Сколько лет св. блаж. Ксения была в браке. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сколько лет св. блаж. Ксения была в браке.

2021-03-17 98
Сколько лет св. блаж. Ксения была в браке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В житии говорится

«По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Молодая семья жила в собственном доме на Петербургской стороне в приходе св. ап. Матфия. Улица, на которой они жили, долго потом, называлась улицей  Андрея Петрова (по имени и фамилии мужа Ксении). Современное название улицы – Лахтинская. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой»

В статьях и книгах о св. блаж. Ксении утверждается, что в браке она была три с половиной года, и шесть лет и девять… Но при этом исходят из современных представлениях о совершеннолетии, т. е. с 18 лет, но ранее было не так.

. В первой половине ХУШ века для православных людей уставом жизни еще служил «Домострой» Домострой исходит из Священного предания, который исходит из Вселенских и Поместных Соборов творений святых отцов, и воплощенных в Требнике и Типиконе.. По Требнику младенцем считается рожденный человек до 7 лет. За которого полностью отвечают родители и крестные, который поэтому может причащаться Крови и Тела Господа нашего Иисуса Христа без исповеди., отроком человек до 15 лет. Отрок исповедуется, перед причастием, но Господь снизходит к его грехам как сотворенных не по разуму,… После 15 лет наступает совершеннолетие, когда человек полностью ответственен за свои поступки, Человек вступил в половую зрелость, имеет социальный опыт и способен взять на себя определенную ответственность.

В первой половине ХУШ века, девушка 15 лет достигает совершеннолетия и вполне может выйти замуж. (не обязательно сразу). Поэтому можно иметь в виду нахождение в браке св. блаж. Ксении максимум до 11 лет. (возможно меньше, но не больше).

Из- за сложности вопроса, приведем комментарии к стоглаву (1666 г.): «Главы 18-24 …Семь глав Стоглава посвящены вопросам, связанным с браком. …В главе 18-й определяется возраст вступления в брак: для юношей - с 15 лет, для девушек - с 12 лет. Стоглав при этом ссылается на священные правила. Однако священные правила не устанавливали возраста для вступления в брак. Как полагают исследователи Стоглава, эта норма была заимствована из византийского права, а впоследствии перешла в Кормчую. Брачный возраст, установленный Стоглавом, соблюдался до XVIII в. Он был изменен указом Петра I "О единонаследии", установившем брачный возраст для мужчин - 20 лет, а для девушек - 17. Правда, поскольку церковь ведала регистрацией браков, норма Стоглава действовала и была изменена для девушек лишь указом Святейшего Синода от 17 декабря 1774 года. Последний повысил их брачный возраст на один год (13 лет). Окончательно это постановление было отменено царским указом от 19 июля 1830 г., согласно которому брачный возраст устанавливался для мужчин - 18 лет, а для женщин - 16 лет»

   Первичный анализ метрик утраченного храма св. ап. Матфия приводит к мысли, что могут быть иные трагические варианты развития брачного периода. Об этом, после тщательных дополнительных исследований метрик и соответствующих архивов.

 

Св. блаж. Ксения родилась в благочестивой семье. Чем руководствовалась благочестивая семья в начале ХУШ века - «Домостроем». (Напомним «положения «Домостроя» относящиеся к семье: приведу текст по сильверстской редакции)

 

«16. Како чад воспитати с наделком замужь выдати
А у кого дочь родится ино разссудны люди от всякаго приплода на дочерь откладывают на ее имя или животинку ростят с приплодом а у полотен и у вусчин и у ширинок и у вубрусов, и рубашек, по вся годы еи в пришеннои сундук кладут, и платье, и саженье, и монисто и святость и суды оловяные и меденые, и деревяные прибавливати непомношку всегда а не вдруг себе не в досаду а всево будет полно, ино дочери растут, а страху Божию и вешътву учатся, а приданое с ними вдруг прибывает и как замужь зговорят ино все готово, а толко ранее хто о детех не смышляет да как замужь давать и в ту пору все покупать ино скорая женитва видомая работа а по судбам Божиим толко та дочь преставится ино ее наделком поминают по еи души сорокоуст и милостыню ис того дают а толко иные дочери есть тако ж о них промышляти.


18. Како детем отца и мати любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем


Чада послушаите заповеди Господни, любите отца своего и матерь свою и послушаите их, и повинуитеся им по Бозе во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всея душа понесите на своеи выи, и благо вам будет и долголетны будете, и прославитеся от человек, и дом его будет благословен в веки, и насьледит сыны сынов твоих и досьтигнет старости маститы во всяком благоденьстве дни своя препровожают аще ли кто злословить или оскорбляет родителя своя или кленет или лает сии пред Богом грешен от народа проклят аще кто биет отца и матерь от церкви и от всякия святыни да отлучится, и лютою смертию и градцкою казнью да умрет, писано бо есть отча клятва иссушит а матерня искоренит сын или дщерь, не послушьливы отцу или матери, в пагубу им будет и не поживут днеи своих иже прогневают отца и досажают матери. Мнится не согрешяя к Богу, и есть поганого горее, и обещник есть нечестивым о них же пророк Исаия рече возмется нечестивыи да не видит славы Господня, сих нечестивыи именова, иже бесчествуют родителя своя и паки насмехающагося отцу и укаряюща старость материю да ськлюют их вранове и снедят орли, честь же творяи отцу, и матери и повинующеся им по Бозе во всем, возвеселитися имут о чадех своих и в день печали избавит их Господь, Бог, и молитву их услышит егоже просят подаст им вся благая, покояи матерь свою волю Божию творит и угожаяи отцу во благих поживет вы же чада делом и словом угожаите родителем своим во всяком блазе совете да благословени будете от них отчее благословение дом утвердит, и матерня молитва от напасти избавит аще ли оскудеют разумом в старости отец или мать не бесчествуите их ни укаряите да от своих чад почтени будете, не забываите труда материя и отцова, яже о вас болезноваша и печални быша покоите старость их и о них болезнуите якож они о вас не глаголи много сотворих им добра одеянием и пищею и всякими потребами но ни си свободи сим не можеши бо ею родити и тако ею болети, яко она о тебе тем же со страхом раболепъно служити им да и сами от Бога мзду приимете и жизнь вечную наследите яко свершители заповеди Его.»

 

Взаимоотношение православных мужа и жены в счастливой семье в первой половине ХУШ века шло по «ДОМОСТРОЮ», (приведу тексты по Сильвестровской редакции)


 «12. Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися


По вся дни в вечере муж ж женою, и з домочадцы кто умеет грамоте, отпети вечерня павечерница полунощница с молчанием и со вниманием и с кротъкостоянием и с молитвою и с поклоны пети внятно и единогласно после правила отнюд ни пити ни ести, всегда всяму тому наук а ложася спати всякому, християнину по три поклона в землю положити, а в полунощи всегда таино встав со слезами прилежно к Богу молитися елико вместимо о своем согрешении а утре воставая такоже и комуждо по силе и по желанию а не празным женам кланятися до пояса всякому християнину молитися о своем согрешении и пущения грехом и о царском, и о царицине и о чадех их, здравии и о братии его и о болярех его и о христолюбивом воиньстве о помощи на враги и о плененых свободе, и о святительском и священническом чину, и о болящих и в темницах заключеных и за вся християне, жене молитися о своем согрешении и о мужи и о чадех и о домочадцех и о сродникех и о отцех духовных а мужу такоже а утре встав Богу молитися и отпети заутреня и часы а в неделю и в празник молебен с молитвою и молчанием и с кротъкостоянием и единогласно пети и со вниманием слушати и святым кажение а где некому пети ино молитися доволно вечере и утре, а мужем отнюд не погрешити по вся дни церковнаго пения вечерни заутрени обедни.

13. Како в церкви мужу и жене молитися чистота хранити и всякого зла не творити


А в церкви стояти на всяком пении со страхом и с молчанием молитися а дома всегда павечерница и полунощница и часы пети а кто прибавит правила своего ради спасения ино то на его воли ино боле мзда от Бога а женам ходити к церкви Божии как въместимо на произволение по совету с мужем а в церкви ни с кем не беседовати с молчанием и послуша стояти никуда не обзираяся ни на стену не прикланятися ни к столпу ни с посохом не стояти ни с ноги на ногу не преступати, руце согбени к персем крестообразно твердо и непоколебимо молитися со страхом и трепетом, и со воздыханием, и со слезами и до отпения из церкви не исходити, а приити к началу, а неделя и празники Господския и среду и пяток, и святыи пост и Богородичен в чистоте пребывати а от обьядения и пияньства и от пустошных бесед и смехотворения неподобнаго всегда беречися и от татбы и от блуда и лжи и клеветы, и зависти и всякаго неправеднаго собрания и ростов и корчмы и мыта, и перевозов и мостовщин и всякаго лукавества не любити и не гневатися ни на кого ранного пития и ядения и позного после пения отнюд не творити есть бы и пить в славу Божию, и в подобно время малым детем и работным по разсужению мужа и жены кормити их, или не весте яко неправедницы Царствия Божия не наследят, якоже апостол Павел рече аще некии брат именуем, или блудник или лихоимец или идолослужитель или ругатель или пьяница или хищник с таковыми ни ясти ни пити и паки рече ни идолослужители ни прелюбодеи ни сквернителя ни малакия ни мужеложницы ни лихоимцы ни татие ни пьяницы ни досадителе, ни хищницы Царствия Божия не наследят но достоить от всякаго зла блюстися всякому християнин.»

    5 5. Женщина в мужском обществе.

Отмечу еще одну сторону подвига св. блаж. Ксении Петербургской.   В житии отмечено, что «двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой». Я бы хотел обратить внимание на крайне низкий моральный облик жителей Санкт-Петербурга ХУШ века.и избыточное количество мужского населения.

  Процитирую сначала историческое исследование:

«В ведомости 1750 г. обращает на себя внимание значительное превышение численности мужского населения над женским.
У привилегированного слоя населения столицы число мужчин лишь немного превосходило число женщин. Совсем иное соотношение у остальной части постоянного населения столицы. У «жильцов» число мужчин в полтора раза больше числа женщин, а среди слуг и служителей мужчин в два раза больше, чем женщин. «Приезжие», в основном трудовое население, были почти лишены возможности иметь семьи в Петербурге; число мужчин среди «приезжих» в 7,7 раза превосходило число женщин. Чем меньше обеспечены были жители столицы, тем труднее было для них обзаведение семьей.
Население росло в основном за счет трудящихся слоев. Продолжало развиваться ремесло. Для 1750-х гг. сохранился перечень 44 ремесленных цехов, существовавших в Петербурге, но перечень этот неполон. Представляют интерес данные о социальных слоях, из которых выходили ремесленники в середине XVIII в. Среди 1041 ремесленника из крестьян и крепостных дворовых было 214 человек (20,5%), из купцов — 316 человек (30,3%), из разночинцев, т.е. детей мелких служащих, солдат, церковников, — 95 человек (9,1%); 83 человека поименованы просто людьми «польской нации», 5 — «малороссиянами». Число дворов в Петербурге на 1737 г. составило 5898. Согласно второй ревизии, проведенной в конце 1740-х гг., население империи составляло 9 103 387 душ мужского пола. На долю Петербурга приходилось приблизительно 56 700 душ мужского пола, т.е. 0,6% всего мужского населения страны.» Петр КОШЕЛЬ «Первоначальный Петербург:»

Непонятно, как можно было выжить молодой женщине в крайне диком нравами городе, заселенными, в основном, приезжими работниками, оторванными от своих корней, в основном, неграмотными, грубыми, с постоянным насилием, воровством и преступностью.

Частично, хранило блаж. Ксению переодевание в мужскую одежду, неадекватное, с точки зрения мира поведение, и непрерывный плач первые годы (как свидетельствуют источники), но этого для хранения молодой женщины явно недостаточно. Виден Покров Пресвятой Богородицы.

   О.Е. Кошелева в своей монографии: «Люди Санкт-Петербургского острова Петровского времени»  приходит к следующему выводу:

«…во всех этих скандальных историях, взятых вместе, проступает одна из важных черт петербургского обыденного стиля жизни: вынужденная интенсивность общения с высоким уровнем “дворовой” конфликтности, обусловленная перенаселенностью дворов. Вне городских усадеб, однако, имелось пространство, где можно было общаться согражданам вполне добровольно, по взаимной симпатии и интересам».

  Здесь особое хранение св. блаж. Ксении Господом.

«Далеко не везде работные люди имели собственное жилье. На большинстве мелких и крупных предприятий считалось достаточным, если рабочему предоставлялся какой-либо угол для сна; на многих предприятиях таким приютом служило помещение мастерской….
Домики - избы были малы и тесны. Убогими лачугами называли их правительственные строительные комиссии. Более просторными были дома у ямщиков, так как им приходилось иметь не меньше 4—6 лошадей и располагать помещением для проезжавших. Жилище в «один покой» для семьи рабочего было обычным явлением. В одном указе времен Анны Иоанновны велено «в Санкт-Петербурге у находящихся адмиралтейской и других команд мастеровых людей на построенных в указных местах дворех их, буде у кого имеется токмо по одному покою, а в нем живет хозяин и жена его и дети, постою не ставить». Часто в таком «покое» жили, впрочем, еще и съемщики углов — работные или мастеровые люди. Освещались дома в слободах лучинами. Свечи были дороги и малодоступны бедноте». Петр КОШЕЛЬ «Первоначальный Петербург:»

Пьянство было повсеместным, а результат пьянства известен…:

«…В Санкт-Петербурге в 1749-1751 годы был 121 кабак: "На Санкт-Петербургской Стороне кобаков тридцать. На Адмиралтейской стороне сорок восемь кобаков. На Литейной стороне девятнадцать кабаков. На Выборгской Стороне десять кабаков. На Васильевском Острову четырнадцать кабаков" (С. В. Семенцов Н. Петрова «Из истории Санкт-Петербургских гостиниц» http://www.allcafe.info/readingroom/)

      Даже будучи в браке, (до 26 летнего возраста), нужно было с мужем рано встать, идти с Одиннадцатой улицы, (которая стала затем: ул.Андрея Петрова, совр.Лахтинская) через Большой проспект, затем по Матфеевской ул. (затем, ее стали называть широкой, совр. Ул. Ленина) и далее к Церкви св. ап. Матфия. Если утром даже зимой, более - менее светло, то вечером, после Всеношной, абсолютно ничего не видно (фонарей тогда не было и никакого освещения на улицах,…)

Т. к. действовали указы, приписывающие членам прихода ходить только в свою приходскую церковь, то супружеская пара, вдвоем, или по одиночке… должны были ходить в свою церковь св. ап. Матфия. А церковь была деревянная, - холодная. Зимой не отапливалась… (поэтому и построили рядом в 1754 г. теплую деревянную Покровскую церковь в «роде придела»). Представить службу зимой в неотапливом помещении сложно, а служба шла постоянно… Ближайшие теплые церкви были только в других приходах, куда ходить было неразрешено: Троицкая, Собор Петра и Павла, остальные холодные церковь. Успения (будущий Князь Владимирский Собор 1789 г),, остальные теплые, - ближайшие, на Васильевском:церковь св. ап. Андрея Первозванного, (но туда тяжело было добираться…).

  Нам трудно соотнести ту жизнь с нашей. Мы слишком комфортно живем, имея теплые храмы, транспорт,.. и горячую воду и свет дома. Удивительное снизхождение Господа к нам, падшим. Слава Богу

 

 

Раздел 8 Свидетельства

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.