Анализ возможностей открытия нового предприятия — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Анализ возможностей открытия нового предприятия

2021-04-19 84
Анализ возможностей открытия нового предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

 

1.1 Бизнес-план: цель, задачи, функции, принципы

 

Бизнес-план - это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлимый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Основная цель разработки бизнес-плана - планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Главная цель бизнес-плана - выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например: получение кредитов или привлечение инвестиций; определение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

Ядро бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, то есть он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы: определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках; оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции (работ, услуг), соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары (работы, услуги), чтобы определить потенциальную прибыльность проекта; выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей; проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей; просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана. Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима а период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить вохможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.

Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлимой частью управления любого предприятия независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, представленные в таблице 1, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой и, в конечном счете, ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.

 

Таблица 1 - Основные принципы внутрифирменного планирования

№ п/п Принципы планирования Содержание
1 Необходимость 1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. 2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.
2 Непрерывность Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: · последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; · скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.
3 Эластичность и гибкость Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: · введения плановых резервов по основным показателям; · применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; · использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; · использования альтернативных планов.
4 Единство и полнота (системность) Систеиность достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровню планирования. 2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития. 3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.
5 Точность и детализация 1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детелизация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.
6 Экономичность 1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами 2. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.
7 Оптимальность 1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
8 Связь уровней управления Достигается тремя способами: · детализацие планов «сверху-вниз»; · укрупнением планов «сверху-вниз»; · частичным делегированием полномочий.
9 Участие 1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. 2. Планирования для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.
10 Холизм (сочетание координации и интеграции) Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.

 

Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, эффективности, комплектности и др.


1.2 Структура, содержание разделов и последовательность разработки бизнес-плана

 

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести: специфику вида предпринимательской деятельности; размеры предприятия; цель составления бизнес-плана; общую стратегию предприятия; перспективы роста создаваемого предприятия; размеры предполагаемого рынка сбыта; наличие конкурентов.

Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана.

Внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, но состав их разделов остается практически неизменным. Анализ различных структур бизнес-плана на основе работ О.Н. Бекетовой, В.И. Найденкова; Бринк И.Ю., Савельева Н.А.; Полякова О. В. позволяет предложить оптимальную структуру бизнес-плана.

Титульный лист.

Аннотация.

Меморандум о конфиденциальности.

Оглавление.

Основные разделы:

1. Резюме.

2. Описание предприятия и отрасли.

.   Характеристика объекта бизнеса организации.

.   Исследование и анализ рынка сбыта.

.   План маркетинга.

.   Производственный план.

.   Организационный план.

.   Финансовый план и стратегия финансирования.

.   Оценка и страхование риска.

Приложения.

Данная структура бизнес-плана носит лишь рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой. Перечень разделов и содержаний в каждом конкретном случае могут дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма. Последовательность разработки бизнес-плана показана в таблице 2.

Ниже представлено детальное рассмотрение структуры бизнес-плана и содержание его разделов.

. Титульный лист, оглавление, меморандум о конфиденциальности, резюме бизнес-плана.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают: наименование проекта; место подготовки плана; авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны; имена и адреса учредителей; назначение бизнес-плана и его пользователей.

 

Таблица 2 - Последовательность разработки бизнес-плана1

Последовательность выполнения работ Раздел бизнес-плана Возможность выполнения расчетов с помощью компьютерной программы Project Expert и получения документов:
1. Сбор и анализ информации о продукции, услуге Раздел 3. Характеристика объекта бизнеса организации  
2. Сбор и анализ информации о рынке сбыта. Анализ состояния конкуренции на рынке сбыта Раздел 4. Исследование и анализ рынка сбыта  
3. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли Раздел 2. Описание предприятия и отрасли  
4. Разработка стратегии маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики Раздел 6. План маркетинга  
1.    
5. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами Раздел 7. Производственный план  
7. Расчет потребного капитала, определение затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей. Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности Раздел 9. Финансовый план и стратегия финансирования  
8. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта Раздел 8. Организационный план  
     
10. Решение вопроса рисков и гарантий Раздел 11. Оценка и страхование риска  
11. Составление краткого содержания проекта Раздел 1. Резюме  
12. Составление аннотации на проект Аннотация  
13. Составление меморандума о конфиденциальности Меморандум о конфиденциальности  
14. Оформление оглавления Оглавление  
15. Оформление титульного листа Титульный лист  

 

На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности. Он составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представившей проект.

После титульного листа следует оглавление - формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.

Бизнес-план может содержать аннотацию, в которой дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5-2 страницы). Аннотация может быть оформлена в следующей последовательности: предприятие; адрес; телефон, факс; руководитель предприятия; суть предполагаемого проекта и место реализации; результат реализации проекта; необходимые финансовые ресурсы; срок окупаемости проекта; ожидаемая среднегодовая прибыль; предполагаемая форма и условия участия инвестора; возможные гарантии по возврату инвестиций.

Во введении указываются задачи составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован.

Резюме (концепция бизнеса) - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, то есть информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.

В резюме указываются: возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона; необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные); возможный срок возврата заемных средств; ожидаемая прибыль и ее распределение; условия инвестирования. Резюме должно содержать главную цель предполагаемого бизнеса и назначение разрабатываемого бизнес-плана.

Помимо выделения главной цели (целей) бизнес-плана, указывается, для кого он предназначен: для потенциального инвестора или кредитора; возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей; руководства предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации); государственных или муниципальных органов власти (с целью получения поддержки).

. Описание предприятия и отрасли

Данный раздел содержит основные сведения о предприятии и сфере его деятельности. Здесь находят отражение главные события, повлиявшие на появление идей предполагаемого бизнеса, а также главные проблемы, стоящие перед организацией в настоящее время. Оценивается практическое положение предприятия на рынке, указываются направления его развития на перспективу. Для этого надо указать: когда предприятие создано, для какой цели, т.е. для выпуска какой продукции; форма собственности на землю и здание, организационно-правовая форма; где предприятие расположено: в крупном городе или районе, какой регион обслуживает; в каком здании размещается производство: приспособленном, ветхом, новом; площадь помещений и участка; тип производства, характер выпускаемой продукции; производственная мощность, уровень ее использования; численность работников, их квалификация; основные заказчики; имеет ли предприятие стабильных клиентов, соотношение крупных и мелких заказчиков по числу и объему заказов; основные поставщики материалов.

Описание отрасли должно включать в себя следующую информацию: определение экономического сектора отрасли (производство, услуги и т.п.); перечень основной продукции и услуг, предлагаемых предприятиями данной отрасли промышленности; влияние сезонности на объем реализации; географическое положение отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный); описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие; характеристика имеющихся основных клиентов; характеристика потенциальных клиентов; наиболее перспективные клиенты (указать в порядке убывания спроса на продукцию и услуги); общий объем продаж по отрасли и тенденции изменения рынка.

Обычно заканчивается раздел формулировкой миссии и целей деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса.

3. Характеристика объекта бизнеса организации

В разделе бизнес-плана «Характеристика объекта бизнеса организации» дается описание продукции предприятия с позиций потребителя. С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые товаром; показатели качества; экономические показатели; внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами; патентная защищенность; показатели экспорта и его возможности; основные направления совершенствования продукции; возможные ключевые факторы успеха.

Основное назначение товара - удовлетворение потребностей клиента фирмы. Поэтому в бизнес-плане отражаются область применения, перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара.

Со свойствами продукта связаны показатели его качества: долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта и т. д. Указывается наличие сертификатов промышленной продукции.

Сведения об экономических показателях продукции могут быть представлены на примере таблицы 3.

В данном разделе может быть приведена фотография или рисунок изделия, дающие достаточно четкое представление о товарном виде последнего. Формулируется отличие нового или существующего товара от товара конкурентов. Описываются патентные права предприятия, патенты на полезные модели, товарные знаки; наличие лицензий, а также ноу-хау.

В пункте, характеризующем основные направления совершенствования продукции, приводятся основные цели, направления и возможности модернизации продукции с целью большего удовлетворения запросов потребителей.

 

Таблица 3 - Экономические показатели продукции

Вид продукции

Цена

Показатели единицы продукции

  продажная доставки установки итого Себестоимость Прибыль
               

 

Роль данного раздела бизнес-плана сводится к тому, чтобы представить потенциальному инвестору, какими новыми уникальными свойствами обладает товар, доказать, что он способен вызвать интерес покупателей.

. Исследование и анализ рынка сбыта

Для предприятия наиболее сложно разработать этот раздел бизнес-плана, так как исследование рынка до недавнего времени не было свойственно нашей экономике, что и вызвало отсутствие такого рода навыков у широкого круга практических специалистов.

Следует признать, что провести самостоятельно развернутое маркетинговое исследование предприятие не сможет: для этого необходимы профессионалы и значительный объем средств.

Материалы данного раздела должны убедить потенциального инвестора, что определенные виды продукции, предлагаемые предприятием, найдут своего потребителя.

Для этого разработчикам бизнес-плана необходимо: дать характеристику региона, в котором оно предлагает или планирует свои услуги (количество городов, поселков и деревень; численность населения по возрастному и социальному составу; количество предприятий, фирм, организаций, учреждений социально-культурного назначения и отрасли, в которых они работают; количество предприятий и виды выпускаемых ими продукции; характеристика транспортных связей и т.д.); указать основных конкурентов, которые оказывают клиентам аналогичные услуги, производят такую же продукцию в том же регионе; отметить конкурентоспособность планируемой к выпуску продукции, т. е. подчеркнуть преимущества проектируемых услуг по сравнению с имеющейся на рынке подобной продукцией; охарактеризовать основных потребителей продукции, обосновать, почему выпуск именно данной продукции привлечет заказчиков; перечислить потенциальных клиентов, имеются ли предварительные договоренности (протоколы о намерениях) с заказчиками или покупателями; оценить реальный и потенциальный объем сбыта в начальный период и на перспективу, указать объем продукции, на который предприятие с определенной степенью гарантии может получить заказы в своем регионе; указать прогнозные цены (политику ценообразования) и схемы платежей (оплата по факту, по предварительной оплате, по продаже продукции в кредит т.д.).

Кроме того, рекомендуется показать потенциальному инвестору те мероприятия, которые планируется провести для продвижения услуг и продукции на рынок: реклама услуг и каналы ее доставки до потенциальных потребителей и в каком объеме планируется рекламная деятельность предприятия; методы стимулирования продаж; сервис.

5. План маркетинга

Маркетинг - это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.

Основной принцип маркетинга - ориентация конечных результатов производства на требования и пожелания потребителей.

Для решения сложного комплекса задач создания товара и его движения к потребителю маркетинг должен выполнять следующие функции: аналитическую; производственную; сбытовую; управления и контроля.

Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Данные исследования и решения, принимаемые на их основании, находят свое отражение в соответствующем разделе бизнес-плана - «План маркетинга».

Таким образом, этот раздел включает такие пункты, как: цели и стратегии маркетинга; ценообразование; схема распространения товаров; методы стимулирования продаж; организация послепродажного обслуживания клиентов; реклама; формирование общественного мнения о фирме и товарах; бюджет маркетинга; контроллинг маркетинга.

План маркетинга является одним из наиболее важных разделов бизнес-плана. Именно от его реализации зависит, насколько хорошо потребитель воспримет товар (услугу), для которого разрабатывается бизнес-план. План маркетинга должен убедить потребителя в том, что комплекс маркетинга окажется действенным и что товар (услуга) будет иметь отличительные черты, которые позволят принять покупательское решение.

. Производственный план

А зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.

Разработчики бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятия реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.

В связи с этим, раздел следует начать с характеристики действующих на предприятии технологических процессов и оборудования, которые войдут составной частью в проект.

Здесь рекомендуется отметить: возможность использования в инвестиционном проекте существующей технологии с точки зрения ее прогрессивности; перечислить действующее основное технологическое оборудование с указанием его возраста; показать возможность его использования или продажи с учетом обеспечения необходимых параметров качества продукции.

Далее приводится характеристика проектируемого технологического процесса: излагается суть технологических аспектов инвестиционного мероприятия, технологическая схема производственного процесса; перечисляются изменения в процессе производства, требуемые для реализации проекта; приводится перечень и характеристики оборудования, которое необходимо закупить для достижения поставленных задач; поясняется, каким образом новое оборудование будет размещено на имеющихся площадях или же необходимы перепланировки, расширение; перечисляется оборудование, которое будет ликвидировано или продано (с указанием цены реализации); определяется объем выпуска продукции (мощность предприятия), который будет достигнут в результате инвестиционных мероприятий, обосновывается его величина; рассчитываются потребности в основных материалах; рассчитываются потребности в ресурсах (электроэнергия, тепло, вода); определяется численность персонала с указанием квалификационных характеристик.

В заключении определяется себестоимость производства и затрат на реализацию продукции, рассчитываются затраты на производство всего объема товара и на единицу продукции.

7. Организационный план.

Указанный раздел посвящается системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может включать в себя следующие пункты: организационная структура; ключевой управленческий персонал; профессиональные советники и консультационные услуги; персонал; кадровая политика фирмы; план социального развития; правовое обеспечение деятельности фирмы.

Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей. В бизнес-плане приводятся данные: о производственно-технологической структуре предприятия; функциях ключевых подразделений; составе дочерних фирм и филиалов, их организационных взаимосвязях с головной фирмой; организационной структуре управления; организации координирования взаимодействия служб и подразделений фирмы; автоматизации системы управления. Здесь же дается оценка соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия.

. Финансовый план и стратегия финансирования

Данный раздел бизнес-плана включает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объема реализации товаров на рынках в последующие периоды, т.е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.

Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие предпринимателя. Именно из этого раздела он узнает о прибыли, на которую может рассчитывать, а кредитор (или инвестор) - о способности потенциального заемщика обслужить долг.

В данном разделе представляются: отчет о прибылях и убытках; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозный баланс активов и пассивов (для предприятия); анализ безубыточности; анализ чувствительности.

Кроме того, на основании представленных данных в аналитических целях производятся дополнительные расчеты показателей финансового состояния предприятия (ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов, использование акционерного капитала и т.д.), показателей доходности инвестиций и т.п.

Стратегия финансирования заключает изложение финансового раздела бизнес-плана. В процессе разработки этой стратегии необходимо определить источники финансирования инвестиций.

Наиболее распространенными источниками финансирования являются: собственные финансовые средства хозяйствующих субъектов и привлеченные средства; бюджетные ассигнования из бюджетов разных уровней, предоставляемых безвозмездно или на льготной основе; иностранные инвестиции; заемные средства.

Для определения стратегии финансирования на предприятии должны: во-первых, исходя из сметной стоимости работ и этапов их осуществления составить график потока инвестиций, в котором отражается потребный объем инвестиций в оборотные активы и в создание резервных фондов. Во-вторых, обосновать план доходов и расходов, связанных с эксплуатацией инвестиций. В нем отражаются такие основные показатели хозяйственной деятельности реализуемого проекта, как валовой доход от реализации продукта (услуги), общий объем и состав основных текущих затрат, налоговые платежи, валовая и чистая прибыль, денежный поток (сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений).

В рамках финансовой стратегии необходимо, с одной стороны, так организовать процесс выбора средств, чтобы минимизировать их цену, с другой - выбирать такие варианты распоряжения средствами, благодаря которым можно было бы максимизировать прибыльность используемого капитала.

9. Оценка и страхование риска

В этом разделе следует описать реальные или возможные риски и в то же время предложить варианты решений. Для инвесторов и финансовых учреждений трезвый взгляд на риски и возможности их минимизации является важным критерием для оценки шансов предприятия или проекта. Тем самым руководство демонстрирует свою способность вовремя распознавать риски.

Выявление риска предусматривает прежде всего его идентификацию. В таблице 4 приведены основные виды рисков и формы их проявления.


Таблица 4 - Формы проявления основных видов рисков

Риск Формы проявления риска
Риск по хозяйственным контрактам Невыполнение партнером своих обязательств. Мошенничество и недобросовестность партнеров. Нанесение ущерба предмету контракта. Нанесение ущерба третьему лицу в процессе выполнения контракта
Риск, связанный с имуществом Нанесение ущерба имуществу предприятия. Недобросовестное отношение персонала к имуществу. Отчуждение имущества в судебном порядке
Риск изменения конъюнктуры рынка и усиления конкуренции Снижение деловой активности предпринимателей. Падение престижа предприятия. Изменение поведения конкурентов. Изменение методов государственного регулирования экономики
Риск возникновения непредвиденных убытков Потери в использовании мощностей и ресурсов. Потери в связи с оплатой неустоек. Потери денежных активов предприятия

 

Оценка риска подразделяется на качественную и количественную. Качественная оценка предусматривает определение факторов риска, признаков для идентификации, определение степени опасности. Количественная оценка - это численное определение отдельных рисков, групповая оценка рисков и вычисление совокупного риска. Для этого используют статистические методы, методы динамического моделирования, нейрокомпьютинг и др.

Одним из методов снижения рисков является страхование. В основе страхования лежит специальный фонд средств, который создается за счет предприятий, организаций и физических лиц. Из этого фонда производится страховое возмещение ущерба страхователю в том случае, если произошло страховое событие и произведена оценка страховой выплаты. В процессе разработки бизнес-плана необходимо учесть страхование рисков при обосновании финансовых решений, а также порядок страховых платежей.

Таким образом, структура раздела будет иметь следующий вид: формирование полного перечня возможных рисков; оценка вероятности появления рисков; ранжирование рисков по вероятности их появления; оценка ожидаемых размеров убытков при их реализации; установление и обоснование приемлемого уровня риска (определение области допустимого риска); выделение наиболее существенных рисков; выбор действий в отношении рисков; страхование рисков.

Приложения.

К бизнес-плану прилагаются оригиналы или копии документов, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие документы (информация): биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы; результаты маркетинговых исследований; отчет ретроспективного анализа финансово-хозяйственной деятельности за три-пять лет; аудиторское заключение; подробные технические характеристики продукции; план предприятия; гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции; договора аренды, найма, лицензионные соглашения; заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности; статьи из журналов и газет о деятельности предприятия; отзывы авторитетных организаций и др.

Приведенные рекомендации по построению разделов бизнес-плана являются общими и носят рекомендательный характер, перечень разделов, их содержание и последовательность в каждом конкретном случае могут дополняться, уточняться и опускаться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма.

В большинстве случаев создание квалифицированного бизнес-плана под силу лишь команде профессионалов - каждого в своей области (управлении, финансах, маркетинге). На Западе при составлении бизнес-планов даже небольшие фирмы обращаются к ним за консультацией, разработка же подобных документов в крупных компаниях идет целыми штабами, составленными из опытных специалистов. Опыт этих компаний показывает, что расплата за некачественный бизнес-план слишком высока и не оправдывает сэкономленных при его составлении средств.

 

1.3 Особенности бизнес-планирования в условиях кризиса

 

В большинстве работ по бизнес-планированию рассматривается составление бизнес-плана в нормальных условиях деятельности предприятия. Наиболее распространенный вариант - формирование бизнес-плана для привлечения инвестиций. Куда реже рассматривается антикризисное бизнес-планирование, а ведь оно необходимо ничуть не реже, а бизнес-план в условиях кризиса сильно отличается от планирования рутинной работы.

В кризисной ситуации у менеджмента компании нет времени для детальной проработки каждого пункта плана, все решения должны приниматься в жестко ограниченные сроки. Отсюда первое требование к процессу разработки антикризисного бизнес-плана - оперативность составления. При э


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.