В-четвертых, были выявлены закономерности смены одного типа государства другим - соответственно сменам общественно-экономических формаций. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

В-четвертых, были выявлены закономерности смены одного типа государства другим - соответственно сменам общественно-экономических формаций.

2021-03-17 109
В-четвертых, были выявлены закономерности смены одного типа государства другим - соответственно сменам общественно-экономических формаций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Шестичленная схема деления всемирно-исторического процесса - азиатский способ производства. Он отражает весьма специфические особенности раннеклассового общества в странах Востока. 

Проблема типологии восточ­ного государства. Восточные государства принципиально, корен­ным образом отличаются от западных. В западных государствах политическая власть принадлежит экономически господству­ющему классу, т.е. государственная власть производна от власти экономической, от характера собственности на основные средства производства. В восточных государствах первична именно государственная власть, а власть в экономической сфере проистекает от политического гос­подства.

Восточные государства сами имеют существенные различия: в некоторых (Китае) рабовладения фактически не было, в других (как в Египте или Ассирии) оно играло весьма существенную роль. Различным было и положение в системе государственной власти духовенства, се­рьезно отличались друг от друга правовые системы. Поэтому можно говорить о существовании западной и восточной ветвей типов.

Не всякая государственная власть имеет классовый характер (переходное гос-во). Она нередко принадлежит более или менее узкой социальной группе (верхушке государственного аппарата, партийно-государственной элите и т.п.), которая не может рас­сматриваться в качестве социального класса. Такая группа, есте­ственно, может выражать интересы какого-то класса - тогда классовое содержание власти и, следовательно, тип государства будут очевидны. Однако эта группа вы­ражает в наибольшей степени свои собственные, узко групповые, кастовые интересы.

К какому же типу следует относить государство, которое от­ражает в первую очередь интересы государственного (или партий­но-государственного) аппарата?

В странах, освободившихся от колониальной зависимости, складывается положе­ние, когда ни один класс не бывает настолько силен и организован, чтобы единолично взять и удержать власть. В таких странах возникает блок классовых сил, объеди­няющий национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, промежуточные слои (ремесленники, мелкие тор­говцы и т.п.). Основой объединения служат общенациональные интересы: завоевание и удержание независимости, развитие на­циональной экономики, культуры и проч. Поскольку такое объ­единение носит временный характер и по мере решения общена­циональных задач начинают преобладать классовые интересы, такое государство приходит к одному из основных типов государства. Поэтому такой тип государства получил наименова­ние «переходного».

Государства переходного типа недолговечны потому, что они лишены серьезной социальной базы.

 

Существующая типология государств не объясняет тех весьма важных, сущностных различий, которые имеют место между государствами одной и той же общественно-экономической формации. Разница между современной ЮАР и этим же государством недавнего прошлого, когда там сущест­вовал апартеид. Наше государство в пе­риод сталинизма, застоя или перестройки. Они могут быть поняты исходя из второй стороны сущности государства - его общесоциальной роли. А общесоциальная сторона сущности государства проявляется во властеотношениях. В данном случае речь идет об отношениях между той частью общества, которой при­надлежит реально государственная власть, с остальным населе­нием. В этом плане может быть применена классификация государств: на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демокра­тические.

Положительные черты формационного подхода:

1) Внимание социально-экономическим факторам

экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки.

2) раскрывает закономерности перехода от одного типа в другой

Недостатки формационного подхода:

1) Прямолинейность и запрограммированность смены одних типов государства другими

Жан Боден подразделял все народы и все государства по географическим полосам:

1) Южные - Умнее всех,

2) Северные - Сильнее всех

3) Средние - Превосходят северян умом, но в силе уступают; а к южных обходят хитростью.

Кельзен выделял 2 типа государства по политической свободе (соответствие воли всех субъектов):

1) Демократия

2) Автократия

По структуре: централизованные и децентрализованные

Морозов: особенности соот-я гос-ва и религии

- светское

- клерикальное

- теократическое

- атеистическое

От приближенности к идеалу правового гос-ва:

- полуправовые

- квазиправовые

- правовые

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.