Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-04-19 | 92 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Результаты исследования, проведенного по методике СЖО, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Процентный анализ результатов исследования по методике СЖО
Шкалы | Неполные семьи % | Полные семьи % | |
Цели | выше нормы | 48 | 22 |
норма | 39 | 47 | |
ниже нормы | 13 | 31 | |
Процесс | выше нормы | 17 | 10 |
норма | 45 | 57 | |
ниже нормы | 38 | 33 | |
Результат | выше нормы | 25 | 23 |
норма | 60 | 55 | |
ниже нормы | 15 | 12 | |
ЛК-Я | выше нормы | 46 | 11 |
норма | 35 | 65 | |
ниже нормы | 19 | 24 | |
ЛК жизнь | выше нормы | 29 | 25 |
норма | 63 | 59 | |
ниже нормы | 8 | 16 |
Баллы по шкале “Цели” характеризуют наличие/отсутствие в жизни испытуемого целей. Данные таблицы наглядно показывают, что процент юношей и девушек с высокими результатами по шкале “Цели” значительно выше у выходцев из неполных семей, а с низкими результатами выше у выходцев из полных семей (48% против 22%). Это может свидетельствовать о том, что юноши и девушки из неполных семей более целеустремленны, более ясно и четко представляют свои жизненные планы, чем юноши и девушки из полных семей. Можно предположить, что процесс личностного самоопределения у них в среднем проходит раньше, что может быть вызвано условиями воспитания в неполной семье.
Баллы по шкале “Процесс” означают то, насколько человек воспринимает свою жизнь как интересную и эмоционально насыщенную, отражают степень его удовлетворенности жизнью в настоящем.
Баллы по шкале “Результат” означают то, как оценивает испытуемый пройденный отрезок жизни, отражают его оценку продуктивности собственной жизни. По результатам данной шкалы можно судить о том, достиг ли человек реализации своих жизненных целей или нет.
|
Результаты контрольной и экспериментальной групп по шкалам “Процесс” и “Результат” не имеют значительных различий между. И в экспериментальной и в контрольной группе выделился больший процент испытуемых со средними и низкими показателями по данным шкалам. Это означает, что исследуемые юноши и девушки в большинстве своем не удовлетворены или частично удовлетворены своей жизнью в настоящем и не оценивают прожитый отрезок жизни как продуктивный. Это является вполне нормальным для возраста ранней юности, так как в данном возрасте юноши и девушки еще не успели осуществить свои жизненные планы, что вызывает чувство неудовлетворенности.
Явные различия прослеживаются между результатами контрольной и экспериментальной групп по шкале “Локус контроля Я” и намного в меньшей степени по шкале “Локус Контроля жизнь”. Эти шкалы дополняют друг друга. По баллам, набранным испытуемым по данным шкалам, можно судить о том, осознает ли человек личную ответственность за построение своей собственной жизни, за принятие решений, реализацию своих целей или же он перекладывает эту ответственность на окружающих, на судьбу и т. д, то есть чувствует ли он себя хозяином своей жизни или является фаталистом.
В результате исследования выявилось, что процент испытуемых с высокими балами по данным шкалам больше в экспериментальной группе, чем в контрольной, а процент испытуемых с низкими баллами по данным шкалам наоборот выше в контрольной группе, чем в экспериментальной. Исходя из этого, можно сказать о том, что выходцы из неполных семей в целом более ответственны, в большей степени надеются на себя и собственные силы в реализации своих жизненных планов, чем выходцы из полных семей.
Результаты исследования, проведенного по методике “Мотивация достижения успеха и избегания неудач”, представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Результаты исследования, проведенного по методике “Мотивация достижения успеха и избегания неудач”,%
|
Мотивация | Экспериментальная группа, % | Контрольная группа, % |
достижения успеха | 44 | 34 |
избегания неудач | 14 | 13 |
мотивационный полюс не выражен | 42 | 53 |
Результаты исследования показывают, что 42% испытуемых из экспериментальной группы, мотивационный полюс которых не выражен, ближе к мотивации избегания неудач, 44% ближе к мотивации успеха; в контрольной, соответственно 53% и 34%. Следовательно, процент людей с мотивацией достижения успеха немного выше в экспериментальной группе, а процент людей с неопределенной мотивационным полюсом немного выше в контрольной группе. Эти различия несущественны, всего в несколько процентов, но они отражают тенденцию того, что процент респондентов с мотивацией достижения успеха несколько выше в группе юношей и девушек из неполных родительских семей.
В Таблице 3 представлены средние показатели предпочитаемых ценностей контрольной и экспериментальной групп, полученные по методике «Ценностные ориентации».
Таблица 3. Предпочитаемые ценности контрольной и экспериментальной групп
Предпочитаемые ценности (неполные семьи) | Средний показатель | Предпочитаемые ценности (полные семьи) | Средний показатель |
1.любовь | 4,12 | 1.любовь | 3,92 |
2.интересная работа | 6,02 | 2.интересная работа | 5,34 |
3.физическое и психическое здоровье | 6,17 | 3.активная деятельная жизнь | 6,34 |
4.счастливая семейная жизнь | 6,22 | 4.наличие хороших и верных друзей | 6,59 |
5.материально обеспеченная жизнь | 6,86 | 5. материально обеспеченная жизнь | 7,24 |
6.активная деятельная жизнь | 7,24 | 6.физическое и психическое здоровье | 8,21 |
Примечание: Слева ценность, справа средний показатель рангов по данной ценности; на первом месте наиболее предпочитаемая ценность, на шестом - менее предпочитаемая.
Средние показатели предпочитаемых и отвергаемых ценностей показывают, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп на первые места ставят ценности личной и профессиональной самореализации. Это свидетельствует о том, что самоопределение у испытуемых, как контрольной, так и экспериментальной групп происходит, в первую очередь, в сфере личной и профессиональной жизни.
Далее между двумя выборками прослеживаются некоторые различия. Представители неполных родительских семей больше ценят здоровье, чем их сверстники из полных родительских семей. Надо отметить, что эта ценность находится в списке предпочитаемых, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Возможно, это связано с тем, что в данном возрасте юноши и девушки наблюдают болезни и уход из жизни своих бабушек и дедушек. У выходцев из неполных родительских семей эта ситуация усугубляется опасением за жизнь и здоровье матери как единственного родителя. Возможно, что неполная семья у некоторых респондентов возникла в результате смерти второго родителя (чаще отца). Что касается активной деятельной жизни, то здесь наблюдается несколько обратная тенденция.
|
В список предпочитаемых ценностей юношей и девушек из неполных семей входит ценность “счастливая семейная жизнь” и не входит в список ценностей контрольной выборки. Мы считаем, что это является следствием того, что юноши и девушки, воспитывающиеся в неполных семьях, в большинстве своем не считают свою семью полноценно счастливой и, соответственно, ценность “счастливая семейная жизнь” входит в число приоритетных. Наоборот, юноши и девушки из полных родительских семей чаще считают свою семью счастливой и, следовательно, меньше задумываются об этом. Таким образом, у представителей полных родительских семей эта ценность мало выражена, так как она не является дефицитарной, а, возможно, в результате разочарования в ценности семейной жизни из-за проблем в родительской семье (конфликты, пьянство).
Ценность “наличие хороших и верных друзей”, наоборот, присутствует в списке предпочитаемых ценностей юношей и девушек из полных семей и отсутствует у их сверстников из неполных семей. Можно предположить, что это является следствием того, что дети из неполных семей более закрыты и менее общительны (более узкий семейный круг общения), чем дети из полных семей, также, возможно, у них меньше материальных средств для проведения досуга с друзьями и отсутствует свободное время (нужно больше работать и помогать по хозяйству).
Таким образом, наиболее предпочитаемыми ценностями у выходцев из неполных родительских семей являются: ценности личной, профессиональной, семейной и материальной самореализации, а также ценности здоровья. Наиболее предпочитаемыми ценностями у выходцев из полных семей: ценности личной, профессиональной, материальной самореализации, самореализации в близких дружеских отношениях со сверстниками, а также ценность здоровья.
|
В Таблице 4 представлены средние показатели отвергаемых ценностей контрольной и экспериментальной групп полученные по методике «Ценностные ориентации».
Таблица 4. Отвергаемые ценности контрольной и экспериментальной групп
Отвергаемые ценности (неполные семьи) | Средний показатель | Отвергаемые ценности (полные семьи) | Средний показатель |
1. счастье других | 14,94 | 1. счастье других | 14,96 |
2. жизненная мудрость | 13,67 | 2. переживание прекрасного в природе и искусстве | 14,09 |
3. переживание прекрасного в природе и искусстве | 13,63 | 3. жизненная мудрость | 14,07 |
4. развлечения | 13,55 | 4. развлечения | 11,94 |
5.уверенность в себе | 12,98 | 5. уверенность в себе | 11,73 |
6. творчество | 11,23 | 6. творчество | 11,28 |
Примечание: Слева ценность, справа средний показатель рангов по данной ценности; на первом месте наиболее отвергаемые ценности, на шестом - менее отвергаемые.
Исходя из данных, представленных в Таблице 4, можно отметить, что ценность “уверенность в себе” меньше оценивается выходцами из неполных родительских семей, чем выходцами из полных родительских семей (12,98 против 11,73). Можно предположить, что респонденты из полных семей больше ценят уверенность в себе как раз потому, что они сами могут быть менее уверены в себе в силу меньшей независимости и самостоятельности, чем выходцы из неполных семей.
Отметим, что в список отвергаемых ценностей контрольной и экспериментальной групп входят одни и те же ценности. Следовательно, наименее значимыми для представителей обоих выборок являются: альтруистические, духовные, эстетические ценности, ценности творческой самореализации, а также ценность приятного времяпрепровождения, что является типичным для данной возрастной группы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у испытуемых как контрольной, так и экспериментальной групп происходит самоопределение, в первую очередь, на уровне материальных ценностей, есть лишь качественные различия между ними. То есть, у юношей и девушек из неполных родительских семей происходит личностное самоопределение на уровне ценностей в сфере личной, профессиональной, семейной и материальной самореализации, а также в сфере здоровья; а у юношей и девушек из полных семей в сфере личной, профессиональной, материальной самореализации, самореализации в близких дружеских отношениях со сверстниками, а также в сфере здоровья. Можно сказать о том, что на данном возрастном этапе они ставят перед собой именно эти цели, которые в дальнейшем могут меняться по мере их реализации.
|
Результаты, полученные по методике “Незаконченные предложения” Д. Сакса, Леви представлены в Таблице 5.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что внутри группы юношей и девушек из неполных семей выделился больший процент людей с отрицательным отношением к отцу (54,78), положительным отношением к себе (58,4%), положительным отношением к будущему (55,3%), положительным отношением к семье (70,8%) и положительным отношением к матери (81,9%). Внутри группы юношей и девушек из полных семей выявился больший процент респондентов: с положительным отношением к отцу (64,8%), положительным отношением к себе (61,5%), положительным отношением к будущему (71,)%), положительным отношением к семье (76,8%), положительным отношением к матери (83,9).
Таблица 5. Различия особенностей отношения испытуемых к отцу, к себе, к будущему, к семье, к матери (в процентах)
Шкала | % - 0 | % - 1 | |
Отношение к отцу | 0 | 22,2 | 18,0 |
*+ | 22,9 | 64,8 | |
*- | 54,8 | 20,8 | |
Отношение к себе | 0 | 12,7 | 7,6 |
+ | 58,4 | 61,5 | |
- | 26,9 | 30,7 | |
Отношение к будущему | 0 | 25,0 | 17,3 |
*+ | 55,3 | 71,0 | |
- | 21,1 | 13,4 | |
Отношение к семье | 0 | 25,0 | 17,3 |
+ | 70,8 | 76,8 | |
- | 3,8 | 5,7 | |
Отношение к матери | 0 | 7,6 | 1,9 |
+ | 81,9 | 83,9 | |
- | 9,5 | 13,2 |
Примечание: 0 - неполные семьи (количество человек в процентах); 1 - полные семьи (количество человек в процентах); знаком “*” обозначены те шкалы, в которых прослеживаются значительные различия.
По данным таблицы можно проследить существенные различия в процентном соотношении между выборками по следующим шкалам: отношение к отцу, отношение к будущему. Эти различия проявляются в следующем:
) По шкале “отношение к отцу” можно сделать вывод, что среди студентов выходцев из неполных семей преобладает процент людей с отрицательным отношением к отцу, а у выходцев из полных семей - с положительным отношением. Это вполне объяснимо: уход отца из семьи часто сопровождается негативными эмоциями со стороны матери, материальными трудностями, отсутствием общения отца с детьми и его помощи оставшимся членам семьи. А также это может быть следствием того, что ребёнок был свидетелем конфликтов родителей в предразводной ситуации.
) По шкале “отношение к будущему” в обеих группах, контрольной и экспериментальной, выделился больший процент людей с положительным отношением к будущему. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что в возрасте ранней юности у человека возникает потребность в личностном самоопределении, в дальнейшем выборе жизненного пути, юноши и девушки начинают много мечтать, строить планы на будущее, ставить перед собой цели и искать пути их достижения. Однако, нужно отметить, что процент людей с положительным отношением к будущему в контрольной группе значительно больше, чем в экспериментальной. Это может быть следствием того, что дети из полных семей не испытывают сильных материальных затруднений, чувствуют поддержку родителей, что позволяет им более уверенно смотреть в будущее. У детей же из неполных семей, при условии, если отец не помогает или помогает очень редко, ситуация может осложняться тем, что мать не всегда способна одна обеспечить ребенка. В случае же, если отец помогает ребёнку материально и у них хорошие взаимоотношения, то детям все равно чаще всего не хватает общения с отцом и его эмоциональной поддержки.
Результаты анкетирования.
В ходе исследования проводилось анкетирование с использованием специально разработанной нами анкеты, при анкетировании были собраны эмпирические данные о составе семьи, ее материальном положении, отношениях между членами семьи и т.д.
Представим результаты, полученные в результате анкетирования участников экспериментальной группы.
) Состав семьи. Вдвоем с матерью без братьев и сестер живут 42% испытуемых. 11% испытуемых проживают еще и с другими родственниками (с бабушками). С братьями и сестрами проживают 57% испытуемых.
) Наличие братьев и сестер. Всего братьев и сестер имеют 57% испытуемых, а проживают со своими братьями и сестрами 48% испытуемых. 9% испытуемых имеют двух сиблингов, и 91% одного. Старших братьев и сестер имеют 19% испытуемых, младших - 35%, средними детьми в семье являются 4% испытуемых.
) Оценка испытуемыми уровня материального достатка своей семьи. Ниже среднего уровень материального достатка имеют 26% испытуемых, средний уровень - 56% испытуемых, выше среднего 15% испытуемых и высокий - 3% испытуемых.
) Наличие общения со вторым родителем, не проживающим в семье. 33% испытуемых довольно часто общаются со своим отцом, 46% общаются крайне редко и 21% совсем не общаются со своим отцом.
) На вопрос: “Интересуется ли отец Вашими делами и интересами?” 47% испытуемых ответили, что отец, совсем не интересуется их делами и интересами и 53% утверждают обратное.
) На вопрос: “Что бы Вы хотели изменить в Ваших взаимоотношениях со вторым родителем?” 23% испытуемых ответили что ничего - их все устраивает, 10% испытуемых хотели бы с ним познакомиться поближе, 50% испытуемых утверждают, что ничего не хотят о нем слышать, и 17% хотели бы с ним чаще встречаться и больше общаться, быть ближе.
) На вопрос: “Помогает ли Вам отец материально?” 33% испытуемых ответили, что не помогает совсем, 35% - помогает очень редко, 7% - раньше помогал, а теперь нет, и 35% испытуемых утверждают, что отец оказывает существенную материальную поддержку.
) На вопрос: “Кто влияет на принятие жизненно важных для Вас решений” 26% ответили что мать, друзья 9%, они сами совместно с друзьями - 5%, братья - 2%, мать и другие родственники (бабушка, сестра) - 3%, отец - 10%, никто, все решения принимают сами - 45%.
) Оценка испытуемыми их отношений с матерью. 52% испытуемых выбрали ответ: “она смой самый близкий друг, советчик, дорогой для меня человек”; 5%: “мы не понимаем друг друга”, 9%: “мать пытается контролировать каждый мой шаг, мы много конфликтуем из-за этого”; 8%: “матери до меня нет никакого дела, у нее своя жизнь, свои заботы”; 4% “у матери серьезные проблемы со здоровьем (ее нельзя волновать), она мне не помощник и сама нуждается в моей поддержке и помощи” и 12% выбрали ответ: “у нас с ней ровные, уважительные, но не близкие, не доверительные отношения”.
) На вопрос: “Совмещаете ли Вы учебу с работой?” 16% испытуемых ответили что да, пытаются сами зарабатывать деньги, 54% ответили, что нет, но хотят найти работу, 21% считают, что учеба для них сейчас важнее, 9% испытуемых ответили, что в этом нет необходимости.
Прианкетировании участников контрольной группы были получены следующие результаты анкетирования. 1) Состав семьи. С матерью и отцом без братьев и сестер проживает 34% испытуемых. Братьев и сестер имеет 72% человек, но проживает с ними 62% человек. 6% испытуемых также проживают с другими родственниками.
) Наличие братьев и сестер. Братьев и сестер имеет 72% испытуемых, а проживает с ними 62%. Двоих братьев и сестер имеет 10% испытуемых, а 65% имеет только одного брата или сестру. Старших братьев и сестер имеет 23% испытуемых, младших - 32% и средними по возрасту в семье детьми являются 4% испытуемых.
) Оценка испытуемыми уровня материального достатка своей семьи. Ниже среднего уровень материального достатка имеют 12% испытуемых, средний уровень - 57% испытуемых, выше среднего 26% испытуемых и высокий - 5% испытуемых.
) На вопрос: “Каковы ваши отношения с отцом?” 57% испытуемых ответили: “ он самый близкий, дорогой мне человек ”, 15% испытуемых дали ответ: “конфликтные, мы не понимаем друг друга”, 11% испытуемых ответили: “отец пьет, из-за этого в семье много проблем”, 5% - “отец - злой, жестокий человек”.
) На вопрос: “Что бы Вы хотели изменить в Ваших взаимоотношениях с отцом?” 55% испытуемых ответили что ничего - их все устраивает; 35% испытуемых ответили, что хотели бы с ним больше общаться, быть ближе, понимать друг друга; 5% испытуемых ответили, что не хотят его видеть.
) На вопрос: “Интересуется ли отец Вашими делами и интересами?” 33% испытуемых ответили, что отец, не интересуется их делами и интересами и 67% утверждают обратное.
) На вопрос: “Кто влияет на принятие жизненно важных для Вас решений?” 26% испытуемых ответили что мать, из них 5% совместно с матерью; 13% - отец, 25% - оба родителя вместе; 9% - друзья; 5% другие родственники (дядя, брат, бабушка); 23% испытуемых ответили, что никто не влияет, все решения они принимают сами.
) Оценка испытуемыми их отношений с матерью. 76% испытуемых выбрали ответ: “она самый близкий, дорогой мне человек”; 3%: “мы не понимаем друг друга”, 10%: “мать пытается контролировать каждый мой шаг, мы много конфликтуем из-за этого”; 5%: “матери до меня нет никакого дела, у нее своя жизнь, свои заботы”; 4% “у матери серьезные проблемы со здоровьем (ее нельзя волновать), она мне не помощник и сама нуждается в моей поддержке и помощи” и 2% выбрали ответ: “у нас с ней ровные, уважительные, но не близкие, не доверительные отношения”.
) На вопрос: “Совмещаете ли Вы учебу с работой?” 5% испытуемых ответили что да, пытаются сами зарабатывать деньги, 45% ответили что нет, но хотят найти работу, 35% считают, что учеба для них сейчас важнее, 15% испытуемых ответили, что в этом нет необходимости.
Результаты анкетирования согласуются с результатами, полученными при помощи методики: “Незаконченные предложения Д. Сакса, Леви”.
Можно отметить, что процент людей с отрицательным отношением к отцу больше в неполных семьях, чем в полных, а к матери - в обеих выборках преобладает положительное отношение. То есть результаты анкетирования подтверждают результаты, полученные с помощью предыдущей методики.
Выходцы из полных семей имеют больше братьев и сестер, чем выходцы из неполных семей, что вполне объяснимо тем, что после распада семьи матери оставались одни. Также на это может влиять уровень материального достатка, который в целом ниже в неполных семьях, что также выявилось по результатам анкетирования.
Существенная материальная поддержка от своего отца оказывается только 35% испытуемым. Испытуемые экспериментальной выборки в своей основе общаются со своим отцом очень редко или вообще не общаются, и только 33% испытуемых общаются со своим отцом довольно часто. Практически у половины испытуемых экспериментальной группы отцы не проявляют заинтересованности в том, как дела у их детей, какие у них интересы и чем они занимаются. Причем только небольшой процент испытуемых не стали бы ничего менять в отношениях со своим отцом, и больше половины испытуемых экспериментальной группы вообще ничего не хотели бы слышать о своем отце. То есть, они даже неофициально не воспринимают отца как часть своей семьи.
У большинства выходцев из полных семей положительные отношения с отцом (но все-таки процент респондентов с положительным отношением к матери больше), и менять они в этих взаимоотношениях ничего не стали, 35% испытуемых хотели бы с ним больше общаться и только 5% испытуемых ничего не хотят о нем слышать, возможно, они не воспринимают отца как члена семьи.
Также в результате анкетирования мы выявили, что в неполных семьях немного выше процент людей, которые уже работают и которые еще не работают, но хотят найти работу, хотя данные различия незначительны. В полных семьях немного выше процент людей имеющих хороших и верных друзей (друга), что может являться следствием того, что дети из полных семей более общительны.
Процент респондентов, принимающих решения самостоятельно, выше в экспериментальной группе почти в 2 раза (45% против 23%), что говорит о большей самостоятельности испытуемых из неполных родительских семей в сравнении с полными. Причиной этому могло послужить отсутствие у большинства детей материальной и эмоциональной поддержку отца, а также потому, что они уже могли встретиться с определенными житейскими трудностями и поняли, что для их преодоления необходимо прилагать усилия. Потребность оказания одинокой матери помощи по дому также может создавать благоприятные условия для формирования самостоятельности.
Таким образом, наше предположение, послужившее гипотезой в данной работе, имеет практическое подтверждение результатами проведенного нами исследования. Результаты исследования показывают, что имеются явные различия в некоторых особенностях личностного самоопределения юношей и девушек из полных и неполных родительских семей, и эти различия образовались под влиянием семьи.
Заключение
Целью данной работы являлось выявление особенностей ценностно-смыслового самоопределения студентов при воспитании в полных и неполных семьях. Цель нашего исследования достигнута.
В рамках работы изучены основные теоретические подходы к понятию личностного самоопределения и охарактеризованы особенности личностного самоопределения юношей и девушек.
В основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования.
В рамках психологического подхода были выявлены структурно-содержательные характеристики семьи и особенно подробно - неполной семьи, а также особенности влияния неполной семьи на личностное самоопределение ребенка. Рассмотрена существующая практика исследований влияния неполной семьи на личностное самоопределение юношей и девушек.
Существует множество факторов, влияющих на развитие психики ребенка в неполной семье. Согласно данным ряда исследователей, неполная семья создает неблагоприятные условия для психического развития ребенка, он живет в ситуации психической депривации, из-за чего нарушается формирование самосознания и самооценки, возникает повышенная тревожность и неуверенность в себе, неспособность справится с трудностями и т.д. Существует и другая тенденция: дети из неполных семей самостоятельны, целеустремленны, эффективно справляются с жизненными трудностями, рано добиваются профессиональных успехов. Все это в дальнейшем влияет на особенности и успешность их личностного самоопределения.
В литературе авторы не уделяют внимания конкретному описанию особенностей личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте детей в зависимости от типа родительской семьи. Для выявления особенностей личностного самоопределения девушек и юношей из разных по структуре семей (полных и неполных) в данной работе было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие студенты первых курсов КемГУ в количестве 112 человек. В целях исследования все испытуемые были разделены на 2 выборки, идентичные по количеству участников исследования и по половому признаку. Экспериментальную группу составили 56 студента (в равной пропорции юноши и девушки из неполных родительских семей); контрольную группу также составили 56 студента (в равной пропорции юноши и девушки из полных родительских семей).
В результате исследования, выдвинутая нами гипотеза о том, что особенности личностного самоопределения студентов, юношей и девушек из неполных родительских семей, отличаются от таковых у юношей и девушек из полных родительских семей, подтвердилась. Результаты исследования показывают, что имеются явные различия в некоторых особенностях личностного самоопределения юношей и девушек из полных и неполных родительских семей, и эти различия образовались под влиянием семьи.
Результаты исследования позволили определить особенности личностного самоопределения студентов, юношей и девушек из неполных родительских семей, в сравнении с выходцами из полных родительских семей. Так, юноши и девушки из неполных родительских семей:
- значимо более целеустремлённы, что придаёт их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;
- имеют реальные жизненные планы, которые подкрепляют личной ответственностью за их реализацию и собственной активностью;
- имеют представление о себе как о сильной, самостоятельной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствие с представлением о её смысле;
- значимо более ответственны и самостоятельны в принятии решений;
- значимо выше ценят физическое и психическое здоровье, счастливую семейную жизнь как нереализованную ценность;
- в их списке предпочитаемых отсутствует ценность «наличие в жизни хороших и верных друзей», что можно объяснить частичной реализованностью этой ценности (58% имеет верного друга/друзей), серьёзным отношением к дружбе с опасением разочароваться в друзьях;
- отвергают ценность «уверенность в себе и своих силах» как цель, поскольку она не является дефицитарной;
- имеют более близкие, доверительные отношения с матерью на фоне непринятия отца;
- среди них больше процент совмещающих учёбу на дневном отделении ВУЗа с работой, а также стремящихся найти работу в ближайшее время;
Результаты проведенного исследования могут быть полезны в практике психологического консультирования по вопросам личностного самоопределения юношей и девушек, а также в консультировании по данным вопросам представителей неполных семей.
Проблема личностного самоопределения, особенно важная в возрасте становления личности, ее профессиональной ориентации, требует более пристального внимания исследователей в силу своей сложности и неоднозначности касаемо многих проблем, в том числе особенностей личностного самоопределения выходцев из неполных родительских семей.
Список литературы
1. Адлер А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер / пер. Е. А. Цыпина. - СПб.: Академический проект, 2000. - 256 с.
. Альбуханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / К. А. Альбуханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - c. 10-14.
. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - №1. - с. 3-18.
. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова // под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр “Академия”, 2005. - 192 с.
5. Битянова Н. Р. Психология личностного роста [Текст] / Н. Р. Битянова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995, 64с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
. Будич Н. Ю. Психологические факторы личностного самоопределения: монография / Н. Ю. Будич; ГОУ ВПО “Кемеровский государственный университет”. - Кемерово, 2010. - 103с
. Букаяс Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - с 28 - 39.
. Выготский Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с. (Мир психологии)
10. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - с 19 - 26.
. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - с 43 - 52.
. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. Дис. д-ра психол. наук [Текст] / М. Р. Гинзбург. - М., 1996. - 60 с.
. Гребенников И. В. Основы семейной жизни [Текст] / И. В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
14. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. [Текст] // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2002. - с.102-103.
. Елизаров А. Н. К проблеме поиска основного интегрального фактора семьи [Текст] / А. Н. Елизаров // Вестник МГУ. - сер. 14. Психология. - 1996. - №1. - с 42 - 49.
. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.
. Зейгарник Б. Ф. Индивидуальная психология А. Адлера [Текст] / Б. Ф. Зейгарник // Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Издательство Моск. Университета, 1982. - 128с.
. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности [Текст] / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 169 с.
. Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд [Текст] / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский / под ред. Г. В. Залевского. - Томск: Издательство томского университета, 1999. - 154 с.
. Ковалев С. В. Психология семейных отношений [Текст] / С. В. Ковалев. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
21. Кон И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.
. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника [Текст] / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника. - М., 1983. - с 4 - 11.
. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся [Текст] / А. М. Кухарчук, А. Б. Ценципер. -Минск: Народная асвета, 1976. - 128 с.
. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага: Авиценум. Мед изд-во, 1984. - 334 с.
. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. И общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - с. 372 - 377.
. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2000. - №1. - с 15 - 25.
. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д. А. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
. Личко А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А. Е. Личко. - 2-е изд. доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1985. - 336 с.
. Логинова Н. А. Развитие личности и жизненный путь [Текст] / Н. А. Логинова // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анцыферова. - М.: Наука, 1978. - с. 156 - 172.
. Маслоу А. Самоактуализация [Тест] / А. Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - с. 108 - 117.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов [Текст] / В. С. Мухина - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 432с.
. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. - 3-е изд. стереотип. - М.: Тривола, 1998. - 351 с.
. Овчарова Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Р. В. Овчарова - М.: Изд. центр “Академия”, 2005. - 368с.
. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 328 с.
. Павлюшина А. А. Самооценка и отношение учащегося к ошибкам учебной деятельности [Текст] / А. А. Павлюшина // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Т. 2. - М.: Просвещение, 1975. - С. 125 - 134.
. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255с.
. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: институт практической психологии, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. - 256 с.
. Раттер М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. Т. 2 [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии [
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!