Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-04-19 | 104 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Семья принадлежит к важнейшим общественным <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> ценностям и является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство - человека. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, помимо социального статуса, этнической <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81> принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Для взрослого <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D0%B9> человека <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA> семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2>, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA> семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81> в семье.
Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся, от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования.
|
Определений понятия “семья” в научной литературе достаточно много. Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников.
Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81,_%D0%AD%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8>, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами.[34] Семья - основанная на браке или кровном родстве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>малая группа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0>, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.[13]
Согласно традиционным представлениям, семья складывается вокруг гетеросексуального союза мужчины и женщины, однако социокультурные изменения, происходящие в обществе, легализуют и однополые семейные союзы. Семья изменяется вслед за развитием общества.
Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком.[33] В праве под семьёй понимается законный социальный институт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82>, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» - из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми).
|
Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличии от социологического, экономического) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций и т. д.) и системы взаимоотношений между ее членами [34]. Клаус Шнеевинд понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:
· Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.
· Пространственная и временная ограниченность.
· Закрытость, межличностная интимность.
· Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.
Более полное определение семьи, на наш взгляд, дано в работах Е. И. Артамоновой, Е. В. Екжановой, Е. В. Зыряновой и др. Они определяют семью как основанную на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства (кровного и духовного), осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. [4]
Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывая фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. По мнению В. М. Целуйко, семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной. [50]
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”. Главными отличительными особенностями неполной семьи является наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей.
Существует дополнительная категория - так называемые функционально неполные семьи. Такие семьи состоят из двух родителей, но по профессиональным или другим причинам они мало времени уделяют семье. Общение с детьми оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами.
|
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. На основании этого различают следующие разновидности неполных семей:
осиротевшая;
внебрачная;
разведенная;
распавшаяся.
В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка выделяются:
материнские;
отцовские неполные семьи.
По количеству поколений в семье различают:
неполную простую: мать (отец) с ребенком или с несколькими детьми;
неполную расширенную: мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.
В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами - такие семьи называются нетипичными. Среди них в свою очередь можно выделить:
неполные семьи с усыновленными детьми;
неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.
Бытуют самые разные мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только один родитель. Одни считают, что это всегда плохо, другие считают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть и принята и опровергнута многочисленными примерами результатов воспитания детей в неполных семьях. [51]
От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. В большинстве случаев после развода дети остаются с матерью, которая со сторон отца лишается психологической поддержки, ей не с кем разделить семейные проблемы и ответственность за своего ребенка. В результате происходит депривация ребенка и матери.
Практика показывает, что состав семьи влияет на развитие личности ребенка и, соответственно на его дальнейшее личностное самоопределение.
|
Структура семьи выступает фактором становления личностного самосознания личности. Нарушение полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития самосознания ребенка, снижается его способность к продуктивной самореализации в общественном взаимодействии. В условиях полной семьи самосознание подростка отличается полнотой ценностно-смысловых координат, включающих представление о себе, паттернах ролевого поведения, взаимодействии между членами общества, что обеспечивает определенный уровень готовности и успешности подростка во взаимодействии другими людьми.
В диссертационных исследованиях Ю.В. Клочко, Ю.В. Трофимовой, Е.П. Федоровой, выполненных в рамках теории открытых самоорганизующихся психологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева и др.), приводятся данные, позволяющие утверждать наличие взаимосвязи между образом жизни, образом мира и образом себя. Эти данные можно экстраполировать на процесс становления личностного самосознания, особенности которого определяются образом жизни ребенка в семье и тем образом мира у ребенка, который складывается под влиянием образа жизни семьи как функционирующей совмещенной психологической системы.
Существует специфика ценностно-смысловых координат образа мира и образа «я», отвечающих тендерной стратификации, согласно которой в полной и неполной семье трансформация культуры в картину мира ребенка осуществляется по-разному. Исследования показывают, что качество внутрисемейных связей определяет особенности встречно идущих процессов персонификации и персонализации, которые, в этом случае, можно представить как существенное звено механизма становления, расширения и усложнения системной организации ценностно-смысловых координат личностного самосознания. В исследовании процесса становления личностного самосознания подростков обнаруживаются особенности его, связанные с влиянием структуры семьи, характеризующейся наличием и качеством внутрисемейных связей, что и проявляется в характеристиках ценностно-смысловых составляющих личностного самосознания.
Процессы персонализации, идущие в семье, как «совмещенной психологической системе» (Л.C. Выготский), обеспечивают расширение жизненного пространства ребенка. Взрослый, находясь в единой психологической системе с ребенком, становится для него посредником, расширяющим и ценностно-смысловое поле жизненного пространства, и образа «я» ребенка. В условиях полных семей обращение ребенка к культуре возможно посредством двух взаимосвязанных с собой посредников-родителей; посредников же в неполной семье меньше, связи между которыми нарушены. Влияние этого обнаруживается в особенностях становления полоролевого самосознания и полоролевой самореализации подростков. Персонализация выступает в качестве механизма трансформации и расширения ценностно-смысловых составляющих жизненного мира ребенка, что обеспечивает ребенку потенциал саморазвития как самоорганизующейся системы.
|
В условиях полных семей диапазон ценностно-смысловых координат личностного самосознания отличается полнотой, системностью, устойчивостью, обеспечивая тем самым направленность, избирательность и активность личностного поведения и успешность личностной самореализации подростка. В полных семьях динамика жизненных миров подростков имеет более интенсивный характер, диапазон ценностно-смысловых координат личностного самосознания отличается полнотой, обеспечивая тем самым целостный характер "Я-концепции" как представителя пола, что становится условием успешности личностной самореализации подростка.
В условиях неполных семей диапазон ценностно-смысловых координат личностного самосознания значительно сужен (беден), а личностное поведение носит черты импульсивности и реактивности, что выступает основанием, как для агрессивного поведения.
Человек, как «элемент» в системе общества, становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе, включая сверхчувственные системные качества - значения, смыслы, ценности. Такого рода системными качествами человек наделяется в различных подсистемах общества, а именно, в семье, поэтому становление личностного самоопределения можно представить как процесс, особенности которого определяют образ жизни ребенка в семье и тот образ мира, который складывается под влиянием образа жизни, включающего в себя и семейный образ жизни как одну из его составляющих.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!