Инстинкты и таинственные явления человеческой психики — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Инстинкты и таинственные явления человеческой психики

2021-01-31 79
Инстинкты и таинственные явления человеческой психики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С древнейших времен человек, вооруженный разумом и следующий его влиянию на жизнь, одновременно испытывал таинственные явление психики, ныне условно названные фактором ПСИ, повергавшие его в изумление своей непознаваемостью и невольно заставлявшее верить в сверхъестественное, вездесущее, великое могущество Бога или Богов.

Неожиданная передача друг другу мысли подчас на громадные расстояния о каком‑либо особенном, чаще всего трагическом обстоятельстве, передвижение предметов силою мысли, предчувствия радостных или тяжких событий, угадывание мыслей, предсказания будущего, восстановление в памяти прошлого, необычные красочные сны, иногда подтверждавшиеся действительностью, вера в неизбежность судьбы, в способность приносить счастье или, наоборот, несчастья при помощи особенных приемов, названных магическими, редкий, но проявляющийся у некоторых людей дар преодолевать земное притяжение и приподниматься над землей, способность читать мысли, подвергать искусственно вызванному сну – гипнозу, разговор с умершими, призрачные видения умерших, вылечивать недуги необычными способами, открывать подземные клады, распутывать тяжкие преступления и многое другое необъяснимое и относимое к мистике, все это производило глубокое впечатление, заставляло верить в существование загробной жизни и каких‑то неведомых сил.

Все это подтверждалось многочисленными фактами, свидетелями, и особенно одаренными к подобным явлением людьми, испокон веков оформилось в своеобразную науку, именуемую парапсихологией. Человек верил в существование колдунов, ведьм, злых духов, ясновидцев, совершая нерациональные или даже безумные поступки вроде истребления людей, связанных с нечистой силой. Таинственные явления психики оказывали подчас очень большое влияние на поведение, на жизнь, иногда приобретая даже государственное значение.

Бурное развитие науки и техники особенно последних двух столетий в какой‑то мере ослабило веру в таинственное явление психики. Ученые бурно протестовали против них, объясняя их трюкачеством, мошенничеством, фокусничеством, рассчитанным на легковерных простачков. К сожалению, без этого не обходилось в практике парапсихологии. Но факты продолжали существовать и множиться, тревожа мир душевных переживаний и веру в сверхъестественное.

Трудность изучения таинственных явлений психики, нелегкость их проявления по заказу, величайший и не оправдываемый скепсис ученых, немалое число фальсификаторов, использующих эти явления ради наживы или дешевой популярности, а также беспомощность науки препятствовало их расшифровке. Ученым кое что удавалось установить и подтвердить из явлений ПСИ, но объяснить их природу они были беспомощны. Парапсихология продолжала существовать оцениваемая как заблуждение, в то же время кое‑какие явления ПСИ продолжали применяться на практике в жизни. Вместо древних и не признаваемых народных лекарей появились общепризнанные экстрасенсы‑лекари недугов, помощники следователей, распутывающие сложные преступления, поисковики подземных вод и полезных руд и даже так называемые футурологи. В ряде стран возникли научно‑исследовательские институты, стали публиковаться парапсихологические журналы, книги, привлекая своей неординарностью широкий круг читателей. Многие, благодаря широкой информации, ранее не подозревая, стали обнаруживать у себя феномены ПСИ.

Факты ПСИ продолжали упрямо существовать и, постоянно проявляясь, стали невольно обращать на себя внимание. Физики один за другим строили различные теории, рано или поздно опровергавшиеся своей несостоятельностью и неубедительностью. Специфичность явлений ПСИ заставила признать, что целая группа явлений, которыми занимается парапсихология, имеет родственный характер и подчиняется сходным закономерностям. Это чрезвычайно важное заключение невольно приводит к интереснейшему выводу, на который, к великому удивлению, до сего времени никто не обратил внимания: МНОГИЕ ЯВЛЕНИЯ ПСИ ОБЪЯСНЯЮТСЯ МОГУЧЕЙ СФЕРОЙ ИНСТИНКТОВ, доставшихся от древнейшего предка человека и дремлющих в психике его современного потомка. Парапсихология все явления ПСИ считает носителями неизвестного вида энергии. НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ИХ ИСТОЧНИКОМ ИНСТИНКТЫ, управляющие всей органической природой и наиболее ярко выраженные, по меньшей мере, в мире животных, и дремлющие в человеке. Не вправе ли сказать, что самыми сильными экстрасенсами являются животные, а экстрасенсы‑люди обладают инстинктами, расторможенными разумом, к тому же те, кто перенес какие‑либо сильные потрясения.

Большинство явлений ПСИ обладает типичной органической целесообразностью, помогая жить, выручая в трудных случаях. В скрупулезном изучении инстинктов животных и заключена перспектива разгадки явлений ПСИ. Это мое глубокое убеждение натуралиста‑зоолога покажется многим необычным и неизбежно вызовет возражения и протесты. В будущем молодая и слабо развитая наука о поведении животных подтвердит сказанное, а генетика, достигшая поразительных результатов в раскрытии генетического кода человека, откроет изумленному взору новые горизонты для развития современной физики и, в частности, в познании явлений ПСИ, поражающих своей таинственностью.

 

Инстинкты и разум

 

Мир животных нашей планеты велик, разнообразен и насчитывает около двух миллионов видов. Каждый вид, будь ли он крошечной мушкой или большим тигром, занимает на земле определенную территорию жизни, установившуюся испокон веков, и на этой территории подчиняется установившемуся на ней климату, обитает строго в определенной обстановке, существует по исторически созданной схеме жизни, точно повторяя ее из поколения в поколение с весьма незначительнейшими отклонениями, совершает иногда сезонные перекочевки по издавна установленным путям и в определенные места. Он ведет одну и ту жизнь в соответствии с сезоном года, питается определившейся для него пищей, его истребляют одни и те же, к нему приспособившиеся враги, а он научился от них защищаться. Его брачная биология сопровождается твердо установившимися правилами поведения, способностью множить свое потомство, строить свое жилище по одному и тому же плану.

Во всем, в мелочах и в крупных делах каждому виду свойственно одинаковое поведение, которому надлежит следовать, чтобы выжить. Этой обстановке приспособлены и форма его тела, физиологические потребности и способности. И это точно определенное поведение зависит исключительно от того, что оно во всех мелочах строго закреплено по наследству в нервной системе и поддерживается великим разнообразием царства инстинктов. Каждый вид в течение миллионов лет своей жизни и эволюции выработал и отшлифовал свои инстинкты в борьбе за существование на земле. В какой‑то мере эта обстановка может быть образно и относительно сопоставлена с жизнью большого города, где каждый занят своими делами, выполняет свою обязанность.

Если бы не существовало точного разделения в поведении каждого вида и точного соответствия его обстановке среды, то в мире царил бы хаос и жизнь была бы невозможной, также как была бы на долгое время невозможна жизнь большого города, если бы в нем перепутались или исчезли все профессии. Инстинкты – одна из непременнейших особенностей существования. Они возникли с величайшей древности, совершенствовались в своем разнообразии и специфичности одновременно с развитием тела. Если бы по какой‑либо необычной причине инстинкты всех животных погасли, жизнь на земле прекратила бы существование из‑за неожиданного хаоса.

Поведение животных, начиная с самого примитивного предка, формировалось путем длительной эволюции, так же как макроскопическое и микроскопическое строение его тела, физиология и биохимия организма, запечатлеваясь в нервной системе в форме сложнейшего набора генетически закодированных многочисленных инстинктов. К большому сожалению, эволюционисты, занимаясь изучением происхождения жизни, все внимание уделяли совершенствованию формы организма или, выражаясь профессионально, его морфологии. До настоящего времени генетики, достигшие виртуозности в определении наследственных карт организмов и прежде всего человека, еще ни разу не предприняли попыток определения генетического наследия инстинктов. Происхождение и эволюция инстинктов привлекала очень мало внимания ученых, отчасти потому, что изучение их зарождения, развития и становления – слишком трудная задача, к тому же пока что лишенная возможной наглядности. В какой‑то мере только медицина прикоснулась к инстинктам в связи с наследованием психических заболеваний.

Что же собою представляют инстинкты? Это своеобразная видовая память, хотя и запечатленная в наследственном аппарате, но пока не изученная в генах. Эта память управляет поведением организма, без которого невозможно его существование в разнородной среде обитания.

У рожденного организма уже существует этот набор инстинктов, и служат они для него автоматическим и специфическим руководством жизни. Они строго соответствуют органической целесообразности так же, как и любая особенность строения тела организма, в виде рациональных реакций на окружающую среду. В течение жизни инстинкты могут заменяться или изменяться так же, как изменяется и форма тела ребенка по мере взросления. Поэтому инстинкты ребенка отличаются от инстинктов взрослого и проявление их или чередование совершается в жизни в строгой последовательности одного за другим.

Что же контролирует рациональность проявления того или иного инстинкта, проверяет его безошибочность и органическую целесообразность? Эта сторона психической деятельности – тема неразработанная, хотя имеет громадное значение в познании механизма поведения. Она кажется и простой, и вместе с тем, очень сложной.

Поясним сказанное другими примерами, допуская для более ясного представления некоторые упрощения и повторения.

Когда вода, в которой обитает простейшее существо, допустим, амеба, становится слишком прохладной, инстинкт заставляет ее стремиться к теплу, к ее поверхности, обогреваемой солнцем. И наоборот, прятаться в тень от солнца, когда слишком горячи его лучи. Подобные реакции на среду могут быть вызваны слишком ярким светом или темнотой, вкусной или невкусной, или даже ядовитой едой, врагом, от которого полагается спасаться, добычей, на которую следует нападать. Эти реакции в наиболее примитивном выражении происходят автоматически, без участия высшей нервной системы. Их принято называть рефлексами. Между рефлексами и инстинктами существуют переходные формы, и некоторые из них, в какой‑то мере усложняясь, произошли от первых. Классификация инстинктов и взаимоотношение их с рефлексами – не затронутая область, и здесь мы оставим ее в стороне.

Что же способствует проявлению инстинктов? Рациональное удовлетворение инстинкта, использование его органической целесообразности, соответствующей благополучию, выживанию или процветанию организма, ПОДКРЕПЛЯЕТСЯ ЧУВСТВОМ УДОВОЛЬСТВИЯ, УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, ПРИЯТНОГО ОЩУЩЕНИЯ, РАДОСТИ, ИЛИ, ГОВОРЯ ИНАЧЕ, ПРИЯТНОЙ ЭМОЦИЕЙ И НАОБОРОТ, НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИНСТИНКТА, ВОЗНИКАЮЩЕГО В ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ, ВЫЗЫВАЕТ ЧУВСТВО БОЛИ, ОТВРАЩЕНИЯ, НЕУДОВОЛЬСТВИЯ И СТРАДАНИЯ. Таким образом, воздействие среды и реакция на нее вызывают двойственное чувство. В столь простом определении объединяется не только функциональное значение инстинкта, но и вообще деятельность организма в широком значении этого слова, даже когда инстинкт дополняется, подправляется, а иногда и заменяется рассудочной деятельностью – разумом.

Такой схемой определяется поведение организма, инстинктивно подсказывающее, что такое ПЛОХО, а что такое ХОРОШО, то есть ДА или НЕТ, определяя путь от одной противоположности к другой или нахождение места между ними. Чем примитивнее животное, чем больше его поведение управляется инстинктами, тем проявление их происходит безошибочней, автоматически. У организмов более совершенных они могут в какой‑то мере контролироваться разумом.

Эту простейшую схему, изложенную в популярной и доступной форме, я прошу читателя запомнить и понять, так как ею объясняются особенности поведения не только животных, но и человека современности. Разумеется, эта схема не претендует на универсальность и абсолютность. Она, так же, как и все остальное в жизни, в определенной мере относительна и безгранично изменчива.

В нашем теле есть отросток слепой кишки, так называемый аппендикс, приносящий немало неприятностей своим воспалением, ведущим нередко к гибели без лечения. Если бы не помощь хирургов, то, быть может, через несколько тысячелетий произошел бы естественный отбор на исчезновение аппендикса или его совершенствование. Но медицина противится естественному отбору, и поэтому человечество будет вечно страдать от заболевания аппендикса.

Сохранился подобный же аппендикс и в человеческом поведении. В молодости мы часто во сне мягко и плавно летаем. Откуда проистекает такая особенность сна – никто не знает. Объясняют это загадочное явление отзвуком того далекого прошлого, когда предки человека жили в тропических лесах и, подобно многим современным обезьянам, используя лианы, раскачиваясь высоко над землей, перелетали с дерево на дерево. Тут мы вновь подошли к одной из больших и сложных сторон психической деятельности человека – взаимоотношению инстинктов и разума. С одной стороны, инстинкты, особенно защитного характера, у нас подавлены воспитанием и познать их в полном объеме мы не в силах. С другой стороны, все же большая часть их прочно сидит в нашем подсознании. Они тормозят развитие современного общества, и каким бы не был общественный строй человечество может стать совершенным только, когда постепенно расстанется, хотя бы частично, со своей природой, доставшейся от предков.

Заметим, что поведение любого организма, будь ли это простейшее одноклеточное существо, вроде уже упомянутой крошечной амебы, или крупнейшего зверя – бегемота, тигра, волка и даже человека, складывается из инстинктов, запрограммированных и закрепленных по наследству, и реакций, приобретенных в процессе контакта со средой обитания, то есть усвоенных научением, опытом. Но сочетание инстинктов наследственных и приобретенных индивидуальных навыков у разных организмов различное. И если у простейшего существа вся его деятельность построена преимущественно на рефлексах и примитивных инстинктах, то по мере эволюции жизни это сочетание усложняется и становится очень мозаичным, колеблющимся у разных особей по‑разному, то есть у одних могут преобладать инстинкты, у других навыки, приобретенные рассудочной деятельностью.

Каковы бы ни были инстинкты в мире животных они, как правило, СУГУБО ОРГАНИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫ и представляют собою как бы бессознательный разум. Если по какой‑либо причине некоторые из них, вследствие изменения обстановки, переставая ей соответствовать, теряют эту целесообразность, то исчезают вместе со своими владельцами. Но у человека, как будет показано далее, и инстинкты и содействующий или наоборот противодействующий с ними разум очень часто лишены органической целесообразности, и в этом проявляется величайшее несовершенство и несуразность исторически нового организма, каким представляется человек и его общество.

Я позволил себе остановиться на взаимоотношении инстинкта и разума, влияния чувства, контроля ДА или НЕТ, ПРИЯТНО или НЕПРИЯТНО потому, что, как мне кажется, в оценке поведения человека исследователи, строя подчас очень сложные схемы психологии личности, не учитывают ее простейшую основу, проистекающую от далекого предка. Этой схемой я не собираюсь вульгаризировать и упрощать сложную сферу поведения человека. Но она обуславливает взаимосвязь МЕЖДУ ЕГО РАССУДОЧНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО‑ИНСТИНКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. Добавлю, что эта мысль является едва ли не главной в предлагаемой читателю книге о природе человека и к ней еще придется возвратиться.

Заметим еще одну очень важную черту взаимоотношения автоматического, врожденного, инстинктивного и разумно‑рассудочного, приобретенного. Первая из них нередко обуславливает психическую деятельность организма в какой‑то мере консервативно, хотя, как я не раз убеждался, наблюдая животных, она может быть целесообразно и также инстинктивно изменчива, тогда как вторая – очень изменчива и может при длительном употреблении, своеобразной апробации усиливаться и закрепляться или, наоборот, при неупотреблении, отсутствии постоянного подкрепления ослабляться или даже исчезать. Эта особенность имеет громадное значение в поведении и органически глубоко целесообразна.

Взаимосвязь разума и инстинктов сложна и многообразна. Тема эта очень большая, и здесь ее приходится коснуться в общих чертах.

Во все времена люди всегда были подвержены влиянию инстинктов или, выражаясь проще, чувств (эмоций) и страстей. Разум мутит сильные инстинкты. Они извращают суждения, хотя в идеальном сочетании разум и инстинкты выигрывают, дополняя друг друга. «Знание надевает, а любовь назидает», – говорится в Евангелии (Послание Петра Коринфянам).

В известной степени РАЗУМ И ИНСТИНКТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЮ РАЗНЫЕ ПУТИ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Миром правит не только разум, но и инстинкты, искусство приукрашивает зоологические потребности инстинкта, наука помогает удовлетворить запросы жизни.

Инстинкты человека плохо изучены. Инстинкты – это мрак в глубине души человека. Сложный ВНУТРЕННИЙ ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ИНСТИНКТА. А от духовного мира зависит и духовный мир общества. В известной мере крупные явления, обстоятельства проясняются лучше, когда в их познании взаимодействуют и разум, и инстинкты. Эту мысль, рассуждая о своей родине России, хорошо подчеркнул Ф. Тютчев, как и большинство чувственно мыслящих поэтов, следующими словами:

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

 

Об этом же вскользь было нами сказано ранее утверждением, что материализм и идеализм (в том числе даже и мистицизм) – разные пути, ведущие к познанию истины.

Инстинкты сложны своим переплетением, взаимной связью, а у человека и взаимным отношением их с разумом. Думается, что одна из сложнейших и запутанных областей медицины – психология – выиграла бы, если бы рассматривала основу психической деятельности человека как взаимное соотношение разума и инстинктов, явления в недостаточно полной мере отработанного природой.

Инстинкты, управляющие поведением, могут быть разными: низменными, исходящими от звериного состояния, одухотворенными, нравственными, помогающими творчеству. Разум становится беспомощным, если он уступает неуправляемому инстинкту, когда любовь немотивированно сменяет ненависть, веру – неверие, дружбу – враждебность. В общем, ИНСТИНКТЫ ДЕРЖАТ ЧЕЛОВЕКА В ПЛЕНУ, УПРАВЛЯЮТ ЕГО ПОВЕДЕНИЕМ, И ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ПОДВЛАСТНЫ РАЗУМУ. БЕССИЛИЕ РАЗУМА ПЕРЕД ИНСТИНКТАМИ – САМАЯ БОЛЬШАЯ ПЕЧАЛЬ, ТОТ ЖЕ, КТО ОТ НИХ В КАКОЙ‑ТО МЕРЕ ИЗБАВЛЕН – СВОБОДЕН. В этом отчетливо видится несовершенство разума, о котором уже было сказано.

Ранее было упомянуто о так называемой органической целесообразности как непременной особенности всего живого. Все, присущее организму, будь ли это часть тела, физиологическое его отправление или особенности поведения строго приспособлено к окружающей среде, соответствует ей и способствует выживаемости и процветанию. Почему же в разуме столь много нерационального, органически нецелесообразного? Для ясности изложения, используя древнейший прием научения посредством повторения, опережая то, что будет еще рассказано, заметим: НЕСОВЕРШЕНСТВО РАЗУМА НЕРЕДКО ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ ЕГО НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ С ИНСТИНКТАМИ. РАЗУМ СПОСОБЕН ОСЛАБЛЯТЬ И ИЗВРАЩАТЬ ИНСТИНКТЫ В ТОЙ ЖЕ МЕРЕ, КАК И ИНСТИНКТЫ СПОСОБНЫ ОСЛАБЛЯТЬ И ИЗВРАЩАТЬ РАЗУМ. Эта разнополярность разума и инстинкта иногда проявляется в резкой несовместимости и нарушении органической нецелесообразности.

Подавляющее большинство инстинктов затаилось в человеке с очень древних времен существования его далекого предка, закрепившись в его наследственности задолго до проблесков разума, и сохранило свою силу до настоящего времени. Проявляясь в жизни человеческого общества, инстинкты при участии разума носят, правда, далеко не все, архаический, органически нецелесообразный характер. И В ЭТОМ ТРАГЕДИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

И еще несколько слов в дополнение к сказанному.

«Человек произошел от общего предка с человекообразными обезьянами». Эта общеизвестная мысль знаменитого ученого‑натуралиста Чарльза Дарвина вызвала в свое время у одних бурю негодования и протеста, у других – восхищение и преклонение перед прозорливостью человеческого разума, потрясшего основы мировоззрения.

Прошло много сотен тысяч лет, прежде чем человек стал вести наземный образ жизни, удалился от человекообразных обезьян, вырос в хозяина и вершителя судеб Земли, но древние истоки его далекого‑далекого родства остались в современном его облике.

Взаимосвязь разума и инстинктов сложна и многообразна. К тому же подчас четкой границы между инстинктом и разумом нет. Она стирается между высшей первой и низшей второй формами деятельности нервной системы.

Здоровое и биологически рациональное сочетание инстинкта и разума одновременно порождает и антигуманные черты характера, а также, к примеру, такую околдовывающую страсть, как инстинкт зависти – источник множества пороков, осложняющих жизнь цивилизованного общества, и многое другое.

Нарушение деятельности инстинктов приводит к чувственному, душевному, нравственному страданию, так же, как и нарушение строения тела – к страданию физическому. Человек не может быть свободен и счастлив при помехах, происходящих в том и другом, как по отдельности, так и во взаимной связанности.

В литературе под инстинктом нередко подразумевается подсознание, что не совсем точно, хотя бы потому, что многие инстинкты, совершенствуясь и взаимодействуя с разумом, становятся в какой то мере даже над сознанием.

И еще одна особенность взаимоотношения инстинктов человека с разумом. Многие из них, не находя употребления, постепенно угасают или остаются в виде незначительных следов в подсознании. К примеру, таким инстинктом является инстинкт охоты и собирательства, о нем еще будет сказано. Он легко проявляется или же исчезает у многих, особенно горожан. Возможность управления инстинктами имеет принципиально громадное значение. ВОСПИТАНИЕМ МОЖНО ДОБИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ОСЛАБЛЕНИЯ, НО И ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ИНСТИНКТОВ, МЕШАЮЩИХ ОБЩЕСТВУ И СЛУЖАЩИХ ИСТОЧНИКОМ МНОЖЕСТВА БЕД, ОБЛАГОРОДИТЬ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА, СОЗДАТЬ ЕГО ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УСТРАНИТЬ ОПАСНОСТЬ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ.

Еще следует подчеркнуть, что разум, без сомнения, способен воздействовать на инстинкты, в какой‑то мере изменять их, облагораживать и возвышать в духовно‑нравственном отношении.

В дальнейшем я не раз буду обращаться к противопоставлению разума инстинкту. Работая над этим, вторым изданием книги, неожиданно для себя столкнулся с тем, что идея этого противопоставления в какой то мере СОДРУЖЕСТВЕННА БУДДИЗМУ и тому, что выразил в шестом веке основатель своего учения Будда Сиддхартха Гаутама, еще называемый Сакьямуни, подчеркивая этим происхождение его из рода саков (что однозначно слову скифы). Буддизм делится на две ветви. Первая из них называется «МОЗГ БУДДЫ», вторая – «СЕРДЦЕ БУДДЫ», то есть РАЗУМ И ИНСТИНКТ.

 

Во власти инстинктов

 

Деятельность животного строго подчинена инстинктам. При этом чем оно примитивней, тем больше следует инстинктам. Каждый из нас может легко убедиться во множестве инстинктов, повелевающих поведением животных, да и самого себя.

Замечательный натуралист и писатель Лоренц, изучая жизнь и поведение зверей и птиц, обнаружил много общего в их поведении с человеческим. Он впервые употребил образное и сильное выражение «Великий парламент инстинктов». К сожалению, эту мысль он, рано распростившись с жизнью, не успел развить до конца, но мне, тоже натуралисту, она издавна понятна и близкородственна.

Человек впитал в себя множество инстинктов, упрочившихся едва ли не со времени появления на Земле первых многоклеточных организмов. Часть из них постепенно была утрачена, потеряв свое значение, другая же упрочилась и развилась настолько сильно, что закрепилась, отразившись в его наследственном аппарате, стала неотъемлемой чертой поведения организма. Инстинкты проявляются постоянно в современном человеке и подчас с большой силой, слагая его поведение в сложном современном цивилизованном обществе, хотя мы далеко не всегда их замечаем и догадываемся об их повелительном влиянии на нас.

Деятельность человека далеко не всегда подчиняется только одним законам разума. Удовлетворение инстинктов сопровождается положительными эмоциями, слагаясь с тем, что мы называем духовным миром, и взаимно влияют на высшую нервную деятельность. Они же, наравне с общечеловеческими ценностями цивилизованного общества, порождают и общечеловеческие гадости.

Хищные атавистические инстинкты дремлют в человеке и, как выразился писатель Томас Манн: «Между зверем и человеком стоит ангел». Как только обстановка жизни ослабевает, да еще и подвергается невзгодам, инстинкты пробуждаются и действуют во всей силе своей звериной сущности. Тогда их трудно обуздать. Человек – раб инстинктов, не сознавая этого или даже не желая осознавать, принимает их разгул как должное и обязательное.

Во многих человеческих желаниях и в поведении сказываются инстинкты животного, как бы их не прикрывали или не приукрашивали вычурным благородством и изящным славословием.

Окружающая среда постоянно менялась и жизнь подвергалась эволюции. У стоящих выше на эволюционной лестнице животных стала развиваться своеобразная надстройка над инстинктами – разум. Он был пластичен, способен в какой‑то мере исправлять, изменять поведение, поступать вопреки инстинктам ради выживания. Постепенно развиваясь, разум выделил человека из всего органического мира и развил в нем, одновременно с общественным образом жизни, особенное сочетания разума с инстинктами. Оно оказалось полезным, прогрессивным, помогло освоить разнообразную среду обитания, выйти за пределы исходного природного ареала, заселить всю поверхность Земли, развить цивилизацию, улучшить быт, перебороть болезни, усовершенствовать жилище, одежду, изобрести средства передвижения, облегчить тяготы физическою труда.

Но все положительное всегда развивается рядом с отрицательным. Разум, уживаясь с инстинктами, наряду с добром породил зло, и оно стало угрожать не только собственному существованию, но и существованию всего живого на Земле. С СОЗДАНИЕМ ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ИНСТИНКТАМИ СТАЛА ПРОЯВЛЯТЬСЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Наша жизнь постоянно ведет перекличку прошлого с настоящим. Мы рождаемся с инстинктами дикаря и живем с ними, подправленными нормами цивилизации. Из‑за многих инстинктов человек неспособен распроститься со зверем, сидящем в его подсознании. При этом инстинкты нередко проявляются в более жестокой или даже ужасающей форме, чем у животных, так как, с одной стороны, варварское состояние мешает человеку мыслить, с другой, – РАЗУМ ПРЕОБРАЖАЕТ ИНСТИНКТЫ, УСИЛИВАЕТ, ИЗВРАЩАЕТ И ВЫВОДИТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, СОЗДАВАЯ ТО, ЧТО Я НАЗЫВАЮ «ИЗДЕРЖКАМИ РАЗУМА». В дальнейшем об этом будет сказано подробнее.

У человека многие инстинкты исчезли или приглушены. Но он не свободен в своих поступках, так как НЕСЕТ БРЕМЯ РАБСТВА ИНСТИНКТОВ АНТРОПОИДНЫХ И ДАЖЕ ДОАНТРОПОИДНЫХ ПРЕДКОВ. Большинство членов цивилизованного общества подсознательно смиряется с этим рабством и, сознавая его пагубность, принимая как должное, не желает или не в силах порвать с ним. Кстати, к примеру, скажем, что поминающие добром сталинизм, царствовавший столь долгое время в России, это те, кто, потеряв рабство, соскучились по палке. Психология раба также живет в инстинкте человека. Такова же и зависть – широко распространенный и злой недуг – хотя тех, кто его утратил, некоторые даже считают недостаточно великими.

Среди людей образованных можно встретить тех, кто оправдывает тиранию, человекоубийства, массовые репрессии, кто равнодушен к злу, к страданию людскому. Это особенная вариация психики мерзавцев, тиранов, упрочивших в себе инстинкт предков.

 

Мы источник веселья – и скорби рудник.

Мы вместилище скверны – и чистый родник.

Человек словно в зеркале мир – многолик.

Он ничтожен – и он же безмерно велик!

 

Омар Хайям

Человека унижает, когда его ставят в один ряд с животными предками, хотя нередко звериные инстинкты проявляются в нем в ужасающей форме. И, тем самым, не унижает ли иногда человек своего звериного предка? «Ибо человек – самый жестокий из зверей» (Ницше).

Инстинкты трафаретны и консервативны в противоположность разуму. Вместе с тем, они – клад, из которого организм черпает полезное, оставляя неразвитым вредное. Они биологически утверждены, закреплены, рациональны, помогают существовать. Но они точно соответствуют среде, из которой человек почти переключился в так называемую цивилизацию. НО, ОТОЙДЯ ОТ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕК ПРИХВАТИЛ С СОБОЮ ЧАСТЬ БОГАТСТВА ИНСТИНКТОВ. В этом в значительной мере трагедия человечества и истоки его бедствий.

Инстинкты разнообразны, среди них есть, применительно к обстановке, вредные или полезные, давние и сравнительно молодые. Часть из них очень сильна и всегда шествует вместе с человеком. Другие проявляются только в особенной, подчас экстремальной обстановке. Есть инстинкты, служащие процветанию рода, племени, семьи, родины, государства; инстинкты доброты, сострадания, самопожертвования, альтруизма, неравнодушия ко злу и добру, все то, что составляет высокую духовность человека, его благородства. Есть инстинкты зависти, ненависти, жестокости, эгоизма. Они низки, отвратительны по своей сущности, вредные для окружающих и унижают человеческое достоинство.

Инстинктивная деятельность исторически древнее разумной, она ниже ее. То, что мы называем подсознанием, в значительной мере и есть инстинкты минующего. Но сознание и подсознание взаимно связаны друг с другом и далеко не всегда одно их них подчиняется другому даже у такого высокоразвитого существа, как человек. Фрейд, не лишенный субъективности в своих суждениях, подсознательное считал главной человеческой сущностью, и основным источником энергии во всех проявлениях деятельности некоторые инстинкты, что, конечно, далеко не так.

Чем больше развит инстинкт, тем меньше правит разум, и, наоборот. Но чаще всего одно связано с другим, взаимно переплетается и уравновешивает, создавая то самое согласие, которое наиболее гармонично проявляется как высшая форма жизни, далеко не всегда соблюдаемая разумно‑неразумным человеком, наделенным правом решать не только собственную судьбу, но и судьбу Земли.

Быть может, в далеком будущем, если человечество не уничтожит самого себя, инстинкты постепенно изменятся, приобретут особые формы взаимных отношений с разумом, и только некоторые из них останутся, вроде обеспечивающих продолжение потомства, да творчества на благо общества.

Инстинкты человека плохо изучены. Но, надо полагать, рано или поздно психологи начнут разбираться с этим сложным парламентом, управляющим нами, используя современные достижения генетики, молекулярной биологии и многое другое.

 

Инстинкты пола

 

Классификация инстинктов сложна, запутана отчасти из‑за того, что они тесно взаимодействуют и соседствуют друг с другом, и еще, как мне кажется, очень и очень плохо изучены. И если черты организма отлично выражаются морфологически, физиологически и биохимически, то инстинкты проявляются подчас в виде очень сложного облика поведения. Коснемся наиболее ясных и хорошо очерченных инстинктов у человека, к тому же наделенного таким сложным образованием, как разум.

Самый сильный инстинкт, проявляющийся у человека, – инстинкт пола, продолжения потомства. «Любовь и голод правят миром», – изрек древнегреческий поэт Гессиод. Австрийский психолог З. Фрейд, склонный к преувеличению, определил человечество как вечно «стонущее под игом половой потребности». В какой‑то мере это так. Подавление сильного инстинкта пола может привести к психическому срыву как у животных, так и у человека.

Интересна одна особенность, отличающая человека от животных, в том числе и от человекообразных обезьян. Женщина, если она только находится в репродуктивном возрасте и здорова, почти всегда способна, если не сказать, готова к акту оплодотворения, что в общем совершенно не свойственно животным, для брачного периода жизни которых всегда отводится строго определенное и довольно короткое время, после которого половой инстинкт угасает. Постоянная готовность человека, а также человекообразных обезьян к любовным утехам возникла с развитием первых проблесков разума. Этому же способствовала давняя история человека разумного, произошедшего в тропическом климате, не знавшего зимы. Впоследствии человек, приспособившись к жизни в разных географических условиях, колебаниях климата, усовершенствовав жилище и научившись использовать одежду, сохранил эту черту инстинкта пола. Постоянство этой черты объясняется еще и «издержкой разума» – термин, о котором будет подробно рассказано позже.

Утрата инстинкта пола невозможна, она равносильна гибели вида. А если этот инстинкт исчезал или не развивался у отдельных особей, то они не давали потомства или приспосабливались размножаться партеногенетически без участия самцов. Половое размножение развилось в течение длительной эволюции, закрепилось в организме и, судя по всему, запрограммировано комплексом из нескольких генов.

Инстинкт пола у человека породил множество оттенков любви от простого и дикого обладания насильника до благородного чувства возвышенного и духовно развитого интеллектуала.

Писать об этом инстинкте трудно, хотя бы потому, что он касается интимных сторон жизни, казалось бы, долженствующих быть скрытными и ни в коей мере не вывороченными напоказ, по меньшей мере у человека современного, цивилизованного. К сожалению, в наше время раскрепощенности нравов, в эпоху так называемой порочной сексуальной революции, средства массовой информации при попустительстве правящей элиты во всю прыть дешевого просветительства всеми возможными путями оглашают интимную сторону жизни человека, зарабатывая на этом деньги. Популяризация этого своеобразного культа пола, развращая особенно молодежь, стремится придать ему оттенок откровенной животной развлекательности.

Взаимное сближение сходящихся пар органически целесообразно и совершается инстинктивно ради продолжения жизни. Оно сопровождается дружелюбием, выражением благожелательности, нежности, привязанности, родственного чувства и обоюдным украшением внешности.

 

 

Рис. 2. Двое мужчин дерутся из‑за женщины, она стреляет из лука в нелюбимого. Справа вверху – традиционное и широко распространенное изображение горного козла.

 

У примитивных народов украшательство внешности, эта своеобразная вывеска способности к размножению, принимает подчас необычные формы: чаще всего разнообразно и затейливо на кожу наносится татуировка или ее раскрашивание, выщипываются волосы, уродуются зубы, мочки ушей отягощаются непомерно большими и тяжелыми серьгами. Иногда с детства придается особенная форма черепу, удлиняется шея. Пристрастие к украшательству дошло и до нашего цивилизованного мира, приняв несколько иные формы, но все же, как


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.