Формы права собственности на природные ресурсы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Формы права собственности на природные ресурсы

2021-04-18 77
Формы права собственности на природные ресурсы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время формы права собственности определяются КС РФ согласно ст.9:частная, госуд, муницип и иные формы собственности.

Субъекты права собственности - носители прав и обязанностей к которым закон относит ФЛ и ЮЛ в том числе иностранных, муниципальные образования РФ и субъекты РФ.

Объекты. Значение для правового статуса объекта права собственности имеет характер его происхождения. Объектами явл отдельные части природы, при условии если они:

-имеют естественное происхождение

-находится в экологической связи с окружающей средой

-прямо предусмотрены в законе

- характеризуются овеществленностью и пространственной ограниченностью

В Экологическом законодательстве права собственности установлено на земли, недра, леса, растительность вне лесов, водные объекты, животный мир, ООПТ.

 

Земля

В соотв с нормами гл.17 ГК РФ и ЗК РФ земельные участки могут находится во всех формах собственности.Земли в пределах границ РФ находятся в государств собственности. В соотв со ст.261 ГК РФ собственник земельного участка в праве использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено законом о недрах об использовании воздушного пространства и не нарушает права других лиц. Право собственности на земельны участок распространяется на находящиеся в границах этого участка:

- поверхностный почвенный слой

- замкнутые не проточные не большие по площади водоемы искусственного происхождения

- все биологические формы жизни в этом водоеме

- древесно-кустарниковая растительность

- плоды и доходы полученные в результате землепользования если иное не установлено законом или соглашением собственника с иными лицами

 

Леса

Леса расположенные на землях лесного фонда, землях обороны и ООПТ государственной собственности является государственной собственностью. Специальным ФЗ. мб предусмотрено передача части лесного фонда собственности субъектов РФ. ЛК РФ предусматривает право частной собственности только на ДКР расположенное на частном земельном участке. Право муниципальной собственности на леса прямо не установлено. В ЛК есть отсылка к ФЗ который может установить формы собственности на так называемые городские леса.

 

Воды

Водные объекты в границах территории РФ находятся в государственной собственности РФ и субъектов РФ непроточные, поверхностные водные объекты в границах муниципального образования могут находится в частной собственности.

 

Недра

Закон РФ о недрах определяет термин "государственный фонд недр"

Недра в границах территории РФ включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, подземные воды, энергетические и иные ресурсы являются гос собственностью. В соотв с законом РФ о разграничении гос собственности на землю и законом об общих принципах организации МСУ - участки недр могут находится на балансе муницип образования.К исключител федер собственности отнесены: природные ресурсы, континентальные шельфы РФ, особые экономичесие зоны РФ и территориальных вод.

 

Животный мир

В пределах территории РФ явл государств собственности РФ и субъектов РФ.

Объекты животного мира изъятые из среды обитания могут находится в любой форме собственности. Отношения по владению пользованию и распоряжению такими животными (равно как домашними, с/х) регулируются нормами гражд законодательства.

Паразиты, крысы, вши, блохи - объекты права, с т.зр. права к животному миру не относятся, а регулировать нормами санитарного эпидемиологического характера.

ООПТ находятся в государственной федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муницип в зависимости от их федерльного, регионального или местного значения.

Животный мир- это все живое на земле.(с т.зр зоологии) - совокупность всех видов животных вместе с их средой обитания.(с т.зр. юрид).Прочие виды не диких животных, для юриста считается имуществом (частным, муниципальным). Для юриста животные делятся на:Дикие (лось,ворона), домашние и паразиты.

 

Природные ланшафты природными объектами не являются.

 

Содержание права собственности на природные ресурсы

 

выражается в единстве 3х полномочий:

- владение. Право владения - юрид господство над ним, удержание в обладании.

- пользование. Выражается в хозяйственной и иной эксплуатации природного объекта извлечения полезных свойств для удовлетворения различных потребностей общества. Публичные образования реализуют право собственности, путем передачи природных объектов в пользование гражданам и ЮЛ по различным основаниям в соотв с законом

- распоряжение. Право распоряжение - это третье самостоятельное правомочие собственника, если в цивилистики под распоряжением понимают возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин определение юрид статуса природного объекта. Юрид статус объекта назначается первоначально государством и имеет 2 стороны:

1- категоризации объектов по основному целевому назначению, при этом реализуются принципы приоритетов использования природных объектов

2- определение целевого назначения и видов разрешенного использования

 

Тема: Управление в области использования и охраны природных богатств и охраны окружающей среды.

 

  1. Понятие сущность и виды управления

Механизм воздействия общества на систему человек-природа включает различные формы экологического контроля за состоянием природы ее охраны и рациональным использованием. Среди таких форм главной является государственное регулирование охраны окрудающей среды и природопозования. Управление в сфере взаимодействия общества и природы относится к инструментам организационно-правового механизма охраны окружающей среды и природопользования.

Под Управлением понимают совокупность действий компетентных органов и уполномоченных лиц направленных на обеспечение рационального природопользование, воспроизводство природных ресурсов, сохранение благоприятного состояния ОС соблюдение и защиту экологических прав ФЛ и ЮЛ.Это особый институт ЭП представляет собой совокупность правовых норм регулирующих осуществления организаторской деятельности в сфере охраны ОС и рационального природоользования.

Сущность управления определяется местом экологич управления. Это составная часть гос управления предназначенная доя решения задач в сфере охраны окружающей среды.

Экологич управление можно рассматривать как 1 из функций РФ.

Виды управления определяются в зависимости от субъектов. Эта деятельность осуществл гос-ыми и муницип органами законод и исполнит власти, а в некоторых случаях самими природопользователями.

В литературе выделяют след виды управления:

-государственная (в том числе муниципальная)

-отраслевое

-ведомственное

-производственное

-общественное

Так же принято говорить о публичном и внутрихозяйственном видах управления.

Публичное управление - деятельность органов публичной власти направленное на обеспечение рационального использования и охраны природных богатств.

Управление осуществляется государств органами по средствам:

а- правового регулирования общ экологич отношений, включая правотворч и правоприминтительную деятельность.

б- осущ социально экономич мер воздействия на формиров экологич отношений.

(а,б - формы управления)

Такая деятельность осуществл органами исполнит власти а также органами МСУ. Участие органов МСУ не меняет его государств-го характера так как деятельность этих органов осуществл пределах установленным государством, под его руководством и при сохранении его елей и задач.

Внутрихозяйственное управление осуществляют конкретные природопользоователи (ФЛ и ЮЛ) которые обладают природными объектами на праве собственности пользования или аренды.

Говоря о публичном управление надо обратить внимание на след особенность:

государство одновременно выступает в роли органа власти то есть суверена, обладающим территориальным верховенством в отношении....независимо от форм собственности при этом реализуются задачи публичного управления в целом. С другой стороны государство является собственником отдельных компонентов природы и через свои органы осущ внутрихозяйственное управление свои имуществом.

 

Принцип управления

управление троится на определенных принципах как на основополагающих началах, однако они не являются незыблемыми и мб изменены:

- с учетом интересов нынешнего и будущих поколений;

- в связи с изменением в окруж среде;

- в связи с изменением экологич и экономич политики государства.

Принципы:

1- экологизация

2- экономическое стимулирование рационального природопольщования и озраны окружающей среды

3- комплексность

4- учет природо географического районирования, то есть административно-территориальный либо бассейновый принцип организации управления

5- разделение хозяйственно эксплуатационных и контрольно надзорных функций. Исключение - производственное управление.

6- обязанность природопользователей осуществлять природоохранительные мероприятия

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.