Для этого необходимо ориентироваться на обобщенную » классификацию проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска (С. В. Титова, 2008). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Для этого необходимо ориентироваться на обобщенную » классификацию проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска (С. В. Титова, 2008).

2021-01-31 80
Для этого необходимо ориентироваться на обобщенную » классификацию проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска (С. В. Титова, 2008). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ИЛИ ГРУППЕ РИСКА

  Зона риска Группа риска
Одаренные дети Дети, организованные по спе­циальному типу одаренности в научные общества, кружки, секции и т. п. - социально-лидер­ски одаренные; - эстетически и худо­жественно одаренные; - спортивно и физи­чески одаренные
Дети с проб­лемами в обу­чении и раз­витии - слабообучаемые, но «со­хранные»; - хронически не успевающие по всем учебным дисциплинам; - с несформированной учебной мотивацией - подростки, не усво­ившие программу на­чальной школы (на уровне письма и чте­ния)
Дети со сла­бым здоровь­ем, психофи­зически ос­лабленные, инвалиды -дети-инвалиды; - дети с хроническими забо­леваниями; - психосоматически ослаблен­ные (часто болеющие дети) - наличие постоян­ной угрозы для жизни и здоровья ребенка
Дети из проб­лемных и неблагопо­лучных семей - семьи с детьми-инвалидами; - семЬи с родителями- инвалидами; - неполные семьи - неблагополучная семья, отказавшаяся от исполнения роди­тельского долга
Педагогиче­ски запущен­ные дети - дети с низким уровнем культуры (обученности, вос­питанности); - дети с девиантным, агрес­сивным, асоциальным пове­дением - дети с явными при­знаками аддиктивно- го поведения, не­управляемые дети

Сегодня существует множество подходов к классификации детей «группы риска». При помощи предложенной С. В. Тито­вой классификации педагогам значительно проще увидеть весь спектр проблем школьников, представить объем и содержание их трудностей. Для последующего эффективного решения про­блем школьников педагогам необходимо разбираться в их внешней и внутренней природе. Так, особые проблемы со здо­ровьем испытывают и дети-инвалиды, и дети с врожденными заболеваниями, и часто болеющие дети. Но культура здорового образа жизни и профилактические мероприятия способствуют укреплению здоровья всех детей и предотвращают дальнейшие осложнения.

Зная природу происхождения проблем школьников, педаго­ги понимают, что нестандартные формы поведения, а также невнимательность на уроках, отсутствие стойкой мотивации к учебной деятельности, объясняются не тем, что перед учите­лем плохой ученик, а тем, что ребенок испытывает особые за­труднения и нуждается в помощи педагога. Педагогам очень важно уметь помочь ребенку справиться с конкретными трудно­стями.

В приведенной выше классификации было выделено пять ос­новных классификаций, первой из которых стоит одаренность. Одаренность можно охарактеризовать тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого выделяют четыре вида детской одаренности:

1) интеллектуальная, или академическая;

2) художественно-эстетическая;

3) спортивно-физическая;

4) социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с не­стандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художе­ственными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Другая категория - это дети с проблемами в обучении. Де­ти, которые, несмотря на усердный кропотливый труд, в боль­шей или меньшей степени неуспешны в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам (гумани­тарного, естественнонаучного, точного, информационно-техно­логического, спортивно-физического цикла). Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответ­ствуют нормативным требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными способно­стями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.

Трудность для педагогов представляют и те дети, у кото­рых отсутствует учебно-познавательпая мотивация - нет интереса к большинству школьных дисциплин. Эти дети не ис­пытывают желания к учебному труду. У них мотивация избега­ния неуспеха формирует искаженные в морально-нравственном аспекте формы поведения. Подростки обманывают родителей и педагогов, пропускают уроки, не выполняют домашние зада­ния. Как показывает практика, это не вина, а беда тех детей, у которых во время обучения в школе начальной ступени не сформировались базовые навыки учебной деятельности. Эти де­ти не получили своевременной помощи со стороны педагога, психолога и особенно - собственных родителей.

Часто такая проблема формируется у детей из-за сверхстро­гого отношения родителей, которые требуют от ребенка изнури­тельных учебных занятий в школе и дома («Делай уроки!» - го­ворит мама и уходит на кухню. «Займись делами», - требует отец и смотрит футбол). Формальные требования не только не мотивируют ребенка, но и вызывают досаду, злость на себя за свои невыдающиеся академические способности, затем возника­ет злость на родителей, школу, закрытый для ребенка мир уди­вительного познания и открытия Вселенной. Когда отсутствует реальная возможность получить помощь значимых взрослых - родителей, ребенку трудно самостоятельно определить круг своих интересов и увлечений, наглядно-действенно опробовать свои силы в технике, спорте, литературе, искусстве. Любой ре­бенок имеет потенциально неограниченные способности, но специально организованная ситуация, в которой возникает не­поддельный интерес и потребность к самопобуждающей учеб­ной деятельности, не всегда возникает на школьном уроке.

Дети с удовольствием, и, как правило, всегда успешно про­должают традиции семьи, становятся актерами, музыкантами, спортсменами, программистами, футболистами только потому, что видят, насколько нравится родителям дело, которому они служат, когда взрослые с радостью делятся с детьми секретами мастерства, последовательно формируют внутреннюю мотива­цию к избранному делу, которое из детского увлечения может превратиться в выбор жизненного пути.

Следующую категорию представляют дети со слабым здо­ровьем, психофизически ослабленные, инвалиды. Они вынуж­дены находиться под постоянным медицинским контролем, проходить системное плановое и профилактическое лечение.

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Таким об­разом, больной ребенок, как правило, ограничен территориально, социально (строго определенным кругом людей, без возможности выбора предмета для общения), эмоционально (часто находится вдали от родных и близких, в изоляции от друзей), физически (больные дети намного слабее своих сверстников, в связи с чем могут развиваться зависимые формы поведения, внутриличност- ные комплексы, требующие общения с психологом).

Проблемы со здоровьем отнимают время, отведенное на учебно-воспитательные цели: дети пропускают много учебных занятий, а потому отстают в освоении учебных дисциплин и, как следствие, в развитии познавательной сферы. Такие дети нахо­дятся под наблюдением медицинских работников, социальных педагогов и психологов школы. Аномалии физического и пси­хического развития, заболевания ЦНС и мозговые поражения проецируют быстрое утомление, инфантилизм, пассивность де­тей к обучению, проблемы в усвоении государственного образо­вательного стандарта. Поэтому эти дети нуждаются в специаль­но составленных для них программах обучения и воспитания. Особую сложность представляют гиперактивные дети, с неста-

ЛА

бильной нервной системой, требующие повышенного внимания и непрерывного педагогического контакта, поскольку в любой момент могут стать социально опасными: причинить вред здо­ровью других детей. Такие дети состоят (или должны состоять, но своевременно не были поставлены на учет по вине родитель­ского невнимания) на диспансерном учете у невропатолога и психиатра. В школе классный руководитель не только должен не выпускать из зоны внимания детей с неадекватными форма­ми поведения, но и находиться в постоянном контакте с меди­цинскими работниками и узкими специалистами школы (психо­логом, социальным педагогом, логопедом, воспитательной службой) на предмет особенностей развития этих детей, их рос­та, межличностного общения, психосоматического комфорта, результатов семейного воспитания. Опыт работы показывает, что наиболее распространенными медицинскими заболеваниями у учеников общеобразовательной школы являются такие, как нарушение осанки и плоскостопие, болезни глаз и снижение остроты зрения, нарушения в работе пищеварительных органов, эндокринные нарушения, нарушения кровообращения. Особого внимания среди больных детей требуют инвалиды детства.

Еще одна категория детей - воспитывающиеся в семьях, имеющих социально-экономические или психолого-педагоги- ческие проблемы, а также в неблагополучных семьях. Попа­дающих в зону риска детей из проблемных или неблагополуч­ных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребен­ка из-за психологических, моральных, физических, материаль­но-экономических трудностей своей семьи (или отдельных ее членов). Можно условно разделить эти семьи на два основ­ных типа: благополучные и неблагополучные.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска:

- неполные семьи;

- многодетные семьи;

- опекаемые семьи;

- семьи, имеющие детей-инвалидов;

- семьи, где родители - инвалиды;

-семьи, где отдельные члены семьи имеют хронические психосоматические заболевания;

- семьи беженцев;

- семьи малых народов;

- семьи участников военных действий;

- семьи, где ребенок находится на индивидуальном обучении.

На особом контроле в школе дети из неблагополучных се­мей. Для них составляется специальная программа, которая включает контроль за учебой, наличием системного и полно­ценного питания в школе и дома, получением медицинского со­провождения (особое содержание воспитательных мероприя­тий). Особенное внимание уделяется включению детей в актив организаторов культурно-массовых школьных и внешкольных мероприятий для профилактики асоциальных форм поведения, в том числе табакокурения, алкоголизма, наркомании, случай­ных половых связей и пр. Очень важным становится интеграция усилий отдельных узких специалистов и определенных школь­ных служб.

Центральное место в классификации проблем школьников занимает категория педагогически запущенных детей, у кото­рых существуют проблемы сразу по двум или нескольким при­знакам. Так, ошибки семейного воспитания могут повлечь за собой школьную неуспеваемость, а затем и проблемы со здо­ровьем. А, например, одаренный ребенок может воспитываться в неблагополучной семье, дополнительно иметь серьезные про­блемы со здоровьем. Или не успевающий по ведущим школь­ным дисциплинам ребенок может быть одаренным в чем-то дру­гом (например, иметь выдающиеся спортивные способности), что требует особого подхода к обучению и воспитанию.

Педагогически запущенными дети становятся вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их про­блемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; которым не была своевременно оказа­на психолого-педагогическая помощь коррекционного и реаби­литационного содержания.

Это самая тяжелая категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведе­ния которых носит социально негативный оттенок, дети, пере­жившие социальную депривацию, у которых серьезные непо­правимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежитель­ное отношение к окружающим людям - таков характер эмоцио­нальной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми.

Часто такие дети не «приживаются» в одной школе, безре­зультатно меняют места учебы, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями (опекуна­ми), педагогами, сверстниками. Эти дети проявляют асоциальные формы поведения: девиантные и аддиктивные. Девиантное пове­дение (отклоняющееся) противоречит принятым в обществе пра­вовым и нравственным нормам. Такое поведение транслируют подростки, которые воспитывались в социуме с ослабленным нормативным контролем. Часто девиантное поведение служит средством самоутверждения, формой протеста против кажущейся или действительно существующей несправедливости взрослых.

Агрессивность в мире животных - это условие выживания особи, это естественное желание защищать границы своей тер­ритории, которое возникает в среде недружественной. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому, что происходит рядом, и тем, кто рядом, - вот частые причины агрессивности детей. Но ведь от родителей не защищаются. Как, чем поведение родителей может нарушить чувство безопасности ребенка? Аг­рессивны дети «недолюбленные», кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и своем существо­вании. Очень часто такое поведение развивается на фоне недос-



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.