Глава 1.Теоретические предпосылки изучения ценностных ориентаций специалистов сферы IT — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1.Теоретические предпосылки изучения ценностных ориентаций специалистов сферы IT

2021-04-19 77
Глава 1.Теоретические предпосылки изучения ценностных ориентаций специалистов сферы IT 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

ценностный мотивация программист

Тема курсовой работы: Ценностные ориентации специалистов IT

Проблема исследования: Необходимо выявить ценностные особенности специалистов IT по сравнению с теми специалистами, которые работают с людьми.

Актуальность: На данный момент сфера IT активно развивается, при этом недостаточно изучено структура личности специалистов IT. А Это необходимо для эффективной мотивации специалистов данной сферы. В данной курсовой работе будут изучены ценностные ориентации специалистов IT. Что позволит более эффективно взаимодействовать с работниками, правильно их мотивировать и вести их к достижению целей организации, в которой они работают.

Гипотеза: Для специалистов IT и специалистов работающих с людьми есть различия в ценностных ориентациях.

Объект исследования: особенности ценностных ориентации специалистов IT.

Предметом исследования: являются ценности специалистов IT.

Цель: Выявить особенности ценностной ориентации специалистов IT.

Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели это:

Задачи:

.   Проанализировать научную литературу по теме «Ценностные ориентации специалистов IT».

.   Рассмотреть теоретические основы проблемы ценностных ориентаций специалистов IT.

.   Выявить специфику работы программиста.

.   Сравнить ценностные ориентации специалистов IT и специалистов, работающих с людьми.

Выборка: для исследования предполагается взять следующие группы испытуемых:1. Web-разработчики, работающие не менее 5 лет.

. Специалисты, работающие не менее 5 лет с людьми. Такие как учителя, медики, преподаватели и т.д.

Размер каждой группы 9 человек.

. Будут выявлены существенные различия в ценностной ориентации специалистов.

Используемые методы:

Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

Методы исследования, которые будут использованы:

·   Методика Шварца для изучения ценностей личности.

·   Для определения нормальности распределения будет использоваться тест Колмогорова-Смирнова.

·   При нормальном распределение анализ данных будет проходить по критерию t-Стьюдента, при не нормальном распределении Манна-Уитни.

Данное исследование поможет работникам отдела кадров в IT фирмах формировать более действенные способы мотивации для сотрудников.

 


Глава 2. Организация и методы исследования особенностей ценностных ориентаций специалистов IT

 

Описание выборки и процедуры исследования

 

Критерии деления людей в выборке

Специалист IT

В качестве специалиста IT исследовались в основном web разработчики, которые работают по профессии более 5 лет.

Контрольная группа

В качестве контрольной группы исследовались люди, которые работают с людьми 5 лет и более. Исследовались такие профессии как учителя, врачи, психологи и др.

В исследовании приняли участие 18 человек в возрасте от 25-35 лет. Средний возраст 30 лет. Выборку составили 10 лиц мужского пола и 8 женского.

Заключение

 

В результате исследования было выявлены различия в ценностной ориентации между специалистами IT и специалистами, работающими с людьми. Цель «Выявить особенности ценностной ориентации специалистов IT.», поставленная в начале работы была достигнута.

Для достижения цели решены задачи:

·   Изучить материал по мотивации, ценностям.

·   Собрать данные из двух выборок.

·   Проанализировать данные.

В результате исследования было выявлено значимое различие по показателям «Самостоятельность», «Стимуляция» и «Достижения».

Данные различия вполне укладываются в психологические особенности IT-специалиста, которые формируются профессиональной деятельностью.

В рамках данной темы планируется продолжить работу в формате дипломной работы, в котором будет увеличена выборка испытуемых. Кроме того планируется использовать иные методики для получения более объективной картины.

 


Список литературы

 

1. Умрихин Владимир Владимирович «Проблемы личности и характера в психологии.» 2009 год

.   Карандашев В. Н. «Методика Шварца для изучения ценностей личности» 2004 год

.   Психоголос энциклопедия практической психологии Статья "Формирование жизненных ценностей" http://www.psychologos.ru/articles/view/formirovanie_zhiznennyh_cennostey 23.05.3013

.   Яницкий М.С. Ценнофстные ориентации личности как динамическая система http://www.psichology.vuzlib.org/txt-books_1.html>://www.psichology.vuzlib.org/book_o070_1.html

.   Формирование личности ребенка результат воспитания или реал. Видео лекция. http://rutube.ru/video/category/17/12122011/://univertv.ru/video/psihologiya/detskaya_psihologiya/lekciya_formirovanie_lichnosti_rebyonka_rezultat_vospitaniya_ili_realizaciya_biologicheskoj_programm/?mark=science

.   Занковский А.Н.. Введение в профессию, 2009 - перейти к содержанию учебника

.   Выдающиеся российские психологи и их вклад в мировую психологическую науку://med-books.info/professiyu-psiholog-vvedenie/vyidayuschiesya-rossiyskie-psihologi-vklad.html

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2004.://psymania.info/raznoe/294.php

.   Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. - М., 1997. http://www.it-med.ru/library/t/person.htm

.   Юлия Борисовна Гиппенрейтер учебника «Введение в общую психологию»://psychology.academic.ru/ "Большая психологическая энциклопедия" 05.01.2014

.   http://ru.wikipedia.org/ 05.01.2014 биография Леонтьева

.   http://www.livelib.ru/ 05.01.2014 биография Леонтьева

.   Первушина Ольга Николаевна - Общая психология

.   ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru Источник <http://modernlib.ru/books/pervushina_olga_nikolaevna/obschaya_psihologiya/read_1/> 7.01.2014

.   А.Г. Ковалев "Психология личности" Второе издание

Издательство «Просвещение» Москва 1965 http://enc-dic.com/whistory/Lichnost-1.html 07.01.2014

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Смысл, Академия, 2005 г. - 87с.

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Первичные данные по специалистам IT и специалистам, работающим с людьми.

  Конформность Conformity Традиции Tradition Доброта Benevolence Универсализм Universalism Самостоятельность Self-Direction Стимуляция Stimulation Гедонизм Hedonism Достижения Achievement Власть Power Безопасность Security Выборка
Испытуемый 1 1,75 3,2 3,8 3,75 4,8 3 2 4,25 3,25 2,6 1
Испытуемый 2 3 1,2 2,8 1,25 4,2 3,333333 3,333333 4,75 3,25 4 1
Испытуемый 3 2,5 1,6 3,2 2,875 3,4 3,333333 2,333333 3 1,5 4 1
Испытуемый 4 3,25 2 3,6 3,25 4,8 2,333333 5 4 4,25 5,2 1
Испытуемый 5 3,5 2,8 4,8 2,875 4,4 3,333333 0 3,75 0,75 3,4 1
Испытуемый 6 5 2 4,6 1,5 4 1,666667 5,666667 3,25 2,5 4,4 1
Испытуемый 7 2,25 2,4 4,6 2,375 4,2 2,666667 2,666667 1,5 1,5 3,2 1
Испытуемый 8 2,5 2 4,6 2,25 4,2 3,666667 4 4,5 1,25 2 1
Испытуемый 9 2,5 2 3 4 5,8 3,666667 4 1,5 1,5 4 1
Испытуемый 10 3,25 3,2 4 3,375 4,4 5 4 2,25 1,5 3,6 2
Испытуемый 11 2,5 2 4,4 2,25 5 5,333333 5,666667 6 3,75 3,6 2
Испытуемый 12 4,5 2,8 4,8 3,625 5,8 4,333333 5 5,5 3,5 2,8 2
Испытуемый 13 4,25 2,2 5 2,75 4,8 5 5,333333 5,75 4 4,2 2
Испытуемый 14 3,25 3,8 4,8 4,125 5,4 2,666667 2,333333 5 3,25 5,4 2
Испытуемый 15 4 2,6 5,4 6,25 6,2 5,666667 3 6,25 2 3,6 2
Испытуемый 16 4,5 3,8 5,6 4,75 5,2 5,333333 3,666667 5 3 5,2 2
Испытуемый 17 2,25 0,6 2,4 0,5 5 5 6 4 2,25 1,4 2
Испытуемый 18 3,5 1,6 3,8 3,125 4,8 2,333333 0,666667 6,25 5,25 4,8 2

 


Приложение 2

 

Опросник состоит из двух частей «Обзор ценностей» и «Профиль личности».

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

ИНСТРУКЦИЯ: В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.

Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.

Используйте оценочную шкалу отметок от -1 до 7.

Чем выше номер (-1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок: отметка «-1» характеризует ценности, противоположные

Вашим принципам, отметка «О» означает, что ценность совершенно не важна,

не является руководящим принципом Вашей жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости,

обычно таких ценностей не должно быть более двух.

Перед каждой ценностью в списке проставьте номер, указывающий важность этой ценности лично для вас как руководящего принципа вашей жизни. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, используя все номера от-1 до 7 (-1,0, 1, 2, 3,4, 5,6, 7).

 


Как руководящий принцип моей жизни эта ценность является:

Противоположной моим принципам Не важной

Важной

Очень важной Высшей значимости
-1 0 1 2 3 4 5 6 7
                 

 

Для начала просмотрите ценности из Списка 1, выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка - 1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из Списка 1.

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 1

1  РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2  ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самимсобой)3 СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

    УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

    СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

    ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7  ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение,что другие заботятся обо мне)8___ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

    ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремлениек новизне)

10 СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

    ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошиеманеры)

    БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

     НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)

    САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

    УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересовдругих людей, избегание конфронтации)

16 КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17 МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)

18 УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19 ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

    САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21 ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)

22 БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность дляблизких)

    СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24 ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25 ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная

проблемами, новизной и изменениями)

26 МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27 АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28 ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

    МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 2

Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка - 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

 

Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность является:

Противоположной моим принципам Не важной

Важной

Очень важной Высшей значимости
-1 0 1 2 3 4 5 6 7
                 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся при влечь к себе внимание)

СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ(сохраняющий природу)

ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ(проявляющий уважение)

41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защитасобственного «лица»)47____ ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)

    УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

    ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

    НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.)51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)52____ ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

    СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

    УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

    ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

    ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

 

  Очень похож на меня Похож на меня В некоторой степени похож на меня Немного похож на меня Не похож на меня Совсем не похож на меня
1. Придумывать что-то новое и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад.            
2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей.            
3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.            
4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает.            
5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.            
6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.            
7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.            
8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.            
9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.            
10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.            
11. Для него важно самому решать, что делать. Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.            
12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.            
13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.            
14. Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.            
15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.            
16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.            
17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.            
18. Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.            
19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.            
20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.            
21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок.            
22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.            
23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него.            
24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный.            
25. Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.            
26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.            
27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.            
28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.            
29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых.            
30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.            
31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него.            
32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.            
33. Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.            
34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя.            
35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.            
36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.            
37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.            
38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание.            
39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.            
40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.            

 

Введение

ценностный мотивация программист

Тема курсовой работы: Ценностные ориентации специалистов IT

Проблема исследования: Необходимо выявить ценностные особенности специалистов IT по сравнению с теми специалистами, которые работают с людьми.

Актуальность: На данный момент сфера IT активно развивается, при этом недостаточно изучено структура личности специалистов IT. А Это необходимо для эффективной мотивации специалистов данной сферы. В данной курсовой работе будут изучены ценностные ориентации специалистов IT. Что позволит более эффективно взаимодействовать с работниками, правильно их мотивировать и вести их к достижению целей организации, в которой они работают.

Гипотеза: Для специалистов IT и специалистов работающих с людьми есть различия в ценностных ориентациях.

Объект исследования: особенности ценностных ориентации специалистов IT.

Предметом исследования: являются ценности специалистов IT.

Цель: Выявить особенности ценностной ориентации специалистов IT.

Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели это:

Задачи:

.   Проанализировать научную литературу по теме «Ценностные ориентации специалистов IT».

.   Рассмотреть теоретические основы проблемы ценностных ориентаций специалистов IT.

.   Выявить специфику работы программиста.

.   Сравнить ценностные ориентации специалистов IT и специалистов, работающих с людьми.

Выборка: для исследования предполагается взять следующие группы испытуемых:1. Web-разработчики, работающие не менее 5 лет.

. Специалисты, работающие не менее 5 лет с людьми. Такие как учителя, медики, преподаватели и т.д.

Размер каждой группы 9 человек.

. Будут выявлены существенные различия в ценностной ориентации специалистов.

Используемые методы:

Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

Методы исследования, которые будут использованы:

·   Методика Шварца для изучения ценностей личности.

·   Для определения нормальности распределения будет использоваться тест Колмогорова-Смирнова.

·   При нормальном распределение анализ данных будет проходить по критерию t-Стьюдента, при не нормальном распределении Манна-Уитни.

Данное исследование поможет работникам отдела кадров в IT фирмах формировать более действенные способы мотивации для сотрудников.

 


Глава 1.Теоретические предпосылки изучения ценностных ориентаций специалистов сферы IT

ценностный мотивация программист

1.1 Неоднозначность определения личности в современной психологии

 

В начале работы попробуем сформировать понятийный аппарат, который будет использоваться далее в тексте. Одним из центральных понятий моего исследования является феномен личности. Я задавала вопрос "что такое личность? ". Ни один человек не смог ответить сходу на эти вопросы.

Ответы были такими:

"Личность- это индивид наделенный определёнными качествами, которые отличают его от других людей. "

"Личность - это человек со всеми его плюсами и минусами"

"Личность - это сформировавшийся человек"

"Личность - это совокупность качеств человека"

"Личность - это такая масса всякой хрени, которая хочет, чтобы ее целовали"

"Личность - это индивид, который себя осознает"

"Личность - набор каких-то характеристик требований к окружающему миру, которые как-либо определяют человека в мире"

"Личность - уникальная живая тварь, которая соображает"

"Личность - характер, то что определяет каждого человека"

"Личность - это совокупность персональных качеств человека, составляющая основу его восприятия обществом"

"Личность - Сформировавшийся характер человека"

"Личность - это когда у человека есть что-то свое, чем он отличается от кого-то другого"

В большинстве подобные «определения» характеризуют «житейско-бытовое» понимание личности. Тем не менее, стоит отметить, что в ряде высказываний содержатся важные элементы, необходимые для понимания личности как сущности - это связь индивид-личность-индивидуальность

Поскольку сущности, изучаемые психологией, являются плохо формализуемыми и субъективными, то универсального определения понятия «личность» не существует.

Исторически можно выделить три периода исследования личности

·   Философско-литературный (до начала 19 века)

·   Клинический (19 век)

·   Экспериментальный (собственно психологический)

Различные психологические школы по-разному трактуют это понятие. Например: Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (К.К. Платонов).

Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную функцию

(А.Г. Ковалев "Психология личности" второе издание 1965г)

Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других (И. Сарнофф). Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению (Д. Бирн). Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения (Краткий психологический словарь, 1985). Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (К.К. Платонов) Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ, то можно сказать, что личность традиционно понимается как социальное, по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта. Иными словами, личность это некий атрибут субъекта (индивида), но не сам субъект.

В отличие от советской психологии в западной понятие личности часто подменяется понятием индивидуальность. Беря за основу теорию личности Леонтьева (и ее дальнейшее развитие в первую очередь в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского) и анализируя имеющиеся подходы в выявлении ядра личности, можно систематизировать следующим образом.

1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” и “личность”.

2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершинное” понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.

. Личностью не рождаются - личностью становятся; личность формируется в онтогенезе достаточно поздно.

. Личность не есть пассивный результат действия извне на человека, а она развивается в процессе его собственной деятельности

Не могу не упомянуть еще одно современное определение личности, которое с гносеологической точки зрения является формально-функциональным и, с этой точки зрения, гораздо проще воспринимается представителями фундаментальных наук. Определение принадлежит современному русскому психологу Б.С. Братусю:

"Стать личностью - это

·   во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего, межличностную моральную позицию;

·   во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность;

·   в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами всей своей жизни".

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.