Инстинкт семьи, рода, племени, государства — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Инстинкт семьи, рода, племени, государства

2021-01-31 75
Инстинкт семьи, рода, племени, государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Инстинкт семьи, стада сильно развит у общественных животных и выражены также у человекообразных обезьян. Чужака всегда встречают если не настороженно, то враждебно, не говоря о постоянных стычках между различными стадами в борьбе за территорию. В пределах стада сильно развит инстинкт родственности, особенно по линии матери.

У человека также развит инстинкт родственности. Когда я, горожанин, по окончании средней школы стал работать учителем в большом селе, это было в 1928 году, то был поражен, как все его жители четко разделялись по близким и дальним родственным связям. Об этом свидетельствовало множество слов, обозначавших степень родства. Кроме матери, отца, братьев и сестер, дядей и теток, внуков, существовали невестки, свекрови, мачехи, шурины, девери и множество других. В городе с его пестрым населением это крепкое и в какой‑то мере инстинктивное кровное чувство родственности размывается и теряется.

Чувство родственности сохраняется не только по всему поселению, но и по своему району, краю и, конечно, по национальной принадлежности, и далее – по государственности.

Помню, в небольшом городке – Хабаровске, насчитывавшем в двадцатых годах двадцатого столетия всего лишь 48 тысяч жителей, мы, мальчишки, делились на своих и чужих по проживанию на разных улицах. Ребята с другой улицы уже считались не своими. Подобное разделение было повсеместным по всей стране, и еще не ушли из памяти кулачные бои: стенка на стенку, слободка против слободки, село против села и т. д. ради удовлетворения дремлющих древних инстинктов, сохранившихся от далеких предков.

В каждой нации существует и всячески поощряется чувство превосходства над другими нациями, что порождает национальную ограниченность. Одновременно этот инстинкт подогревается прославлением своих выдающихся личностей, к сожалению, нередко проявляющийся, когда они уже ушли из жизни. К таким выдающимся личностям, которым полагалось поклоняться для подкрепления чувства национального превосходства, причислялись и лидеры‑тираны, приносившие величайшие бедствия народу. Такими личностями были в России Сталин, в Германии – Гитлер, в Монголии – Чингисхан, в Узбекистане – Тамерлан…

Инстинкт возвеличивания своей нации способствовал борьбе за существование и выживание нации. Но одновременно в этот инстинкт вклинивалась и своеобразная поправка: стремление к сотрудничеству с другими нациями, подражание их положительным особенностям, органической целесообразности.

Разделение человечества идет не только по территории проживания, но и по нации, языку, этносу, лаконичное определение которого выражалось буквально тремя словами: другой этнос – «это не мы».

Инстинкт социальности во всю длительную историю человечества сопровождался вооруженными конфликтами в основном за среду обитания. Он подогревался чувством принадлежности к этносу, намерением повысить свое моральное превосходство и унизить другие этносы.

Любовь к родине проистекает из древнейшего инстинкта защиты ее от врагов. У цивилизованного человека она приобретает определенную степень своего развития.

В жизни можно подметить одно, почти неукоснительно соблюдаемое правило. Чем слабее и малочисленней в обществе нация, чем она менее образована, тем у нее сильнее развит инстинкт патриотизма или национализма, скромно именуемый правительствами «национальным сознанием». Этот инстинкт как бы оправдывается коллективным инстинктом‑подсознанием необходимости выживания, сохранения жизни своего общества.

Испокон веков различные этносы оберегали себя от врагов, старались поддержать свое единение, существование, индивидуальность, культуру, обычаи, подкрепляя их национальной одеждой и, прежде всего, языком. Традиции, обычаи, нормы поведения, свойственные этносам, поддерживали это единение.

Боязнь ослабить или потерять свой этнос приводила к вспышкам того, что ныне стало именоваться национализмом, и в его крайнем выражении – фашизмом. Эта боязнь резко усиливалась при наступлении духовного распада, как мера самозащиты этноса. Еще эта боязнь усиливалась при распаде многонационального государства, что заметно произошло при распаде Советского Союза. Смена идеологии вызвала инстинктивную цепную реакцию вспышки идей национализма. Очевидно, одну жвачку следовало заменять другой, более удобоваримой. К тому же национализм – самый доходчивый способ заполнения духа и дефицита эмоций.

Вульгарный национализм легко перерождается в расизм, воспитывающий самобахвальство и чувство превосходства перед другими нациями, и пренебрежение к ним. Большей частью национализм еще маскируется под патриотизм, и тогда он служит убежищем конъюнктурщиков.

Национализм, вопящий о необходимости разделения народов, всегда прикрывался тревогами о судьбе языка и культуры. По существу своему национализм и так называемый ура‑патриотизм типичные волчьи инстинкты.

Каждый член нации ощущает и чтит в себе инстинкт принадлежности к своему этносу. В какой‑то мере этому явлению аналогично поведение очень редких, малочисленных животных.

Они чрезвычайно осторожны, как бы инстинктивно стараются поддержать существование своего вида и сберечь его от исчезновения с лица земли. И вероятно, подобный инстинкт способствовал возрождению и процветанию вида. То же самое относилось и к видам зарождающимся, редким. Этот инстинкт особенно сильно вспыхивал в периоды конфликтов с соседями, экономических неурядиц, потрясений, повергая людей в инстинктивно‑звериное состояние. С далекой древности общества, этносы, нации, не наделенные им, распадались, погибали, исчезали с лица земли. Вся история человечества пестрит зарождением, расцветом, угасанием, распадом и исчезновением этносов.

Во время национальных конфликтов инстинкт сохранения этноса способствовал обострению национализма и превращал его в чудовищный разгул жестокости, доводил до сверхзвериного состояния, сопровождаемого геноцидом народов. Мощный инстинкт острой принадлежности к своему этносу, национализм в его крайнем выражении – в вооруженных столкновениях – служит главным источником бед современного человечества и главной опасностью его существования.

С развитием цивилизации, грамотности и образования, национальное самосознание обостряется, особенно активно проявляясь во время крупных вооруженных конфликтов. Число государств увеличилось после Первой мировой войны. Оно еще больше возросло после Второй мировой войны. И сейчас всюду на земле продолжаются войны за территориальную независимость малых этносов. Видимо разум обостряет национальные инстинкты.

Нация по существу коллективная личность. Национальное единение, сочетанное с интернациональным сознанием – прогрессивное явление в развитии человеческого общества. Ему содействуют широкие международные связи, развитие информации, способы передвижения и многое другое, сопутствующее цивилизации. Но будущее человечества зависит от сближения наций, а не от их разъединения. И быть может путь к этому сближению будет проложен через свою противоположность, стихийно происходящее разъединение наций, повергающих себя в обостренные военные конфликты. Спасение человечества лежит в гуманном сочетании чувства любви к своей Родине с гуманным интернационализмом.

Развитие мировой информации, передвижений способствуют сближению наций и ослаблению их настороженности друг к другу. Такое сближение сейчас происходит в Западной Европе. В таких странах, как Гавайи, постепенно заселенной множеством разных наций, родилась замечательная пословица: «Человечество – выше нации».

Сейчас с развитием цивилизации, международных связей, резко усиливающейся эмиграции и смешения народов понятие нации усложняется. Но как бы ни было в государствах многонациональных, таких, к примеру, как США, Австралия, Канада, наряду с сохранением национальных особенностей эмигрантов, среди них постепенно возникает чувство принадлежности к обретенной родине, государству, одновременно со сменой вывески инстинкта патриотизма. Нового в этом явлении по существу нет. История человечества богата примерами возникновения новых наций одновременно с распадом старых.

Интересное явление мне приходилось наблюдать в окрестностях сибирского города Томска. Обитающие там во множестве рыжие лесные муравьи, строящие общеизвестные «муравьиные кучи» из хвои и палочек, враждебны друг к другу и истребляют друг друга в борьбе за территорию и пищу. Но в благоприятной обстановке муравейники отпочковываются друг от друга, и когда этот процесс идет успешно, постепенно на площади в квадратный километр создаются буквально федерации сотен содружественных муравейников с полным отсутствием внутривидовой борьбы. Возникновению таких содружественных поселений способствует повседневный и незаметный обмен жителями между соседними муравейниками. В благоприятную солнечную осень каждой семьей‑муравейником в течение двух‑трех дней овладевает буквально безумство расселения всех по всем муравейникам. Две трети каждой семьи расходится по соседним муравейникам и так далее. Массовое расселение муравьев разных семей, несомненно, могучая мера против царящей в природе жестокой внутривидовой борьбы. Муравьи – древние общественные насекомые. Их общественный образ жизни существовал уже около 25 миллионов лет назад, когда предок человека был еще хвостатой обезьяной.

Исходный биологический облик человека в значительной степени, по меньшей мере в сфере поведения, заменен социальным обликом. Человек не может жить без общества, чтобы не войти в конфликт со своим инстинктом, но и в обществе часто оказывается ранимой его индивидуальность. «И нет такого существа, которое было бы столь же неуживчиво и столь же общительно, как человек; первое по причине его пороков, второе – в силу его природы», – пишет М. Монтень. Далее он утверждает: «человек изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо. Нелегко о нем составить устойчивое и единообразное представление». Такова двойственность его природы. И то и другое существовало у дикаря. Общественный образ жизни выработал сложный кодекс поведения, носящий приспособительный характер.

Каждый испытал необходимость общения с себе подобными. «Благо разумного существа – общение», – говорил М. Аврелий. Но общество хорошо принимать в определенных дозах, иначе оно утомительно человеку, уставшему от общества, теряющему в нем свое личное Я, желающему поразмыслить, пережить, освоить, осознать свое отношение к обществу, им овладевает стремление к одиночеству. Многие выдающиеся личности уходили в пустыню, чтобы подумать над собою. Так сказывается инстинктивная двойственность натуры человека.

Когда в период моей работы в научных учреждениях не было попутчика для путешествий в природу, а моего единственного помощника‑лаборанта чаще других забирали на какую‑либо сельхозкампанию, что ранее широко практиковалось в СССР, приходилось одному, как всегда на своей машине, ехать в очередную экспедицию в безлюдные просторы пустынь Средней Азии. Тогда хорошо думалось в одиночестве о всем на свете и, прежде всего, о новой задуманной работе, и сильнее обострялась мысль и внимание!

Всю жизнь мы стараемся побороть неустроенность общества и своим вмешательством вызываем еще большую его дезорганизацию. Общество ради своей полноценности должно иметь какую‑либо объединяющую его идею. Иначе оно вырождается. Этой идеей и является необходимость его сохранения и защиты, служащая источником военных конфликтов.

Образ жизни человека – это способ реализации его в конкретных формах жизнедеятельности в соответствии с его природной настроенностью. Он может быть разным, как и разнообразен сам по себе человек. Образ жизни общества зависит от экономического, классового, государственного, религиозного и национального положения. Полноценный образ жизни зависит от бытовой обстановки. Усилия отдельных личностей сочетаются в общественную деятельность. Но личность и общество противоречивы и далеко не всегда уравновешены. Кроме того, в обществе обязательно существует разность по образованию, полу, возрасту, материальному благополучию и многому другому. Эта разность служит почвой, на которой произрастает неприязнь друг к другу или, наоборот, солидарность. Но как бы ни было, на жизнь общества всегда накладываются инстинкты, правящие сознанием и поведением его членов.

Поведение человека в уединенной обстановке инстинктивно отличается от поведения в стаде. Если в первом случае он сохраняет свои индивидуальные черты и, изолируясь от общества, резко их усиливает, то оказавшись в обществе, особенно в скоплении, в стаде теряет индивидуальность, и начинает подчиняться целиком реликтовому инстинкту толпы и становится близким к животным. В этом явлении особенно ярко сказывается влияние инстинктов на поведение.

 

Характер

 

О характере уже говорилось ранее и сейчас приведем лишь короткие дополнения в соответствии с последовательностью изложения материала. Характер – сочетание инстинктивных, врожденных и приобретенных черт, определяющих поведение человека. Характер в человеке часто скрыт и полностью проявляется в напряженной, экстремальной обстановке. В формировании характера играют большую роль инстинкты. Характер, темперамент, жизненный опыт и воспитание взаимосвязаны. Характер, обусловленный инстинктами, стоек и постоянен, и не случайна русская пословица: «Горбатого могила исправит», хотя иногда говорят про какого‑либо человека: «У него изменился характер».

Темперамент личности считают продуктом наследственности, самовоспитания и влияния окружающей среды. Некоторые полагают, что темперамент – явление чисто врожденное.

Существует много определений типов характера, подтверждая широкую изменчивость натуры человека. Классификация их разнообразна, и это разнообразие свидетельствует об их несовершенстве. Между различными типами характеров существуют взаимные переходы.

Немецкий психолог Карл Юнг, ученик Фрейда, порвавший с ним, обосновал свою классификацию характеров. В основном в его идеях, названных аналитической психологией, лежит коллективная бессознательность, в ней спрессован весь опыт его предков, архитип. Почему‑то «коллективную бессознательность» он не назвал тем, чем она есть на самом деле – инстинктом, тем самым подтверждая недостаточное внимание к этой особенности природы человека. Идеи Юнга были использованы фашистскими идеологами для оправдания уничтожения рас и народов ради поддержания «чистоты рас и голоса крови».

Разные характеры обладают чертами полезными или вредными для общества. Если бы все характеры были одинаковы, что немыслимо, то общество стало бы застойным, не эволюционировало.

Среда влияет на характер. Например, человек, много раз обманутый, становится недоверчивым. Самая плохая недоверчивость тех, кто судит по самому себе. Люди, которым отказывают в доверии, если они честны, обижаются и опускаются. Доверчивость рискованна, но нередко органически целесообразна. Иногда пытаются доказать, что человек изначально добр или зол, тогда как он противоречив: и зол, и добр. У него может быть развито в различной степени стремление улучшить свою жизнь и жизнь окружающих.

В последние годы, особенно в популярных журналах, стали публиковать различные тесты на определение характеров. Большей частью эти тесты примитивны и пытаются оказать помощь в познании самого себя.

Над типизацией характеров много работала современная психология, указывая на огромное разнообразие индивидуальных его особенностей, а также на крайнее непостоянство и зависимость от столь же непостоянной социальной обстановки. В период сталинизма усердно подчеркивалась зависимость характера от обстановки, и стала замусоленной фраза о том, что бытие определяет сознание. Вся эта фразеология усиленно вбивалась в головы, чтобы поднять значение воспитания народа в духе коммунизма, в соответствии с генеральной линией единственной политической партии, управляющей страной. Да, конечно, бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие. И как же последователи диалектического материализма, принимая его едва ли не официальной философией Коммунистической партии, упускали противоположность и одновременно четкую взаимозависимость бытия и сознания.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.