Психологический подход к пониманию семьи — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Психологический подход к пониманию семьи

2021-04-19 104
Психологический подход к пониманию семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семья принадлежит к важнейшим общественным <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> ценностям и является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство - человека. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, помимо социального статуса, этнической <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81> принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для взрослого <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D0%B9> человека <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA> семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2>, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA> семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81> в семье.

Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся, от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования.

Определений понятия “семья” в научной литературе достаточно много. Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников.

Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81,_%D0%AD%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8>, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами.[34] Семья - основанная на браке или кровном родстве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>малая группа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0>, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.[13]

Согласно традиционным представлениям, семья складывается вокруг гетеросексуального союза мужчины и женщины, однако социокультурные изменения, происходящие в обществе, легализуют и однополые семейные союзы. Семья изменяется вслед за развитием общества.

Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком.[33] В праве под семьёй понимается законный социальный институт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82>, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» - из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми).

Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличии от социологического, экономического) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций и т. д.) и системы взаимоотношений между ее членами [34]. Клаус Шнеевинд понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:

·         Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.

·         Пространственная и временная ограниченность.

·         Закрытость, межличностная интимность.

·         Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Более полное определение семьи, на наш взгляд, дано в работах Е. И. Артамоновой, Е. В. Екжановой, Е. В. Зыряновой и др. Они определяют семью как основанную на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства (кровного и духовного), осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. [4]

Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывая фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. По мнению В. М. Целуйко, семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной. [50]

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”. Главными отличительными особенностями неполной семьи является наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей.

Существует дополнительная категория - так называемые функционально неполные семьи. Такие семьи состоят из двух родителей, но по профессиональным или другим причинам они мало времени уделяют семье. Общение с детьми оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами.

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. На основании этого различают следующие разновидности неполных семей:

осиротевшая;

внебрачная;

разведенная;

распавшаяся.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка выделяются:

материнские;

отцовские неполные семьи.

По количеству поколений в семье различают:

неполную простую: мать (отец) с ребенком или с несколькими детьми;

неполную расширенную: мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами - такие семьи называются нетипичными. Среди них в свою очередь можно выделить:

неполные семьи с усыновленными детьми;

неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

Бытуют самые разные мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только один родитель. Одни считают, что это всегда плохо, другие считают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть и принята и опровергнута многочисленными примерами результатов воспитания детей в неполных семьях. [51]

От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. В большинстве случаев после развода дети остаются с матерью, которая со сторон отца лишается психологической поддержки, ей не с кем разделить семейные проблемы и ответственность за своего ребенка. В результате происходит депривация ребенка и матери.

Практика показывает, что состав семьи влияет на развитие личности ребенка и, соответственно на его дальнейшее личностное самоопределение.

Структура семьи выступает фактором становления личностного самосознания личности. Нарушение полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития самосознания ребенка, снижается его способность к продуктивной самореализации в общественном взаимодействии. В условиях полной семьи самосознание подростка отличается полнотой ценностно-смысловых координат, включающих представление о себе, паттернах ролевого поведения, взаимодействии между членами общества, что обеспечивает определенный уровень готовности и успешности подростка во взаимодействии другими людьми.

В диссертационных исследованиях Ю.В. Клочко, Ю.В. Трофимовой, Е.П. Федоровой, выполненных в рамках теории открытых самоорганизующихся психологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева и др.), приводятся данные, позволяющие утверждать наличие взаимосвязи между образом жизни, образом мира и образом себя. Эти данные можно экстраполировать на процесс становления личностного самосознания, особенности которого определяются образом жизни ребенка в семье и тем образом мира у ребенка, который складывается под влиянием образа жизни семьи как функционирующей совмещенной психологической системы.

Существует специфика ценностно-смысловых координат образа мира и образа «я», отвечающих тендерной стратификации, согласно которой в полной и неполной семье трансформация культуры в картину мира ребенка осуществляется по-разному. Исследования показывают, что качество внутрисемейных связей определяет особенности встречно идущих процессов персонификации и персонализации, которые, в этом случае, можно представить как существенное звено механизма становления, расширения и усложнения системной организации ценностно-смысловых координат личностного самосознания. В исследовании процесса становления личностного самосознания подростков обнаруживаются особенности его, связанные с влиянием структуры семьи, характеризующейся наличием и качеством внутрисемейных связей, что и проявляется в характеристиках ценностно-смысловых составляющих личностного самосознания.

Процессы персонализации, идущие в семье, как «совмещенной психологической системе» (Л.C. Выготский), обеспечивают расширение жизненного пространства ребенка. Взрослый, находясь в единой психологической системе с ребенком, становится для него посредником, расширяющим и ценностно-смысловое поле жизненного пространства, и образа «я» ребенка. В условиях полных семей обращение ребенка к культуре возможно посредством двух взаимосвязанных с собой посредников-родителей; посредников же в неполной семье меньше, связи между которыми нарушены. Влияние этого обнаруживается в особенностях становления полоролевого самосознания и полоролевой самореализации подростков. Персонализация выступает в качестве механизма трансформации и расширения ценностно-смысловых составляющих жизненного мира ребенка, что обеспечивает ребенку потенциал саморазвития как самоорганизующейся системы.

В условиях полных семей диапазон ценностно-смысловых координат личностного самосознания отличается полнотой, системностью, устойчивостью, обеспечивая тем самым направленность, избирательность и активность личностного поведения и успешность личностной самореализации подростка. В полных семьях динамика жизненных миров подростков имеет более интенсивный характер, диапазон ценностно-смысловых координат личностного самосознания отличается полнотой, обеспечивая тем самым целостный характер "Я-концепции" как представителя пола, что становится условием успешности личностной самореализации подростка.

В условиях неполных семей диапазон ценностно-смысловых координат личностного самосознания значительно сужен (беден), а личностное поведение носит черты импульсивности и реактивности, что выступает основанием, как для агрессивного поведения.

Человек, как «элемент» в системе общества, становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе, включая сверхчувственные системные качества - значения, смыслы, ценности. Такого рода системными качествами человек наделяется в различных подсистемах общества, а именно, в семье, поэтому становление личностного самоопределения можно представить как процесс, особенности которого определяют образ жизни ребенка в семье и тот образ мира, который складывается под влиянием образа жизни, включающего в себя и семейный образ жизни как одну из его составляющих.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.