Особенности влияния неполной семьи на личностное самоопределение ребенка — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Особенности влияния неполной семьи на личностное самоопределение ребенка

2021-04-19 101
Особенности влияния неполной семьи на личностное самоопределение ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей. [31]

Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и B.C. Собкина [42], наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Под неустойчивым стилем воспитания понимается непоследовательность, немотивированность эмоциональных проявлений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного поведения ребенка. В результате такого воспитания, ребенок усваивает тот факт, что все происходящее зависит не от его поведения, а от внешних причин. В конечном счете, он вообще отказывается от попыток понять причинно-следственные связи окружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не способен оценить свои переживания, поступки.

Воспитание по типу гипопротекции означает пониженное внимание к ребенку, когда родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями ребенка. Формально запреты и правила в семье существуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. У таких детей затруднена саморегуляция. К серьезным негативным последствиям приводит воспитание в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности, высокой агрессивности. Наиболее часто данный тип воспитания встречается в социально неблагополучных семьях.

Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих проявлений означает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремятся выполнить любую прихоть ребенка, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. «Слепая» любовь побуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать отрицательные качества, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Поэтому личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью.

Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающихся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования высокого самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я». По данным ряда исследователей (А.И. Захаров, А.И. Фурманов, А.С. Семенюк), недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Если же эта агрессия направляется внутрь, она становится причиной низкого самоуважения, чувства вины и тревоги. Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Этот стиль оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. [42]

Другой тип воспитания - повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему препоручают заботу о младших детях или о престарелых. Повышенная моральная ответственность вызывает агрессию, а также тревогу и страхи.

В семейном воспитании без отца могут быть выделены три типа отношений.

Первый тип определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда и не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца. Однако и в такой ситуации маме следует дать определенные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять.

Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. Она стремится убедить ребенка, что отец был плохим человеком, поэтому семья стала неполной. Такая позиция матери создает неблагоприятные условия для их взаимоотношений с ребенком. Ребенок может истолковать негативное отношение матери к отцу как несправедливое и затаить на нее обиду за отсутствие отца. Часто все то негативное, о чем упоминала мать по отношению к отцу, дети начинают замечать и фиксировать в ней самой. Так нарушается контакт между ребенком и матерью.

Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный, связан с созданием у ребенка представления о нем как об обычном человеке, со своими достоинствами и недостатками. Подобная ситуация создаст правильный эмоциональный фундамент для воспитания. Ребенок может спокойно и благоразумно воспринимать материнский авторитет, независимо от сложившихся семейных обстоятельств. [51]

Л.С. Выготский указывал на определяющую роль социальной ситуации развития для развития психики ребенка. Й. Лагмейер и З. Матейчик считают, что в неполной семье возникает ситуация психической депривации ребенка. По их мнению, каждый член семьи выполняет естественным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка - физические, эмоциональные, интеллектуальные. Общая атмосфера семьи, которая интенсивно формирует развивающуюся личность ребенка, зависит от тесного контакта в совместной жизни всех этих членов семьи. Если в семье отсутствует один из родителей, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заменить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и всей семьи. [24]

Наибольшая опасность для развития ребенка, особенно в раннем возрасте, возникает тогда, когда нет матери (“материнская депривация”). От матери зависит удовлетворение большинства психических потребностей ребенка - она создает основу для отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру, создает эмоциональный фон семьи и т.п. Но если другому человеку удается заменить ребенку мать (например, любящая мачеха, бабушка, отец), то условий для депривации не возникнет.

Значительно более частым является отсутствие отца (“патернальная депривация”). Отец в семье выполняет функцию нормативного контроля, создает систему оценок, осуществляет регуляцию поведения. Ребенок, растущий без отца, лишен важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает, как правило, от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в полных семьях олицетворяются отцом. В результате, ребенок, растущий без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальным, агрессивным по отношению к окружающим.

В ситуации, когда нет отца, матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье. Мать, как правило, перегружена работой и бывает настолько занята, что у нее не остается для ребенка достаточного количества времени. Ребенок в таких ситуациях (если мать его ни с кем не оставляет), предоставлен большую часть дня самому себе. [24]

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка в семье разнообразны, различные сочетания которых имеют различные последствия, приводят либо к нормальному, либо к депривационному развитию. Среди факторов, влияющих на развитие ребенка в неполной семье выделяют: состояние здоровья, психологические трудности, финансовые и домашние проблемы одинокого родителя, стиль воспитания и т. д. [33]

Среди внутренних факторов, существенно влияющих на ребенка в неполной семье выделяют: возраст, пол, индивидуальные особенности ребенка.

Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, изучающие половую идентификацию, указывают, что наиболее опасна для ребенка неполная семья, образовавшаяся на самых ранних этапах его жизни, когда идет интенсивная половая социализация, освоение половых ролей. [33] Следовательно, для ребенка из неполной семьи есть опасность нарушения половой идентичности, несформированности навыков полоролевого поведения. Несформированность половой идентичности, в свою очередь порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека появляется ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличии от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность. [51]

В развитии девочки отец играет важную роль. Для нее он мужчина номер 1, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются сознательно или бессознательно и становятся образцом для типов и форм взаимоотношений с мужчинами в будущем. Следовательно, наличие или отсутствие отца, характер взаимоотношений с ним влияет на способы взаимоотношений девушки с мужчинами вообще, а, следовательно, и на успешность ее личной жизни. [51]

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как полностью противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. И в том и в другом случае у мальчика складывается искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Мальчики, воспитанные без отца, по мнению В. М. Целуйко, часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. [50]

Воспитание в неполной семье влияет на интеллектуальное развитие ребенка, отсутствие отца в семье наиболее сильно сказывается на математических способностях как мальчиков так и девочек. На основании проведенных исследований Б. И. Кочубей (1990) утверждает, что в основе недоразвития этих способностей лежит отсутствие специфики интеллектуальной сферы, создаваемой мужчиной.

Мужчины, как правило, имеют более высокоразвитые математические способности, способности к пространственной ориентации, более склонны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, их ум направлен больше на вещи, чем на людей. Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них большой словарный запас по сравнению с мужчинами, они хорошо умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Женщины обычно лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. Конечно, есть множество исключений, но такие тенденции есть. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении, начиная с раннего детства, присутствовали оба типа мышления: мужской и женский. [33]

Ряд авторов (А. Г. Антонян, М. Земска, З. Матейчик, В. Я. Титаренко и др.) указывают на существование взаимосвязи между воспитанием ребенка в семье и преступным поведением. [33, 24] Многие исследователи (З. Матейчек, М. Раттер и др.) связывают воспитание ребенка в неполной семье с различными психическими заболеваниями. Было выявлено, что этот фактор более выражен у детей, переживших развод родителей, чем у детей, переживших смерть одного из них.

Согласно исследованию М. Розенберга, в семье разведенных супругов высокая самооценка характерна для меньшего процента детей, чем в неполных семьях, где нет одного из родителей вследствие его смерти или совместного их проживания. Это можно объяснить различием социальных ситуаций, возникающих после изменения состава семьи из-за смерти или развода, причем не в пользу последнего.

Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей в школе, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т. д.

Таким образом, социальная ситуация развития ребенка в неполной семье в большинстве случаев может рассматриваться как депривирующая.

Однако следует отметить, что сравнительные исследования трех типов семей (неполной, полной конфликтной и полной благополучной) обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполных семей чаще отличаются большими успехами, чем их сверстники из полных, но конфликтных семей, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей. Исследование проводилось Е. А. Пузыревой под научным руководством Р. В. Овчаровой в 2002 году. [33]

Ученые высказывают предположение, что именно дисгармония в семье, а не распад ее как таковой, являются источником отрицательного воздействия на ребенка. Влияние хронических конфликтов в семье на эмоциональное благополучие ребенка в предразводной ситуации анализируется в исследованиях Б. А. Титова и Л. Т. Машковой (1990). По их мнению, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка - защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или агрессивность. Боязнь одного из родителей часто вызывает невротическую привязанность к другому в поисках недостающего тепла. Все это отражается на формировании личности ребенка. [33]

Ситуация развода в семье так или иначе сопровождается конфликтными взаимоотношениями. В семье противоречия отравляют жизнь не только супругам, но и их детям. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных семейных событий в жизни ребенка. Так, А. И. Захаров [16] показал, что каждый ребенок, больной неврозом, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода, большей частью - до развития четко выраженного заболевания неврозом. Каждый четвертый ребенок перенес разной продолжительности разлуку с матерью в первые годы жизни (воспитание у родственников, больница, круглосуточные детские учреждения и т. д.). Недостаточность эмоционального контакта с матерью или отцом не может быть восполнена воспитателями, заменяющими родителей [16].

Исходя из изложенного нами в данной главе, можно сделать вывод, именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывая фундамент важнейших человеческих качеств. Это влияние осуществляется посредством характера взаимоотношений родителей и детей, используемого стиля воспитания, успешностью выполнения супругами своих родительских функций и т. д. Однако, в неполной семье характер взаимодействия родителей и детей, как правило, меняется, так как воспитание ребенка, все заботы о нем полностью ложатся на одного из родителей, который, в свою очередь, не всегда способен в полной мере со всем этим справится в одиночку. Также влияние оказывает стрессовое состояние родителей и ребенка вследствие распада семьи, эмоциональные переживания ребенка из-за конфликтов между его родителями. В неполной семье, по сравнению с полной, возникает больше предпосылок для использования родителями неправильных стилей воспитания, для нарушения благоприятных взаимоотношений между родителями и детьми и т д.

Существует множество факторов, влияющих на развитие психики ребенка в неполной семье. Как мы уже писали выше, неполная семья чаще всего создает неблагоприятные условия для психического развития ребенка: возникает ситуация психической депривации, нарушается формирование самосознания и самооценки, возникает повышенная тревожность и неуверенность в себе, затрудняется приспособленность социальному окружению, неспособность справится с трудностями и т. д. Однако, существует и противоположная тенденция: дети из неполных семей целеустремленны, легко справляются с жизненными трудностями, рано добиваются профессиональных успехов. Все это в дальнейшем влияет на особенности и успешность их личностного самоопределения.

В литературе авторы не уделяют внимания конкретному описанию особенностей личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте детей в зависимости от типа родительской семьи. Они в основном рассматривают особенности формирование личности ребенка в неполной семье, уделяя больше внимание раннему возрасту, особенностям взаимоотношений родителей и детей в неполных семьях, стилям воспитания в неполных семьях, рассматривают последствия влияния неполной семьи на личность ребенка в разных возрастах.

Для выявления особенностей личностного самоопределения девушек и юношей из полных и неполных семей мы проведем эмпирическое исследование.

 


3. Исследование ценностно-смыслового самоопределения студентов из полной и неполной родительской семьи


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.