Теоретические основы развития отрасли розничной торговли — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Теоретические основы развития отрасли розничной торговли

2021-04-19 71
Теоретические основы развития отрасли розничной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Предпринимательство способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный слой общества. Торговля, являясь важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения занимает лидирующие позиции среди других видов предпринимательской деятельности.

Особая роль и социальная значимость торговли выражается в том, что она является главным источником поступления денежных средств и потому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнения бюджета страны.

Актуальность темы исследования определяется тем, что торговля является наиболее привлекательным видом деятельности, при чем в целом по России, предпочтение отдается розничной торговле, в которой задействовано большое количество предпринимательских структур и трудоспособного населения.

Целью написания курсовой работы является изучение особенностей организации розничной торговли овощами и фруктами.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи исследования:

­ изучить историю развития отрасли торговли;

­ определить показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий;

­ провести анализ состояния отрасли торговли;

­ осуществить оценку эффективности функционирования торговых предприятий;

­ изучить порядок организации торговли овощами и фруктами.

­ разработать научно обоснованные предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Исследования проводились с помощью традиционных методов экономического анализа: абстрактно-логического, статистического, сравнительного, графического, экономико-математического, монографического, экспертного и др.

 


Теоретические основы развития отрасли розничной торговли

История развития торговли

 

Торговля, в своей первоначальной форме, зародилась еще во времена Рюрика, когда господствовало натуральное хозяйство. Прототипом современных предпринимательских функций можно считать торговый обмен. Потребность в нем возникла в связи с необходимостью сбыта излишков продуктов, производимых в данной местности, в обмен на «чужеземные диковинки». Зачинателями предпринимательской деятельности были российские купцы. Основываясь на своей инициативе и интуиции, на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой, Ближним Востоком, Африкой, Европой.

В XV в. были сформированы торговые центры и купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переносится на российскую почву и начинает внедряться во внутренние хозяйственные отношения, сначала в торговле, а затем в посредничестве и ремесленничестве.

Основным видом торгового предпринимательства была ярмарочная торговля. Первые из русских ярмарок появились в 1347году в Смоленске и в 1366г. близ Нижнего Новгорода. Самой крупной из волжских ярмарок была Казанская. Эта ярмарка проводилась на протяжении нескольких десятилетий в столице суверенного Казанского ханства, то есть вне России, и открывалась ежегодно 14 июня. Казанская ярмарка притягивала к себе тысячи купеческих караванов из Азии, с Востока, из России и многих европейских стран [10]. Этот вид торговли приносил огромные барыши, что и стало предпосылкой создания ярмарок на Руси, так с XIV и до конца XIX века в России действовало 18,5 тыс. ярмарок.

Центром торговли в XVI в. была Москва, где в торговле был занят каждый третий двор. Торговцы скупали изделия ремесленников и продавали в других городах, за счет этого поддерживалась постоянная взаимосвязь между изготовителями и покупателями.в. можно назвать веком торговли, так как и в России и в Европе в это время торговля являлась основным видом предпринимательской деятельности. Развитию торговли во многом способствовала реформа Петра I 1719-1724 гг., тогда и был создан центральный орган управления торговлей - Коммерц-коллегия, которая должна была реализовать мероприятия, обеспечивающие введение в России свободы торговли.

В современной российской истории предпринимательство, в том числе и торговое начало существовать в 1985 году, после чего прошло несколько этапов развития.

Во время первого этапа с 1985 по 1987 годы наблюдалось зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Второй этап (1987-1988гг.) характеризовался появлением кооперативов. Количество кооперативов увеличивалось каждый год и достигло 250 тыс. Объем производства, продажи товаров, и оказания услуг постоянно рос и в 1987г. он составил 0,33 млрд. руб., в 1988г. - 6,1 млрд. руб., в 1989г. - 40,3 млрд. руб. Кооперация к концу 1989г. дала около 4% всего внутреннего национального продукта страны [6]. Доходы кооперации оказались в 2-3 раза выше, чем у работников государственных предприятий, что показало, на сколько занижена оплата труда в госсекторе.

Третий этап (1989-1990гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию предпринимательской деятельности.

Четвертый этап (1991-1992гг.) отличался появление среднего и крупного бизнеса. На начало 1991 года в России действовало 134,6 тыс. кооперативов, которыми было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%, в объеме розничного оборота (включая общественное питание) - с 0,6 до 1,1% в общем объеме реализации бытовых услуг населению - с 4,6 до 18,4% [14].

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. Затем следует сельское хозяйство, материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним примыкает сфера образования (2,8 раза) [9].

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое предпринимательство в тот период активно компенсировало импортом товаров низкого качества (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы которых нередко начинали с «челночной» деятельности.

Пятый этап (1993-1994гг.) представлял собой полосу широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности.

Еще в 1992 году разгосударствлению подверглись более 46 000 предприятий, из них около 23 000 в IV квартале; 82% от общего числа приватизированных предприятий - муниципальные. Из этого числа более 4/5 приходилось на торговлю и бытовое обслуживание [29].

К шестому этапу (1995-1998гг.) оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее предприятий преимущественно торгово-посреднической или научно-консультационной ориентации, либо прекратили свое существование, либо поменяли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского предпринимательства.

Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (39,8% в 1997г., на 12,1% - в 1998г.), операции с недвижимостью (на 19,9% и 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (3,8% и 3,6% соответственно). Напротив, число предприятий в отрасли «наука и научное обслуживание» продолжало сокращаться (на 6,2% и 11,4% соответственно).

Производство картофеля, в основном, сосредоточено в хозяйствах населения (90% в 1995г., 78% в 1992г.), увеличилась доля хозяйств в производстве овощей (с 55 до 73%), молока (с 31 до 42%), мяса (с 35 до 48%). Однако основными производителями зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и льна оставались крупные сельскохозяйственные предприятия, а мелкие производили 6, 4, 14, 3% этой продукции соответственно.

Финансовый крах августа 1998 года резко ухудшил фактически все позиции предприятий. Они оказались вынужденными проявлять чудеса выживаемости, а зачастую просто свернуть дело. Одно из направлений посткризисной адаптации бизнеса - диверсификация его деятельности: каждое второе предприятие выживает благодаря тому, что предприниматели с самого начала практиковали не менее двух основных видов деятельности. Максимальные возможности сочетания разных видов предпринимательской деятельности имеются в таких отраслях реального сектора, как розничная и оптовая торговля, промышленность и строительство. Далее идут посредничество, бытовое обслуживание, научно-техническая деятельность, интеллектуальные услуги и консультирование. Приведенные соотношения, очевидно, отражают по преимуществу натурализованный материальный характер структуры потребительского и инвестиционного спроса в посткризисной России [22].

Седьмой этап в развитии малого предпринимательства начался после 1998 года и продлился до конца 2001 года. В этот столь сложный период для экономики страны велись разработки федеральных и региональных программ поддержки различных предпринимательских структур.

Восьмой этап начался в 2002 году и продлился до середины 2008 года. Этот этап стал периодом роста числа предприятий, в том числе в сфере розничной торговли. Основной причиной данного роста явилась разработка специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения и системы единого налога на вмененный доход.

Мировой финансовый кризис 2008 года стал началом девятого этапа развитиям бизнеса в России. Этот период продолжается до настоящего времени. Причинами кризиса являются: глобализация экономики, структурные проблемы в экономике стран, рост цен на нефть, искусственная стимуляция экономики, хронический дефицит бюджета и рост государственного долга в США, снижение прибыльности ипотечного бизнеса и повышение рисков ипотечных операций. Следует отметить, что для удержания позиций в современных кризисных условиях предприятия должны уделять огромное внимание совершенствованию менеджмента и поиску новых неожиданные решений (причем в ускоренном темпе). Постоянная конкурентная борьба, нестабильность, урезание объемов банковского кредитования вынуждают их активно применять весь доступный сегодня технологический потенциал, привлекать более квалифицированных работников, способных выполнять различные функциональные обязанности и без промедления внедрять инновации.

Итак, на протяжении всей истории развития российского предпринимательства важнейшая роль отводилась торговле. Именно торговое предпринимательство обеспечило России материально-финансовую основу для перехода к цивилизованной модели экономического развития, в подтверждение чего можно привести выдержку из книги П.А. Бурышкина: «Русские фабрики были построены и оборудованы русским купечеством. Промышленность России вышла из торговли… И если результаты говорят сами за себя, торговое сословие было в своей массе здоровым» [7].

Заключение

 

Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей товарами и услугами. Торговля представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся и востребованных отраслей рыночной экономики.

Розничная торговля - это конечная форма реализации товаров потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности.

Анализ положения в сфере розничной торговли выявил, что многие экономические показатели увеличились за последние несколько лет. Такой рост произошел в основном за счет значительного увеличения количества предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность в данной отрасли.

Для предприятий розничной торговли, осуществляющих продажу овощей и фруктов важно своевременно определить стратегию управления запасами и нормативный уровень запасов, позволяющие высвободить значительные оборотные средства, замороженные в неликвидных и быстро портящихся запасах, что в конечном итоге повышает эффективность деятельности предприятия.

В розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не всегда позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

Итак, следует сказать, что для обеспечения бесперебойной реализации овощами и фруктами необходимо обеспечить должную транспортировку, хранение, оптимальный ассортиментный перечень и необходимый объем информации о товаре и производителе.


Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I // СЗ РФ, 1994. - №32. - Ст.3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II // СЗ РФ, 1996. - №15. - Ст.410.

.   Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 27.03.2007) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

.   Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. - М.: Дело и сервис, 2000.

.   Абрютина М.С. О некоторых статистических показателях торговли в России / М.С. Абрютина // Вопросы статистики. - 2005. - №10. - С.71-73.

.   Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.

.   Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: 1990.

.   Вагнер Г. Основы исследваний операций.- Т.2 / Перевод с англ. В.Я.Алтаева. Редактор М. Великовский. - М.: Издательство «Мир», 1973.

.   Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России. // Вопросы экономики. - 1996. - №1. - С.33

.   Галаган А.А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. - М.: Ось-89, 1997.

.   Гетьман Н. Однодневная торговля // ЭЖ-Юрист. - 2006. - №39.

.   Давыдянц Д.Е. Показатель и оценка эффективности экономики в условиях рыночных отношений (макро- и микроуровни). - Ставрополь: «Кавказский край», 1998.

.   Егиазаров В.А. Сельское хозяйство и право // Законодательство и экономика. - 2008. - №7.

.   Зевелев В.А. Малый бизнес - большая проблема России. - М.: Менеджер, 1994.

.   Исследование операций в экономике: Учебн. пособие для вузов / Н.Ш.Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; Под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

.   Карташова Л.В., Николаева М.А., Печникова Е.Н. Товароведение товаров растительного происхождения. - М.: Деловая литература, 2003.

.   Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. Для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Вышейшая школа, 1995.

.   Кулаева Н.С. ЕНВД: декларация, налоговый период. Налоговая ставка. Порядок и сроки уплаты // Налоги (газета). - 2008. - №11.

.   Леви М., Бартон А. Основы розничной торговли. - М.: 2001.

.   Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов / под ред. Проф. Н.П.Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

.   Любушкин А.А. Особенности финансового и управленческого учета расходов в торговых организациях // Все для бухгалтера. - 2007. -№ 23.

.   Новиков В., Шереги Ф.Малое предпринимательство и банки: пути расходятся? // Российский экономический журнал. - 1999. - №9-10. - С.51-52

.   Паамбухчиянц О.В. Технология розничной торговли. - М; 2006.

.   Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Утвержден постановлением Госкомстата России от 15.12.03 №112 // Госкомстат России. - Красноярск, 2004.

.   Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. - М.: Академический проект, 2003.

.   Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь - 3-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2000.

.   Регистрация предприятий / под ред. А.В. Касьянова. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

.   Самойлов И.В. Длительное хранение закупленных овощей и фруктов // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. - 2005. - № 8.

.   Соколин Б. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий. - СПб.: Лики России, 1997.

.   Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. - СПб.: Питер, 2003.

.   Торговое дело: экономики и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 1997.

.   Экономика предприятия торговли и сферы услуг: Учеб. пособие / Под ред Аванесова Ю.А. - М.: МИПП ТОО «Люкс-арт», 1996.

 


Приложение

 

Система показателей эффективности деятельности предприятий в сфере розничной торговли

Показатель Расчет показателя
Фондоотдача основных средств
Нагрузка на 1 м2 площади
Среднечасовая выработка, приходящаяся на 1 рабочее место
Розничный оборот (объем реализации)
Уровень издержек обращения
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов
Продолжительность одного оборота в днях
Коэффициент загрузки средств в обороте
Рентабельность товарных запасов
Валовой доход
Уровень валового дохода
Прибыль от реализации товаров
Рентабельность продаж

 


Товарная структура оборота розничной торговли, %

Показатели 2005 2006 2007
Все товары 100 100 100
Продовольственные товары 46,2 46,6 46,3
Мясо и мясопродукты 11,0 11,1 10,4
Рыба и рыбопродукты 2,6 2,4 2,3
Животное масло 1,1 1,0 1,0
Растительные масла 0,7 0,7 0,7
Маргариновая продукция 0,3 0,3 0,3
Цельномолочная продукция 2,4 2,2 2,1
Сыры жирные (включая брынзу) 1,6 1,6 1,6
Яйца 1,1 1,0 0,9
Сахар 1,5 1,4 1,5
Кондитерские изделия 2,8 2,7 2,7
Чай 0,6 0,6 0,6
Хлеб и хлебобулочные изделия 3,4 3,0 2,8
Мука 0,6 0,5 0,5
Крупа 0,5 0,5 0,5
Макаронные изделия 0,6 0,6 0,5
Картофель 0,5 0,5 0,5
Овощи 1,4 1,6 1,6
Плоды, ягоды, виноград 1,5 1,5 1,5
Алкогольные напитки 9,1 9,3 10,4

 

Введение

 

Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Предпринимательство способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный слой общества. Торговля, являясь важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения занимает лидирующие позиции среди других видов предпринимательской деятельности.

Особая роль и социальная значимость торговли выражается в том, что она является главным источником поступления денежных средств и потому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнения бюджета страны.

Актуальность темы исследования определяется тем, что торговля является наиболее привлекательным видом деятельности, при чем в целом по России, предпочтение отдается розничной торговле, в которой задействовано большое количество предпринимательских структур и трудоспособного населения.

Целью написания курсовой работы является изучение особенностей организации розничной торговли овощами и фруктами.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи исследования:

­ изучить историю развития отрасли торговли;

­ определить показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий;

­ провести анализ состояния отрасли торговли;

­ осуществить оценку эффективности функционирования торговых предприятий;

­ изучить порядок организации торговли овощами и фруктами.

­ разработать научно обоснованные предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Исследования проводились с помощью традиционных методов экономического анализа: абстрактно-логического, статистического, сравнительного, графического, экономико-математического, монографического, экспертного и др.

 


Теоретические основы развития отрасли розничной торговли

История развития торговли

 

Торговля, в своей первоначальной форме, зародилась еще во времена Рюрика, когда господствовало натуральное хозяйство. Прототипом современных предпринимательских функций можно считать торговый обмен. Потребность в нем возникла в связи с необходимостью сбыта излишков продуктов, производимых в данной местности, в обмен на «чужеземные диковинки». Зачинателями предпринимательской деятельности были российские купцы. Основываясь на своей инициативе и интуиции, на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой, Ближним Востоком, Африкой, Европой.

В XV в. были сформированы торговые центры и купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переносится на российскую почву и начинает внедряться во внутренние хозяйственные отношения, сначала в торговле, а затем в посредничестве и ремесленничестве.

Основным видом торгового предпринимательства была ярмарочная торговля. Первые из русских ярмарок появились в 1347году в Смоленске и в 1366г. близ Нижнего Новгорода. Самой крупной из волжских ярмарок была Казанская. Эта ярмарка проводилась на протяжении нескольких десятилетий в столице суверенного Казанского ханства, то есть вне России, и открывалась ежегодно 14 июня. Казанская ярмарка притягивала к себе тысячи купеческих караванов из Азии, с Востока, из России и многих европейских стран [10]. Этот вид торговли приносил огромные барыши, что и стало предпосылкой создания ярмарок на Руси, так с XIV и до конца XIX века в России действовало 18,5 тыс. ярмарок.

Центром торговли в XVI в. была Москва, где в торговле был занят каждый третий двор. Торговцы скупали изделия ремесленников и продавали в других городах, за счет этого поддерживалась постоянная взаимосвязь между изготовителями и покупателями.в. можно назвать веком торговли, так как и в России и в Европе в это время торговля являлась основным видом предпринимательской деятельности. Развитию торговли во многом способствовала реформа Петра I 1719-1724 гг., тогда и был создан центральный орган управления торговлей - Коммерц-коллегия, которая должна была реализовать мероприятия, обеспечивающие введение в России свободы торговли.

В современной российской истории предпринимательство, в том числе и торговое начало существовать в 1985 году, после чего прошло несколько этапов развития.

Во время первого этапа с 1985 по 1987 годы наблюдалось зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Второй этап (1987-1988гг.) характеризовался появлением кооперативов. Количество кооперативов увеличивалось каждый год и достигло 250 тыс. Объем производства, продажи товаров, и оказания услуг постоянно рос и в 1987г. он составил 0,33 млрд. руб., в 1988г. - 6,1 млрд. руб., в 1989г. - 40,3 млрд. руб. Кооперация к концу 1989г. дала около 4% всего внутреннего национального продукта страны [6]. Доходы кооперации оказались в 2-3 раза выше, чем у работников государственных предприятий, что показало, на сколько занижена оплата труда в госсекторе.

Третий этап (1989-1990гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию предпринимательской деятельности.

Четвертый этап (1991-1992гг.) отличался появление среднего и крупного бизнеса. На начало 1991 года в России действовало 134,6 тыс. кооперативов, которыми было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%, в объеме розничного оборота (включая общественное питание) - с 0,6 до 1,1% в общем объеме реализации бытовых услуг населению - с 4,6 до 18,4% [14].

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. Затем следует сельское хозяйство, материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним примыкает сфера образования (2,8 раза) [9].

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое предпринимательство в тот период активно компенсировало импортом товаров низкого качества (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы которых нередко начинали с «челночной» деятельности.

Пятый этап (1993-1994гг.) представлял собой полосу широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности.

Еще в 1992 году разгосударствлению подверглись более 46 000 предприятий, из них около 23 000 в IV квартале; 82% от общего числа приватизированных предприятий - муниципальные. Из этого числа более 4/5 приходилось на торговлю и бытовое обслуживание [29].

К шестому этапу (1995-1998гг.) оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее предприятий преимущественно торгово-посреднической или научно-консультационной ориентации, либо прекратили свое существование, либо поменяли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского предпринимательства.

Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (39,8% в 1997г., на 12,1% - в 1998г.), операции с недвижимостью (на 19,9% и 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (3,8% и 3,6% соответственно). Напротив, число предприятий в отрасли «наука и научное обслуживание» продолжало сокращаться (на 6,2% и 11,4% соответственно).

Производство картофеля, в основном, сосредоточено в хозяйствах населения (90% в 1995г., 78% в 1992г.), увеличилась доля хозяйств в производстве овощей (с 55 до 73%), молока (с 31 до 42%), мяса (с 35 до 48%). Однако основными производителями зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и льна оставались крупные сельскохозяйственные предприятия, а мелкие производили 6, 4, 14, 3% этой продукции соответственно.

Финансовый крах августа 1998 года резко ухудшил фактически все позиции предприятий. Они оказались вынужденными проявлять чудеса выживаемости, а зачастую просто свернуть дело. Одно из направлений посткризисной адаптации бизнеса - диверсификация его деятельности: каждое второе предприятие выживает благодаря тому, что предприниматели с самого начала практиковали не менее двух основных видов деятельности. Максимальные возможности сочетания разных видов предпринимательской деятельности имеются в таких отраслях реального сектора, как розничная и оптовая торговля, промышленность и строительство. Далее идут посредничество, бытовое обслуживание, научно-техническая деятельность, интеллектуальные услуги и консультирование. Приведенные соотношения, очевидно, отражают по преимуществу натурализованный материальный характер структуры потребительского и инвестиционного спроса в посткризисной России [22].

Седьмой этап в развитии малого предпринимательства начался после 1998 года и продлился до конца 2001 года. В этот столь сложный период для экономики страны велись разработки федеральных и региональных программ поддержки различных предпринимательских структур.

Восьмой этап начался в 2002 году и продлился до середины 2008 года. Этот этап стал периодом роста числа предприятий, в том числе в сфере розничной торговли. Основной причиной данного роста явилась разработка специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения и системы единого налога на вмененный доход.

Мировой финансовый кризис 2008 года стал началом девятого этапа развитиям бизнеса в России. Этот период продолжается до настоящего времени. Причинами кризиса являются: глобализация экономики, структурные проблемы в экономике стран, рост цен на нефть, искусственная стимуляция экономики, хронический дефицит бюджета и рост государственного долга в США, снижение прибыльности ипотечного бизнеса и повышение рисков ипотечных операций. Следует отметить, что для удержания позиций в современных кризисных условиях предприятия должны уделять огромное внимание совершенствованию менеджмента и поиску новых неожиданные решений (причем в ускоренном темпе). Постоянная конкурентная борьба, нестабильность, урезание объемов банковского кредитования вынуждают их активно применять весь доступный сегодня технологический потенциал, привлекать более квалифицированных работников, способных выполнять различные функциональные обязанности и без промедления внедрять инновации.

Итак, на протяжении всей истории развития российского предпринимательства важнейшая роль отводилась торговле. Именно торговое предпринимательство обеспечило России материально-финансовую основу для перехода к цивилизованной модели экономического развития, в подтверждение чего можно привести выдержку из книги П.А. Бурышкина: «Русские фабрики были построены и оборудованы русским купечеством. Промышленность России вышла из торговли… И если результаты говорят сами за себя, торговое сословие было в своей массе здоровым» [7].


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.