Вопрос3 Этапы развития эк.мысли — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вопрос3 Этапы развития эк.мысли

2021-04-18 132
Вопрос3 Этапы развития эк.мысли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос3 Этапы развития эк.мысли

В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, обеспечивающим потребление на грани физического выживания. Сначала первобытные люди добывали средства к существованию охотой и собирательством, но в результате неолитической революции возникли земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство. Возникло рабовладение.

Постепенно развивался товарообмен, который сначала осуществлялся в форме натурального обмена, но с появлением денег превратился в торговлю. Тем не менее, в обществах Древнего мира и Средневековья преобладающим было натуральное хозяйство.

С конца XV века началась Эпоха великих географических открытий, которая привела к тому, что сложилась мировая экономика и началась эпоха первоначального накопления.

С последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела к тому, что в наиболее развитых странах большинство населения к концу XIX века было занято уже не в сельском хозяйстве, а в промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм, происходил процесс превращения традиционного общества в современное, аграрного общества в индустриальное общество.

В XX веке в ряде стран была создана административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах происходило развитие капитализма. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество в наиболее развитых странах стало превращаться в постиндустриальное.

Вопрос 4.Экономические категории и законы,их специфика. Экономические законы — наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные причин­но-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений. Каждый закон отражает определенное явление в хозяйственной жизни общества.

В своей совокупности экономические законы образуют сис­тему экономических законов развития общества, формируют за­кономерности развития общества. Различают специфические, общие и особенные экономические законы. Специфические эко­номические законы действуют в пределах исторически определен­ных форм хозяйствования. При ликвидации данной формы хо­зяйствования ее законы прекращают свое существование. На­пример, Октябрьская революция 1917 г. положила начало становлению административно-командной экономики и прекра­тила действие специфических законов рыночного хозяйства. Об­щие экономические законы свойственны всем формам хозяйство­вания, связывают их в единый исторический процесс поступа­тельного развития. Эти экономические законы не прекращают своего существования при смене форм хозяйствования. Приме­ром может служить закон возвышения потребностей, т. е. посто­янный рост и умножение потребностей как одного человека, так и всего человеческого общества. Особенные экономические законы свойственны тем формам хозяйствования, в которых сохраняют­ся условия для их реализации. Экономические законы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли человека и не изобретаются им. Экономические законы действуют всегда, их нельзя ни остановить, ни запретить. Человеческому обществу остается только изучать эти законы и их действие и принимать соответствующие хозяйственные решения. Общая экономиче­ская теория, как и любая другая наука, развивается через откры­тие, познание и использование своих законов. Смешанная экономика —такая экономическая система, в которой сосуществуют и государственный, и частный секторы (фирмы и потребители). Экономика государства, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем.

Денежные агрегаты

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги).

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий.

Денежные агрегаты в России

Центральный банк Российской Федерации рассчитывает денежные агрегаты М0 и М2. Агрегат М2 представляет собой объём наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций, финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. В таблице, расположенной ниже, представлен денежный агрегат М2 (в млрд рублей) в разные годы, начиная с 2000 года.

Создание фирмы

Решение о формировании новых организаций принимает владелец капитала. На базе первоначальных капитальных вложений, предназначенных для строительства и организации фирмы, формирования материальной базы, закупки сырья, материалов, найма рабочей силы, образуется уставный капитал предприятия.

Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, а в отдельных случаях — за счет ассигнований из бюджета. Фирма также может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, получения кредитов, продажи лишнего имущества.

Создание фирмы, предприятия фиксируется соответствующими учредительными документами (уставом, учредительным договором), где указываются юридический статус нового предприятия; цели, обоснование и принципы его создания; сведения об учредителях, сроки и формы деятельности предприятия; его права и обязанности как юридического лица; размер уставного капитала и источники его формирования; форма управления; система учета и отчетности и др.

Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

+ Становление(Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели ещё нечёткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.)

+ Рост(Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идёт активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.)

+ Зрелость(Этап формализации деятельности — период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).)

+ Упадок(Этап реструктуризации

Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

Под товарно-рыночной стратегией понимается комплекс стратегических решений, определяющих номенклатуру, ассортимент и объемы производства, а также способы продвижения и реализации продукции (товаров или услуг).

Товарно-рыночная стратегия, как видно из определения, включает в себя две большие группы решений: решения, касающиеся непосредственно самого товара, производимого предприятием, и решения, касающиеся действий предприятия по реализации этого товара. Заметим, что в товарно-рыночную стратегию входят не все решения по внешнему поведению предприятия на рынке, часть из них относится к другим разделам стратегии – ресурсно-рыночной, финансовой и интеграционной. Однако несомненно, что с точки зрения отдельного потребителя продукции предприятия или группы потребителей основные стратегические решения предприятия в рыночной сфере концентрируются в рыночной подгруппе его товарно-рыночной стратегии.

Вопрос38Сущность и содержание анализа результатов деятельности предприятия.

Финансовый результат - обобщающий показатель оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта. В условиях рыночных отношений функционирование предприятия независимо от видов его деятельности и форм собственности должно обеспечивать достаточную прибыль. Сумма прибыли используется в качестве основного обобщающего показателя эффекта при оценке результативности и эффективности хозяйствующих субъектов. Она является важным фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, так как создает финансовую основу для ее расширения, а также для удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль является основным источником формирования бюджетов всех уровней (федерального, республиканского и местного). За счет прибыли погашаются долговые обязательства хозяйствующего субъекта перед банком, кредиторами и инвесторами.

Система показателей финансовых результатов включает не только абсолютную сумму прибыли, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности, которые характеризуют относительную доходность (прибыльность) результатов деятельности предприятий и предпринимателей. Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы сложны как с точки зрения теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в пространственно-временных сопоставлениях.

Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для его достижения. Значения данного показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например при построении уравнений регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления).

Внешние факторы - это факторы, которые не зависят от предприятия и не контролируются им. К ним относят:

■ изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, топливо, энергию, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок и накидок, норм амортизации, ставок заработной платы и начислений на нее, ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;

■ нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия;

■ чрезвычайные события, природно-климатические условия, транспортные и другие факторы, вызвавшие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловившие дополнительную прибыль у других.

Внутренние факторы - это факторы, зависящие от хозяйствующего субъекта и контролируемые им. Это:

■ использование основных видов ресурсов, определяющее результаты работы;

■ нарушение хозяйственной дисциплины предприятием. Факторы, влияние которых на различные виды бухгалтерской

Цели:

1) получение максимальной прибыли за счёт максимизации разности между доходами и издержками (традиционная теория фирмы),

2) максимизация объёма продаж (поведенческая теория фирмы),

3) достижение определённого условия прибыли удержание определённой доли рынка и определённого уровня продаж (теория удовлетворения),

4) стремление к получению максимальной прибыли, но не достижение её: фирма направляет усилие на завоевание и удержание определённой доли рынка (не эволюционная теория, отражающая рутинное поведение).

Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.

Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем:

· они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;

· распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;

· участие акционеров в управлении обществом;

· право акционеров на получение дохода (дивиденда);

· дополнительные возможности стимулирования персонала.

Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

· унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

· унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Особенность автономного учреждения:

· возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права

· открывать счёт в кредитной организации

· автономное учреждение отвечает по своим долгам своим имуществом, за исключением недвижимости и особо ценного движимого имущества, находящегося в собственности учредителя

· собственник учреждения не несет никакой ответственности за долги автономного учреждения

· имущество за автономным учреждением находится в оперативном управлении

· автономное учреждение может вносить свои денежные средства в уставной фонд других организаций

· земля предоставляется автономному учреждению на праве бессрочного пользования

· автономное учреждение может иметь только одного учредителя

· крупная сделка может быть заключена лишь под надзором наблюдательного совета

Вопрос 40Бизнес планирование хоз.деятельности.Бизнес-план,определение,принципы составления основные разделы.

Бизнес-планирование, прежде всего, предполагает обоснование пути развития организации с привлечением инвестиций.

Возможные цели разработки бизнес-планов:

1. Создание новых коммерческих организаций;

2. Использование инноваций в рамках действующей коммерческой организации;

3. Реализация новых видов деятельности в действующих предпринимательских структурах;

4. Финансовое оздоровление малорентабельных, убыточных предпринимательских единиц;

5. Привлечение инвесторов (включая кредиторов: государственных, коммерческих);

6. Составление проспектов эмиссии ценных бумаг;

7. Рекламирование деятельности в целях поддержания имиджа коммерческой организации;

8. Обоснование эффективности инвестиционных проектов;

9. Развитие территорий (федеральные целевые, региональные целевые бизнес-планы развития);

10. Обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

11. Ликвидация проектов и др.

Пример классификации основных целей бизнес-планирования представлен на Рис. 6.3., однако следует заметить, что данный список целей может быть дополнен и расширен.

Общие требования к бизнес-плану те же, что и к аналогичному организационно-правовому документу планового характера:

- достоверность;

- своевременность (составление и, соответственно, использование по назначению в нужное время);

- достаточность (наличие минимально необходимого объема информации);

- понятность и доступность для восприятия.

- Кроме того, материалы бизнес-плана должны также обладать:

- четкостью и логической последовательностью;

- убедительностью аргументации;

- конкретностью и краткостью;

- обоснованностью всех положений и их рекламной привлекательностью.

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности

Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Содержание бизнес-плана

1. Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)

2. Цели и задачи проекта

3. Описание компании

4. Анализ отрасли и тенденций её развития

5. Целевой рынок

6. Конкуренция

7. Стратегическая позиция и оценка рисков

8. План маркетинга и стратегия продаж

9. Операционная деятельность

10. Технологический план

11. Организационный план

12. План персонала

13. Финансовый план

14. Социальная и экологическая ответственность

15. Условия выхода из бизнеса[

По цели

· Коммерческая (экономическая) реклама. Целью экономической рекламы становится потребитель(потенциальный покупатель), предложив товар которому, можно получить взамен от него прибыль.;

· Социальная реклама — выходит за рамки экономических задач, направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей: популяризация здорового образа жизни среди населения; поддержка незащищённых слоёв населения; борьба с загрязнением окружающей среды; популяризация общественных организаций и фондов, целью которых является помощь окружающим людям, в частности детям.;

· Политическая реклама (в том числе предвыборная). В наше время она всё чаще выступает как средство борьбы за избирателей, за их голоса. Именно с её помощью некоторые партии и политики пытаются завоевать себе место у власти.

Существуют также специфически по цели виды рекламы:

· Контрреклама — опровержение недобросовестной рекламы. В РФ была предусмотрена статья в качестве наказания за недобросовестную рекламу прежним федеральным законом о рекламе 1995 года.

· Антиреклама — информация, призванная не поднимать, а уменьшать интерес, либо дискредитировать товары, предприятия, товарные знаки.

· «Specs spots» (адекватный термин на русском языке неизвестен) — «рекламные» видеоролики, снятые частными лицами, которые воспринимаются зрителем как официальная реклама.

Реклама в СМИ

Наиболее распространённым и традиционным видом рекламы является реклама в средствах массовой информации.

· Телевизионная (видеоролик в рекламном блоке, рекламная пауза, текст в бегущей строке, телеобъявление (напр., в Телетексте), виртуальная реклама, спонсорство).

· Радио (ролики, реже «джинса» — «на правах рекламы»).

· Печатная (различают рекламу в прессе и прочую: принты, листовки, наклейки, визитки).

· Интернет-реклама (реклама в сети Интернет: текстовые блоки, баннеры, контекстная реклама, реклама в блогах, реклама на карте, Пиксельная реклама, «облако тегов», продающие тексты и др.)

Наружная (Outdoor-реклама)

К наружной рекламе относят рекламу, которая размещается на специальных временных и/или стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооруженийНаружная реклама подразделяется на уличную и рекламу на транспорте. Существует множество форматов и вариантов размещения уличной рекламы, наиболее популярными из которых являются ситилайты и биллборды. Реклама на транспорте размещается на общественном транспорте, на частных автомобилях, в метро.(транзитная реклама может быть как внешней, так и внутренней)

Внутренняя (Indoor-реклама)

К внутренней рекламе относят рекламу размещаемую внутри помещений.

BTL-реклама

· При справочном обслуживании

· Прямая почтовая рассылка

· Продакт-плейсмент (от англ. product placement) — внедрение рекламы товара или услуги в сюжетную линию кино или иного продукта индустрии развлечений.[9]

· Веерная реклама

· Вирусная реклама («сарафанное радио») — реклама, основанная на информации, передаваемой от человека к человеку.

· Cross-promotion — перекрестная реклама двух или более товаров (услуг), основанная на взаимной выгоде.

· Платежные терминалы — размещение рекламных видеороликов на мониторах (основной монитор и второй монитор).

Теории капитала

Теории капитала имеют длительную историю.

А. Смит характеризовал капитал лишь как накопленный запас вещей или денег. Д. Рикардо трактовал его уже — как вещественный запас — средства производства. Палка и камень в руках первобытного человека представлялись ему таким же элементом капитала, как машины и фабрики.

В отличие от своих предшественников К. Маркс подошел к капиталу как к категории социального характера. Он утверждал, что капитал — это самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную стоимость. Причем создателем прироста стоимости (прибавочной стоимости) он считал только труд наемных рабочих. Поэтому Маркс считал, что капитал — это прежде всего определенное отношение между различными слоями общества, в особенности между наемными рабочими и капиталистами.

В числе трактовок капитала следует упомянуть так называемую теорию воздержания. Одним из ее основателей был английский экономист Нассау Уильям Сениор (1790-1864). Труд рассматривался им как «жертва» рабочего, теряющего свой досуг и покой, а капитал — как «жертва» капиталиста, который воздерживается от того, чтобы всю свою собственность использовать на личное потребление, и значительную часть се превращает в капитал.

На этой базе был выдвинут постулат о том, что блага настоящего обладают большей ценностью, чем блага будущего. И следовательно, тот, кто вкладывает свои средства в хозяйственную деятельность, лишает себя возможности реализовать часть своего богатства сегодня, жертвует своими сегодняшними интересами ради будущего. Такая жертвенность заслуживает вознаграждения в виде прибыли и процента.

По мнению американского экономиста Ирвинга Фишера (1867-1947), капитал — это то, что порождает поток услуг, которые оборачиваются притоком доходов. Чем больше ценятся услуги того или иного капитала, тем выше доходы. Поэтому величину капитала нужно оценивать на основе величины получаемого от него дохода. Так, если сдача внаем квартиры приносит ежегодно ее владельцу 5000 долл., а в надежном банке он может получить 10% годовых на положенные на срочный счет деньги, то реальная цена квартиры составляет 50 000 долл. Ведь именно такую сумму нужно положить в банк под 10% годовых, чтобы получать ежегодно 5000 долл.

Понятие капитала, предложенное Фишером, наиболее распространено в экономике.

Нормальная прибыль

Составной частью экономических издержек является " нормальная прибыль " — доход от использования предпринимательского таланта. Нормальная прибыль появляется в том случае, когда совокупный доход фирмы равен совокупным экономическим издержкам. В этих условиях экономическая прибыль фирмы равняется нулю. Нормальная прибыль необходима для того, чтобы удержать предпринимателя в данной сфере деятельности.

Структура инвестиций

Реальные (нефинансовые) инвестиции чаще всего подразделяют на две группы: материальные (вещественные) и нематериальные. В отечественной статистической практике в структуре инвестиций в нефинансовые активы принято выделять:

· инвестиции в основной капитал;

· инвестиции в нематериальные активы;

· инвестиции в другие нефинансовые активы;

· затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Инвестиции в основной капитал включают все затраты на создание и воспроизводство основных средств, куда входят: новое строительство. расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затраты на формирование основного стада, выращивание многолетних насаждений и т.д. Начиная с 2001 года инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Инвестиции в нематериальные активы, по классификации Росстата. включают объекты интеллектуальной собственности: патенты, авторские права, деловую репутацию организации и т.д.

К инвестициям в другие нефинансовые активы отнесены затраты на приобретение в собственность земельных участков, объектов природопользования и других нефинансовых активов. Затраты на приобретение земельных участков и объектов природопользования отражаются на основе документов, выданных государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству согласно оплаченным или принятым к оплате счетам.

Инвестиции на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы включают расходы, связанные с выполнением работ, отражаемых в бухгалтерском учете в качестве вложений во внеоборотные активы, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном порядке, или по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.

Инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства.

Инвестиции в увеличение производственных мощностей. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств.

Инвестиции в создание новых производственных мощностей. Такие инвестиции призваны обеспечить создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся фирмой товары (или обеспечивать оказание нового типа услуг), либо позволять фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки.

Инвестиции ради удовлетворения требовании государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворить требования властей в отношении экологических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.

Подобная классификация инвестиций строится исходя из различного уровня риска, характерного для каждой из перечисленных групп.

Такое определение выходит далеко за пределы экономической интерпретации, которая в широком смысле трактует слово «инвестировать» как «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем», или инвестиция — это использование денег для получения больших денег, для извлечения дохода или достижения прироста капитала, либо для того и другого. Приведенное нами определение охватывает экономическое представление об инвестициях как средстве наращивания капитана, а также представление о них как средстве достижения инвестором неэкономических целей. Например, государство, инвестируя бюджетные средства в развитие астрофизики, вряд ли рассчитывает на получение прибыли, и подобных примеров можно привести очень много. Таким образом, следует отличать общее (в широком смысле) и экономическое (в узком смысле) определения понятия инвестиций. Первое из них основывается на ожидании от вложенных средств достижения не только экономических, но и других целей. Второе сводит цели инвестиций к приращению вложенных средств. В литературе можно встретить различные варианты указанных нами групп определений.

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.

Сдерживающая политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева» экономики. В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.

Виды роста

Экономический рост называется экстенсивным, если он не меняет среднюю производительность труда в обществе. Когда рост ВВП опережает рост числа занятых в производстве, имеет место интенсивный рост. Интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния населения и условием уменьшения дифференциации в доходах различных социальных слоев.

Вопрос3 Этапы развития эк.мысли

В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, обеспечивающим потребление на грани физического выживания. Сначала первобытные люди добывали средства к существованию охотой и собирательством, но в результате неолитической революции возникли земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство. Возникло рабовладение.

Постепенно развивался товарообмен, который сначала осуществлялся в форме натурального обмена, но с появлением денег превратился в торговлю. Тем не менее, в обществах Древнего мира и Средневековья преобладающим было натуральное хозяйство.

С конца XV века началась Эпоха великих географических открытий, которая привела к тому, что сложилась мировая экономика и началась эпоха первоначального накопления.

С последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела к тому, что в наиболее развитых странах большинство населения к концу XIX века было занято уже не в сельском хозяйстве, а в промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм, происходил процесс превращения традиционного общества в современное, аграрного общества в индустриальное общество.

В XX веке в ряде стран была создана административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах происходило развитие капитализма. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество в наиболее развитых странах стало превращаться в постиндустриальное.

Вопрос 4.Экономические категории и законы,их специфика. Экономические законы — наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные причин­но-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений. Каждый закон отражает определенное явление в хозяйственной жизни общества.

В своей совокупности экономические законы образуют сис­тему экономических законов развития общества, формируют за­кономерности развития общества. Различают специфические, общие и особенные экономические законы. Специфические эко­номические законы действуют в пределах исторически определен­ных форм хозяйствования. При ликвидации данной формы хо­зяйствования ее законы прекращают свое существование. На­пример, Октябрьская революция 1917 г. положила начало становлению административно-командной экономики и прекра­тила действие специфических законов рыночного хозяйства. Об­щие экономические законы свойственны всем формам хозяйство­вания, связывают их в единый исторический процесс поступа­тельного развития. Эти экономические законы не прекращают своего существования при смене форм хозяйствования. Приме­ром может служить закон возвышения потребностей, т. е. посто­янный рост и умножение потребностей как одного человека, так и всего человеческого общества. Особенные экономические законы свойственны тем формам хозяйствования, в которых сохраняют­ся условия для их реализации. Экономические законы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли человека и не изобретаются им. Экономические законы действуют всегда, их нельзя ни остановить, ни запретить. Человеческому обществу остается только изучать эти законы и их действие и принимать соответствующие хозяйственные решения. Общая экономиче­ская теория, как и любая другая наука, развивается через откры­тие, познание и использование своих законов. Смешанная экономика —такая экономическая система, в которой сосуществуют и государственный, и частный секторы (фирмы и потребители). Экономика государства, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.