История развития управленческого консультирования — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития управленческого консультирования

2021-04-19 171
История развития управленческого консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Становление управленческого консультирования как особого рода деятельности за рубежом приходится на 30-е годы ХХ века. Новые технологии, процессы кооперирования и специализации, усиление конкуренции - все это обусловило появление проблем, связанных с перестройкой системы управления, усложнением управленческих задач. Особенно активно УК развивается в 40-50 годы в США в связи с необходимостью совершенствования производства. В Западной Европе консультационная деятельность получила распространение к концу 60-х годов. Примерно в это же время появляются консультационные фирмы в Англии, Японии. Консультационная деятельность проникает в Австралию, страны Ближнего Востока, Африки и др.

Уже в 80-е годы рост числа консультантов привел к появлению термина "консулътантовооруженность", который определялся отношением числа консультантов к общему числу жителей страны. Неразвитость УК как вида деятельности в нашей стране не позволяет в настоящее время проводить расчеты по "консультантовооруженности", однако было бы корректней подсчитывать этот показатель через отношение числа консультантов к числу руководителей и специалистов (т.к. последние представляют собой главный объект консультирования).

Эволюция этого вида деятельности в зарубежных странах свидетельствует о переходе от "консультации" к "консультированию", от позиции "советчика" к позиции "участника процесса освоения новации". Центр тяжести, по мнению специалистов зарубежных стран, смещается от простой трансляции опыта передовых компаний к сосредоточению усилий консультантов на процессе практического освоения нововведений. Однако данная постановка вопроса несовершенна, ибо зачастую именно на стадии рождения и развития новации можно предусмотреть возможности преодоления элементов торможения, которые проявляются в дальнейшем. Поэтому более эффективным представляется такой подход, когда УК охватывает все стадии инновационного процесса.

Ориентация на освоение вынудила консультационные фирмы пересмотреть стратегию работ по организационному проектированию. Если раньше цикл консультирования был четко обозначен в виде этапов: обследование и сбор данных, разработка оргпроекта, согласование оргпроекта с клиентной организацией, обучение и осуществление необходимых изменений, то в новой ситуации выбирают иной путь — краткое организационное обследование и разработка общих контуров новой схемы управления клиентной организацией и одновременное внедрение предложенных изменений по обозначенным направлениям. В зависимости от того, как складывались взаимоотношения между консультационной фирмой и клиентной организацией, сформировалась схема эволюционирования УК (см. табл. 1).

Таблица 1

Эволюция взаимоотношений "Консультант-Клиент" в процессе УК

Этап УК Содержание этапов Взаимоотношения "консультант-клиент''
1 Предлагаемый товар - консультации (советы). Практически отсутствуют контакты Консультанта с Клиентом. Выбор консультационных услуг ограничен По принципу "вопрос-ответ" или "ты мне совет, а уж далее я сам"
2 Предлагаемый товар - консультирование (соучастие). Развиваются контакты Консультанта и Клиента. Придается значение этапу освоения нововведений Клиент осознает эффективность услуг Консультанта. Меняется и разнообразится содержание услуг Консультанта
3 Углубляются контакты Консультанта и Клиента. Происходит удорожание консультационных услуг. Расширяется "бригадное" консультирование. Разнообразятся формы УК Клиент начинает выбирать Консультанта из-за удорожания стоимости, разнообразия форм УК. Усложняется процесс УК
4 Изменяется "философия" УК. Клиент требует конкретного результата от УК. Этап освоения новации становиться центральным Усиливается воздействие Клиента на Консультанта. Клиент участвует в освоении услуги Консультанта
5 Сокращается время всех этапов УК. Параллельно диагностике идет освоение нововведения Процессы взаимодействия Консультанта и Клиента становятся более динамичными

Содержание таблицы сводится, в конечном счете, к тому, что повышение эффективности работы клиентской организации - единственный критерий успеха, к которому приводит высокий профессионализм консультанта. Эволюция взаимоотношений "консультант-клиент" в процессе УК экономически развитых стран представляет практический интерес для развивающейся консультационной деятельности в России. Однако для эффективного развития УК этого недостаточно, так как необходимо также учитывать тот факт, что системы управления и организационные структуры в значительной степени детерминированы социально-экономическими и социокультурными условиями конкретной страны. Так, например, американская и японская управленческие структуры различаются уровнем специализация и дыетализации индавидуальных функций. В США, например, этот уровень намного выше, чем в Японии. Поэтому очевидно, что специфика управленческих структур в развитых странах выдвигает задачу тщательного анализа форм и методов УК с позиции возможного использования их в конкретной стране. В частности, представляется целесообразным провести анализ опыта УК США как страны с наиболее богатыми традициями консультационной деятельности, с культурой, близкой к европейской, чей опыт, следовательно, наиболее приемлем для россиян.

Особый интерес представляет организация службы внутренних консультантов в США. Постоянно меняющиеся условия функционирования крупных организационных структур (фирм, корпораций и т.д.) и неизменная установка на опережение конкурента привели к выделению новой штабной функции, направленной на организацию управленческого инновационного процесса в корпорации. К середине 70-х годов эта новая штабная функция обрела конкретную фррму специализированного внутреннего подразделения (отдел управленческих услуг, организации планирования и др.), но не смогла себя реализовать, tjc. наработки и рекомендации не принимались менеджерами. Поиски более эффективной структуры привели к созданию службы внутренних консультантов (СВК). Наиболее близки по содержанию к СВК в России ранее существовавшие службы научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повышения эффективности труда и управления (и фактически ликвидированные в настоящее время).

Сравнительный анализ концептуальных задач, решаемых СВК в США и службами НОТ в России (табл. 2), позволяет увидеть метаморфозу, случившуюся с первоначальной концепцией НОТ (ЦИТОовский вариант), которую сами авторы называли "технобиосоциальной".

Таблица 2

Концептуальные задачи, решаемые СВК (США) и НОТ (Россия)

 

СВК 70-80 годы НОТ по А.К. Гастеву 20-е годы НОТ 80-е годы
1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности, выявление проблем, требующих нововведений 1. Теория трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места 1. Совершенствование кооперации и разделения труда, нормирования и оплаты
2. Разработка или поиск нововведений, способных решать эти проблемы 2. Методика рационального производственного обучения 2. Распространение передовых приемов труда
3. Проведение перестроек в управлении 3. Теория управленческих процессов 3. Рациональная организация и обслуживание рабочих мест
4. Повышение общей восприимчивости к нововведениям и распространение по всей организации   4. Совершенствование санитарно-гигиенических и эстетических условий труда
    5. Научные методы подбора, расстановки и продвижения кадров

 

Сопоставление концепции А.К. Гастева с концептуальным положением СВК (США) показывает наличие общего стержня - отказ от чисто эмпирического подхода к решению управленческих проблем. Для СВК главным является поиск нововведений и повышение восприимчивости к ним, для А.К. Гастева - теория управленческих процессов, методика обучения, теория трудовых движений. Зато для концепции НОТ 80-х годов характерны большая предметность, эмпиризм и идеологическая нагрузка.

По мере развития общества и ускорения темпов научно-технической революции в менеджменте, в первую очередь, развитых государств, роль управленческого консультирования становится все более существенной, и оно прочно входит в структуры экономических моделей ФРГ, Великобритании, Швеции, Франции и других стран. Опыт работы консультантов различных стран свидетельствует о наличии единых концептуальных основ управленческого консультирования. Однако специфика менеджмента каждой страны вносит в теорию и практику УК нечто свое, особенное, характерное для конкретной управленческой культуры. Так, консультанты из Франции придают особо важное значение методам воздействия на работников предприятия, поискам эффективного стиля общения с заказчиком и являются сторонниками долгосрочного консультирования. Определенные особенности присущи УК европейских, азиатских и других стран.

В нашей стране истоки управленческого консультирования берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20-30-х годов, когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. Затем такого рода деятельность как специфическая и самостоятельная, была упразднена и начала возрождаться в 60-е годы. В качестве консультантов тогда выступали специалисты ряда экономических, академических институтов и ВУЗов страны.

Лаборатория "Управленческого консультирования" Института экономики и организации промышленного производства СОРАН г. Новосибирска (руководитель д.э.н. В.Ф. Комаров) хорошо известна в нашей стране. Само появление такой лаборатории в академическом институте как реакция на преодоление трудностей освоения научных разработок ИЭ и ОПП СО АН СССР в народном хозяйстве свидетельствовало о нетрадиционном подходе к поиску новых форм реализации инноваций, позволяющих оперативно переходить от теоретизирования к практической апробации. Лаборатория не только практиковала, но и проводила большой объем научных изысканий по проблемам менеджмента, совершенствования хоз. механизма, координировала работу различных консультационных организаций страны.

В годы реформ практически во всех крупных городах появилось множество консультационных организаций. Опыт управленческого консультирования в этих фирмах нарабатывается, однако уже достаточно актуален вопрос консолидации консультантов, координации их деятельности и управления процессом УК, получающих все большее развитие в стране.

Таким образом, исторический опыт развития управленческого консультирования как за рубежом, так и в России представляет собой, во-первых, исходную эмпирическую основу, включающую солидный и разнообразный материал по УК, во-вторых, исходную теоретическую основу в виде понятийного аппарата, отражающего основные аспекты исследуемого объекта.

 

1.2. Основные понятия, принципы и типы управленческого
консультирования

 

В сложившейся ситуации чрезвычайно осложнилась работа руководителя, которому предстоит не только пересматривать свою деятельность по управлению, но и помочь обществу в лице своих трудовых коллективов оперативно освоить новые жизненные ценности, новые экономические отношения. Роль и значимость труда руководителя, в этой связи, значительно возрастает, однако его реальные возможности эффективно решать возникающие перед ним практические инновационные задачи ограничиваются, главным образом, дефицитом времени.

Руководитель производит специфический товар - управленческие решения, часть которых может быть закреплена в виде норм и правил, создавая организационный порядок, а часть будет просто воспроизводиться многократно в различных интерпретациях. Смена управленческой парадигмы означает создание нового алгоритма управления, в основу которого должны лечь новые управленческие решения. Этим решениям принадлежит ведущая роль в управлении, принимает их руководитель, возлагая на себя всю ответственность за их результативность. Возрастающие физические и психологические нагрузки на руководителя в переходный к рыночным отношениям период, связанные с усилением неопределенности и риском, дефицитами ресурсов, информации, времени, требуют гораздо более внимательного отношения к личности руководителя.

Организацию, как известно, развивают нововведения, они повышают ее жизнеспособность и эффективность, приспосабливают к изменяющимся условиям. Как правило, в освоении нововведений участвуют три группы работников организации:

- авторы нововведений;

- организаторы их практической реализации;

- пользователи.

Успех обеспечен, если интересы всех трех групп совпадают, однако чаще всего они расходятся, поэтому руководитель должен найти точки соприкосновения интересов всех трех групп и объединить их усилия.

В новых условиях хозяйствования для руководителя становится приоритетной функция постоянного обновления организации, так как от его умения постоянно находить источники развития будет зависеть ее благополучие. Объем и сложность стоящих перед руководителем задач требуют, в зависимости от сложившейся обстановки, оказания ему конкретной помощи в виде совета, обучения арбитражу, оппонирования. Поэтому консультант для руководителя может выступать в качестве помощника, советника, арбитра, педагога, оппонента. На данном этапе, когда деятельность по УК только-только разворачивается, наиболее важным является обучение руководителя и работников организации, которое на практике может быть представлено как обучение с отрывом от производства, самообучение без отрыва от производства и обучение с помощью консультантов по управлению без отрыва от производства.

Практика показывает, что очень немногие руководители (особенно первые лица) могут на длительное время отлучиться от коллективов, а самообучение руководителей, работающих в режиме преимущественно "реактивного" управления - занятие малоэффективное. Наибольший эффект в таком случае может принести УК, способное реализовать возможность обучения не только руководителей, но и других представителей коллективов без отрыва от производства.

Таким образом, задача консультантов - научить руководителя методам, приемам эффективного и рационального управления, помочь выработать свои, оригинальные методы, с помощью которых он сможет самостоятельно решать свои проблемы. Поэтому задача обучения требует от консультанта высокой степени профессионализма в первую очередь.

Консультационная деятельность включает в себя диагностику клиентной организации, обучение руководителей и специалистов, а также практическое освоение инноваций. Единый процесс рационализации управления, осуществляемый консультантом, таким образом распадается на три взаимосвязанных части. В этом случае у консультанта появляется возможность комбинирования этими частями и дополнениями полученных комбинаций другими аспектами управленческой науки. Содержательно суть понятий управленческого консультирования, в этой связи, различными авторами в специальной литературе толкуется достаточно широко. Анализ некоторых из них позволяет выделить важнейшие или фундаментальные характеристики УК (табл. 3).

Таблица 3

Определение понятий управленческого консультирования в
литературных источниках

№ п/п Формулировки Источник информации
1 2 3
1 "...определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения" Основные положения программы (материалы к Ученому совету МЭ и ОПП СО АН СССР от 13.01.88).-Новосибирск, 1988. С. 1.

Продолжение таблицы 3

 

1 2 3
2 "...разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях" Рапопорт В.Ш. Диагностика управленца, практический опыт и рекомендации. - М., 1988. С. 5.
3 "...услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблемах" Прокопенко И. Управленческое консультирование как услуга // Проблемы теории управления. -М., 1988. С. 1.
4 "...услуга, оказываемая консультантом с целью помочь предприятию в диагностике, анализе и практическом решении проблем" Комаров В.Ф. Программа работ лаборатории управленческого консультирования.- Новосибирск, 1988. С.13.

 

В большинстве формулировок, приведенных в табл. 3, выделяется профессионализм консультантов, что можно считать одной из важнейших характеристик специалистов по УК. Формулировка 3 указывает на независимость консультантов и групп консультантов, а это еще раз свидетельствует о профессионализме консультантов. Трудно согласиться с присутствием в некоторых формулировках понятия "внедрять" достижения науки в практику хозяйствования, что означало бы не всегда эффективные силовые приемы организации нововведений.

Для профессиональной консультационной деятельности больше подходит понятие "осваивать", под которым подразумевается, в первую очередь, инициатива и желание первого руководителя и коллектива поправить, изменить свою деятельность самостоятельно.

Вряд ли можно соглашаться с утверждением, что УК есть "... разновидность экспертной помощи..." (п. 2). Скорее экспертная помощь основывается на суждениях специалистов, является частью консультационного процесса, то есть УК по своему объему гораздо более широкое и глубокое понятие, чем то, что дано в этом определении. В этой же формулировке Рапопорта В.Ш. очень верно отмечены "изменяющиеся внешние и внутренние условия", в которых приходится работать консультанту.

Анализ представленных формулировок не дает оснований взять какую-либо из них за образец, поскольку каждая из них фиксирует лишь определенную сторону процесса УК. Поэтому симбиоз формулировок УК как специфической формы деятельности может дать более полное и более системное определение: управленческое консультирование представляет собой метод освоения научных разработок, достижений зарубежного и отечественного опыта хозяйствования в организации заказчика при содействии профессиональных консультантов в условиях внутреннего и внешнего дискомфорта, исторически обособившийся в вид профессиональной деятельности.

Содержание УК в полной мере может быть раскрыто при разработке типологии консультационной деятельности. Составление типологии связано с изучением взаимоотношений УК с инноватикой - областью науки, изучающей инновационные процессы. Необходимость такого изучения особенно проявилась в условиях функционирования товарно-денежных отношений, наиболее эффективно стимулирующих инновационные процессы. Инноватика, объединяющая усилия различных специалистов - экономистов и философов, инженеров и социологов, психологов, юристов, и управленческое консультирование по сути своей неотделимы друг от друга, поскольку консультирование - это обеспечение инновационного процесса.

Инновационные процессы на производстве развиваются в двух направлениях, соответствующих управлению по видам деятельности - научно-технической и социально-экономической. Под научно-технической деятельностью следует понимать управление механизмами освоения новых инженерных технологий и новых изделий. Под социально-экономической деятельностью понимаются правовые, экономические и организационно-управленческие воздействия на объект управления. Обе составляющие управления подвержены влиянию новых педагогических (обучающих) технологий, а УК равным образом направлено на обе составляющие, тем более, что новации и нововведения специфически реализуются в каждой из них и существенно отличаются друг от друга.

Типология УК не ограничивается только научно-техническим и социально-экономическим консультированием, ибо это только один из множества признаков, включающий в себя также правовое оформление. В зависимости от различных признаков УК может быть представлено широким набором типов консультационной деятельности, представленных в табл. 4. Типология необходима, особенно на этапе освоения, для более точной идентификации каждого нового вида УК. Системность характеристик, даваемых каждому новому виду УК, позволит сравнить его возможности и оценить его эффективность по отношению к другим. Оценивая соотношения видов УК в хозяйственной практике, можно наблюдать тенденции этих изменений в динамике, что позволит вносить соответствующие коррективы в развитие консультационной деятельности.

Таблица 4

Типология управленческого консультирования

 

Признаки УК Типы УК
1 2 3
1 По результатам на выходе · Продуктовое УК (консультирование проекта) · Обеспечивающее УК (консультирование процесса)
2 По радикальности · "Революционное" УК (принципиально новые технологии, методы управления) · "Косметическое" УК (улучшения, дополнения) · "Обыденное" УК (элементы "революционного" и "косметического" УК)
3 По целям · Целевое УК · Многоцелевое УК
4 По видам решаемых задач · Оперативное УК · Стратегическое УК
5 По механизму реализации · Объектное УК (на одном объекте) · Полиобъектное УК (множество объектов) · Уникальное У К · Стандартное УК
6 По результативности · Завершенное УК · Этапное УК
7 По месту применения · Внутрифирменное У К · Внешнее УК

Продолжение таблицы 4

 

1 2 3
8 По длительности воздействия на объект · Краткосрочное УК · Среднесрочное УК · Долгосрочное УК
9 По прикладным функциям · Научно-исследовательское УК · Практическое УК
10 По степени воздействия · Шоковое УК · Ползучее УК
11 По количеству объектов · Индивидуальное (интимное) УК · Коллективное УК
12 По уровням и сферам управления · Фирменное УК · Отраслевое УК · Муниципальное УК · Государственное УК
13 По масштабам организации · Микроконсультирование (бригада, участок, цех, завод) · Макроконсультирование (ПО, концерн, консорциум, ассоциация, территория, регион, республика)
14 По методам обучения · Активное УК · Рутинное УК · Взаимообучающее УК
15 По видам управленческой деятельности · Научно-техническое УК · Социально-экономическое УК · Правовое УК
16 По методу самооценки руководителем · Рефлексивное УК · Критическое УК

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.