Личностное самоопределение как объект психологического изучения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Личностное самоопределение как объект психологического изучения

2021-04-19 124
Личностное самоопределение как объект психологического изучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

. Личностное самоопределение как объект психологического изучения

Современные подходы к пониманию личностного самоопределения

Личностное самоопределение в период юности

. Особенности личностного самоопределения студентов (девушек и юношей) в зависимости от типа семьи

Психологический подход к пониманию семьи

Особенности влияния неполной семьи на личностное самоопределение ребенка

. Исследование ценностно-смыслового самоопределения студентов из полной и неполной родительской семьи

Характеристика выборки, процедуры и методов исследования

Изложение и анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

 


Введение

Уже на протяжении более чем 20 лет современное российское общество переживает период трансформации ценностных основ всех сфер жизни. На сегодняшний день прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации личности во многом не соответствуют реальной жизни, а новые сформированы еще в недостаточной мере.

Эта общественная проблема особенно актуальна для каждого человека, который находится на одном из этапов профессионального становления, а именно - на первоначальном этапе овладения профессией.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, в науке отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у представителей молодого поколения.

За последние два десятилетия в структуре жизненных приоритетов юношей и девушек произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Формирование убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие).

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую ценность.

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Актуальность изучения влияния семейного воспитания на особенности ценностных ориентаций молодежи из полных и неполных семей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации и развития личности ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структура и формирование ценностно-смысловых ориентаций у студентов выходцев из полных и неполных семей.

Мы считаем, что существует взаимосвязь между особенностями личностного самоопределения в ранней юности и условиями, создаваемыми для личностного развития ребенка в неполной семье. Проверке данного предположения и посвящена наша работа.

Цель данной работы: выявить особенности ценностно-смыслового самоопределения студентов при воспитании в полных и неполных семьях.

Гипотеза: особенности личностного самоопределения юношей и девушек из неполных родительских семей отличаются от таковых у юношей и девушек из полных родительских семей.

Объект исследования: личностное самоопределение.

Предмет исследования: особенности ценностно-смыслового самоопределения студентов при воспитании в полных и неполных семьях.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Провести теоретический анализ работ отечественных и зарубежных психологов по исследуемой проблеме.

. Выявить особенности личностного самоопределения в период ранней юности.

. Рассмотреть тип семьи в связи с личностным самоопределением.

. Исследовать эмпирическим путем ценностно-смыслового самоопределение студентов (юношей и девушек) из полных, а также из неполных родительских семей.

. Провести сравнительный анализ личностного самоопределения студентов (юношей и девушек) из неполных и полных родительских семей и выявить их отличительные особенности.

Для эмпирического исследования личностного самоопределения юношей и девушек в работе используются следующие методики:

1) СЖО, Леонтьев Д. А.;

2) методика “Незаконченные предложения”, Д. Сакс, Леви;

) методика “Ценностные ориентации”, М. Рокич;

) методика “Диагностика мотивации достижения успеха и боязни неудач”, А. А. Реан;

) анкеты для студентов, выходцев из полной и неполной семей.

Структура работы определено ее содержанием и включает 3 главы, 9 параграфов, приложения.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней проведена систематизация теоретического материала по вопросам ценностно-смыслового самоопределения.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования, проведенного в работе, могут быть использованы для практического консультирования юношей и девушек в период личностного самоопределения.

Эмпирической базой исследования послужили студенты первых курсов КемГУ в количестве 112 человек.


Результаты анкетирования.

В ходе исследования проводилось анкетирование с использованием специально разработанной нами анкеты, при анкетировании были собраны эмпирические данные о составе семьи, ее материальном положении, отношениях между членами семьи и т.д.

Представим результаты, полученные в результате анкетирования участников экспериментальной группы.

) Состав семьи. Вдвоем с матерью без братьев и сестер живут 42% испытуемых. 11% испытуемых проживают еще и с другими родственниками (с бабушками). С братьями и сестрами проживают 57% испытуемых.

) Наличие братьев и сестер. Всего братьев и сестер имеют 57% испытуемых, а проживают со своими братьями и сестрами 48% испытуемых. 9% испытуемых имеют двух сиблингов, и 91% одного. Старших братьев и сестер имеют 19% испытуемых, младших - 35%, средними детьми в семье являются 4% испытуемых.

) Оценка испытуемыми уровня материального достатка своей семьи. Ниже среднего уровень материального достатка имеют 26% испытуемых, средний уровень - 56% испытуемых, выше среднего 15% испытуемых и высокий - 3% испытуемых.

) Наличие общения со вторым родителем, не проживающим в семье. 33% испытуемых довольно часто общаются со своим отцом, 46% общаются крайне редко и 21% совсем не общаются со своим отцом.

) На вопрос: “Интересуется ли отец Вашими делами и интересами?” 47% испытуемых ответили, что отец, совсем не интересуется их делами и интересами и 53% утверждают обратное.

) На вопрос: “Что бы Вы хотели изменить в Ваших взаимоотношениях со вторым родителем?” 23% испытуемых ответили что ничего - их все устраивает, 10% испытуемых хотели бы с ним познакомиться поближе, 50% испытуемых утверждают, что ничего не хотят о нем слышать, и 17% хотели бы с ним чаще встречаться и больше общаться, быть ближе.

) На вопрос: “Помогает ли Вам отец материально?” 33% испытуемых ответили, что не помогает совсем, 35% - помогает очень редко, 7% - раньше помогал, а теперь нет, и 35% испытуемых утверждают, что отец оказывает существенную материальную поддержку.

) На вопрос: “Кто влияет на принятие жизненно важных для Вас решений” 26% ответили что мать, друзья 9%, они сами совместно с друзьями - 5%, братья - 2%, мать и другие родственники (бабушка, сестра) - 3%, отец - 10%, никто, все решения принимают сами - 45%.

) Оценка испытуемыми их отношений с матерью. 52% испытуемых выбрали ответ: “она смой самый близкий друг, советчик, дорогой для меня человек”; 5%: “мы не понимаем друг друга”, 9%: “мать пытается контролировать каждый мой шаг, мы много конфликтуем из-за этого”; 8%: “матери до меня нет никакого дела, у нее своя жизнь, свои заботы”; 4% “у матери серьезные проблемы со здоровьем (ее нельзя волновать), она мне не помощник и сама нуждается в моей поддержке и помощи” и 12% выбрали ответ: “у нас с ней ровные, уважительные, но не близкие, не доверительные отношения”.

) На вопрос: “Совмещаете ли Вы учебу с работой?” 16% испытуемых ответили что да, пытаются сами зарабатывать деньги, 54% ответили, что нет, но хотят найти работу, 21% считают, что учеба для них сейчас важнее, 9% испытуемых ответили, что в этом нет необходимости.

Прианкетировании участников контрольной группы были получены следующие результаты анкетирования. 1) Состав семьи. С матерью и отцом без братьев и сестер проживает 34% испытуемых. Братьев и сестер имеет 72% человек, но проживает с ними 62% человек. 6% испытуемых также проживают с другими родственниками.

) Наличие братьев и сестер. Братьев и сестер имеет 72% испытуемых, а проживает с ними 62%. Двоих братьев и сестер имеет 10% испытуемых, а 65% имеет только одного брата или сестру. Старших братьев и сестер имеет 23% испытуемых, младших - 32% и средними по возрасту в семье детьми являются 4% испытуемых.

) Оценка испытуемыми уровня материального достатка своей семьи. Ниже среднего уровень материального достатка имеют 12% испытуемых, средний уровень - 57% испытуемых, выше среднего 26% испытуемых и высокий - 5% испытуемых.

) На вопрос: “Каковы ваши отношения с отцом?” 57% испытуемых ответили: “ он самый близкий, дорогой мне человек ”, 15% испытуемых дали ответ: “конфликтные, мы не понимаем друг друга”, 11% испытуемых ответили: “отец пьет, из-за этого в семье много проблем”, 5% - “отец - злой, жестокий человек”.

) На вопрос: “Что бы Вы хотели изменить в Ваших взаимоотношениях с отцом?” 55% испытуемых ответили что ничего - их все устраивает; 35% испытуемых ответили, что хотели бы с ним больше общаться, быть ближе, понимать друг друга; 5% испытуемых ответили, что не хотят его видеть.

) На вопрос: “Интересуется ли отец Вашими делами и интересами?” 33% испытуемых ответили, что отец, не интересуется их делами и интересами и 67% утверждают обратное.

) На вопрос: “Кто влияет на принятие жизненно важных для Вас решений?” 26% испытуемых ответили что мать, из них 5% совместно с матерью; 13% - отец, 25% - оба родителя вместе; 9% - друзья; 5% другие родственники (дядя, брат, бабушка); 23% испытуемых ответили, что никто не влияет, все решения они принимают сами.

) Оценка испытуемыми их отношений с матерью. 76% испытуемых выбрали ответ: “она самый близкий, дорогой мне человек”; 3%: “мы не понимаем друг друга”, 10%: “мать пытается контролировать каждый мой шаг, мы много конфликтуем из-за этого”; 5%: “матери до меня нет никакого дела, у нее своя жизнь, свои заботы”; 4% “у матери серьезные проблемы со здоровьем (ее нельзя волновать), она мне не помощник и сама нуждается в моей поддержке и помощи” и 2% выбрали ответ: “у нас с ней ровные, уважительные, но не близкие, не доверительные отношения”.

) На вопрос: “Совмещаете ли Вы учебу с работой?” 5% испытуемых ответили что да, пытаются сами зарабатывать деньги, 45% ответили что нет, но хотят найти работу, 35% считают, что учеба для них сейчас важнее, 15% испытуемых ответили, что в этом нет необходимости.

Результаты анкетирования согласуются с результатами, полученными при помощи методики: “Незаконченные предложения Д. Сакса, Леви”.

Можно отметить, что процент людей с отрицательным отношением к отцу больше в неполных семьях, чем в полных, а к матери - в обеих выборках преобладает положительное отношение. То есть результаты анкетирования подтверждают результаты, полученные с помощью предыдущей методики.

Выходцы из полных семей имеют больше братьев и сестер, чем выходцы из неполных семей, что вполне объяснимо тем, что после распада семьи матери оставались одни. Также на это может влиять уровень материального достатка, который в целом ниже в неполных семьях, что также выявилось по результатам анкетирования.

Существенная материальная поддержка от своего отца оказывается только 35% испытуемым. Испытуемые экспериментальной выборки в своей основе общаются со своим отцом очень редко или вообще не общаются, и только 33% испытуемых общаются со своим отцом довольно часто. Практически у половины испытуемых экспериментальной группы отцы не проявляют заинтересованности в том, как дела у их детей, какие у них интересы и чем они занимаются. Причем только небольшой процент испытуемых не стали бы ничего менять в отношениях со своим отцом, и больше половины испытуемых экспериментальной группы вообще ничего не хотели бы слышать о своем отце. То есть, они даже неофициально не воспринимают отца как часть своей семьи.

У большинства выходцев из полных семей положительные отношения с отцом (но все-таки процент респондентов с положительным отношением к матери больше), и менять они в этих взаимоотношениях ничего не стали, 35% испытуемых хотели бы с ним больше общаться и только 5% испытуемых ничего не хотят о нем слышать, возможно, они не воспринимают отца как члена семьи.

Также в результате анкетирования мы выявили, что в неполных семьях немного выше процент людей, которые уже работают и которые еще не работают, но хотят найти работу, хотя данные различия незначительны. В полных семьях немного выше процент людей имеющих хороших и верных друзей (друга), что может являться следствием того, что дети из полных семей более общительны.

Процент респондентов, принимающих решения самостоятельно, выше в экспериментальной группе почти в 2 раза (45% против 23%), что говорит о большей самостоятельности испытуемых из неполных родительских семей в сравнении с полными. Причиной этому могло послужить отсутствие у большинства детей материальной и эмоциональной поддержку отца, а также потому, что они уже могли встретиться с определенными житейскими трудностями и поняли, что для их преодоления необходимо прилагать усилия. Потребность оказания одинокой матери помощи по дому также может создавать благоприятные условия для формирования самостоятельности.

Таким образом, наше предположение, послужившее гипотезой в данной работе, имеет практическое подтверждение результатами проведенного нами исследования. Результаты исследования показывают, что имеются явные различия в некоторых особенностях личностного самоопределения юношей и девушек из полных и неполных родительских семей, и эти различия образовались под влиянием семьи.

 


Заключение

 

Целью данной работы являлось выявление особенностей ценностно-смыслового самоопределения студентов при воспитании в полных и неполных семьях. Цель нашего исследования достигнута.

В рамках работы изучены основные теоретические подходы к понятию личностного самоопределения и охарактеризованы особенности личностного самоопределения юношей и девушек.

В основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования.

В рамках психологического подхода были выявлены структурно-содержательные характеристики семьи и особенно подробно - неполной семьи, а также особенности влияния неполной семьи на личностное самоопределение ребенка. Рассмотрена существующая практика исследований влияния неполной семьи на личностное самоопределение юношей и девушек.

Существует множество факторов, влияющих на развитие психики ребенка в неполной семье. Согласно данным ряда исследователей, неполная семья создает неблагоприятные условия для психического развития ребенка, он живет в ситуации психической депривации, из-за чего нарушается формирование самосознания и самооценки, возникает повышенная тревожность и неуверенность в себе, неспособность справится с трудностями и т.д. Существует и другая тенденция: дети из неполных семей самостоятельны, целеустремленны, эффективно справляются с жизненными трудностями, рано добиваются профессиональных успехов. Все это в дальнейшем влияет на особенности и успешность их личностного самоопределения.

В литературе авторы не уделяют внимания конкретному описанию особенностей личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте детей в зависимости от типа родительской семьи. Для выявления особенностей личностного самоопределения девушек и юношей из разных по структуре семей (полных и неполных) в данной работе было проведено эмпирическое исследование.

В исследовании приняли участие студенты первых курсов КемГУ в количестве 112 человек. В целях исследования все испытуемые были разделены на 2 выборки, идентичные по количеству участников исследования и по половому признаку. Экспериментальную группу составили 56 студента (в равной пропорции юноши и девушки из неполных родительских семей); контрольную группу также составили 56 студента (в равной пропорции юноши и девушки из полных родительских семей).

В результате исследования, выдвинутая нами гипотеза о том, что особенности личностного самоопределения студентов, юношей и девушек из неполных родительских семей, отличаются от таковых у юношей и девушек из полных родительских семей, подтвердилась. Результаты исследования показывают, что имеются явные различия в некоторых особенностях личностного самоопределения юношей и девушек из полных и неполных родительских семей, и эти различия образовались под влиянием семьи.

Результаты исследования позволили определить особенности личностного самоопределения студентов, юношей и девушек из неполных родительских семей, в сравнении с выходцами из полных родительских семей. Так, юноши и девушки из неполных родительских семей:

-  значимо более целеустремлённы, что придаёт их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;

-  имеют реальные жизненные планы, которые подкрепляют личной ответственностью за их реализацию и собственной активностью;

-  имеют представление о себе как о сильной, самостоятельной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствие с представлением о её смысле;

-  значимо более ответственны и самостоятельны в принятии решений;

-  значимо выше ценят физическое и психическое здоровье, счастливую семейную жизнь как нереализованную ценность;

-  в их списке предпочитаемых отсутствует ценность «наличие в жизни хороших и верных друзей», что можно объяснить частичной реализованностью этой ценности (58% имеет верного друга/друзей), серьёзным отношением к дружбе с опасением разочароваться в друзьях;

-  отвергают ценность «уверенность в себе и своих силах» как цель, поскольку она не является дефицитарной;

-  имеют более близкие, доверительные отношения с матерью на фоне непринятия отца;

-  среди них больше процент совмещающих учёбу на дневном отделении ВУЗа с работой, а также стремящихся найти работу в ближайшее время;

Результаты проведенного исследования могут быть полезны в практике психологического консультирования по вопросам личностного самоопределения юношей и девушек, а также в консультировании по данным вопросам представителей неполных семей.

Проблема личностного самоопределения, особенно важная в возрасте становления личности, ее профессиональной ориентации, требует более пристального внимания исследователей в силу своей сложности и неоднозначности касаемо многих проблем, в том числе особенностей личностного самоопределения выходцев из неполных родительских семей.

 


Список литературы

1. Адлер А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер / пер. Е. А. Цыпина. - СПб.: Академический проект, 2000. - 256 с.

. Альбуханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / К. А. Альбуханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - c. 10-14.

. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - №1. - с. 3-18.

. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова // под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр “Академия”, 2005. - 192 с.

5. Битянова Н. Р. Психология личностного роста [Текст] / Н. Р. Битянова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995, 64с.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

. Будич Н. Ю. Психологические факторы личностного самоопределения: монография / Н. Ю. Будич; ГОУ ВПО “Кемеровский государственный университет”. - Кемерово, 2010. - 103с

. Букаяс Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - с 28 - 39.

. Выготский Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с. (Мир психологии)

10. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - с 19 - 26.

. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - с 43 - 52.

. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. Дис. д-ра психол. наук [Текст] / М. Р. Гинзбург. - М., 1996. - 60 с.

. Гребенников И. В. Основы семейной жизни [Текст] / И. В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

14. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. [Текст] // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2002. - с.102-103.

. Елизаров А. Н. К проблеме поиска основного интегрального фактора семьи [Текст] / А. Н. Елизаров // Вестник МГУ. - сер. 14. Психология. - 1996. - №1. - с 42 - 49.

. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.

. Зейгарник Б. Ф. Индивидуальная психология А. Адлера [Текст] / Б. Ф. Зейгарник // Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Издательство Моск. Университета, 1982. - 128с.

. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности [Текст] / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 169 с.

. Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд [Текст] / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский / под ред. Г. В. Залевского. - Томск: Издательство томского университета, 1999. - 154 с.

. Ковалев С. В. Психология семейных отношений [Текст] / С. В. Ковалев. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

21. Кон И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.

. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника [Текст] / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника. - М., 1983. - с 4 - 11.

. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся [Текст] / А. М. Кухарчук, А. Б. Ценципер. -Минск: Народная асвета, 1976. - 128 с.

. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага: Авиценум. Мед изд-во, 1984. - 334 с.

. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. И общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - с. 372 - 377.

. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2000. - №1. - с 15 - 25.

. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Д. А. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

. Личко А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А. Е. Личко. - 2-е изд. доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1985. - 336 с.

. Логинова Н. А. Развитие личности и жизненный путь [Текст] / Н. А. Логинова // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анцыферова. - М.: Наука, 1978. - с. 156 - 172.

. Маслоу А. Самоактуализация [Тест] / А. Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - с. 108 - 117.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов [Текст] / В. С. Мухина - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 432с.

. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. - 3-е изд. стереотип. - М.: Тривола, 1998. - 351 с.

. Овчарова Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Р. В. Овчарова - М.: Изд. центр “Академия”, 2005. - 368с.

. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 328 с.

. Павлюшина А. А. Самооценка и отношение учащегося к ошибкам учебной деятельности [Текст] / А. А. Павлюшина // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Т. 2. - М.: Просвещение, 1975. - С. 125 - 134.

. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255с.

. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: институт практической психологии, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. - 256 с.

. Раттер М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.

39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. Т. 2 [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн / отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Педагогика,1976 - 418 с.

. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения [Текст] / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. - 1984. - №4. - с 65 - 74.

. Смирнова Е. О., Собкин В. С. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье [Текст] / Е. О. Смирнова, В. С. Собкин. - М.: Педагогика, 1988. - 266 с.

. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности [Текст] / В. Я. Титаренко. - М.: Мысль, 1987. - 352 с.

. Улыбина Е. В. Психология обыденного сознания [Текст] / Е. В. Улыбина. - М.: Смысл, 2001. - 2001. - 263 с.

. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. - 512 с.

. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1983. - 182 с.

. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник [Текст] / В. Франкл / пер. с англ. и нем. /общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М.: ООО “Издательство АСТ - ЛДТ”, 1998 - 672 с.

. Хьел Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьел, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 1999. - 608 с. (Мастера психологии).

. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В. М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.: ил. - (Психология для всех).

. Эйдемиллер Э. Г., Юстицких В. Психология и психиатрия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицких. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Медиум, 1996. - 508 с.

. Якобсон П. П. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. [Текст] / П. П. Якобсон / Под ред. Е. М. Борисовой, Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Инст-т. практ. психологии, НПО, МОДЭК. - 1998. - 304 с.

Оглавление

 

Введение

. Личностное самоопределение как объект психологического изучения

Современные подходы к пониманию личностного самоопределения

Личностное самоопределение в период юности

. Особенности личностного самоопределения студентов (девушек и юношей) в зависимости от типа семьи

Психологический подход к пониманию семьи

Особенности влияния неполной семьи на личностное самоопределение ребенка

. Исследование ценностно-смыслового самоопределения студентов из полной и неполной родительской семьи

Характеристика выборки, процедуры и методов исследования

Изложение и анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

 


Введение

Уже на протяжении более чем 20 лет современное российское общество переживает период трансформации ценностных основ всех сфер жизни. На сегодняшний день прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации личности во многом не соответствуют реальной жизни, а новые сформированы еще в недостаточной мере.

Эта общественная проблема особенно актуальна для каждого человека, который находится на одном из этапов профессионального становления, а именно - на первоначальном этапе овладения профессией.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, в науке отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у представителей молодого поколения.

За последние два десятилетия в структуре жизненных приоритетов юношей и девушек произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Формирование убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие).

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую ценность.

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Актуальность изучения влияния семейного воспитания на особенности ценностных ориентаций молодежи из полных и неполных семей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации и развития личности ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структура и формирование ценностно-смысловых ориентаций у студентов выходцев из полных и неполных семей.

Мы считаем, что существует взаимосвязь между особенностями личностного самоопределения в ранней юности и условиями, создаваемыми для личностного развития ребенка в неполной семье. Проверке данного предположения и посвящена наша работа.

Цель данной работы: выявить особенности ценностно-смыслового самоопределения студентов при воспитании в полных и неполных семьях.

Гипотеза: особенности личностного самоопределения юношей и девушек из неполных родительских семей отличаются от таковых у юношей и девушек из полных родительских семей.

Объект исследования: личностное самоопределение.

Предмет исследования: особенности ценностно-смыслового самоопределения студентов при воспитании в полных и неполных семьях.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. П


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.