Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-04-18 | 117 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Актуальность темы.
Мышечные ткани объединяют генетическиразнообразную группу тканей и клеток, общим для которых является способность к сокращению. Эту функцию обеспечивают специальные органеллы – миофибриллы.
Знание источников развития, закономерных процессов пролиферации и дифференцировки помогут врачу-гистологу в постановке правильного диагноза патологического гистогенеза, опухолевой болезни, имеющие большое значение для адекватной терапии и прогноза.
2. Цель занятия: Изучить светооптическое и ультрамикроскопическое строение различных видов мышечной ткани (гладкой, поперечнополосатой скелетной и сердечной, их развитие, сокращение и регенерация).
Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:
должен знать:
- микро- и ультрамикроскопическое строение гладкой мышечной ткани;
- микро- и ультрамикроскопическое строение скелетной мышечной ткани;
- микро- и ультрамикроскопическое строение сердечной мышечной ткани.
должен уметь:
- находить и распознавать мышечные ткани в срезах органов и дифференцировать их разновидности: гладкая мышечная ткань, скелетная поперечно-полосатая мышечная ткань, сердечная поперечно-полосатая мышечная ткань.
3. Вопросы для самоподготовки:
1. Классификация мышечной ткани.
2. Назовите источники развития гладкой, поперечнополосатой соматической, сердечной тканей.
3. Физиологические особенности различных видов мышц.
4. Какие виды мышечной ткани имеют клеточное строение и какие – симпластическое?
5. Гладкая мышечная ткань, структура и ультраструктура.
6. Поперечнополосатая мышечная ткань скелетного типа, структура и ультраструктура.
7. Строение миофибрилл.
|
8. Механизм мышечного сокращения.
9. Анизотропные и изотропные диски.
10. Сердечная мышечная ткань, структура и ультраструктура.
11. Вставочные пластинки сердечной мышечной ткани.
12. Строение и функции проводящей системы сердца.
13. Развитие поперечнополосатой сердечного типа мышечной ткани.
14. Регенерация мышечных тканей.
4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.
5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.
6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.
7.Структура занятий (технологическая карта)
Этапы занятия их содержание | Время в мин. | Наглядные пособия | Цель и характер деятельности | ||
обучающегося | преподавателя | ||||
1 | Организационная | 3 | Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине | ||
2 | Контроль исходных знаний | 15 | тесты | Решение типовых тестов | Контроль исходных знаний обучающегося |
3 | Вводная часть | 2 | Знание цели занятия | Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы | |
4 | Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) | 35 | таблицы, слайды | Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы | |
5 | Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя | 60 | таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника | Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов | Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий |
6 | Контроль конечного уровня знаний | 20 | тесты, ситуационные задачи | Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине | Контроль усвоения темы занятия |
8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).
|
Учебные препараты.
Гладкая мышечная ткань. Срез мочевого пузыря. Окраска гематоксилин-эозин. Препарат представляет собой срез стенки органа, в котором мышечные элементы сконцентрированы в виде оболочки.
При малом увеличении микроскопа видно, что мышечные клетки (миоциты) имеют различное направление.
При большом увеличении рассмотреть поперечные и продольные срезы миоцитов. На поперечном разрезе клетки имеют округлую форму и в центре круглое ядро. Гладкомышечные клетки на продольном сечении имеют вытянутую форму, ядра палочковидной формы. Между мышечными клетками располагаются коллагеновые фибриллы и фибробласты.
Зарисовать и обозначить: продольный и поперечный срез гладкомышечных клеток, соединительнотканные прослойки.
Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань (язык). Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа найти мышечные волокна – симпласты. Каждое волокно покрыто тонкой оболочкой – сарколеммой. Ядра лежат по периферии волокна под сарколеммой, имеют овальную форму. Мышечные волокна связаны друг с другом соединительной тканью с сетью капилляров – это эндомизий. Ядра соединительнотканных клеток представляют более плотными, темными и меньшей величины. На поперечных срезах волокна имеют округлую и многоугольную форму, хорошо видно краевое расположение ядер. Группа мышечных волокон окружается более выраженной соединительной тканью с кровеносными сосудами и скоплениями жировых клеток (перимизий).
При большом увеличении на продольных срезах видно, что мышечные волокна имею поперечную исчерченность.
Зарисовать и обозначить: продольный срез мышечного волокна, сарколемма, ядра симпласта, саркоплазма, ядра соединительнотканных клеток, эндомизий.
Поперечнополосатая мышечная ткань (скелетная). Срез языка. Окраска железный гематоксилин.
При малом увеличении микроскопа рассмотреть поперечнополосатые мышечные волокна, срезанные в различных направлениях, и промежутки соединительной ткани между ними.
|
При большом увеличении изучить тонкое строение мышечных волокон на продольном и поперечном сечении. Поперечная исчерченность связана с тем, что миофибриллы мышечных волокон состоят из чередующихся более темных анизотропных и более светлых изотропных дисков.
Зарисовать и обозначить: сарколемма, саркоплазма, ядра симпласта, пучки миофибрилл с дисками, ядра соединительнотканных клеток (эндомизий).
Поперечнополосатая сердечная мышечная ткань. Окраска железный гематоксилин.
При малом увеличении микроскопа видны продольные и поперечные срезы мышечных клеток (кардиомиоцитов), образующие «волокна» миокарда.
При большом увеличении микроскопа видно, что волокна делятся поперечными вставочными пластинками – границы кардиомиоцитов.
Зарисовать и обозначить: продольный срез кардиомиоцитов, ядро кардиомиоцита располагается в центре клетки, вставочные пластинки, сарколемма.
Поперечнополосатая сердечная мышечная ткань (сократительные и проводящие кардиомиоциты). Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении рассмотреть мышечную оболочку сердца – миокард.
При большом увеличении микроскопа видно, что мышечные «волокна» не изолированы друг от друга, как в скелетной мышечной ткани, а соединяются в общую мышечную сеть с помощью перемычек. Сами волокна делятся поперечными вставочными пластинками на участки, формирующие границы сократительных (рабочих) кардиомиоцитов. Кроме сократительных кардиомиоцитов, в препарате можно видеть проводящие кардиомиоциты. В наибольшем количестве эти волокна видны на границе внутренней оболочки сердца – эндокарда и миокарда.
Зарисовать и обозначить: продольный срез сократительных (рабочих) кардиомиоцитов, ядра кардиомиоцитов, сарколемма, саркоплазма, вставочные пластинки, поперечный срез проводящих кардиомиоцитов, сарколемма и ядра проводящих кардиомиоцитов.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!