Характеристика выборки, процедуры и методов исследования — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Характеристика выборки, процедуры и методов исследования

2021-04-19 61
Характеристика выборки, процедуры и методов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ценностный смысловой самоопределение семья

В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование, соответствующее теме работы. Цель исследования: выявить эмпирическим путем особенности ценностно-смыслового самоопределения студентов из полной и неполной родительской семьи.

Гипотеза исследования: особенности личностного самоопределения юношей и девушек из неполных родительских семей отличаются от таковых у юношей и девушек из полных родительских семей.

Гипотеза и цель исследования определяют следующие задачи:

.   Подобрать методики и провести в соответствии с ними исследование особенностей ценностно-смыслового самоопределения студентов, выходцев из полной и неполной родительской семьи;

.   Выявить по результатам исследования отличия особенностей ценностно-смыслового самоопределения студентов, выходцев из полной и неполной родительской семьи;

.   Сделать выводы на основании полученных эмпирических данных о правильности выдвинутой нами гипотезы.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие студенты первых курсов КемГУ в количестве 112 человек. В целях исследования все испытуемые были разделены на 2 выборки, идентичные по количеству участников исследования и по половому признаку. Экспериментальную группу составили 56 студентов (в равной пропорции юноши и девушки из неполных родительских семей); контрольную группу также составили 56 студента (в равной пропорции юноши и девушки из полных родительских семей). Средний возраст испытуемых составил 17-18 лет, то есть возраст ранней юности. Исследование проводилось в марте 2013 года?.

Методы исследования. Исследование было проведено с использованием следующих методик: тест СЖО, Д. А. Леонтьев; методика “Ценностные ориентации”, М. Рокич; методика “Диагностика мотивации достижения и боязни неудач”, А. А. Реан; методика “Незаконченные предложения”, Д. Сакс, Леви; анкетирования.

Выбор для исследования личностного самоопределения методики СЖО и методики “Ценностные ориентации” сделан в связи с тем, что автор данной работы придерживается точки зрения В. Л. Гинзбурга о ценностно-смысловой природе самоопределения в ранней юности. Соответственно, с помощью методики СЖО выявляется: наличие/отсутствие в жизни респондентов целей, придающих смысл жизни в настоящем; готовность взять на себя ответственность за реализацию этих целей; реализацию поставленной цели на момент исследования. Методика “Ценностные ориентации” позволила выявить качественные особенности предпочитаемых и отвергаемых терминальных ценностей у представителей контрольной и экспериментальной групп. Данные методики дополняют друг друга, так как одна является количественной, а другая качественной.

Методика “Диагностика мотивации достижения и боязни неудач” А. А. Реана выбрана с целью выявления мотивационного полюса у испытуемых контрольной и экспериментальной групп. В зависимости от преобладающего мотивационного полюса человек выбирает те или иные цели в жизни. Если у человека преобладает мотивация боязни неудач, то он может отказываться в своей жизни от тех или иных намерений и целей из-за неверия в свои силы, из-за боязни потерпеть неудачу. Если же у человека преобладает мотивация достижения, то все он всегда упорно и с уверенностью стремится к цели. Следовательно, мотивационный полюс может оказывать влияние на особенности личностного самоопределения.

Методика “Незаконченные предложения”, Д. Сакса, Леви в данном исследовании использовалась для диагностики самоотношения респондента, изучения отношений в системе родитель/ребенок. В исследовании использовалась также разработанная в рамках работы анкета, с помощью которой выявлялись особенности семейной ситуации респондента в целом. Эта информация необходима для того, чтобы выявить возможное влияние условий неполной семьи на личностное самоопределение испытуемых. Исследование проводилось в шесть этапов.

На первом этапе испытуемым предлагалась методика СЖО (смысложизненные ориентации) Д. А. Леонтьева. Тест СЖО является адаптированной версией теста “Цели в жизни” Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика представляет собой опросник, содержащий 20 противоположных утверждений. На основании сделанного респондентом выбора определяется степень выраженности смысложизненной ориентации личности. С помощью данной методики в исследовании диагностировались: цели в жизни; процесс и эмоциональная насыщенность жизни; результативность жизни; локус контроля Я и локус контроля жизнь. Шкалу “осмысленность жизни” в работе не использовали, так как, по нашему мнению, она не актуальна для исследуемой нами возрастной категории.

На втором этапе испытуемым предлагалась методика “Ценностные ориентации” М. Рокича. Методика представляет собой тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и “философии жизни”. Разработанная М. Рокичем методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

. терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; это так называемые ценности-цели;

. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации; М. Рокич их называет целями-средствами.

В нашем исследовании мы использовали только один список ценностей - терминальные ценности, так как, придерживаясь точки зрения Гинзбурга о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения в ранней юности, мы считаем, что в данном возрасте самоопределение происходит в первую очередь на основе ценностей-целей.

На третьем этапе испытуемым предлагалась методика “Диагностика мотивации успеха и боязни неудач” А. А Реана. Методика представляет собой список из двадцати вопросов. По ответам респондента на вопросы методики диагностируется мотивация боязни неудач/мотивация достижения успеха, либо неопределенный мотивационный полюс с тенденцией к одной из них.

На четвертом этапе испытуемым предлагалась методика “Незаконченные предложения” Д. Сакса и Леви. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным и т.д. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. В нашем исследовании мы использовали 5 из 15 шкал данной методики, в том числе: отношение к отцу, отношение к себе, отношение к будущему, отношение к семье, отношение к матери. Респондентам предлагалось закончить следующие предложения: “Думаю, что мой отец…”; “Думаю, что мой отец редко…”; “Я хотел бы, чтобы мой отец…”; “Думаю, что я достаточно способен, чтобы…”; “Моя наибольшая слабость заключается в том…”; “Когда мне начинает не везти, то…”; “Будущее кажется мне…”; “Надеюсь на…”; “По сравнению с большинством других семей, моя семья…”; “Когда я был ребенком, моя семья…”; “Моя мать…”; “Моя мать и я…”; Считаю, что большинство матерей …”; “Я люблю свою мать, но…” и т.д.

На пятом этапе испытуемым была предложена разработанная нами анкета в 2 вариантах: для студентов (юношей и девушек) из полных родительских семей и для студентов (юношей и девушек) из неполных родительских семей. Ответы на вопросы данной анкеты дают информацию о составе семьи; уровне материального достатка семьи; особенностях взаимоотношений с отцом, с матерью; степени самостоятельности испытуемых в принятии жизненных решений; наличии работы. Анкета разработана с целью выявления жизненных и семейных условий, которые могут оказывать влияние на особенности личностного самоопределения испытуемых. На шестом этапе были проведены анализ и интерпретация результатов исследования.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.