Практическое занятие №12: Система кроветворения и иммунной защиты — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Практическое занятие №12: Система кроветворения и иммунной защиты

2021-04-18 110
Практическое занятие №12: Система кроветворения и иммунной защиты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Органы кроветворения и иммунологической защиты (красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, миндалины, лимфатические фолликулы пищеварительного тракта и других органов) образуют с кровью единую систему. Эта система обеспечивает поддержание морфологического состава крови и иммунологического гомеостаза в организме. Координация и регуляция деятельности органов кроветворения осуществляется посредством гуморальных и нервных факторов организма, а также внутриорганных влияний, обусловленных микроокружением.

В этих органах происходит размножение кроветворных клеток, временное депонирование крови и лимфы, выполняют они и защитную функцию. Строение органов кроветворения необходимо для изучения на теоретических кафедрах и клинических.

2. Цель занятия: з нать источники развития, микроскопическое строение, гистофизиологию красного костного мозга, тимуса, селезенки, лимфатического узла и небной миндалины.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать: источники развития, микроскопическое строение, гистофизиологию селезенки, лимфатического узла и небной миндалины.

должен уметь:

1. «Читать» с помощью микроскопа гистологический препарат — мазок красного костного мозга — находить и дифференцировать в препарате:

- зрелые эритроциты,

- нормоциты,

- оксифильные, полихроматофильные, базофильные эритробласты,

- юные эозинофилы, нейтрофилы, базофилы,

- миелоциты — эозинофильные, базофильные, нейтрофильные,

- мегакариоциты,

- кровяные пластинки.

2. В препарате тимуса найти:

- капсулу железы,

- соединительнотканные прослойки,

- корковое вещество в дольке и мозговое вещество,

- лимфоциты,

- тимусные тельца,

- ядра тимоцитов.

3. В препарате селезёнки уметь определять:

- капсулу,

- трабекулы,

- белую и красную пульпу,

- лимфоидные фолликулы.

- реактивный центр фолликула,

- периферическая темная зона фолликула,

- лимфоциты,

- центральные артерии,

- кровеносные сосуды.

4. В препарате лимфатического узла находить:

- капсулу,

- трабекулы,

- корковое вещество,

- мозговое вещество,

- паракортикальный слой,

- лимфоидные фолликулы,

- мякотные тяжи,

- краевые, корковые, мозговые и воротный синусы,

- ретикулярные клетки.

5. В препарате небной миндалины найти:

- многослойный неороговеваюший эпителий,

- крипты,

- рыхлую соединительную ткань,

- лимфоидные фолликулы.

6. «Читать» электронограммы по кроветворным органам.

3. Вопросы для самоподготовки:

1. Источники развития кроветворных органов и этапы эмбрионального кроветворения.

2. Функции кроветворных органов.

3. Понятие о стволовых клетках и современное представление о кроветворении.

4. Миелоидное кроветворение.

5. Красный костный мозг. Строение и функции.

6. Строение вилочковой железы и ее роль в регуляции лимфоцитообразования.

7. Строение лимфоузлов, миндалин и селезенки. Особенности их кровообращения.

8. Лимфоидное кроветворение.

9. Регенерация органов кроветворения.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Красный костный мозг (мазок). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении отметить большое количество клеток, отличающихся величиной, формой и окрашиваемостью.

При большом увеличении микроскопа изучить клетки, находящиеся на различных стадиях развития миелоцитарного и лимфоцитарного радов. По характеру зернистости, строению ядра, окраски цитоплазмы определить различные стадии развития зернистых лейкоцитов и эритроцитов в мазке костного мозга. Обратить внимание на наличие стромальных элементов: ретикулярная ткань, жировые клетки и кровеносные сосуды.

Зарисовать и обозначить: зрелые эритроциты и гранулоциты, нормоциты, оксифильные, полихроматофильные и базофильные эритробласты, юныеэозинофилы, базофилы и нейтрофилы и другие клеточные элементы.

Тимус (зобная, или вилочковая железа). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении отметить дольчатость железы, наличие капсулы и соединительнотканных прослоек, неоднородность в окраске коркового и мозгового вещества в дольках.

При большом увеличении рассмотреть в корковом веществе долек большое количество малых лимфоцитов, в мозговом веществе в основном средние и большие лимфоциты. В мозговом веществе видны округлые слоистые эпителиальные тельца (Гассаля), образованные плоскими, вытянутыми эпителиальными клетками.

Зарисовать и обозначить: капсула тимуса, междольковые соединительные прослойки, дольки железы, корковое вещество, мозговое вещество, слоистые эпителиальные тельца, тимоциты, кровеносные сосуды.

Селезенка. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении найти капсулу с трабекулами, красную пульпу и вкрапленные в нее округлые фиолетового цвета лимфатические узелки, составляющие белую пульпу паренхимы железы.

При большом увеличении изучить соединительнотканную капсулу, в лимфатических узелках найти светлый (реактивный) центр, в котором располагаются преимущественно большие лимфоциты и периферическую темную зону с множеством мелких лимфоцитов. Найти центральную артерию, расположенную в лимфатическом узелке эксцентрично. В ретикулярной строме красной пульпы рассмотреть клетки крови (преимущественно эритроциты) и кровеносные сосуды.

Зарисовать и обозначить: капсула, трабекулы, лимфатические узелки с центральной артерией, красная пульпа.

Лимфатический узел. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении определить строму, представленную капсулой и трабекулами и паренхиму, состоящую из темного коркового и светлого мозгового вещества. В корковом веществе определить лимфатические узелки, краевые и промежуточные синусы, а в мозговом веществе – мозговые тяжи и мозговые синусы.

Небные миндалины. Окраска ге

матоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти лимфатические узелки в собственном слое слизистой оболочки носоглотки. Обратить внимание на крипты, образованные за счет углубления многослойного плоского неороговевающего эпителия в собственный слой слизистой оболочки.

При большом увеличении рассмотреть строение многослойного плоского неороговевающего эпителия, подлежащего собственного слоя, образованного рыхлой соединительной тканью, инфильтрированной большим количеством лимфоцитов со светлыми реактивными центрами и темными периферическими зонами.

Зарисовать и обозначить: многослойный плоский неороговевающий эпителий, крипты, рыхлая соединительная ткань собственного слоя, лимфатические узелки.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.