Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-01-31 | 97 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
...К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте... Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
Л. С. Выготский.
Вопросы детской психологии
Проблема «трудных» учащихся - одна из центральных психо- лого-педагогических проблем сегодняшнего образования. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства - все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
На основании анализа современной психолого-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
|
«Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные
таточного принятия родителями своего ребенка, непризнания его ценности как личности, как явления. Аддштивное поведение определяется порочной склонностью, привычкой к порабощению при помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, азартных игр и т. п. В конце концов, аддик- тивность приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений и реальных людей с их заботами, надеждами и страданиями. Аддиктивность является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворенности жизнью, неуверенности в себе. Желание ребенка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит к неадекватной, иногда смертельно опасной форме аддиктивного поведения.
Дети, имеющие аддиктивные формы поведения, наиболее тяжело поддаются психолого-педагогическому воздействию в рамках массовой школы, поскольку становятся такими в результате непоправимой формы педагогической запущенности. Проведение по отношению к ним коррекционных мер усугубляется необходимостью медицинского лечения, а зачастую и привлечения к воспитательному процессу правовых органов, комиссии по делам несовершеннолетних.
Что же делать педагогу? Относиться к школьным трудностям спокойно. Не считать любую трудность непреодолимой преградой. Разобраться в её причинах и, если возможно, объяснить это ученику.
• Не считать возникновение школьных трудностей крахом собственной педагогической компетентности.
• Быть терпеливым в стремлении помочь ребёнку.
• Быть предельно доброжелательным в общении с ним.
|
• Не проявлять негативного отношения к ученику ни словом, ни жестом, ни взглядом, ни выражением лица.
• Избегать оценочных суждений.'
• Не сравнивать ребёнка со сверстниками.
• Предлагать конструктивные варианты помощи.
• Хвалить ребенка при всех, обсуждать его проблемы наедине с ним.
• Сделать родителей союзниками в помощи ребёнку. Помнить, что отношение учителя к ребёнку, его оценка часто становятся оценкой и отношением к нему родителей.
Существуют основные принципы работы с детьми «зоны риска»:
1. Любой ребёнок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
2. Коррекция комплексных трудностей - многоаспектная задача, для её успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.
3. Помощь детям, находящимся в «зоне риска», - это в первую очередь выявление причин, вызывающих трудности.
4. Детям, находящимся в «зоне риска», должна оказываться системная помощь, включающая меры неспецифической и специфической помощи.
В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая определенную последовательность действий:
• наблюдение и анализ возникающих проблем;
• консультации специалистов;
• чёткое определение цели и конкретных задач помощи;
• составление индивидуального плана работы (с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья);
• составление индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей);
• опора при обучении на сформированные функции и Параллельное «подтягивание» несформированных функций;
• постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;
• переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения);
• регулярное повторение пройденного материала;
• независимая оценка результатов работы и функционального состояния ребёнка не реже двух раз в год.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ЗОНЕ РИСКА
Направления | Формы, содержание деятельности; диагностика по С. В. Титовой |
1 | 2 |
Специаль- но-психо- логическое | Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдений). Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем. Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка. Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска |
Социально- педагогическое | Формирование социального паспорта школы, класса. Анализ документации классных руководителей 1-11 классов. Социально-правовой патронаж на дому. Анкетирование родителей с целью изучения морально- психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка |
МедИко- социальное | Первичная медицинская диагностика (в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем ребенка). Формирование групп обучающихся, имеющих повышенный медико-социальный риск, для последующей коррекции и реабилитации. Медицинский контроль за питанием, Трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью под держания здоровья |
Учебно- методическое | Анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и портфолио учащихся). Определение обученности и обучаемости каждого школьника. Анализ результатов ©нутриШкольного контроля с целью определения уровня учебной успешности по усвоению школьных дисциплин и выявления пробелов в знаниях |
1 | 2 | |
Организа- ционно- воспита- тельное | Определение интересов школьников. Организация детей по клубам, кружкам, секциям по интересам. Определение уровня воспитанности, ценностных установок ребенка. Определение уровня основных личностных доминант и возможностей личностного роста детей. Определение роста общекультурных навыков у детей (стремление к здоровому образу жизни, опрятности, красоте, уважению к окружающим, компетентному общению и пр.) | |
Консультирование детей, родителей, педагогов
| ||
Специаль- но-психо- логическое | Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска. Подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска. Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания | |
Социально- педатоги- ческое | Лекторий для родителей школьников разных категорий. Правовое консультирование детей и родителей. Семинары для педагогов по проблемам детей группы конкретного риска. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья детей | |
Медико- социальное | Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей, детей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта, с целью своевременного выявления факторов риска, связанных с нарушением здоровья школьников. Консультирование администрации школы по вопросам соблюдения санитарных норм и выполнения гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и устранения факторов риска |
|
1 | 2 |
Учебно- методическое | Научно-методическое сопровождение труда учителя. Консультирование родителей по вопросам учебного плана, школьных программ, ЗУН. Консультирование детей по выбору предпрофильных элективных курсов и профиля обучения. Консультирование учащихся и педагогов для подготовки детей к конкурсам, смотрам, олимпиадам разного уровня |
Организа- ционно- воспита- тельное | Консультирование детей по вопросам школьного самоуправления, индивидуальной самореализации по интересам в системе дополнительного образования школы и города. Плановая работа с классными руководителями по организации и проведению воспитательной работы с детьми внутри класса, школы, города, района. Групповое и индивидуальное консультирование родителей по проблемам воспитания |
Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы с ребенком | |
Специально-психологическое | Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска. Тренинги для детей определенных групп риска. Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений. Тренинги профессионального и личностного роста для педагогов. Тренинги взаимодействия родителей с детьми. Реализация специализированных коррекционно-разви- вающих программ с детьми, имеющими признаки социально-психологической дезадаптации, трудности в обучении и воспитании, высокий уровень школьной тревожности, неадекватную самооценку |
Социально- педагогическое | Системный контроль учебной успеваемости, занятости во внеурочное и каникулярное время детей группы конкретного риска. Организация системы питания детей группы риска в школе и дома. Реализация специальной программы работы с семьей группы конкретноМ риска. Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, транслирующих деви- антные, аддиктивные формы поведения |
|
1 | 2 |
Медико- социальное | Разработка и реализация коррекционных и реабилитационных программ школы, исходя из особенностей состояния здоровья детей, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, региональных и этнонациональных условий. Индивидуальные (групповые) лечебно-оздоровительные мероприятия дЛя детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья, осуществляемые в условиях медицинского кабинета (лечебная физкультура, корригирующая гимнастика и т. п.). Сопутствующий контроль за результатом |
Учебно- методиче- ское | Системная работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия, индивидуальная работа, разноуровневые задания). Организация факультативных занятий с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей детей. Программное и научно-методическое обеспечение деятельности учителя, работающего с детьми разных категорий риска. Коррекция календарно-методического планирования с учетом ликвидации пробелов в знаниях. Подготовка разноуровневых учебных заданий, корректирующих выявленные пробелы. Отслеживание результатов коррекционной работы |
Организа- ционно- воспита- тельное | Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей в системе дополнительного образования. Организация и проведение с детьми разных групп риска плановых школьных тематических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, культуры человеческих взаимодействий, индивидуальной самореализации и социальной ответственности, в том числе привлечение школьников к организации и проведению декад, марафонов, конкурсов, смотров, концертов и других мероприятий |
1 | 2 | |
Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности | |
Специально-психологическое | Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных на повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни |
Социально- педагоги- ческое | Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, «Зарницы»). Разработка и реализация социально-педагогических целевых комплексных программ, направленных на профилактику аддиктивных форм поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности |
Медико- социальное | Разъяснение родителям гигиенических правил и рационального режима для под держания здоровья детей. Плановые беседы, лекции, семинары, видеопрезентации, классные часы по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний, организации личной гигиены и охраны здоровья. Плановые совещания с педагогическим персоналом по организации мероприятий на тему медицинского просвещения, социально-правового обеспечения детства. Оценка эффективности проводимой профилактической, коррекционной, лечебной и реабилитационной работы на основании динамики показателей состояния здоровья детей (с учетом факторов риска) |
Учебно- методическое | Формирование интереса школьников к учебе через систему научных обществ учащихся, факультативных занятий, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов. Создание ситуации успеха на уроках. Организация совместной продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеклассной работе, обеспечение субъект-субъектного подхода к обучению и воспитанию |
. 1 | 2 |
Организа- ционно- воспита- тельное | Привлечение детей разных групп риска к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни. Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка. Формирование коммуникативной среды для творческого взаимодействия всех участников образовательной ситуации: детей, родителей и педагогов |
Выводы:
1. Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
2. Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможности избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.
3. Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в. комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.
Подводя некоторый итог, необходимо сказать, ч4о в понятие «дети зоны и группы риска» мы включаем следующие группы детей:
1. Одаренные дети. Мы выделили четыре основных типа детской одаренности: интеллектуальная (академическая), социально-лидерская, художественно-эстетическая, спортивно-физическая. Система работы с одаренными детьми представлена в подпрограмме «Одаренные дети».
2. Дети с проблемами в обучении (слабообучаемые). Учеников, ориентированных на тяжелую умственную работу, с высокой учебной мотивацией в общеобразовательной школе значительно меньше, чем тех, для кого учебная деятельность требует больших затрат времени и труда (детей с мотивацией достижения), и тех, для кого учеба, несмотря на усердный кропотливый труд, не приносит успеха (дети с мотивацией избегания неуспеха). j
3. Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные дети. К группе риска по состоянию психосоматического здоровья мы относим детей, находящихся под постоянным контролем медицинских работников и психологов школы (учащиеся с проявлениями аномального физического и физиологического развития; заболеваниями ЦНС и мозговыми поражениями; быстро утомляющиеся; инфантильные, пассивные учащиеся, гиперактивные дети, с проблемами питания, инвалиды и др.).
4. Дети, воспитывающиеся в семьях, имеющих социальные проблемы: по данным психолого-педагогической диагностики можно выделить: неполные семьи, неблагополучные семьи, малообеспеченные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, семьи с детьми-инвалидами, родителями-инвалидами, членами семьи, имеющими хронические психосоматические заболевания, семьи беженцев, дети, находящиеся на индивидуальном обучении, семьи участников военных действий.
5. Педагогически запущенные дети, транслирующие асоциальные формы поведения: девиантное и аддиктивное. Деви- антное поведение (отклоняющееся) - противоречащее Принятым в обществе правовым и нравственным нормам, которое возрастает в социуме с ослабленным нормативным контролем. У детей и подростков такое поведение часто служит средством самоутверждения, формой протеста против кажущейся (или действительной) несправедливости взрослых. !
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ «ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА»
«Будущее любой страны заключается в ее детях». Известная истина, часто повторяющаяся в педагогической литературе. Давайте посмотрим вокруг - мир полон детей. Приходя в мир, ребенок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Жизнь идет и вместе с особенностями развития у ребенка появляются также и социально-психологические трудности. А у родителей и педагогов возникают многочисленные вопросы.
Давайте рассмотрим, что же включает в себя понятие «социально-психологические трудности» особой группы детей? Чаще всего это:
• отсутствие интереса к учёбе, нежелание учиться;
• неуспеваемость;
• недисциплинированность, непослушание;
• трудности контакта с учителями;
• нарушения здоровья;
• нарушения умственного развития;
• особенности психического и физического развития;
• несоответствие методик обучения и воспитания индивидуальным особенностям ребенка.
Традиции и специфика получения общего среднего образования в России таковы, что в общеобразовательную школу приходят дети с различными способностями и возможностями.
Это обусловлено многими аспектами. Дети воспитываются в семьях, имеющих разные социально-экономический статус, традиции, семейные ритуалы, иерархии ценностей, предъявляющих различный уровень требований к школе и собственному ребенку, ребенок попадает или не попадает в дошкольное учреждение и, соответственно, отсюда разный уровень подготовки детей к школе. При грамотно проведенной диагностике и соответствующих потребностях семьи ребенок, имеющий специфические особенности развития, может получить образование в специализированном образовательном учреждении.
В системе отечественного образования существуют специализированные школы для интеллектуально одаренных детей, для детей с задержкой психического развития и имеющих физические недостатки (инвалидов, слабослышащих, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и пр.), имеются спецшколы для спортивно и художественно одаренных детей.
Однако в силу разных причин не всем нуждающимся в особом подходе детям удается учиться в специализированной школе, с современным оборудованием, имеющей в штатном расписании узких специалистов, особые программы и учебные планы. Кроме того, специфика одаренности значительно шире спектра предлагаемых учебных заведений.
В общеобразовательной школе учащиеся со специфическими потребностями в развитии быстро понимают, что отличаются от других детей, они раздражают окружающих самобытным поведением, сами того не желая, выделяются на фоне принятой в школьной среде нормы, не подчиняются правилам школьного распорядка, не хотят мириться со своими трудностями, принимать точку зрения других. Именно таких детей во многих образовательных учреждениях принято относить к «группе риска». Именно они чаще всего попадают в поле зрения Комиссии по делам несовершеннолетних, именно их имена звучат на педагогических советах, и именно их поступки обсуждаются на родительских собраниях, а их присутствие в классе воспринимается как досадная помеха благополучно текущему педагогическому процессу.
Кто виноват? Сложный и неоднозначный вопрос поставлен в названии раздела. Констатируя конфликт между ребенком и социумом, мы заранее предполагаем наличие двух виноватых сторон. Однако внимательный анализ проблемы показывает: личность - это человек как субъект социальных отношений и деятельности. Личность человека формируется благодаря его жизни в обществе. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Как же взрослые умудряются организовать данные отношения, что ребенок попадает в «группу риска»?
Формальный подход к обучению и воспитанию - вот та критическая граница, за которой начинается зона педагогического риска, когда в «гадком утенке» родители и педагоги не могут разглядеть «сказочного лебедя», а собственную профессиональную несостоятельность пытаются спрятать за дежурный диагноз «неуспевающий ученик», «трудный ребенок». Когда никого не заботит тот факт, что ребенок страдает в системе деструктивных семейных отношений, «застревает» в комплексе неполноценности, переживает межличностные конфликты, замыкается в себе.
Многие взрослые искренне не понимают, когда и как произошел переход ребенка из зоны риска в группу риска, когда подросток превратился в неуправляемого, агрессивного, приобрел аддиктивные формы поведения. Психологи утверждают, что многие проблемы «трудных» детей, такие, например, как гиперактивность и импульсивное поведение, являются результатом плохого обращения с детьми взрослых. Ребенок оказывается не способным усвоить общепринятые нормы поведения и поступать «как все дети», становится нестандартным, изгоем, деза- даптантом в том случае, когда взрослые не сумели найти с ним общего языка, договориться о правилах, привить самоуважение, помочь усвоить культуру человеческого общения.
Отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением его основных потребнЬстей в познании и общении. Семьи, пренебрегающие нуждами своих детей, в том числе и в общении, способствуют их попаданию в зону риска, наносят значительный вред нормальному развитию ребенка. В зоне риска находятся те дети, у которых проблемы со здоровьем, с обучением, которые проявляют асоциальные формы поведения. Эти дети переходят в группу риска в том случае, если в семье и школе им не будут созданы специальные коррекционно-реабилитационные условия. Отсутствие этих условий станет той грающей, которую может пересечь ребенок и оказаться в группе риска.
Часто насилие над ребенком со стороны ответственных за него взрослых является границей в его развитии между нормой и патологией. Насилие, как физическое, так и психологическое, принуждает ребенка к поступкам, действиям, которые он не хочет, но вынужден совершать под давлением, угрозами или путем обмана, манипуляции со стороны родителей или педагогов. Или, напротив, насилие взрослых создает препятствия желательным для ребенка действиям, поступкам, которые он хочет, но не может по настоянию взрослых выполнять. В результате неправильного поведения взрослых нарушается физическое и психическое развитие ребенка, развиваются личностные и эмоциональные комплексы, проявляются психосоматические заболевания, возникает тяжелая форма социальной дезадаптации.
Таким образом, границей риска для ребенка школьного возраста становится отсутствие любви и заботы взрослых как основополагающего условия, обеспечивающего его нормальную жизнедеятельность и благополучное психофизическое развитие.
В ситуации школьного обучения в группе риска оказываются так называемые «педагогически запущенные» подростки или те дети, отношение взрослых (родителей, опекунов, педагогов, других специалистов, работающих с детьми) к которым на протяжении нескольких лет носило насильственный или попустительский характер. В этой связи у подростков сформировались стойкие асоциальные формы поведения (агрессивные, девиант- ные), низкий уровень общечеловеческой культуры. Самой тяжелой группой, не поддающейся педагогической коррекции, становятся подростки-дезадаптанты с признаками аддиктивных форм поведения.
Педагоги и родители должны помнить, что граница перехода ребенка из зоны риска в группу риска всегда рядом и шансы переступить ее невероятно велики. Они удваиваются с появлением отрицательных воздействий среды и далеко не всегда начинаются с отрицательного воздействия улицы. Улица, с ее деструктивным влиянием, является скорее результатом, чем условием негативного воздействия, вернее сказать - негативного бездействия ответственных за развитие ребенка социальных институтов: семьи и школы.
«Человеческий детеныш самый неприспособленный из всех млекопитающих малышей живой природы, а потому весь период детства можно смело назвать зоной риска в онтогенезе, - пишет С. В. Титова в своей книге «Дети группы риска». Когда семья, находясь в зоне социально-экономического или педагогического риска, не в состоянии помочь ребенку пережить последствия психологической травмы, облегчить моральные страдания и потери; когда школа винит в неуспеваемости самого ребенка, а не профессиональную некомпетентность педагога; когда «нестандартный» ребенок не находит в школе и дома возможностей для развития, он вынужден уйти на улицу, у которой есть свои требования ко всему живому. И тогда по законам естественной природы в борьбе за место под солнцем первыми всегда погибают самые слабые и беспомощные - дети».
Что делать? Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но нередко поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных».
В последнее время о трудных школьниках пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Состав трудных детей далеко не однороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается треМя основными факторами:
1) педагогической запущенностью;
2) социальной запущенностью;
3) отклонениями в состоянии здоровья.
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других - их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок.
ВВЕДЕНИЕ
...К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте... Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
Л. С. Выготский.
Вопросы детской психологии
Проблема «трудных» учащихся - одна из центральных психо- лого-педагогических проблем сегодняшнего образования. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства - все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
На основании анализа современной психолого-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные
таточного принятия родителями своего ребенка, непризнания его ценности как личности, как явления. Аддштивное поведение определяется порочной склонностью, привычкой к порабощению при помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, азартных игр и т. п. В конце концов, аддик- тивность приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений и реальных людей с их заботами, надеждами и страданиями. Аддиктивность является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворенности жизнью, неуверенности в себе. Желание ребенка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит к неадекватной, иногда смертельно опасной форме аддиктивного поведения.
Дети, имеющие аддиктивные формы поведения, наиболее тяжело поддаются психолого-педагогическому воздействию в рамках массовой школы, поскольку становятся такими в результате непоправимой формы педагогической запущенности. Проведение по отношению к ним коррекционных мер усугубляется необходимостью медицинского лечения, а зачастую и привлечения к воспитательному процессу правовых органов, комиссии по делам несовершеннолетних.
Что же делать педагогу? Относиться к школьным трудностям спокойно. Не считать любую трудность непреодолимой преградой. Разобраться в её причинах и, если возможно, объяснить это ученику.
• Не считать возникновение школьных трудностей крахом собственной педагогической компетентности.
• Быть терпеливым в стремлении помочь ребёнку.
• Быть предельно доброжелательным в общении с ним.
• Не проявлять негативного отношения к ученику ни словом, ни жестом, ни взглядом, ни выражением лица.
• Избегать оценочных суждений.'
• Не сравнивать ребёнка со сверстниками.
• Предлагать конструктивные варианты помощи.
• Хвалить ребенка при всех, обсуждать его проблемы наедине с ним.
• Сделать родителей союзниками в помощи ребёнку. Помнить, что отношение учителя к ребёнку, его оценка часто становятся оценкой и отношением к нему родителей.
Существуют основные принципы работы с детьми «зоны риска»:
1. Любой ребёнок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
2. Коррекция комплексных трудностей - многоаспектная задача, для её успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.
3. Помощь детям, находящимся в «зоне риска», - это в первую очередь выявление причин, вызывающих трудности.
4. Детям, находящимся в «зоне риска», должна оказываться системная помощь, включающая меры неспецифической и специфической помощи.
В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая определенную последовательность действий:
• наблюдение и анализ возникающих проблем;
• консультации специалистов;
• чёткое определение цели и конкретных задач помощи;
• составление индивидуального плана работы (с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья);
• составление индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей);
• опора при обучении на сформированные функции и Параллельное «подтягивание» несформированных функций;
• постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;
• переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения);
• регулярное повторение пройденного материала;
• независимая оценка результатов работы и функционального состояния ребёнка не реже двух раз в год.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ЗОНЕ РИСКА
На
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции... Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых... Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима... Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |