Под коллизиями в праве понимается наличие двух или более норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения и противоречащих друг другу. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Под коллизиями в праве понимается наличие двух или более норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения и противоречащих друг другу.

2021-10-05 32
Под коллизиями в праве понимается наличие двух или более норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения и противоречащих друг другу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выделяются мнимые и действительные коллизии. При мнимых коллизиях противоречие между нормами права снимается посредством более внимательного изучения их предмета правового регулирования, субъективного состава, совокупности оснований их применения.

Для преодоления этих коллизий применяется специально разработанный юридический механизм, состоящий из трех правил, последовательно дополняющих друг друга:

       1) правило юридической силы: подлежит применению та норма права, которая содержится в акте с большей юридической силой. Норма закона имеет приоритет над нормой постановления правительства, норма последнего имеет приоритет над нормой постановления министерства. Норма конституции имеет приоритет над нормами всех остальных (национальных и межгосударственных) актов;

       2) если коллизирующие нормы права содержатся в актах равной юридической силы, применяется правило специальности (специализации), которое обязывает руководствоваться нормой, содержащейся в акте, специально изданном для регулирования определенных общественных отношений.;

       3) если коллизирующие нормы находятся в актах равной юридической силы, имеющих статус специального или общего акта по отношению к рассматриваемому вопросу, следует использовать правило хронологии. Подлежать применению будет норма акта, принятого хронологически более поздно.

 

Билет 15

 

15. Социологическая школа права

 

Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля. К представителям социологической школы права относят О.Конта, Э.Дюркгейма, Л.Дюги, Е.Эрлиха, Р.Паунда, М.Ориу.

Для социологической юриспруденции характерно акцентирование внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует. В этой связи оказалось уместным древнее различение слова живого и слова мертвого, которое, будучи привнесенным в правовую жизнь и правовое общение, позволило произвести отличие законов, которые «гласят, от законов, которые не «гласят», или, другими словами, отличать право в жизни от права в книгах. Право, согласно социологам права, корениться не в текстах законов, а в жизни. Исходные начала права следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах. И в прошлом, и современном обществе право представляло собой порядок, существовавший в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях, определяющих внутренний строй общественных организаций. Подобная констатация на практике приводила к мысли о том, что если гражданский кодекс не дает конкретных предписаний к разрешению какого-либо вопроса, то необходимо обращаться к правовым нормам, закрепленным в уставах организаций, которые имеют прямое отношение к данному правовому факту. Эти нормы и факты и есть «живое» право.

Социология права не признает монополии государственно-властных учреждений на создание правовых норм, она исходит из предположения, что право коренится в обществе, в общественных институтах и их нормах. Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое» право, которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Под «живым» правом, правом в действии понимается три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни: правопорядок, совокупность предписаний и правоприменительная деятельность в суде или административном органе. Право сочетает в себе основные черты: оно есть совокупность правил-требований; оно устанавливается каждой социальной группой; оно находится в процессе непрерывных изменений.

В социологии права обосновывается возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Как следствие, отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения, что ведет к фактическому расширению правотворческих функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению решить то или иное дело.

При социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Данный подход позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права.

 

55. Теория социального правового эффективного государства и ее реализация

 

Принципы социального правового государства:

1) ответственность государства за создание условий для свободного и достойного развития личности;

2) обеспечение социальной справедливости;

3) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения;

4) сочетание рынка с эффективным государственным регулированием общественных отношений, обеспечивающих всем равные условия и равные возможности для развития всех форм собственности и свободного использования способностей и имущества, реализации целей и интересов каждого члена общества;

5) утверждение социального партнерства;

6) привлечение граждан к непосредственному участию в управлении делами общества и государства;

7) авторитет государственной власти.

С учетом всего выше сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности.

5. Правовое развитие государства

6. Существование гражданского общества

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке различных социальных программ и приоритетности их реализации

8. Наличие у государства таких идей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, равных возможностей для самореализации личности.

9. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны [10, с. 142].

Эффективное государство -- система государственных институтов, функционирование которой наилучшим образом, при оптимальных затратах оказывает населению и обществу в целом услуги в области функций, возложенных на государство. В социально-экономической области эффективность государства оценивается по способности соответствующих его институтов влиять на долговременный экономический рост в целях устойчивого улучшения благосостояния народа.

Социальное государство — государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

 

95. Систематизация законодательства

 

Под законодательством в узком смысле понимают процесс издания законов государства (законотворчество), а также совокупность самих законов.

В широком смысле под законодательством понимается вся совокупность, система нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), действующих в государстве и регулирующих общественные отношения.

Чтобы совокупность нормативных правовых актов предстала перед нами в виде законодательства, необходимо выполнение следующих требований:

1) соответствие ее принципам правотворчества, перечисленным выше;

2) согласованность нормативных правовых актов с другими нормативными правовыми актами;

3) принятие нормативного правового акта уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции;

4) принятие нормативного правового акта в порядке и по форме, установленным законодательством;

5) соответствие нормативного правового акта юридической технике.

Систематизация – это деятельность субъектов по приведению нормативных правовых актов в упорядоченную совокупность, систему.

Выделяются четыре вида систематизации: учет, инкорпорация, консолидация, кодификация.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.