Изложение и анализ результатов исследования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Изложение и анализ результатов исследования

2021-04-19 92
Изложение и анализ результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Результаты исследования, проведенного по методике СЖО, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Процентный анализ результатов исследования по методике СЖО

Шкалы

Неполные семьи % Полные семьи %
Цели выше нормы 48 22
  норма 39 47
  ниже нормы 13 31
Процесс выше нормы 17 10
  норма 45 57
  ниже нормы 38 33
Результат выше нормы 25 23
  норма 60 55
  ниже нормы 15 12
ЛК-Я выше нормы 46 11
  норма 35 65
  ниже нормы 19 24
ЛК жизнь выше нормы 29 25
  норма 63 59
  ниже нормы 8 16

 

Баллы по шкале “Цели” характеризуют наличие/отсутствие в жизни испытуемого целей. Данные таблицы наглядно показывают, что процент юношей и девушек с высокими результатами по шкале “Цели” значительно выше у выходцев из неполных семей, а с низкими результатами выше у выходцев из полных семей (48% против 22%). Это может свидетельствовать о том, что юноши и девушки из неполных семей более целеустремленны, более ясно и четко представляют свои жизненные планы, чем юноши и девушки из полных семей. Можно предположить, что процесс личностного самоопределения у них в среднем проходит раньше, что может быть вызвано условиями воспитания в неполной семье.

Баллы по шкале “Процесс” означают то, насколько человек воспринимает свою жизнь как интересную и эмоционально насыщенную, отражают степень его удовлетворенности жизнью в настоящем.

Баллы по шкале “Результат” означают то, как оценивает испытуемый пройденный отрезок жизни, отражают его оценку продуктивности собственной жизни. По результатам данной шкалы можно судить о том, достиг ли человек реализации своих жизненных целей или нет.

Результаты контрольной и экспериментальной групп по шкалам “Процесс” и “Результат” не имеют значительных различий между. И в экспериментальной и в контрольной группе выделился больший процент испытуемых со средними и низкими показателями по данным шкалам. Это означает, что исследуемые юноши и девушки в большинстве своем не удовлетворены или частично удовлетворены своей жизнью в настоящем и не оценивают прожитый отрезок жизни как продуктивный. Это является вполне нормальным для возраста ранней юности, так как в данном возрасте юноши и девушки еще не успели осуществить свои жизненные планы, что вызывает чувство неудовлетворенности.

Явные различия прослеживаются между результатами контрольной и экспериментальной групп по шкале “Локус контроля Я” и намного в меньшей степени по шкале “Локус Контроля жизнь”. Эти шкалы дополняют друг друга. По баллам, набранным испытуемым по данным шкалам, можно судить о том, осознает ли человек личную ответственность за построение своей собственной жизни, за принятие решений, реализацию своих целей или же он перекладывает эту ответственность на окружающих, на судьбу и т. д, то есть чувствует ли он себя хозяином своей жизни или является фаталистом.

В результате исследования выявилось, что процент испытуемых с высокими балами по данным шкалам больше в экспериментальной группе, чем в контрольной, а процент испытуемых с низкими баллами по данным шкалам наоборот выше в контрольной группе, чем в экспериментальной. Исходя из этого, можно сказать о том, что выходцы из неполных семей в целом более ответственны, в большей степени надеются на себя и собственные силы в реализации своих жизненных планов, чем выходцы из полных семей.

Результаты исследования, проведенного по методике “Мотивация достижения успеха и избегания неудач”, представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты исследования, проведенного по методике “Мотивация достижения успеха и избегания неудач”,%

Мотивация Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %
достижения успеха 44 34
избегания неудач 14 13
мотивационный полюс не выражен 42 53

Результаты исследования показывают, что 42% испытуемых из экспериментальной группы, мотивационный полюс которых не выражен, ближе к мотивации избегания неудач, 44% ближе к мотивации успеха; в контрольной, соответственно 53% и 34%. Следовательно, процент людей с мотивацией достижения успеха немного выше в экспериментальной группе, а процент людей с неопределенной мотивационным полюсом немного выше в контрольной группе. Эти различия несущественны, всего в несколько процентов, но они отражают тенденцию того, что процент респондентов с мотивацией достижения успеха несколько выше в группе юношей и девушек из неполных родительских семей.

В Таблице 3 представлены средние показатели предпочитаемых ценностей контрольной и экспериментальной групп, полученные по методике «Ценностные ориентации».

 

Таблица 3. Предпочитаемые ценности контрольной и экспериментальной групп

Предпочитаемые ценности (неполные семьи) Средний показатель Предпочитаемые ценности (полные семьи) Средний показатель
1.любовь 4,12 1.любовь 3,92
2.интересная работа 6,02 2.интересная работа 5,34
3.физическое и психическое здоровье 6,17 3.активная деятельная жизнь 6,34
4.счастливая семейная жизнь 6,22 4.наличие хороших и верных друзей 6,59
5.материально обеспеченная жизнь 6,86 5. материально обеспеченная жизнь 7,24
6.активная деятельная жизнь 7,24 6.физическое и психическое здоровье 8,21

Примечание: Слева ценность, справа средний показатель рангов по данной ценности; на первом месте наиболее предпочитаемая ценность, на шестом - менее предпочитаемая.

 

Средние показатели предпочитаемых и отвергаемых ценностей показывают, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп на первые места ставят ценности личной и профессиональной самореализации. Это свидетельствует о том, что самоопределение у испытуемых, как контрольной, так и экспериментальной групп происходит, в первую очередь, в сфере личной и профессиональной жизни.

Далее между двумя выборками прослеживаются некоторые различия. Представители неполных родительских семей больше ценят здоровье, чем их сверстники из полных родительских семей. Надо отметить, что эта ценность находится в списке предпочитаемых, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Возможно, это связано с тем, что в данном возрасте юноши и девушки наблюдают болезни и уход из жизни своих бабушек и дедушек. У выходцев из неполных родительских семей эта ситуация усугубляется опасением за жизнь и здоровье матери как единственного родителя. Возможно, что неполная семья у некоторых респондентов возникла в результате смерти второго родителя (чаще отца). Что касается активной деятельной жизни, то здесь наблюдается несколько обратная тенденция.

В список предпочитаемых ценностей юношей и девушек из неполных семей входит ценность “счастливая семейная жизнь” и не входит в список ценностей контрольной выборки. Мы считаем, что это является следствием того, что юноши и девушки, воспитывающиеся в неполных семьях, в большинстве своем не считают свою семью полноценно счастливой и, соответственно, ценность “счастливая семейная жизнь” входит в число приоритетных. Наоборот, юноши и девушки из полных родительских семей чаще считают свою семью счастливой и, следовательно, меньше задумываются об этом. Таким образом, у представителей полных родительских семей эта ценность мало выражена, так как она не является дефицитарной, а, возможно, в результате разочарования в ценности семейной жизни из-за проблем в родительской семье (конфликты, пьянство).

Ценность “наличие хороших и верных друзей”, наоборот, присутствует в списке предпочитаемых ценностей юношей и девушек из полных семей и отсутствует у их сверстников из неполных семей. Можно предположить, что это является следствием того, что дети из неполных семей более закрыты и менее общительны (более узкий семейный круг общения), чем дети из полных семей, также, возможно, у них меньше материальных средств для проведения досуга с друзьями и отсутствует свободное время (нужно больше работать и помогать по хозяйству).

Таким образом, наиболее предпочитаемыми ценностями у выходцев из неполных родительских семей являются: ценности личной, профессиональной, семейной и материальной самореализации, а также ценности здоровья. Наиболее предпочитаемыми ценностями у выходцев из полных семей: ценности личной, профессиональной, материальной самореализации, самореализации в близких дружеских отношениях со сверстниками, а также ценность здоровья.

В Таблице 4 представлены средние показатели отвергаемых ценностей контрольной и экспериментальной групп полученные по методике «Ценностные ориентации».

 

Таблица 4. Отвергаемые ценности контрольной и экспериментальной групп

Отвергаемые ценности (неполные семьи) Средний показатель Отвергаемые ценности (полные семьи) Средний показатель
1. счастье других 14,94 1. счастье других 14,96
2. жизненная мудрость 13,67 2. переживание прекрасного в природе и искусстве 14,09
3. переживание прекрасного в природе и искусстве 13,63 3. жизненная мудрость 14,07
4. развлечения 13,55 4. развлечения 11,94
5.уверенность в себе 12,98 5. уверенность в себе 11,73
6. творчество 11,23 6. творчество 11,28

Примечание: Слева ценность, справа средний показатель рангов по данной ценности; на первом месте наиболее отвергаемые ценности, на шестом - менее отвергаемые.

 

Исходя из данных, представленных в Таблице 4, можно отметить, что ценность “уверенность в себе” меньше оценивается выходцами из неполных родительских семей, чем выходцами из полных родительских семей (12,98 против 11,73). Можно предположить, что респонденты из полных семей больше ценят уверенность в себе как раз потому, что они сами могут быть менее уверены в себе в силу меньшей независимости и самостоятельности, чем выходцы из неполных семей.

Отметим, что в список отвергаемых ценностей контрольной и экспериментальной групп входят одни и те же ценности. Следовательно, наименее значимыми для представителей обоих выборок являются: альтруистические, духовные, эстетические ценности, ценности творческой самореализации, а также ценность приятного времяпрепровождения, что является типичным для данной возрастной группы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у испытуемых как контрольной, так и экспериментальной групп происходит самоопределение, в первую очередь, на уровне материальных ценностей, есть лишь качественные различия между ними. То есть, у юношей и девушек из неполных родительских семей происходит личностное самоопределение на уровне ценностей в сфере личной, профессиональной, семейной и материальной самореализации, а также в сфере здоровья; а у юношей и девушек из полных семей в сфере личной, профессиональной, материальной самореализации, самореализации в близких дружеских отношениях со сверстниками, а также в сфере здоровья. Можно сказать о том, что на данном возрастном этапе они ставят перед собой именно эти цели, которые в дальнейшем могут меняться по мере их реализации.

Результаты, полученные по методике “Незаконченные предложения” Д. Сакса, Леви представлены в Таблице 5.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что внутри группы юношей и девушек из неполных семей выделился больший процент людей с отрицательным отношением к отцу (54,78), положительным отношением к себе (58,4%), положительным отношением к будущему (55,3%), положительным отношением к семье (70,8%) и положительным отношением к матери (81,9%). Внутри группы юношей и девушек из полных семей выявился больший процент респондентов: с положительным отношением к отцу (64,8%), положительным отношением к себе (61,5%), положительным отношением к будущему (71,)%), положительным отношением к семье (76,8%), положительным отношением к матери (83,9).

 

Таблица 5. Различия особенностей отношения испытуемых к отцу, к себе, к будущему, к семье, к матери (в процентах)

Шкала

% - 0 % - 1
Отношение к отцу 0 22,2 18,0
  *+ 22,9 64,8
  *- 54,8 20,8
Отношение к себе 0 12,7 7,6
  + 58,4 61,5
  - 26,9 30,7
Отношение к будущему 0 25,0 17,3
  *+ 55,3 71,0
  - 21,1 13,4
Отношение к семье 0 25,0 17,3
  + 70,8 76,8
  - 3,8 5,7
Отношение к матери 0 7,6 1,9
  + 81,9 83,9
  - 9,5 13,2

Примечание: 0 - неполные семьи (количество человек в процентах); 1 - полные семьи (количество человек в процентах); знаком “*” обозначены те шкалы, в которых прослеживаются значительные различия.

 

По данным таблицы можно проследить существенные различия в процентном соотношении между выборками по следующим шкалам: отношение к отцу, отношение к будущему. Эти различия проявляются в следующем:

) По шкале “отношение к отцу” можно сделать вывод, что среди студентов выходцев из неполных семей преобладает процент людей с отрицательным отношением к отцу, а у выходцев из полных семей - с положительным отношением. Это вполне объяснимо: уход отца из семьи часто сопровождается негативными эмоциями со стороны матери, материальными трудностями, отсутствием общения отца с детьми и его помощи оставшимся членам семьи. А также это может быть следствием того, что ребёнок был свидетелем конфликтов родителей в предразводной ситуации.

) По шкале “отношение к будущему” в обеих группах, контрольной и экспериментальной, выделился больший процент людей с положительным отношением к будущему. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что в возрасте ранней юности у человека возникает потребность в личностном самоопределении, в дальнейшем выборе жизненного пути, юноши и девушки начинают много мечтать, строить планы на будущее, ставить перед собой цели и искать пути их достижения. Однако, нужно отметить, что процент людей с положительным отношением к будущему в контрольной группе значительно больше, чем в экспериментальной. Это может быть следствием того, что дети из полных семей не испытывают сильных материальных затруднений, чувствуют поддержку родителей, что позволяет им более уверенно смотреть в будущее. У детей же из неполных семей, при условии, если отец не помогает или помогает очень редко, ситуация может осложняться тем, что мать не всегда способна одна обеспечить ребенка. В случае же, если отец помогает ребёнку материально и у них хорошие взаимоотношения, то детям все равно чаще всего не хватает общения с отцом и его эмоциональной поддержки.

Результаты анкетирования.

В ходе исследования проводилось анкетирование с использованием специально разработанной нами анкеты, при анкетировании были собраны эмпирические данные о составе семьи, ее материальном положении, отношениях между членами семьи и т.д.

Представим результаты, полученные в результате анкетирования участников экспериментальной группы.

) Состав семьи. Вдвоем с матерью без братьев и сестер живут 42% испытуемых. 11% испытуемых проживают еще и с другими родственниками (с бабушками). С братьями и сестрами проживают 57% испытуемых.

) Наличие братьев и сестер. Всего братьев и сестер имеют 57% испытуемых, а проживают со своими братьями и сестрами 48% испытуемых. 9% испытуемых имеют двух сиблингов, и 91% одного. Старших братьев и сестер имеют 19% испытуемых, младших - 35%, средними детьми в семье являются 4% испытуемых.

) Оценка испытуемыми уровня материального достатка своей семьи. Ниже среднего уровень материального достатка имеют 26% испытуемых, средний уровень - 56% испытуемых, выше среднего 15% испытуемых и высокий - 3% испытуемых.

) Наличие общения со вторым родителем, не проживающим в семье. 33% испытуемых довольно часто общаются со своим отцом, 46% общаются крайне редко и 21% совсем не общаются со своим отцом.

) На вопрос: “Интересуется ли отец Вашими делами и интересами?” 47% испытуемых ответили, что отец, совсем не интересуется их делами и интересами и 53% утверждают обратное.

) На вопрос: “Что бы Вы хотели изменить в Ваших взаимоотношениях со вторым родителем?” 23% испытуемых ответили что ничего - их все устраивает, 10% испытуемых хотели бы с ним познакомиться поближе, 50% испытуемых утверждают, что ничего не хотят о нем слышать, и 17% хотели бы с ним чаще встречаться и больше общаться, быть ближе.

) На вопрос: “Помогает ли Вам отец материально?” 33% испытуемых ответили, что не помогает совсем, 35% - помогает очень редко, 7% - раньше помогал, а теперь нет, и 35% испытуемых утверждают, что отец оказывает существенную материальную поддержку.

) На вопрос: “Кто влияет на принятие жизненно важных для Вас решений” 26% ответили что мать, друзья 9%, они сами совместно с друзьями - 5%, братья - 2%, мать и другие родственники (бабушка, сестра) - 3%, отец - 10%, никто, все решения принимают сами - 45%.

) Оценка испытуемыми их отношений с матерью. 52% испытуемых выбрали ответ: “она смой самый близкий друг, советчик, дорогой для меня человек”; 5%: “мы не понимаем друг друга”, 9%: “мать пытается контролировать каждый мой шаг, мы много конфликтуем из-за этого”; 8%: “матери до меня нет никакого дела, у нее своя жизнь, свои заботы”; 4% “у матери серьезные проблемы со здоровьем (ее нельзя волновать), она мне не помощник и сама нуждается в моей поддержке и помощи” и 12% выбрали ответ: “у нас с ней ровные, уважительные, но не близкие, не доверительные отношения”.

) На вопрос: “Совмещаете ли Вы учебу с работой?” 16% испытуемых ответили что да, пытаются сами зарабатывать деньги, 54% ответили, что нет, но хотят найти работу, 21% считают, что учеба для них сейчас важнее, 9% испытуемых ответили, что в этом нет необходимости.

Прианкетировании участников контрольной группы были получены следующие результаты анкетирования. 1) Состав семьи. С матерью и отцом без братьев и сестер проживает 34% испытуемых. Братьев и сестер имеет 72% человек, но проживает с ними 62% человек. 6% испытуемых также проживают с другими родственниками.

) Наличие братьев и сестер. Братьев и сестер имеет 72% испытуемых, а проживает с ними 62%. Двоих братьев и сестер имеет 10% испытуемых, а 65% имеет только одного брата или сестру. Старших братьев и сестер имеет 23% испытуемых, младших - 32% и средними по возрасту в семье детьми являются 4% испытуемых.

) Оценка испытуемыми уровня материального достатка своей семьи. Ниже среднего уровень материального достатка имеют 12% испытуемых, средний уровень - 57% испытуемых, выше среднего 26% испытуемых и высокий - 5% испытуемых.

) На вопрос: “Каковы ваши отношения с отцом?” 57% испытуемых ответили: “ он самый близкий, дорогой мне человек ”, 15% испытуемых дали ответ: “конфликтные, мы не понимаем друг друга”, 11% испытуемых ответили: “отец пьет, из-за этого в семье много проблем”, 5% - “отец - злой, жестокий человек”.

) На вопрос: “Что бы Вы хотели изменить в Ваших взаимоотношениях с отцом?” 55% испытуемых ответили что ничего - их все устраивает; 35% испытуемых ответили, что хотели бы с ним больше общаться, быть ближе, понимать друг друга; 5% испытуемых ответили, что не хотят его видеть.

) На вопрос: “Интересуется ли отец Вашими делами и интересами?” 33% испытуемых ответили, что отец, не интересуется их делами и интересами и 67% утверждают обратное.

) На вопрос: “Кто влияет на принятие жизненно важных для Вас решений?” 26% испытуемых ответили что мать, из них 5% совместно с матерью; 13% - отец, 25% - оба родителя вместе; 9% - друзья; 5% другие родственники (дядя, брат, бабушка); 23% испытуемых ответили, что никто не влияет, все решения они принимают сами.

) Оценка испытуемыми их отношений с матерью. 76% испытуемых выбрали ответ: “она самый близкий, дорогой мне человек”; 3%: “мы не понимаем друг друга”, 10%: “мать пытается контролировать каждый мой шаг, мы много конфликтуем из-за этого”; 5%: “матери до меня нет никакого дела, у нее своя жизнь, свои заботы”; 4% “у матери серьезные проблемы со здоровьем (ее нельзя волновать), она мне не помощник и сама нуждается в моей поддержке и помощи” и 2% выбрали ответ: “у нас с ней ровные, уважительные, но не близкие, не доверительные отношения”.

) На вопрос: “Совмещаете ли Вы учебу с работой?” 5% испытуемых ответили что да, пытаются сами зарабатывать деньги, 45% ответили что нет, но хотят найти работу, 35% считают, что учеба для них сейчас важнее, 15% испытуемых ответили, что в этом нет необходимости.

Результаты анкетирования согласуются с результатами, полученными при помощи методики: “Незаконченные предложения Д. Сакса, Леви”.

Можно отметить, что процент людей с отрицательным отношением к отцу больше в неполных семьях, чем в полных, а к матери - в обеих выборках преобладает положительное отношение. То есть результаты анкетирования подтверждают результаты, полученные с помощью предыдущей методики.

Выходцы из полных семей имеют больше братьев и сестер, чем выходцы из неполных семей, что вполне объяснимо тем, что после распада семьи матери оставались одни. Также на это может влиять уровень материального достатка, который в целом ниже в неполных семьях, что также выявилось по результатам анкетирования.

Существенная материальная поддержка от своего отца оказывается только 35% испытуемым. Испытуемые экспериментальной выборки в своей основе общаются со своим отцом очень редко или вообще не общаются, и только 33% испытуемых общаются со своим отцом довольно часто. Практически у половины испытуемых экспериментальной группы отцы не проявляют заинтересованности в том, как дела у их детей, какие у них интересы и чем они занимаются. Причем только небольшой процент испытуемых не стали бы ничего менять в отношениях со своим отцом, и больше половины испытуемых экспериментальной группы вообще ничего не хотели бы слышать о своем отце. То есть, они даже неофициально не воспринимают отца как часть своей семьи.

У большинства выходцев из полных семей положительные отношения с отцом (но все-таки процент респондентов с положительным отношением к матери больше), и менять они в этих взаимоотношениях ничего не стали, 35% испытуемых хотели бы с ним больше общаться и только 5% испытуемых ничего не хотят о нем слышать, возможно, они не воспринимают отца как члена семьи.

Также в результате анкетирования мы выявили, что в неполных семьях немного выше процент людей, которые уже работают и которые еще не работают, но хотят найти работу, хотя данные различия незначительны. В полных семьях немного выше процент людей имеющих хороших и верных друзей (друга), что может являться следствием того, что дети из полных семей более общительны.

Процент респондентов, принимающих решения самостоятельно, выше в экспериментальной группе почти в 2 раза (45% против 23%), что говорит о большей самостоятельности испытуемых из неполных родительских семей в сравнении с полными. Причиной этому могло послужить отсутствие у большинства детей материальной и эмоциональной поддержку отца, а также потому, что они уже могли встретиться с определенными житейскими трудностями и поняли, что для их преодоления необходимо прилагать усилия. Потребность оказания одинокой матери помощи по дому также может создавать благоприятные условия для формирования самостоятельности.

Таким образом, наше предположение, послужившее гипотезой в данной работе, имеет практическое подтверждение результатами проведенного нами исследования. Результаты исследования показывают, что имеются явные различия в некоторых особенностях личностного самоопределения юношей и девушек из полных и неполных родительских семей, и эти различия образовались под влиянием семьи.

 


Заключение

 

Целью данной работы являлось выявление особенностей ценностно-смыслового самоопределения студентов при воспитании в полных и неполных семьях. Цель нашего исследования достигнута.

В рамках работы изучены основные теоретические подходы к понятию личностного самоопределения и охарактеризованы особенности личностного самоопределения юношей и девушек.

В основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования.

В рамках психологического подхода были выявлены структурно-содержательные характеристики семьи и особенно подробно - неполной семьи, а также особенности влияния неполной семьи на личностное самоопределение ребенка. Рассмотрена существующая практика исследований влияния неполной семьи на личностное самоопределение юношей и девушек.

Существует множество факторов, влияющих на развитие психики ребенка в неполной семье. Согласно данным ряда исследователей, неполная семья создает неблагоприятные условия для психического развития ребенка, он живет в ситуации психической депривации, из-за чего нарушается формирование самосознания и самооценки, возникает повышенная тревожность и неуверенность в себе, неспособность справится с трудностями и т.д. Существует и другая тенденция: дети из неполных семей самостоятельны, целеустремленны, эффективно справляются с жизненными трудностями, рано добиваются профессиональных успехов. Все это в дальнейшем влияет на особенности и успешность их личностного самоопределения.

В литературе авторы не уделяют внимания конкретному описанию особенностей личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте детей в зависимости от типа родительской семьи. Для выявления особенностей личностного самоопределения девушек и юношей из разных по структуре семей (полных и неполных) в данной работе было проведено эмпирическое исследование.

В исследовании приняли участие студенты первых курсов КемГУ в количестве 112 человек. В целях исследования все испытуемые были разделены на 2 выборки, идентичные по количеству участников исследования и по половому признаку. Экспериментальную группу составили 56 студента (в равной пропорции юноши и девушки из неполных родительских семей); контрольную группу также составили 56 студента (в равной пропорции юноши и девушки из полных родительских семей).

В результате исследования, выдвинутая нами гипотеза о том, что особенности личностного самоопределения студентов, юношей и девушек из неполных родительских семей, отличаются от таковых у юношей и девушек из полных родительских семей, подтвердилась. Результаты исследования показывают, что имеются явные различия в некоторых особенностях личностного самоопределения юношей и девушек из полных и неполных родительских семей, и эти различия образовались под влиянием семьи.

Результаты исследования позволили определить особенности личностного самоопределения студентов, юношей и девушек из неполных родительских семей, в сравнении с выходцами из полных родительских семей. Так, юноши и девушки из неполных родительских семей:

-  значимо более целеустремлённы, что придаёт их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;

-  имеют реальные жизненные планы, которые подкрепляют личной ответственностью за их реализацию и собственной активностью;

-  имеют представление о себе как о сильной, самостоятельной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствие с представлением о её смысле;

-  значимо более ответственны и самостоятельны в принятии решений;

-  значимо выше ценят физическое и психическое здоровье, счастливую семейную жизнь как нереализованную ценность;

-  в их списке предпочитаемых отсутствует ценность «наличие в жизни хороших и верных друзей», что можно объяснить частичной реализованностью этой ценности (58% имеет верного друга/друзей), серьёзным отношением к дружбе с опасением разочароваться в друзьях;

-  отвергают ценность «уверенность в себе и своих силах» как цель, поскольку она не является дефицитарной;

-  имеют более близкие, доверительные отношения с матерью на фоне непринятия отца;

-  среди них больше процент совмещающих учёбу на дневном отделении ВУЗа с работой, а также стремящихся найти работу в ближайшее время;

Результаты проведенного исследования могут быть полезны в практике психологического консультирования по вопросам личностного самоопределения юношей и девушек, а также в консультировании по данным вопросам представителей неполных семей.

Проблема личностного самоопределения, особенно важная в возрасте становления личности, ее профессиональной ориентации, требует более пристального внимания исследователей в силу своей сложности и неоднозначности касаемо многих проблем, в том числе особенностей личностного самоопределения выходцев из неполных родительских семей.

 


Список литературы

1. Адлер А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер / пер. Е. А. Цыпина. - СПб.: Академический проект, 2000. - 256 с.

. Альбуханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / К. А. Альбуханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - c. 10-14.

. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - №1. - с. 3-18.

. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова // под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр “Академия”, 2005. - 192 с.

5. Битянова Н. Р. Психология личностного роста [Текст] / Н. Р. Битянова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995, 64с.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

. Будич Н. Ю. Психологические факторы личностного самоопределения: монография / Н. Ю. Будич; ГОУ ВПО “Кемеровский государственный университет”. - Кемерово, 2010. - 103с

. Букаяс Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - с 28 - 39.

. Выготский Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с. (Мир психологии)

10. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - с 19 - 26.

. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - с 43 - 52.

. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. Дис. д-ра психол. наук [Текст] / М. Р. Гинзбург. - М., 1996. - 60 с.

. Гребенников И. В. Основы семейной жизни [Текст] / И. В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

14. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. [Текст] // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2002. - с.102-103.

. Елизаров А. Н. К проблеме поиска основного интегрального фактора семьи [Текст] / А. Н. Елизаров // Вестник МГУ. - сер. 14. Психология. - 1996. - №1. - с 42 - 49.

. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.

. Зейгарник Б. Ф. Индивидуальная психология А. Адлера [Текст] / Б. Ф. Зейгарник // Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Издательство Моск. Университета, 1982. - 128с.

. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности [Текст] / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 169 с.

. Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд [Текст] / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский / под ред. Г. В. Залевского. - Томск: Издательство томского университета, 1999. - 154 с.

. Ковалев С. В. Психология семейных отношений [Текст] / С. В. Ковалев. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

21. Кон И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.

. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника [Текст] / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника. - М., 1983. - с 4 - 11.

. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся [Текст] / А. М. Кухарчук, А. Б. Ценципер. -Минск: Народная асвета, 1976. - 128 с.

. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага: Авиценум. Мед изд-во, 1984. - 334 с.

. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. И общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - с. 372 - 377.

. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2000. - №1. - с 15 - 25.

. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д. А. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

. Личко А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А. Е. Личко. - 2-е изд. доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1985. - 336 с.

. Логинова Н. А. Развитие личности и жизненный путь [Текст] / Н. А. Логинова // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анцыферова. - М.: Наука, 1978. - с. 156 - 172.

. Маслоу А. Самоактуализация [Тест] / А. Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - с. 108 - 117.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов [Текст] / В. С. Мухина - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 432с.

. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. - 3-е изд. стереотип. - М.: Тривола, 1998. - 351 с.

. Овчарова Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Р. В. Овчарова - М.: Изд. центр “Академия”, 2005. - 368с.

. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 328 с.

. Павлюшина А. А. Самооценка и отношение учащегося к ошибкам учебной деятельности [Текст] / А. А. Павлюшина // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Т. 2. - М.: Просвещение, 1975. - С. 125 - 134.

. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255с.

. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: институт практической психологии, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. - 256 с.

. Раттер М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.

39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. Т. 2 [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии [


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.