Доходы и расходы Пенсионного фонда России — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Доходы и расходы Пенсионного фонда России

2021-04-19 82
Доходы и расходы Пенсионного фонда России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда перед застрахованными лицами [28, с. 327].

Средства фонда формируются за счет:

- страховых взносов, поступлений единого социального налога;

- средств федерального бюджета;

- суммы пеней и иных финансовых санкций;

- добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства ПФР используются на выплату пенсий (по возрасту; по инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет, пенсий военнослужащим) и государственных пособий. Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда России отражена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда России

Как показывает диаграмма, за период 1999-2002 г.г. существует устойчивая тенденция роста доходов Пенсионного фонда России. При этом доходы значительно превышают расходы фонда. В целом за рассматриваемый период доходы ПФР увеличились на 503958,31 млн. руб. или в 2,8 раза [11, с. 2].

Теперь рассмотрим более подробно динамику структуры доходов Пенсионного Фонда России за 2001 и 2002 годы. Данные о структуре доходной части ПФР представлены в таблице 1 (подробно в приложении А).

Таблица 1 - Структура доходной части ПФР в 2001-2002 гг.

 

 

Статьи доходов

2001 г.

2002 г.

фактически, млн. руб. доля, % фактически, млн. руб. доля, %
1. Остаток денежных средств Фонда 98321,86 15,59 115604,77 14,2
2. Суммы ЕНС, поступающие из федерального бюджета 445321,79 70,64 331603,22 40,66
3. Страховые взносы 20045,84 3,18 298867,34 36,64
4. Мобилизация просроченной задолженности 25788,81 4,09 10146,45 1,2
5. Средства федерального бюджета, передаваемые в соответствии с законодательством РФ 34466,58 5,47 49 491,7 6,1
6. Средства из других фондов 302,7 0,05 947,47 1,2
7. Сумма пеней и иных финансовых санкций - - 4082,13 0,5
8. Страховые взносы по дополнительному тарифу 182,82 0,03 480,55 0,1
9. Доходы, полученные от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии - - 1523,92 0,2
10. Доходы, полученные от размещения временно свободных средств резерва бюджета фонда 2988,58 0,47 1380,0 0,2
11. Прочие поступления 3023,74 0,47 1348,59 0,2
Итого 630442,72 100 815476,14 100

 

Как видно из таблицы 1, структура доходной части Пенсионного фонда за период 2001-2002 гг. неоднозначна, однако, существенных структурных сдвигов не произошло: в 2001 г. отсутствовало поступление средств за счет от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В целом, основные изменения в динамике и структуре доходной части бюджета выглядят следующим образом: в 2001 г. наибольший удельный вес в структуре доходов приходится на сумму единого социального налога (70,64%), тогда как в 2002 г. доля суммы единого социального налога составляет лишь 40,66 %. Это снижение произошло в связи с тем, что доля поступлений по единому социальному налогу: в целом за 2001-2002 г.г. в абсолютном выражении уменьшилась с 445321,79 млн. руб. по 331603,22 млн. руб. При этом также уменьшилась доля остатка денежных средств фонда на начало отчетного периода - 14,2% в 2002 г. против 15,59 % в 2001 г. Произошло увеличение взносов по дополнительному тарифу с 182,82 млн. руб. в 2001 году, до 480,55 млн. руб. – в 2002 году. Иные структурные элементы изменились незначительно.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год по доходам составляет порядка 1000316,6 млн. рублей или 36,5% к доходной части федерального бюджета [13, с.1].

Ввиду уточнения основных макроэкономических показателей развития Российской Федерации на 2004 год бюджет ПФР по доходам и расходам должен быть увеличен за счет поступлений от единого социального налога (взноса) на 23,7 млрд. рублей.

Доходная часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации сформирована с учетом введения в действие с 1 января 2002 года проекта федерального закона “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах”, которым предусмотрено ставку 28% действующего единого социального налога (ЕСН) разделить наполовину, при этом ЕСН по ставке 14,0 % зачислять в федеральный бюджет, страховые взносы по ставке 14% - в бюджет Пенсионного фонда.

Бюджетом Фонда на 2004 год предусмотрено поступление ЕСН в федеральный бюджет с дальнейшим перечислением указанных средств Фонду на финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии всумме 379 440 000 тыс. рублей. Поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемое на выплату накопительной части трудовой пенсии предусмотрены в сумме 76 420 000 тыс. рублей.

С 2002 года предусматривалось (в пределах ставки страхового тарифа 14%) взимание страховых взносов по ставке 2,0% на формирование накопительной части трудовой пенсии. Поступления от указанных страховых взносов должны были составить 32,11 млрд. рублей. Это же сумма была отражена и в расходной части бюджета в качестве средств, направляемых на инвестирование, подготовку к введению обязательного накопительного финансирования пенсий. Однако доходов от инвестиционной деятельности бюджетом Фонда на 2002 год не было предусмотрено.

Далее проведем анализ динамики структуры расходной части Пенсионного Фонда Российской Федерации за период 2001-2002 г.г., учитывая, что исполнение бюджета ПФР на 2002 год утверждено Федеральным законом № 90-ФЗ от 28.07.2004 г. (таблица 2).

Таблица 2 - Структура расходной части Пенсионного Фонда России в 2001-2002 гг.

 

 

2001

2002

фактически, млн. руб. доля, % фактически, млн. руб. доля, %
1. Выплаты трудовых пенсий  299503,28 87,81 604676,05 76,6
2.Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др. 110,71 0,03 337,16 0,04
3.Выплаты пенсий гражданам, получающим пенсии за счет страховых взносов, выехавшим за пределы РФ                           59,58 0,02 175,49 0,02
4. Выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительствами РФ и Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера 0,88 0,01 1,56 0,0002

 

Продолжение таблицы 2

 

Статьи расходов

2001

2002

фактически, млн. руб. доля, % фактически, млн. руб.

доля,

%

5.Выплаты социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению получателям государственных пенсий за счет страховых взносов   и др.                                        1 354,28 0,39 47361,74

6,01

6. Расходы на доставку пенсий и пособий 4288,74 1,26 8338,73

1,06

7. Выплаты работникам, осуществляющим деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса - - 478,22

0,06

8. Расходы на выплату пенсий членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации   139,98 0,04 361,15

0,05

9. Перечисление средств, учитываемых в спец. части индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета 1546,22 0,45 34927,08

4,4

10. Содержание органов фонда 2373,40 0,7 16428,83

2,1

11. Финансирование расходов на улучшение условий проживания  престарелых   2964,42 0,87 2310,25

0,3

12. Адресная помощь пострадавшим от паводка за счет переходящего остатка денежных средств фонда на 1 января 2002 - - 320,61

0,04

13. Размещение временно свободных средств резерва бюджета фонда                25420,84 7,45 70999,98

9,01

14. Расходы на международное сотрудничество  1,85 0,01 -

-

15. Прочие расходы                                      2309,09 0,68 2904,23

0,4

Итого: 341056,16 100 789621,08

100

 

 

 

 
           

Как показывают данные таблицы 2, за период 2001-2002 г.г. в структуре расходов ПФР произошли следующие изменения: с 299503,28 до 604676,05 млн. руб. в абсолютном выражении возросли расходы на выплату пенсий, хотя доля данных расходов уменьшилась с 87,81 до 76,6%. В 2001 г. в структуре расходов ПФР была статья “Расходы на международное сотрудничество в области пенсионного обеспечения”, однако удельный вес ее мал и составлял 0,01 %. В 2002 году уже нет такой статьи расходов. Также в 2001 г. возникла статья “Финансирование расходов, связанных с улучшением условий проживания престарелых”, доля которой составила 0,87 %, а в 2002 году доля расходов по этой статье уменьшилась до 0,3 %. В 2002 году увеличились выплаты социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению с 0,39% до 6,01%. В 2002 году добавилась статья «Выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ», но доля выплат мала – 478,22 млн. руб., что составляет 0,06%. В целом можно говорить о том, что существенных сдвигов в структуре расходной части ПФР не произошло.  

Одной из форм государственного финансового контроля за движением средств социальных внебюджетных фондов является документальная ревизия доходных и расходных статей бюджета Пенсионного фонда, осуществляемая Счетной Палатой РФ. Результаты данной ревизии позволяют сделать основные выводы об эффективности работы Пенсионного фонда страны за соответствующий период. Результаты проверки, проводимой Счетной Палатой России публикуются в сентябре месяце года, следующего за ревизионным.

Расходы на выплату всех видов пенсий по отношению к валовому внутреннему продукту остались на уровне 2001 года и составили 6,25%. По мнению специалистов, переход на накопительную систему, оправдан только для стран с высоким уровнем государственных расходов на пенсионное обеспечение - 14-16% от ВВП, когда ресурсы распределительной системы исчерпаны.

Общие расходы на выплату страховой части трудовой пенсии на 2004 год предусмотрены в сумме 540031517 тыс. рублей. Сумма страховых взносов, поступающих в Фонд, не обеспечивает финансирование страховой части трудовых пенсий. Недостаток их в сумме 127,0 млрд. рублей предлагается покрывать за счет переходящего остатка денежных средств Фонда на 1 января 2002 года и средств, поступающих от мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов и единого социального налога.

Указанный недостаток средств (34% от потребности) в условиях реформирования пенсионной системы свидетельствует о ее недостаточной финансовой надежности и устойчивости.

Рассмотрим основные итоги деятельности ПФР за 2001 и 2002 гг.

В 2001 году обеспеченность финансирования выплаты пенсий собственными доходами в целом по системе ПФР составляла 113,9 %. Из 88 региональных отделений ПФР в 38 обеспеченность собственными доходами составляла более 100 %. Задолженности по финансированию выплаты пенсий в ревизуемом периоде не было.

Федеральным законом от 25 декабря 2000 г. № 145-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2000 год” в связи с получением дополнительных доходов” сумма ассигнований из федерального бюджета на 2000 год, выделяемая ПФР на выплаты государственных пенсий и пособий, была увеличена с 26792,05 млн. рублей до 26800,35 млн. рублей, которые были перечислены в полном объеме. Из указанной суммы в соответствии с Законом о бюджете ПФР 1141,5 млн. рублей и 701,59 млн. рублей перечислено в счет погашения задолженности федерального бюджета перед ПФР, соответственно, за 1997 и 1998 годы.

Ревизией исполнения бюджета ПФР за 1999 год, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, была установлена сумма задолженности федерального бюджета перед ПФР по расходам на выплату пенсий и пособий на 1 января 2000 года - 6835,1 млн. рублей.

По результатам исполнения бюджета ПФР за 2000 год по пенсиям и пособиям, подлежащим финансированию на возвратной основе, задолженность федерального бюджета перед ПФР на 1 января 2001 года (с учетом невозмещенных сумм прошлых лет) составила 7633,55 млн. рублей.

Снижение против утвержденных бюджетом расходов на выплату трудовых пенсий сложилось в связи с уменьшением среднегодовой численности получателей трудовых пенсий на 270,3 тыс. человек, отклонением против запланированного среднегодового размера трудовой пенсии без учета мероприятий по индексации и повышению пенсий, невыполнением плана по дополнительным расходам на выплату трудовых пенсий (в основном за счет меньшего числа пенсионеров, перешедших на исчисление пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера).

Невыполнение утвержденных расходов на выплату пенсий за границу связано с тем, что почти 2 тыс. пенсионерам пенсия в 2000 году не выплачивалась по причине отсутствия свидетельств о факте их нахождения в живых и реквизитов банка, а также в связи с тем, что 864 пенсионерам средства на выплату пенсий за IV квартал 2000 года были списаны со счета ПФР в Сбербанке России в январе 2001 года.

Невыполнение утвержденных бюджетом расходов по выплате пенсий и пособий, финансируемых ПФР на возвратной основе из федерального бюджета, связано с тем, что в 2000 году уменьшилась численность пенсионеров-инвалидов вследствие военной травмы (на 67,6 тыс. человек), пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца из числа военнослужащих срочной службы (на 11,7 тыс. человек), а также участников Великой Отечественной войны, получающих вторую пенсию или надбавку (на 96,1 тыс. человек).

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2000 г. № 145-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2000 год” в связи с получением дополнительных доходов” Правительство Российской Федерации и ПФР осуществили в 2000 году взаимное урегулирование задолженности бюджета ПФР перед федеральным бюджетом на 1718,9 млн. рублей, образовавшейся на 1 января 2000 года по бюджетным ссудам. Ссуды выдавались ПФР в 1993 году и в 1995-1996 годах на возвратной основе для выплаты пенсий.

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” за ПФР и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Указом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с ПФР соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы ПФР.

В ревизуемом 2001 г. финансирование расходов на выплату текущих пенсий осуществлялось ПФР своевременно и в полном объеме.

Численность пенсионеров в Российской Федерации за 2002 год увеличилась на 118,8 тыс. человек и на 1 января 2003 года составила 38,6 млн. человек. Доля пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации составляла на 1 января 2003 года 26,8 %, а к численности занятого населения - 59,9 %.

Средний размер назначенных пенсий с учетом компенсационных выплат за 2002 г. увеличился на 314,62 рубля, или на 38,2%, и составил на 1 января 2003 г. 1137,97 руб., что по отношению к прожиточному минимуму пенсионера на начало 2003 года составило 95,1% против 85,6% на 1 января 2002 г.

Минимальный размер пенсии по старости на 1 января 2002 года, без учета компенсационной выплаты (установленной соответствующим Указом Президента Российской Федерации для малообеспеченных категорий пенсионеров), составил 185,32 рубля, а с ее учетом - 485,32 рубля.

Вместе с тем, указами Президента Российской Федерации с марта 2001 года был установлен минимальный размер совокупной выплаты в сумме 600 рублей в месяц, который с августа был увеличен до 660 рублей. Но в то же время прожиточный минимум пенсионера, устанавливаемый ежеквартально постановлениями Правительства Российской Федерации, на начало 2002 года составлял 1197 рублей.

Плановые показатели бюджетов региональных отделений ПФР на 2001 год утверждены постановлением Правления ПФР в январе 2001 года и в июле были скорректированы в связи с уточнением Минэкономразвития России прогнозного фонда заработной платы.

Положительное сальдо между собственными доходами и расходами на выплату пенсий, пособий и компенсаций в 2001 году отмечалось в 31 из 88 региональных отделений ПФР. Большинство же отделений являлись дотационными. Средства, перечисляемые донорскими отделениями, перераспределялись ПФР в виде дотаций. Обоснованность размера дотаций определялась разницей между поступлениями от единого социального налога и фактической потребностью средств на выплату пенсий. Суммы дотаций утверждались постановлениями правления ПФР ежеквартально. В 2001 году всего было таким образом перераспределено 122823,0 млн. рублей (19,5% от всех поступивших в ПФР средств).

В нарушение Закона “О бюджете ПФР на 2001 год” в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации было использовано 11,5 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2002 года на учете в региональных отделениях ПФР состояло 8476552 страхователя. За 2002 год количество налогоплательщиков, состоящих на учете в органах ПФР, возросло на 93863 плательщика.

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” ПФР в 2001 году продолжал начальную регистрацию работающих граждан. По состоянию на 1 января 2002 года общее количество присвоенных страховых номеров составило 97,2 миллиона. Кроме того, ПФР начата регистрация неработающих пенсионеров. По состоянию на 1 января 2002 года было зарегистрировано 1,3 млн. человек.

Бюджетом ПФР за 2002 год было предусмотрено на материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и модернизацию автоматизированных информационных систем 34927,08 млн. рублей. Из них затраты на содержание Информационного центра персонифицированного учета – 16428,83 млн. рублей.

В основном средства направлялись на приобретение оборудования, комплектующих, программных средств, проведение опытно-конструкторских работ и оказание услуг по защите информационных систем от несанкционированного доступа. С этой целью в 2002 году действовали 45 государственных контрактов на сумму 590,1 млн. рублей. Кроме того, из этих средств были израсходованы 16,7 млн. рублей на оформление подписки для региональных отделений на журнал “Пенсия”.

Бухгалтерией ПФР недостаточно полно контролировалось выполнение заключенных контрактов. Так, по пяти из них штрафные санкции за несоблюдение сроков поставки должны были составить 791,2 тыс. рублей, однако ПФР претензии к поставщикам не предъявлял.

В соответствии с Федеральным законом «О бюджете пенсионного фонда РФ на 2004 год» № 175-ФЗ от 23 декабря 2003 г. (в редакции Федерального закона № 58-ФЗ от 29.06.2004 г.) ст. 11 – Фонду разрешается в 2004 году направить денежные средства в сумме 1155,0 млн. руб. на капитальное строительство, включая социальное развитие Фонда. В соответствии со ст. 18 разрешить Фонду финансирование расходов на социальные программы – в размере 7,5 млрд. руб., на проведение адресной помощи от ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – в размере до 500,0 млн. руб. [13, с. 3].

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.