Тема: Образ жизни как интегральное выражение — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема: Образ жизни как интегральное выражение

2021-03-18 102
Тема: Образ жизни как интегральное выражение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

жизнедеятельности личности, группы, общества (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие образа жизни в социальной психологии.

2. Качественная определенность образа жизни.

3. Количественная определенность образа жизни.

4. Личностный уровень образа жизни.

5. Структура образа жизни.

 

Задание:

Подготовить конспект источника: Узнадзе Д.К. Теория установки / Под ред. Ш.А. Надирашвили, В.К. Цаава. Акад. пед. и соц. наук: Моск. псих. – соц. ин-т. – М. – Воронеж, 1997.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.

- М.: Аспект Пресс, 1998.

2. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: учебное пособие /

Е. Н. Каменская. – Изд. 4-е, - Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 186. – С. 34 – 38.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

4. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен. // Социальная

         психология. - М., 1979.

5. Социальная психология: Хрестоматия / Сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 475 с.

.

Семинар № 24.

Тема: Социальное поведение личности (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Регуляция социального поведения личности.

2. Соотношение социальных установок и реального поведения личности в группе.

3. Социально-психологический статус, позиция и роли личности.

4. Типы конфликтных личностей.

5. Агрессия. Социально-психологические подходы к ее объяснению.

Задание:

Подготовить доклады по темам:

«Основные зарубежные социально-психологические теории личности».

«Профилактика агрессивности у подростков»

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998. - Главы 15, 16, 17, 18.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. - М, 1988.

3. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. - Л.,1983.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

5. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологических теорий. - М., 1971.

Семинар № 25.

 

Тема: Социально-психологические аспекты социализации (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Социализация и социально-психологическая адаптация личности.

2. Источники социализации.

3. Содержание социализации на различных стадиях.

4. Особенности социализации трудных подростков.

 

Задание:

Составить классификацию механизмов социализации, исходя из любого существенного основания. Обосновать основание социализации. В процессе выполнения задания рекомендуется использовать различные психологические и социологические словари.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 266 - 278.

2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1967.

3. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: учебное пособие / Е. Н. Каменская. – Изд. 4-е, - Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 186. – С. 46 – 54.

4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск,1976.

5. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992.

6. Психология развивающейся личности. - М., 1987.

Семинар № 26.

Тема: Влияние группы на личность

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная фасилитация и ингибиция.

2. Деиндивидуализация личности.

3. Феномен групповой поляризации.

4. Дискриминация, предрассудки и социальные стереотипы.

5. Конформизм.

6. Положительное воздействие группы на индивида.

7. Отрицательное влияние группы на личность

Задание:

Подготовить доклады по темам:

«О результатах классического эксперимента С. Аша по изучению конформизма»

«Комментарии и выводы С. Милгрэма по итогам проведенного им эксперимента»

«О результатах экспериментов, свидетельствующих об отрицательном влиянии группы на личность, проведенных В.М. Бехтеревым.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. – С. 293 – 308.

2. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – С. 225 - 245.

3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб, 2001. – С. 7 – 150.

4. Робер М.А., Тилман Ф. Психология индивида и группы. – 1988. – С. 69 – 72, 93 – 102, 112 – 118, 162 – 170.

5. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 1994.

5.3. Тематический план лабораторных занятий

№ п/п Темы лабораторных занятий Кол-во часов
1 Диагностика коммуникативных качеств личности 2
2 Формирование коммуникативных умений 2
3 Технологии эффективного общения 2
4 Овладение способами эффективного взаимодействия 2
5 Методики изучения коллектива 2
6 Интерактивное общение и конфликт 2
7 Психология межличностных отношений 2
8 Психология межгрупповых отношений 2
9 Выбор оптимального способа реагирования в конфликте 2
10 Снятие эмоционального напряжения в конфликте 2
11 Способности и роли личности 2
12 Социальная установка в педагогической деятельности 2
13 Социальная психология безопасности 2

Содержание лабораторных занятий

Лабораторное занятие № 1.  

 

Тема: Диагностика коммуникативных качеств личности (2 часа)

 

На занятии студенты знакомятся с методиками диагностики коммуникативных качеств личности, проводят самодиагностику по тесту КОС (Методика изучения коммуникативных и организаторских умений). После анализа результатов теста студентам предлагается разработать программу коррекции коммуникативных качеств.

Обсуждается вопрос о возможности использования методик на оценку коммуникативных качеств в профессиональной деятельности.

Таким образом, студенты приобретают навыки проведения диагностики, обработки данных теста, анализа и интерпретации результатов, имеют возможность оценить свой уровень коммуникативных и организаторских умений, спланировать работу по совершенствованию своих коммуникативных навыков.

Лабораторное занятие № 2.

 

Тема: Формирование коммуникативных умений (2 часа)

 

На занятии используются упражнения из брошюры: Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. – М.: Новая школа, 1983. Они способствуют развитию навыков и умений общения с разными группами людей. В ходе занятий особый акцент сделан на обеспечение обратной связи между участниками тренинга и ведущим. Студентам предлагается освоить различные стили общения, научиться в процессе общения создавать психологический комфорт и испытывать чувство доверия, формировать навыки по расположению к себе собеседника. Особый акцент должен быть сделан на использование техник общения.

 

Лабораторное занятие № 3.

Тема: Технологии эффективного общения (2 часа)

На занятии студенты расширяют знания по использованию приемов эффективного общения. На примере конкретных ситуаций рассматриваются техники эффективного общения. Заслушиваются рефераты по проблеме общения. Обсуждаются доклады:

«Как успешно пройти собеседование при приеме на работу»

«Как склонить оппонента принять Вашу точку зрения».

«Как успешно выступить перед аудиторией?»

«Как подготовиться к совещанию?»

 «Секреты ораторского искусства»

Задание:

Подготовить доклад с использованием источника:

Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. – СПб.: Питер Ком, 1999.  – С. 95 – 98.

Лабораторное занятие № 4.

Тема: Овладение способами эффективного взаимодействия (2 часа)

На занятии используются упражнения из книги: Саморазвитие личности (программа социально-психологического тренинга). Сост. Л.Ф. Анн. – Йошкар-Ола, 2001. Занятия способствуют развитию навыков и умений эффективного взаимодействия в процессе общения. Основное содержание составляют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, формирование навыков принятия групповых решений.

В ходе занятий особый акцент сделан на актуализацию личностных ресурсов, необходимых для обеспечения взаимодействия в профессиональной деятельности.

Используются проверочные тесты по разделу «Психология общения».

Задание:

Подготовить конспект источника:

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., Прогресс, 1979

Лабораторное занятие № 5.

Тема: Методики изучения коллектива (2 часа)

На занятии студенты знакомятся с методиками изучения психологического климата в коллективе. Они учатся анализировать и интерпретировать полученные данные. Прогнозировать динамику развития коллектива с учетом поученных характеристик. В форме деловой игры обсуждается проблема управления малой группой. Осуществляется взаимосвязь знаний по социальной психологии и психологии управления.

Лабораторное занятие № 6.

Тема: Интерактивное общение и конфликт (2 часа)

В первой части занятия студенты выполняют задания с использованием материала для самопроверки (Станкин М.Н. Психология общения: курс лекций: – М., Институт практической психологии. 1996. С. 113 – 116), расширяют свои знания по проблеме конфликта.

А) Заполните пробелы;

Б) Верно или неверно?

В) Выбрать правильный ответ.

Таким образом, студенты приобретают навыки принятия решений при выполнении заданий и рассмотрения конфликтных ситуаций.

Во второй части занятия рассматриваются некоторые методики, предназначенные для защиты от проявлений болезненных эмоций со стороны других людей. Студенты знакомятся с общими принципами реагирования на отрицательные эмоции окружающих людей, техниками искажения восприятия оппонента.

Используются упражнения из книги:

Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002. С. 73 – 76.

Лабораторное занятие № 7.

Тема: Психология межличностных отношений (2 часа)

До проведения этого занятия студенты самостоятельно проводят тесты в различных студенческих группах, коллективах с целью определения социометрической структуры группы и выяснения особенностей межличностных отношений. На занятии обсуждаются характеристики межличностных отношений в группах, подготовленных студентами.

Под руководством преподавателя студенты заполняют таблицу: «компоненты межличностных отношений», затем в подгруппах создают модель межличностных отношений.

Лабораторное занятие № 8.

Тема: Психология межгрупповых отношений (2 часа)

 

Занятие проводится в форме мастер-класса, на котором студентам предлагается раздаточный материал с заданиями. Работа организуется в подгруппах (по три – пять человек). Предлагается привести примеры межгрупповых отношений студенческих и ученических групп, производственных коллективов.

 

Лабораторное занятие № 9.

Тема: Выбор оптимального способа реагирования в конфликте (2 часа)

 

На занятии проводится тест К. Томаса, позволяющий определить преобладающий способ реагирования в конфликте. Полученные количественные оценки по каждой стратегии сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта, тенденций его взаимоотношений в сложных условиях. Во второй части занятия используются упражнения из серии «Тренинг ассертивности».

Лабораторное занятие № 10.

Тема: Снятие эмоционального напряжения в конфликте (2 часа)

Занятие начинается с беседы о конф­ликте. Говорится о том, что, как толь­ко человек начинает делать свои пер­вые шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Студентам предла­гается вспомнить свои конфликты в раннем детстве дома или в детском саду.

Студентам зачитываются несколь­ко чужих ранних воспоминаний о кон­фликтах, обращается внимание на при­сутствие в них сильных чувств, несмотря на то, что конфликт остался в далеком прошлом. Совместно со студентами дела­ется вывод: конфликты сильно влияют на жизнь человека, поэтому необходи­мо обратиться к их изучению.

Затем группа студентов делится на три подгруп­пы, каждая из которых собирает «ко­пилку конфликтов дома, на улице, в вузе». «Копилка» обсуждается. На конкретных примерах выясняются типичные причины конфликтов, способы поведения в кон­фликтах. Обращается внимание на реагирование участников конфликта.

На занятии рассматриваются некоторые техники, направленные на снятие эмоционального напряжения.

Используются упражнения из книги: Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002. С. 77 – 78.

Лабораторное занятие № 11.

Тема: Способности и роли личности (2 часа)

 

Занятие проводится в форме дискуссии о способностях личности, их раскрытии и формирования. Рассматривается влияние социума на развитие способностей человека, соотношение способностей и деятельности.

Студентам предлагается творческая работа в форме эссе по теме: «Значение роли в психологической структуре человека» или «Зависимость роли от статуса или позиции в обществе».

Лабораторное занятие № 12.

Тема: Социальная установка в педагогической деятельности (2 часа)

До проведения этого занятия студенты самостоятельно изучают материал, изложенный в учебнике «Социальная психология» и проводят наблюдения за различными ситуациями взаимодействия людей, в которых имеет место социальная установка.

На занятии проводится обсуждение полученных результатов наблюдений по следующим вопросам:

1. Как связана социальная установка с эффектами ожидания?

2. Влияние социальной установки на выбор стиля общения.

3. В чем особенности социальных установок педагогов?

4. Какова роль социальной установки при оценке знаний студентов?

Лабораторное занятие № 13.

Тема: Социальная психология безопасности (2 часа)

До проведения этого занятия студенты самостоятельно изучают материал, изложенный в учебном пособии: Каменская Е.Н. Социальная психология, 2008, С. 177 – 183. На занятии проводится круглый стол по теме: «Информационная безопасность». Обсуждаются вопросы:

1. Задачи информационной безопасности.

2. Результаты грамотного информационного воздействия.

3. Закономерности соотношения потребностей и интересов личности в получении информации.

4. Профилактика информационной неграмотности.

VI. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

6.1. Тематический план самостоятельной работы

№ п/п Темы Кол-во часов
1 Предмет и задачи социальной психологии. 4
2 Методы социально-психологического исследо­вания. 4
3 История и современные направления развития социальной психологии. 8
4 Природа, понятие и сущность психологии общения. 6
5 Социально психологические закономерности общения. 8
6 Функции, механизмы, средства, структура общения. 12
7 Общение как обмен информацией. 12
8 Перцептивная сторона общения. 10
9 Интерактивная сторона общения. 10
10 Персональные взаимоотношения людей. 6
11 Проблема «группы» в социальной психологии. 4
12 Коллектив и стадии его развития. 6
13 Динамические процессы в малой группе. 14
14 Психология больших социальных групп. 12
15 Особенности проведения исследований внутригрупповых отноше­ний. 6
16 Психология межгрупповых отношений. 6
17 Определение конфликта, типы, условия протекания кон­фликта. 8
18 Управление конфликтом. 16
19 Специфика социально-психологической проблематики личности. 8
20 Социальные установки, атрибутивные процессы и убежде­ния. 6
21 Социализация и развитие личности. 8
22 Личность в группе: социальная идентичность. 4
  Итого: 178

6.2. Содержание самостоятельной работы

6.2. План самостоятельной работы студентов

(темы и вопросы для изучения, виды самостоятельной работы,

основные понятия, рекомендованная литература, формы контроля)

 

Тема Виды самостоятель-ных работ Основные понятия Литература Форма контроля
1 Предмет и задачи социальной психологии Подготовиться к семинару. социальная психология, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной психологии.   Каменская Е.Н. Соци-альная психология: конспект лекций: учебное пособие /           Е. Н. Каменская. – Изд. 4-е, - Ростов н / Д: Феникс, 2008.. – С.3–7. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. С. 21 – 25. Устный опрос
2 Методы социально-психологичес-кого исследования Подготовиться к семинару. Составить классификацию методов. методы социальной психологии Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2002. – С. 342 – 453. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. С. 27 – 31. Письмен-ный опрос
3 История и современные направления развития социальной психологии. Самост. изуче-ние учебного материала. Рассмотреть вклад различных школ в развитие социальной психологии. этапы развития социальной психологии; психология масс, психология народов.   Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996; Лебон Г., Тард Г. Психология толп. – М., 1998. Устный опрос
4 Природа, понятие и сущность психологии общения Подготовиться к семинару понятие общения; сущность общения, деловое общение Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 109 – 126.   Устный опрос
5 Социально-психологичес-кие закономер-ности общения Изучить особенности делового общения, правила подготовки и проведения переговоров, совещаний. общение, механизмы общения 1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей (теория развития мотивов и мотивации социального поведения). – М., 2005. – С. 14 – 99. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М. 1997. 3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 88 – 110.  
6 Функции, механизмы, средства, структура общения Подготовка к устному опросу структура общения; дистанции общения 1. Шострам Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. Минск: Полифакт, 1992. 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 106 – 107. Устный опрос
7 Общение как обмен информацией. Подготовка к устному опросу коммуника-ция; коммуника-тивные барьеры Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 119 – 135. Тест
8 Перцептивная сторона общения Самост. изуче-ние учебного материала. Рассмотреть механизмы социальной перцепции. Подготовить материал по теме: «Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ». перцепция; механизмы восприятия; эффекты восприятия: эффект ореола, эффект привлекательности, эффект новизны   1. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы // Г.М. Андреева. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 73 – 96. 2. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. – Ростов-на Дону, 1986. – С. 36 – 111, 115 – 130. Устный опрос
9 Интерактив-ная сторона общения   Подготовка к устному опросу, изучение основных понятий по психологии общения интеракция, взаимодей-ствие, механизмы взаимодей-ствия   1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М. 1997. 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 135 – 148. Тест
10 Персональные взаимоотношения людей   Самост. изуче-ние учебного материала. Выявить особенности установления взаимоотношений отношения, дружба, любовь, власть, вражда, одиночество Немов Р.С.. Алтунина И.Р. Социальная психо-логия:Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Устный опрос
11 Проблема «группы» в социальной психологии. Подготовиться к семинару группа, виды групп: референтная. номинальная, условная Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект-Пресс, 2002. Устный опрос
12 Коллектив и стадии его развития   Самост. изуче-ние учебного материала. Изучить психологический климат в одном из коллективов. коллектив, психологичес-кий климат 1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. 2. Кузьмин Е.С. Основы социальной психоло-гии. – Л.: Изд. Ленин-градского ун-та, 1967. Контрольная работа
13 Динамические процессы в малой группе. Подготовиться к семинару. Выявить различие понятий лидерство и руководство. лидерство, сплочен-ность, сов-местимость Немов Р.С.. Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Словар-ный диктант
14 Психология больших социальных групп Подготовиться к семинару. Сформулировать сходства и отличия стихийных групп. толпа, масса. публика 1. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. – М., 1998. – С.197– 308. 2. Сигеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. – М., 1998. – С. 13 – 119.   Устный опрос
15 Особенности проведения исследований внутригрупповых отношений Самост. изуче-ние учебного материала внутригрупповой фаворитизм Немов Р.С.. Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Контрольная работа.  
16 Психология межгруп-повых отношений Подготовка к устному опросу межгруп-повые отношения Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. С. 21 – 25. Устный опрос
17 Определение конфликта, типы, условия протекания конфликта Самост. изуче-ние учебного материала. Рассмотреть метод картографии. конфликт, границы конфликта, причины, структура Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалдея, 1997. Устный опрос
18 Управление конфликтом Подготовка к устному опросу урегулирование, разрешение конфликта, управление 1. Вагин И.О. Уроки психологической защиты. – СПб.: Питер, 2001. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2003. 3. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.,1982. Тест
19 Специфика социально-психологи-ческой проблематики личности Подготовка к устному опросу. Рассмотреть стереотипы социального развития. личность, роли личности, теории личности Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Контрольная работа
20   Социальные установки, атрибутивные процессы и изменения. Самост. изуче-ние учебного материала.   социальная установка. изменение социальных установок. Классическая социальная психология: учебное пособие для ст-тов вузов / Под общ. ред. Е.И. Рогова. – М: ИКЦ «МарТ», 2008.С.86 –93. Письмен-ный опрос
21 Социализация и развитие личности   Подготовка к устному опросу. Выявить различия в социализации взрослых и детей. социали-зация, дотрудовая стадия, трудовая, послетрудовая Немов Р.С.. Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Словар-ный диктант
22 Личность в группе: социальная идентичность Подготовка к устному опросу. Рассмотреть механизмы психологической защиты механизмы защиты личности Немов Р.С.. Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Устный опрос

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.