Практика уплаты страховых взносов за рубежом и мировой опыт проведения пенсионных реформ — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Практика уплаты страховых взносов за рубежом и мировой опыт проведения пенсионных реформ

2021-04-19 52
Практика уплаты страховых взносов за рубежом и мировой опыт проведения пенсионных реформ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социальное страхование в индустриально развитых странах, в том числе и пенсионное страхование, всегда предполагало участие работника в формировании его финансовой базы за счет взносов из его личных заработков. Поэтому накопленный ими в этой области опыт представляет определенный интерес.

В мире существует три базовых института государственного пенсионного обеспечения, сочетание которых позволяет получить различные комбинации национальных пенсионных систем (модели пенсионных систем).

Социальная помощь. Данная форма социальной защиты была единственной в доиндустриальный период. В настоящее время в развитых странах данный институт играет роль «страховочной сетки» для лиц, в отношении которых основные формы социальной защиты по тем или иным причинам оказались недоступными или малоэффективными.

Обязательное медицинское страхование всех лиц наемного труда и большинства самозанятого населения, базирующееся на солидарно-распределительном методе финансирования.

Личное (добровольное или обязательное) страхование пенсии с помощью накопления достаточных финансовых средств для пожизненной ренты.

Таким образом, главная задача при выработке концепции реформирования финансового механизма государственного пенсионного обеспечения состоит в определении оптимальных пропорций применения каждого из трех перечисленных институтов пенсионного обеспечения и форм развития каждого из них.

По оценкам Всемирного банка, в 1990 г. в развитых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля лиц старше 60 лет составляла 18% населения, в настоящее время – 20%.К 2020 г. этот показатель увеличится до 27% и к 2030 г. - до 30%. При этом доляграждан старше 80 лет составляет в настоящее время около 3% населения этих стран и к 2030 г. достигнет по прогнозам 6% [18, с. 55].

Увеличение доли пенсионеров в общей числен­ности населения и ситуация в сфере занятости ока­зали отрицательное влияние на уровень коэффи­циента поддержки, лежащего в основе финансовой устойчивости пенсионных фондов, использующих распределительный способ финансирования. При этом сохраняется тенденция к увеличению пенси­онной нагрузки на работающее население. В раз­витых странах коэффициент поддержки снизился с 3,5 работников на одного пенсионера в 50-е гг. XX века до 2, 5 — в 90-е годы, и в ближайшие годы ожи­дается его сокращение до 2.

В результате для многих пенсионных систем в настоящее время характерен дефицит по текущим платежам и, по некоторым оценкам, их накоплен­ный долг составляет в отдельных странах от 100 до 250% ВВП. Некоторые пенсионные системы ста­новятся неплатежеспособными.

Накопленный к этому времени мировой опыт показывает, что решение проблем обеспечения финансовой устойчивости пенсионных систем может идти по трем направлениям:

- сохранение в несколько реформированном виде государственной распределительной пенсион­ной системы и одновременно стимулирование развития добровольных частных пенсионных программ;

- введение многоуровневой распределительно-накопительной пенсионной схемы, финанси­руемой из различных источников;

- переход к полностью накопительной схеме [18, с. 56].

В практике пенсионного реформирования в постсоциалистических странах присутствуют все три направления (таблица 10):

Таблица 10 - Характеристика многоуровневых пенсионных схем в некоторых странах с переходной экономикой

 

Страна Время начала реформы Характер первого уровня Доля рабочей силы во втором накопительном уровне(2000 г) Стратегия перехода
Венгрия Январь 1998 Распределительная система 45% Обязательный для вновь вступающих на рынок труда, добровольный для всех остальных
Польша Январь 1999 Условно накопительные счета 70% Обязательный для лиц моложе 30 лет, добровольный для лиц 30-50 лет
Хорватия Январь 2002 Распределительная система 60-70% Обязательный для лиц моложе 40 лет, добровольный для лиц 40-50 лет
Казахстан Январь 1998 Гарантированный минимум 100% Обязательный для всех работников
Латвия Июль 2002 (система условно накопительных счетов с января 1996) Условно накопительные счета 72% Обязательный для лиц моложе 30 лет, добровольный для лиц 30-50 лет

 

В Чехии сохраняется обязательная государственная пенсионная схема, построенная на распределительных принципах, которая дополняется частным пенси­онным страхованием.

Чешское государство стимулирует расшире­ние участия населения в системе добровольного пенсионного страхования не только через сниже­ние налогообложения пенсионных взносов (работ­ники вычитают из налогооблагаемой базы взносы в размере 12 тыс. крон в год, работодатели - до 3% от заработной платы работника), но и посред­ством введения системы государственных субси­дий (государство переводит на накопительные счета участников небольшие суммы — 150 крон в месяц). За шесть последних лет численность уча­стников частных пенсионных фондов увеличилась в 13 раз (в них состоит 40% экономически актив­ного населения). Большинство частных пенсион­ных фондов в стране (14 из 18) принадлежит инос­транным финансовым структурам (Швейцарии, Нидерландов, Италии, Бельгии).

Польский вариант пенсионной реформы, ко­торая реализуется с 1999 г., наиболее близок к швед­ской модели. Финансовые ресурсы Управления со­циального страхования Польши, как и до рефор­мы, формируются за счет страховых взносов в раз­мере 45% от фонда заработной платы. Страховые взносы работника являются источником финан­сирования пенсионного обеспечения, состоящего из двух уровней. Первый элемент новой пенсион­ной системы в Польше - распределительный -предполагает наличие условно накопительных счетов, на которых учитываются страховые взно­сы в размере 15% из 24%, уплачиваемых работни­ками. В рамках второго (накопительного) уровня, формируемого за счет остальных 9%, застрахован­ные лица имеют право выбора частного пенсион­ного фонда (так называемого пенсионного това­рищества). В Польше были введены весьма жест­кие ограничения для инвестирования частными пенсионными товариществами пенсионных резер­вов. Например, за пределами страны разрешено вкладывать не более 5% всех активов такого фон­да. Вложения в национальные фондовые инстру­менты также лимитированы: в акции польских компаний — не более 15%, в акции национальных инвестиционных фондов -до 10%, государствен­ные облигации - до 40%, на счетах в банках - до 20% активов. Деятельность фондов контролиру­ется специальным правительственным Управле­нием по надзору.

Важной особенностью польской системы пен­сионного обеспечения является так называемый нулевой уровень — гарантированный государ­ством застрахованному лицу минимальный доход, составляющий 26 — 28% средней заработной пла­ты.

Среди государств Восточной Европы Венгрия наиболее полно реализовала трехуровневую сме­шанную накопительно- распределительную схему.В общей структуре пенсионных выплат доля первого уровня составляет 75%. На финанси­рование первого уровня в 2000 г. работодатели на­правили 22% фонда оплаты труда, работники — 2% заработной платы. Взносы во второй обязательный накопительный уровень уплачивают только работ­ники (6% заработной платы).

Охват населения новой сис­темой пенсионного страхования в Венгрии быстро расширяется: в 2001 г. число ее участников превы­сило 1,5 млн. человек и составило 74% от общего числа наемных работников в стране. При этом 75% застрахованных в новой пенсионной системе — лица в возрасте от 20 до 40 лет; возрастная группа от 40 до 54 лет, составляющая более 40% рабочей силы, среди участников новой системы пенсион­ного страхования составляет 2%, а лица в возрасте 55 лет и старше -0,1%.

К многоуровневым схемам начат или плани­руется переход в Болгарии, Хорватии, Румынии, Словакии.

Наряду с государствами Северной Европы и странами Бенилюкс, Германия обладает образцовой системой социального обеспечения. Основа этой системы была заложена во времена Бисмарка: это страхование от несчастного случая, страхование по болезни, пенсионное страхование, страхование на случай инвалидности.

Основой демократического социального государства является принцип солидарности и взаимопомощи «Один за всех и все за одного», причем лица с малыми доходами платят в общую кассу меньше, чем лица с большими доходами. Систему социального обеспечения в Германии можно разбить на три основных сектора, в зависимости от того, из каких фондов и по какому признаку производится выплата средств.

Первый сектор: социальные выплаты производятся страховой компанией.

Второй сектор: социальные выплаты производятся государством в соответствии с заслугами человека или если он принадлежит к отдельным группам населения.

Третий сектор: социальные выплаты проводятся в порядке заботы о человеке, в силу его нуждаемости, независимо от того, уплачены взносы или нет.

Каждый сектор имеет свою организационную структуру.

Финансовой основой первого сектора являются фонды социального страхования. Вот здесь как раз придерживаются принципа: «Один за всех и все за одного».

Речь идет о взаимопомощи застрахованных людей, об объединении людей, которые подвергались определенному риску. И потому, распределив нагрузку равномерно на всех, они таким образом уменьшают нагрузку тяжести возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение при наступлении страхового случая.

При этом в сфере обязательного социального страхования в Германии подавляющее большинство социально застрахованных являются таковыми в принудительном порядке.

Размер их обязательных взносов зависит от их доходов, а пенсия и пособие по безработице – от размера их взносов.

Средства, которые поступают в фонды социального страхования за счет взносов, недостаточны для покрытия расходов на выплаты.

Поэтому ведущая роль принадлежит государству, оно регулярно выделяет субсидии в крупных размерах.

Финансовой основой сектора государственного социального обеспечения являются средства налогоплательщиков, так как право на получение денег приобретается не за счет взносов в фонды страхования, а за счет иных заслуг данного лица. Эти социальные выплаты являются компенсацией тем людям, кто оказал обществу особые услуги. Например, тем, кому в определенных политических ситуациях был нанесен ущерб здоровью или же кто потерпел убытки (к ним можно отнести жертвы: войну, изгнание и т.д.).

Третий сектор: социальное обеспечение по признаку нуждаемости.

К нуждающимся относятся те категории, кто не имеет доходов, не получает достаточных выплат за счет первых двух секторов социального обеспечения и не в состоянии сам преодолеть трудности.

Социальное обеспечение по нуждаемости не зависит от взносов или заслуг человека и полностью финансируется за счет государства, то есть налогоплательщиков.

Так, в 2000 году государство, фонды социального обеспечения и частные предприятия выплатили в рамках социального обеспечения около 990 миллиардов марок. Одна треть этой суммы приходится на фонды обязательного пенсионного страхования и около одной пятой – на фонды обязательного страхования по болезни.

Следующие крупные пункты расходов: страхование по безработице, пенсии и пособия для чиновников. Опору людям дают также и другие стороны социального обеспечения: они призваны защищать людей от нужды, компенсировать отрицательные факторы, улучшать жизненную ситуацию. К ним относятся: пособия семьям с детьми, отпуск на воспитание детей, помощь подросткам и молодежи, жилищные субсидии. Максимальный взнос в фонд пенсионного страхования в западных землях Германии составляет 19,2% от месячной брутто-зарплаты. Верхняя граница зарплаты составляет 7600 марок. Выше этой границы пенсионное страхование перестает быть обязательным.

В восточных землях Германии максимальный взнос в фонд пенсионного страхования составляет 1132,80 марок (верхняя граница зарплаты 5900 марок) [24, с. 43].

Стержнем системы социального обеспечения Германии является обязательное социальное страхование: его важнейшие составляющие: медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, пенсионное страхование и страхование по безработице.

Субъектами социального страхования являются компании государственно - административного права. В отличие от государственных учреждений, они обладают гораздо большей мерой самостоятельности.

Органами самоуправления являются Собрание представителей и Правление, которое наполовину состоит из представителей застрахованных лиц и наполовину из представителей работодателей.

Больничная касса представляет как медицинскую страховку, так и страховку по нуждаемости в уходе. Взносы уплачиваются наполовину самим застрахованным и наполовину работодателем.

Страхование же от несчастного случая на производстве финансируется только работодателем. Эти средства поступают в общий фонд и тратятся на нужды всех застрахованных. Таким образом, лица, которые платят взносы в фонд пенсионного страхования, теряют часть своего брутто-дохода ежемесячно в пользу тех, кто в данный момент получает пенсию. Когда сегодняшние плательщики выйдут на пенсию, она будет выплачиваться за счет взносов следующего поколения плательщиков. Социальное страхование не распространяется на следующие группы населения (например, большинство предпринимателей). Они должны сами позаботиться о своем страховании.

Среди занятых по найму есть группа высокооплачиваемых людей, на которых не распространяется обязательность социального страхования.

Часто они считают невыгодным оставаться в этой системе и предпочитают застраховаться в частных компаниях. Определенные опасности (несчастные случаи за пределами производства, ущерб личному имуществу и т.д.) лежат вне сферы социального страхования, поэтому для них необходимы отдельные страховые договоры. К сфере задач самостоятельного страхования принадлежат следующие виды страхования: жизни, медицинское, ответственности, от несчастного случая и различные виды страхования имущества.

Обязательное страхование от несчастного случая – это забота о предотвращении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оказание первой помощи пострадавшему от несчастного случая на производстве, помощь при восстановлении его работоспособности и при преодолении последствий несчастного случая, финансовая компенсация ему и членам его семьи.

В рамки этого вида страхования входят также профессиональные заболевания и, соответственно, оплачиваются: медицинская и профессиональная реабилитация, компенсация потерянной зарплаты, пенсия и т.д., а в случае смерти – финансовая помощь членам семьи.

С 1971 года обязательное страхование от несчастного случая распространяется и на детей во время посещения детского сада, на учеников производственного обучения (во время обучения), а также на школьников и студентов во время пребывания в помещениях школы, ВУЗа и т.д. Застрахованы также безработные во время посещения ими ведомства труда.

Взносы в фонд страхования от несчастных случаев вносятся исключительно предпринимателями.

Общая сумма взносов рассчитывается так, чтобы покрыть расходы предыдущего года. При расчете размеров взносов данного предпринимателя учитывается размер заработной платы занятых по найму на его предприятии и класса опасности, к которому принадлежит данное предприятие.

В Германии в системе обязательного страхования от несчастного случая застрахованы около 65 миллионов человек, из них около 15 миллионов детей, школьников и студентов. Источниками формирования доходной части бюджетов развитых стран являются страховые взносы застрахованных и работодателей в пользу лиц, работающих по найму [24, с. 45]. 

Что касается средств государства, то они, как правило, предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого не хватает страховых взносов работников и работодателей. И обязательная уплата страховых взносов самими работниками – неотъемлемый элемент систем обязательного социального страхования в зарубежных странах с рыночной экономикой.

Вместе с тем, при уплате страховых взносов непосредственно работниками в отдельных странах имеются существенные различия.

Так, например, в Швеции работники не вносят страховые взносы при страховании и инвалидности; в США – застрахованные работники не платят взносов при страховании безработицы. Такой же разнобой в странах СНГ.

В республиках Киргизия, Украина работники вносят взносы в фонд занятости, а в других странах СНГ такие взносы не вносятся. Но при уплате страховых взносов прослеживается одна закономерность: размер страховых взносов работодателей превышает размер взносов наемных работников, либо равны им.

Наиболее высокие страховые взносы для работодателей в Венгрии (38%), в Чехии (34%), во Франции (33,4%). Что же касается страховых тарифов для наемных работников, то они колеблются от нуля (в Новой Зеландии) до более чем 27% от номинальной зарплаты в Нидерландах.

В практике уплаты страховых взносов из личной зарплаты наемных работников имеет место законодательное установление верхней и нижней границы зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы.

Тем самым вводится ограничение размеров отчислений в систему социального страхования. Данная норма представляет собой форму разрешения противоречий между высокооплачиваемыми категориями, работниками и низкооплачиваемыми. Высокооплачиваемые категории отчисляют больший объем средств, а низкооплачиваемые меньший, но в то же время получают больший объем выплат. Так в Австрии максимальный размер зарплаты, с которого вносят страховые взносы, установлен на уровне средней заработной платы по стране.

В Германии при пенсионном страховании не платят в пенсионный фонд те, кто зарабатывает менее 10% максимального уровня заработка («страховой зарплаты»), установленной для уплаты страховых взносов.

Размеры страховых взносов лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, также очень различаются по странам. Так, в Швеции страховой тариф для них при пенсионном страховании установлен на уровне страхового тарифа для работодателей, а в США он в два раза превышает тариф наемного работника (13,2%), в ФРГ – также (18,7%), тогда как наемный работник вносит 9,3% от заработка [24, с. 46].

Отсюда вывод, участие работников в финансировании системы обязательного социального страхования не предопределяет характера системы: ни распределительного, ни накопительного, ни смешанного.

Участие работников имеет место в любой системе. Поэтому накопительные системы предполагают обязательное участие в уплате страховых взносов работников.

Таким образом, рассмотрев в этой главе вопросы о порядке формирования и использования внебюджетных фондов, а такжепрактику уплаты страховых взносов за рубежом и мировой опыт проведения пенсионных реформ, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо сохранять пенсионные права, заработанные гражданами за предыдущие периоды.

2. Поддерживать достойный для общества уровень пенсий и разумный размер страховых взносов.

3. Сохранять социальную защищенность граждан с помощью привлечения инвестиционного дохода от операций на финансовом рынке.

4. Учитывать различные модели мировых пенсионных реформ, приемлемые для жителей Российской Федерации.

 

Глава 3 Рекомендации по совершенствованию деятельности социальных внебюджетных фондов РФ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.