V. Программа практических (семинарских),                                                        лабораторных занятий — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

V. Программа практических (семинарских),                                                        лабораторных занятий

2021-03-18 69
V. Программа практических (семинарских),                                                        лабораторных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5.1. Тематический план практических (семинарских) занятий

№ п/п Темы семинарских занятий Кол-во часов
1 Методы социальной психологии 2
2 Становление и развитие социальной психологии как науки 2
3 Роль общения в психическом развитии человека  2
4 Общение и социальное поведение 2
5 Общественные и межличностные отношения  2
6 Невербальное поведение и невербальные средства общения 2
7 Коммуникации и коммуникативная компетентность 2
8 Общение. Восприятие и понимание 2
9 Деловое общение в рабочей группе  2
10 Общение как взаимодействие 2
11 Социальная психология организации 2
12 Персональные взаимоотношения людей 2
13 Социально-психологические характеристики малой группы 2
14 Социально-психологический климат в коллективе 2
15 Феноменология малых групп 2
16 Стихийные группы и массовые движения 2
17 Проблема лидерства и руководства 2
18 Межгрупповые отношения 2
19 Конфликт и способы его предупреждения 2
20 Конструктивное разрешение конфликтов 2
21 Конфликт в педагогическом коллективе 2
22 Проблема личности в социальной психологии 2
23 Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы, общества 2
24 Социальное поведение личности 2
25 Социально-психологические аспекты социализации 2
26 Влияние группы на личность 2

Содержание практических (семинарских) занятий

Семинар № 1.

Тема: Методы социальной психологии (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика методов современной социальной психологии.

2. Классификация социально-психологических методов.

3. Методы моделирования в социальной психологии.

4. Методы социально-психологического воздействия.

Задание:

Подготовить конспект источника: Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2002. – С. 342 – 453.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 47 – 68.

2. Битянова Н.Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 43 - 46.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 30 - 40.

4. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева,

А.Н. Сухова. – М., 1995. – С. 13 – 45.

5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971. – С.  26 – 51.

6. Социальная психология. Практикум / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006. – С. 10 – 198.

Семинар № 2.

 

Тема: Становление и развитие социальной психологии как науки (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российских ученых.

2. Вклад различных психологических школ в разработку проблем социальной психологии.

3. Современное состояние социальной психологии как науки.

4. Связь социальной психологии с другими науками.

Задания:

1) Подготовить конспект двух источников:

Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996;

Лебон Г., Тард Г. Психология толп. – М., 1998.

2) Подготовить доклад с использованием учебника Г.М. Андреевой по теме: «Место социальной психологии среди других наук».

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 47 – 68.

2. Битянова Н.Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 11- 48.

3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 40 – 87.

4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб, 2000. – С. 7 – 68.

5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 2000. – С. 313 – 355.

Раздел 2. Психология общения, социального поведения и человеческих отношений

Семинар № 3.

 

Тема: Роль общения в психическом развитии человека (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема психологии межличностного общения в трудах российских ученых.

2. Речевые средства общения.

3. Позиции и барьеры в общении.

4. Стили общения.

5. Функции общения: инструментальная, интегративная, самовыражения, трансляционная, экспрессивная, социального контроля, социализации.

Задания:

1) Подготовить конспект источника:

Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я… Психология значимых отношений. – М., 1989. – С. 59 – 173.

2) Выполнить творческую работу по теме: «Особенности общения социального педагога с участниками образовательного процесса».

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. –С. 69 – 81.

2. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. – М.; Воронеж, 1996. – С. 10 – 98.

3. Коломинский. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2001. – С. 26 - 41.

4. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.:

Питер, 2009. – С. 34 - 36.

5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф.

В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 109 – 126.

 

Семинар № 4.

 

Тема: Общение и социальное поведение (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Детерминация поведения личности в деловом общении.

2. Динамика человеческого поведения.

3. Ролевое поведение в процессе общения.

4. Манипулирование в общении.

5. Социальное поведение и его виды.

Задания:

1) Сравнить структуру общения по Г.М. Андреевой и структуру общения по Лассуэллу.

2) Привести 2-3 примера манипулирования в различных сферах профессиональной деятельности.

 

Литература

1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей (теория развития мотивов и мотивации социального поведения). – М., 2005. – С. 14 – 99.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М. 1997.

3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф.

В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 88 – 110.

4. Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 1992. –

С. 62 – 116.

5. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – С. 119 – 243, 273 – 309.

6. Шострам Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. Минск:

Полифакт, 1992.

 

Семинар № 5.

Тема: Общественные и межличностные отношения (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Отличие общественных и межличностных отношений.

2. Понятие социальной роли

3. Определение социального статуса.

4. Виды межличностных отношений.

5. Специфика деловых и личных взаимоотношений.

6. Рациональные и эмоциональные отношения.

7. Сущность первичных и вторичных взаимоотношений.

Задания:

1) Подготовить конспект источника:

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987. –

С. 6- 10, 110 – 130, 142- 159.

2) Подготовить доклад с использованием источника:

Станкин М.Н. Психология общения: курс лекций: – М., Институт практической психологии. 1996. С. 164 – 167 «Социальная роль».

Литература

1. Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. – М., 1988.

2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М., 1987. – С. 19 – 33, 63 – 70.

3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных

взаимоотношений. – Минск, 1984. – С. 12 – 42, 110 – 193.

4. Кон И.С. Дружба. – М., 1987. – С. 13 – 327.

5. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. – С.41 – 43.

Семинар № 6.

Тема: Невербальное поведение и невербальные средства общения (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Невербальное общение как «язык тела».

2. Роль невербальных средств в передаче информации.

3. Виды жестов: жесты-регуляторы, жесты-отношения, жесты-эмблемы, жесты-адаптеры, жесты-иллюстраторы.

4. Умение говорить и умение слушать.

5. Виды слушания. Активное и пассивное слушание.

Задания:

1) Подготовить конспект источника: А. Пиз. Язык телодвижений. Нижний Новгород, 1992.

2) Подготовить доклад с использованием источника: Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. – СПб.: Питер ком, 1999. – С. 39 – 44, С. 60 – 65.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 93 – 100.

2. Битянова Н.Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 43 - 46.

3. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. – Ростов-на Дону, 1986. – С. 36 – 111, 115 – 130.

4. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. – СПб,1999. – С. 28 – 104, 236 – 242.

5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 109 – 126.

Семинар № 7.

Тема: Коммуникации и коммуникативная компетентность (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие коммуникации.

2. Коммуникативная культура личности.

3. Коммуникативная компетентность.

4. Коммуникативный потенциал.

5. Коммуникации социального педагога с родителями учащихся.

Задание:

Подготовить планы бесед с родителями по различным проблемам:

«пропуски уроков в школе»; «причины неуспеваемости»; «адаптация в новой школе (классе)»; «ссоры с одноклассниками» и др.

Литература

1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.

2. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя/ Приложение к ж. Директор школы, М., Сентябрь, 2002, № 4.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя, М., Просвещение, 1978.

4. Козлов Н. Как относиться к себе и людям Практическая психология на каждый день. М., Педагогика, 1993.

5. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: МГУ, - 1989.

Семинар № 8.

Тема: Общение. Восприятие и понимание (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Виды общения: деловое, личностное, инструментальное, целевое и др.

2. Восприятие и роль социального стереотипа.

3. Механизмы межличностного восприятия и понимания.

4. Ошибки восприятия в межличностном общении.

5. Роль социальной установки в процессе восприятия.

Задания:

1) Подготовить конспект источника:

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., Прогресс, 1979.

2) Привести 2-3 примера, иллюстрирующих механизмы восприятия.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 117 – 135.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пос. для студ. высш.пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», - 2004. – С. 203 – 214.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М. – 1982. –

С. 32 – 99.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983. – С. 85 – 265.

5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 109 – 126.

Семинар № 9.

Тема: Деловое общение в рабочей группе  (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Рабочая группа: социально-психологические особенности.

2. Виды делового общения в рабочей группе.

3. Профессиональная зрелость рабочей группы.

4. Техники эффективного межличностного общения.

5. Техника директивного общения.

Задание:

1) Подготовить конспект источника:

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф.

В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 109 – 126.

Литература

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.,1998.

2. Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет, М., Вигма, 1988.

3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., Роспедагенство, 1995.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф.

В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 158 – 162.

5. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.

6. Станкин М.Н. Психология общения: курс лекций: – М., Институт практической психологии. 1996.

Семинар № 10.

 

Тема: Общение как взаимодействие (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Трансакционный анализ Э.Берна.

2. Формы трансакций: дополнительные, пересекающиеся, скрытые.

3. Открытость и закрытость в общении.

4. Схема Бейлса.

5. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.

6. Психологическая совместимость в процессе взаимодействия.

Задания:

1) Подготовить конспект источника:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М. 1997.

2) Сделать схему анализа поведения людей в игре (на примере одной из игр, описанной Берном).

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 101 – 116.

2. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М.: Знание, 1980.

3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2001. – С. 26 – 41.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф.

В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 135 – 148.

5. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.

6. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 272 - 396.

Семинар № 11.

Тема: Социальная психология организации (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие структуры организации.

2. Гомогенные и гетерогенные организации.

3. Типы структур организации.

4. Функции и показатели эффективности организации.

5. Управление и развитие организации.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2002. – С. 323 – 327.

2. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие /

          М.А. Гончаров. – М., КНОРУС. 2006.

3. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: учебное пособие / Е. Н. Каменская. – Изд. 4-е, - Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 186. – С. 134 – 137.

4. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. – СПб., 1999. – С. 9 – 19.

5. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий /

К.М. Ушаков. –  М.: Сентябрь, 2004.

 

Семинар № 12.

Тема: Персональные взаимоотношения людей (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Исследование происхождения аффилиации как формы социального поведения.

2. Понятие привязанности и ее виды.

3. Дружба, ее цели. Нормы, которыми руководствуются люди в своих дружеских отношениях

4. Любовь, ее виды.

5. Теория альтруизма.

6. Мотивы власти.

7. Отношения вражды и агрессивности.

Задания:

1) Подготовить доклад по теме:

Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990. – С. 27 – 43.

2) Подготовить рефераты по психологии общения для сдачи на проверку.

Литература

   

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных

заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 101 – 116.

2. Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. – М., 1988.

3. Кон.И.С. Дружба. – М., 1987. – С. 13 – 327.

4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. _ М., 1988. – С. 36 – 74.

5. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – М.; СПб., 2007.

6. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. С. 46 – 54.

7. Психология эмоций: тексты. – М., 1984. – С. 235 – 237.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.