, существующие на момент изучения, но и отношения которые существовали на различных этапах его развития, что сводится к рассмотрению истории возникновения и становления исследуемого явления.

Исторически первым философским методом познания выступил метафизический метод, изучавший явления в статике и в отрыве от других явлений. В основе современного научного познания лежит диалектический метод, суть которого сводится к исследованию понятия как в развитии, так и при определенной доле абстрагирования – в статике, как во взаимосвязи со всеми явлениями, так и в отрыве от них. Данный метод возник в качестве альтернативы метафизическому методу, рассматривавшему явления как некие постоянные, неизменные объекты, не связанные с другими объектами объективного мира и не оказывающие на них никакого воздействия.

Базисом диалектического метода выступают три закона диалектики Гегеля: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон двойного отрицания (отрицания отрицания:если неверно, что неверно А, то А верно), 3) закон перехода количества в качество.

Историческое противостояние мнений по вопросу первичности духа или материи привели к возникновению двух конкурирующих методов: материалистической диалектики, считающей, что первична материя над разумом, духом, и идеалистической диалектики, выдвигающей тезис о первичности духа, разума над материей.

 

46. Понятие форм государства и их виды

 

Форма государства представляет собой способ организации структуры государства, его органов. Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма государства позволяет установить, как устроено государство, в каких формахорганизовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три формы государства: монократическое, поликратическое и сегментарное.

Монократическая форма. В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия. Государственная власть сосредоточена в руках либо одного лица, либо одного государственного органа или системы определённого рода государственных органов. Для такой государственной власти характерна закрытая тоталитарная система, власть закрыта для давления на неё со стороны заинтересованных групп, тем более, что подобные попытки могут встретить суровую расправу. В государстве существует идеологический монизм, однопартийность или принят принцип несменяемости одной руководящей партии.

Поликратическая форма. Характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (глава государства, правительство, парламент, суды, органы конституционного контроля), определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан.

Сегментарная форма. Промежуточная форма, она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе, узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице — президенте или монархе.

86. Нормативно-правовой договор

 

Нормативно-правовой договор – это соглашение двух или более субъектов, содержащее новые нормы действующего права и имеющее общеобязательное значение для сторон, от имени которых оно заключено. Такие договоры имеются как в сфере частного права (коллективные договоры, соглашения), так и в сфере публичного права (конвенции, пакты, соглашения, договоры международного характера). Нормативные правовые договоры как источники права широко используются во всех национальных системах права.

Существенным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами. Также международные договоры могут быть классифицированы на: А) Договоры между государствами Б) Договоры между правительствами государств В) Межведомственные договоры государств

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами. В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

 

Билет 7

 

7. Общенаучные методы познания права

 

Метод синтеза позволяет изучать явления, объекты путем объединения различных элементов в единое целое и выделение на этой основе общих признаков различных структурных единиц. Метод анализа имеет обратную связь, когда общее, единое разделяется на различные элементы и исследуются их особенные черты. Метод абстрагирования позволяет рассматривать различные объекты как тождественные, родственные, отвлекшись от несущественных, индивидуальных признаков каждого из них. Метод восхождения от абстрактного к конкретному позволяет выводы, полученные на основе абстрактного изучения определенного явления, применить к конкретной ситуации. При помощи системно-структурного метода любое явление может рассматриваться одновременно и как система (т.е. упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов), и как структурный элемент более общей системы. Метод дедукции заключается в формулировании частных выводов на основе общих признаков (от общего к частному). Метод индукции противоположен методу дедукции и позволяет сделать общие выводы на основе частных признаков (от частного к общему). Методы синтеза и анализа, абстрагирования, восхождения от абстрактного к конкретному, дедукции и индукции и некоторые другие иногда именуют логическими (формально-логическими).

 

47. Формы правления: общая характеристика

 

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии:

1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

2. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий:

1. Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

2. Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

1. Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

2. Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

3. Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

4. Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления:

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

4. они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

5. возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик:

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

1. Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

2. Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

3. Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны

 

87. Правовой прецедент и правоприменительная практика

 

Правовой прецедент - это решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах. Правовой прецедент формируется в процессе рассмотрения государственным органом (административным или судебным) конкретного дела и принятии по нему решения не на основе конкретных юридических предписаний (закона), а по усмотрению правоприминителя с соблюдением установленных процедур и оставаясь при этом на почве права, его принципов.

Судебный прецедент – это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Правом принимать решения, имеющие значение прецедента, наделяются высшие судебные инстанции. Судебный прецедент является основным источником права в национальных правовых системах, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье.

Для правового прецедента характерны следующие черты:

· казуистичность;

· противоречивость;

· гибкость;

· множественность.

Казуистичность прецедента заключается в том, что он всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации, поскольку вырабатывается на основе решения конкретных дел, единичных случаев, казусов.

Противоречивость и гибкость в правовом прецеденте проявляется в том, что даже среди нормативных актов, издаваемым одним органом государственной власти, иногда встречаются несогласованности и противоречия. Это определяет гибкость правового прецедента, как источника права, когда во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право (например, конкретный закон) такого права выбора не представляет.

Множественность прецедента заключается в том, что существует большое количество инстанций. Которые могут создавать прецедент, поэтому он становится продолжительным (десятки, а иногда и сотни лет) по времени и по значительному объему прецедентного права.

 

Билет 8

 

8. Специальные и частноправовые методы познания права

 

Социологические методы – наблюдение, анкетирование, интревьюирование и др. позволяют установить прочные связи теории права с правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельностью государственных органов, установить эффективность реализации права, выявить, насколько законы государства соответствуют фактическому состоянию дел в обществе и наоборот.

Психологические методы – психологические тесты, шкалы, эксперименты применяются в юридической науке для изучения правосознания людей, мотивов их правомерного или противоправного поведения, психических состояний людей с целью адекватного закрепления в праве мер ответственности и корреляции действий человека.

Статистические методы (сбор и группировка информации, сравнение информации по родственным объектам в целях проверки ее достоверности) позволяют выявить общее, устойчивое, которое в единичных событиях скрыто второстепенными, побочными обстоятельствами.

Методы толкования права предназначены для раскрытия содержания норм права, выявления воли законодателя, выраженной в законах. В процессе изучения текста акта с помощью грамматического, систематического и иных приемов толкования права устанавливается конкретное содержание нормы права и условия, при которых эта норма действует.

Сравнительно-правовой метод позволяет провести анализ сходных правовых явлений, существующих в различных правовых системах, а также в различных отраслях права. Этот метод способствует формированию аргументированного мнения о возможности либо невозможности реализации зарубежного правового опыта в условиях национальных особенностей развития того или иного общества.

Исторически-правовой метод призван помочь в уяснении сущности и содержания определенного правового явления путем проведения подробнейшего анализа подобного явления, существовавшего в прежние времена как на территории данного государства, так и за его пределами.

Метод юридического анализа предназначен для определения статуса, юридической сущности правового явления, его взаимосвязи со смежными правовыми явлениями, его общих и отличительных признаков.

Возможность использования в научном познании большого числа разнообразных методов с правом выбора конкретного методологического состава (методологический плюрализм) позволяет полнее и совершеннее отразить достижения конкретной науки, детальнее и глубже осуществить познание предмета этой науки.

 

48. Форма государственно-территориального устройства

 

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Виды: унитарное, федеральное государство, конфедерация.

Унитарное государство. Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4. Наличие единого гражданства.

Виды унитарных государств – простое (нет автономных частей), сложное (одно или несколько автономных образований); централизированное и децентрализированное.

Регионалистское государство — сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации.

Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств.

1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единое законодательство, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

4. Нет единого гражданства конфедерации;

5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

 

88. Юридическая и религиозная доктрина. Правовой обычай

 

Юридическая доктрина – это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Право юристов было основным источником континентального права с Древнего Рима до XIX века, когда это место занял закон.

Религиозный памятник – это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, мусульманского права). При этом необходимо иметь в виду, что религиозное право – это право соответствующей религиозной общины, а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право с системой права государства, население которого исповедует ислам.

Правовой обычай (обычное право) – это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы) государством в качестве общеобязательных норм права. Государственное санкционирование обычая и превращение его в правовой обычай может осуществляться различными способами. Возможно фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Юридическое санкционирование осуществляется путем признания в официальной, письменно-документальной форме (т.е. в нормативном правовом акте) правового значения обычая. Наряду с этим допускается и иное соотношение между действующим правом и обычаем, когда в нормативном правовом акте прямо формулируются конкретные правовые положения, непосредственно воспроизводящие содержание тех или иных сложившихся обычаев. В этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника права, а с нормой нормативного правового акта как источника права другого вида (т.е. происходит трансформация обычая в норму нормативного правового акта).

Билет 9

 

9. Метод системного анализа в юридической науке и практике

 

Конспект

 

49. государственный (политический) режим

 

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

§ выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

§ разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

§ гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

§ равноправие - все имеют равные гражданские и политические

§ права и свободы, а также гарантии их зашиты;

§ плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

§ согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия – прямая и представительная.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

 

89. Правообразование, правоустановление, правотворчество

 

В юридической литературе используются следующие термины: правотворчество, нормотворчество, правоустановление, нормоустановление, правообразование. По мнению одних ученых, все они тождественны, по мнению других, в каждом из них наряду с общими чертами сосредоточен собственный смысл.

Правотворчество – это форма государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права. Оно представляет собой деятельность правотворческих органов по подготовке и принятию нормативных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующих норм права.

Главное назначение правотворчества – выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования внутренне согласованной системы юридических норм.

Различается правотворчество в собственном смысле слова и более широкое и многоаспектное понятие – правообразование. Нормы права издаются на основе государственных велений, но этому процессу предшествуют обнаружение потребности в урегулировании определенной сферы общественных отношений, выработка правовых взглядов. Правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет предложений и замечаний политических партий, иных общественных организаций, отдельных граждан, специалистов-практиков, ученых и т.д.

Правообразование – это процесс формирования государственной воли в законе, правотворчество охватывает деятельность компетентных органов и организаций по выработке и принятию нормативных правовых актов. Правотворчество – заключительный этап формирования права, т.е. правообразования.

Правоустановление – это завершающая стадия легализованного процесса, в результате которого в соответствии с юридически предусмотренной процедурой официально объективируются источники права, принимается и систематизируется законодательство.

 

Билет 10

 

10. Теологическая (христианская) теория происхождения и сущности права

 

50. Государственный аппарат: понятие и признаки

 

Государственный аппарат – это огромная и разветвленная система государственных органов и должностных лиц по управлению государством.

В широком смысле в государственный аппарат входят президент, парламент, правительство, суды, прокуратура, контрольные органы, министерства, другие органы и их должностные лица. Все вместе они составляют механизм для осуществления единой государственной власти. Поэтому государственный аппарат иногда также называют механизмом государства. В более узком смысле государственный аппарат – это система органов исполнительной власти и их должностных лиц.

В юридической литературе доминирует широкий взгляд на государственный аппарат, под которым понимается система органов, организаций и должностных лиц, наделенных в установленном порядке государственно-властными полномочиями и реализующих функции государства. В настоящее время нет легального определения понятия «государственный аппарат». Законом Республики Беларусь от 23 ноября 1991 года «Об основах службы в государственном аппарате», отмененным Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь», он определялся как система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

- состоит из людей, специально занимающихся управлением;

- представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций;

- функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием;

- призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается пра­вом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

 

90. Принципы правотворческой деятельности

 

Принципы правотворчества представляют собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общие направления правотворческой деятельности.

Основные из них:

1) принцип конституционности;

2) принцип соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам главы государства и вышестоящих государственных органов;

3) принцип приоритета общепризнанных принципов международного права;

4) принцип защиты прав и свобод, законных интересов граждан;

5) принцип научности;

6) принцип системности;

Принцип профессионализма.

Принципы конституционности и соответствия актов нижестоящих государственных органов актам главы государства и вышестоящих государственных органов представляют собой национальную специфику принципа законности. Последний означает следующее:

· правотворческий орган может принимать нормы права лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции;

· нормы права принимаются в строгом соответствии с установленным порядком, при соблюдении всех необходимых процедур и непосредственно органом, правомочным принимать такие решения. Государственный орган не может передавать своим структурным подразделениям предоставленные ему права по принятию нормативного правового акта;

· принятые нормы права не могут противоречить конституции государства, законам и актам вышестоящих государственных органов. При наличии таких противоречий вновь принятый акт признается недействующим полностью или частично;

· нормативный правовой акт должен приниматься в надлежащей форме и с указанием всех необходимых официальных реквизитов. Президент и правительство не могут принимать законы, парламент не может издавать указы.

Принцип приоритета общепризнанных принципов международного права. К последним относятся основополагающие начала построения и функционирования общества и государства, правового статуса человека, получившие общемировое признание путем закрепления в многосторонних международных документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и др. Среди данных принципов можно выделить приоритет прав, свобод человека и гражданина над интересами государства, свобода слова, мнений, убеждений, разделение властей, осуществление правосудия только судом и др.

Принцип защиты прав, свобод и законных интересов граждан – это принцип гуманизма, предполагающий направленность акта на обеспечение и защиты прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его законные интересы должны быть в центре правотворческой деятельности.

Принц


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.