Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Промышленность Воронежа в годы войны

2021-02-05 147
Промышленность Воронежа в годы войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Воронежский авиационный завод

Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Куйбышев, где выпускал фронтовой штурмовик Ил-2. За годы войны было произведено около 18 тысяч самолетов этого типа.

Авиаконструктор А. С. Москалев, работающий на заводе, вспоминал:

«А немцы все ближе и ближе подходили к Воронежу. Стала привычной воздушная тревога и мы не очень спешили в убежища, которыми являлись вырытые тут же, на дворе завода, глубокие траншеи, и прыгали туда. когда вражеские бомбардировщики уже были над нами.

Заводу, выпускавшему штурмовики Ил-2, работать немцы не давали. На заводе всюду расставили гнезда с авиационными пулеметами на турелях, стреляли, но толку было немного. Несмотря на бомбежку, завод мужественно продолжал работу, выпуская Ил-2, хотя и в сниженном количестве…»

В августе 1941 года завод был награждён орденом Ленина.

 

Воронежский вагоноремонтный завод имени Э. Тельмана

В годы Великой Отечественной войны завод выпускал военную продукцию: специальные бронепоезда, деталей минометов «Катюша», крупнокалиберные мины. На заводе также занимались ремонтом танков, строительством дорог к линии фронта.

На территории завода установлен памятник сотрудникам предприятия, участвовавшим в Великой Отечественной войне.

 

Воронежский завод имени Коминтерна

Практически с первых же дней войны на Воронежском заводе имени Коминтерна было налажено серийное производство пусковых установок БМ-13 (более известные как «Катюши») на шасси ЗИС-6. Они были тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления РККА. Согласно одной из версий, своё название легендарные «Катюши» получили благодаря клейму завода имени Коминтерна — букве «К».

Разрушения

 

Официальная справка об ущербе, причинённом немецкими захватчиками Воронежу в период оккупации с 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года, приводит следующие данные: из 20 тысяч жилых домов уничтожено и взорвано 18 277 зданий с жилой площадью 1237 тысяч квадратных метров; разрушено 64 километра трамвайного пути; городской коммунальный фонд уничтожен на 92 %. Трамвайное депо на ул. 9 Января не было разрушено, так как использовалось немцами как гараж для танков. В то же время трамвайные вагоны были практически полностью уничтожены, медные контактные провода были сорваны вместе с чашечками, трамвайные рельсы немцы пустили на создание фортификационных сооружений.

Из «Акта ущерба, причинённого фашистскими оккупантами…» от 10 февраля 1943 года:

«1. Немцы разрушили и сожгли городскую публичную библиотеку, музей изобразительных искусств… 2. Уходя из Воронежа, немцы взорвали Дворец пионеров и старое здание ВГУ… 3. Разграблен и разрушен историко-краеведческий музей… Помещения первого этажа были превращены в конюшни… 4. Немцы подвергли дикому разрушению и разгрому Дом-музей И. С. Никитина… 5. В притворе Покровской церкви… выломаны полы. Среди обломков обнаружены три трупа мирных жителей, убитых фашистскими палачами: двух женщин и девочки-подростка. 6. Немцы сломали и увезли памятники: В. И. Ленину на площади 20-летия Октября (ныне — пл. Ленина) и Петру I в Петровском сквере… 8. …Лучшие в городе детские ясли… были превращены немцами в офицерский притон.»

 

Из аналитической записки горкома ВКП(б) (весна, 1943 года):

«С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года в Воронеже из 20 тысяч жилых домов уничтожено и взорвано 18227 зданий с жилой площадью 1237 тысяч квадратных метров; разрушено 64 километра трамвайных путей; городской коммунальный фонд уничтожен на 92 процента… Из здания тюрьмы, где размещалась немецкая комендатура, было извлечено 230 мин, из склада станции Воронеж-I — 1400 мин, подготовленных к взрыву… За первые десять дней после освобождения города на дорогах и в домах было обезврежено 580 противотанковых и 816 противопехотных мин. За тот же период имели место 17 случаев подрыва на минах саперов и гражданского населения.»

В книге «За родной город» (Воронеж, 1945 года) только что освобождённый Воронеж предстаёт перед автором в следующем виде:

«От вокзала осталась груда камней… Проспект Революции производит страшное впечатление: нет ни одного целого дома… Петровский сквер весь в окопах, в блиндажах. В Кольцовском сквере тысячи могил с крестами. Здесь фрицы устроили кладбище… Горит здание обкома партии, вернее, то, что от него осталось, — огромные развалины (сейчас на этом месте Никитинская библиотека).»

Масштаб разрушений был таков, что сами оккупанты предсказывали Воронежу возрождение только через пятьдесят лет после войны.

Постановлением СНК СССР от 1 ноября 1945 года «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР» Воронеж был включён в число 15 крупнейших и старейших русских городов, наиболее пострадавших в годы войны и подлежащих первоначальному восстановлению.

 

 

Награды

 

Указом Президиума Верховного совета СССР от 6 мая 1975 года город Воронеж был награждён Орденом Отечественной войны I степени:

«За мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и успехи в развитии народного хозяйства наградить город Воронеж орденом Отечественной войны I степени»

Указ был подписан Председателем Президиума Верховного совета СССР Н. В. Подгорным и Секретарём Президиума Верховного совета СССР М. П. Георгадзе.

 

16 февраля 2008 года за героизм, проявленный защитниками города во время оккупации немецкими войсками, не давший им полностью захватить один из основных центров страны, городу присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы»:

«За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, присвоить г. Воронежу почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.