Показатели эффективности деятельности предприятий розничной торговли — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Показатели эффективности деятельности предприятий розничной торговли

2021-04-19 80
Показатели эффективности деятельности предприятий розничной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей товарами и услугами. Торговля представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся и востребованных отраслей рыночной экономики.

Торговля в России осуществляется как частными, так и государственными предприятиями, при чем негосударственная торговля занимает около 95% в общем объеме розничного оборота. Особенность торговли заключается в наличие наряду с крупными специализированными торговыми организациями множества мелких магазинов, которые при рационально сформированной структуре товарных запасов, выдерживают конкурентную борьбу с крупными предприятиями.

Специфической чертой деятельности торговых организаций является то, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т.д.) с операциями непроизводственного характера, связанными со сменой форм собственности, то есть непосредственно с реализацией продукции. При этом торговые организации как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два крупных вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои особенности в формировании финансовых ресурсов. Оптовая торговля заключается в том, что товары реализуются крупными партиями с целью последующей их перепродажи или производственного использования, поэтому для оптовой торговли вопрос управления запасами не столь злободневен, как для розничной торговли. Розничная же торговля осуществляется в форме реализации товаров покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Для предприятий розничной торговли важно своевременно определить стратегию управления запасами и нормативный уровень запасов, позволяющие высвободить значительные оборотные средства, замороженные в неликвидных запасах, что в конечном итоге повышает эффективность деятельности предприятия.

Управление запасами - создание и регулирование резервов, запасов в целях обеспечения непрерывности и надежности процесса реализации, предотвращения сбоев ввиду отсутствия материальных и финансовых ресурсов.

Для осуществления качественного управления товарными запасами важно изучить основные характеристики моделей управления запасами [8, 15, 26].

Спрос - подкрепленное денежной возможностью намерение покупателей приобрести данный товар. Спрос на товар может быть детерминированным (постоянным) или случайным.

Склад - место хранения товарных запасов.

Пополнение склада - процесс доставки на склад различных видов запасов через определенные интервалы времени, либо по мере их исчерпания.

Заказ - предложение покупателя, продать ему товар определенного вида и качества.

Объем заказа - количественный показатель, отражающий величину товара, который покупатель желает купить поставщика.

Поставка товара - заключительный этап выполнения договора купли-продажи, на котором происходит возмездная передача товара продавцом покупателю.

Покупная стоимость товара - цена товара, складывающаяся из цены производителя и издержек на его реализацию, плюс прибыль участников процесса обращения.

Время поставки - срок, в течение которого продавец должен доставить товар покупателю.

Стоимость поставки - сумма разовых затрат, не зависящих от объема партии и затрат, зависящих от объема партии.

Издержки хранения - плата за хранение каждой единицы запаса в единицу времени.

Номенклатура товара - систематизированный перечень товаров.

Управление запасами состоит в формировании такой структуры запасов, и определении такого порядка пополнения и расходования запасов, при которых затраты на их хранение будут минимальными, а прибыль от реализации товаров - максимальной.

Основным показателем, характеризующим эффективность деятельности торговых предприятий, является розничный оборот. Товарооборот представляет собой объем проданных товаров в денежном выражении за определенный период времени [26].

Оборот (объем реализации) рассчитывается:

 

,

 

где

Q - объем реализации (розничный оборот);

Zn - запасы товаров на начало периода;

P - поступление товаров;

V - прочее выбытие товаров;

Zk - запасы товаров на конец периода.

Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем розничного оборота [32].

Для оценки влияния эффективности использования товарных ресурсов на розничный оборот применяется модель зависимости розничного оборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:

 

,

 

Коб - коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов товарных запасов за данный период;

 - средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической

Ускорение товарооборачиваемости ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж [20].

На объем розничного оборота влияют трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда:

 

,

 

- среднесписочная численность работников;

В - выработка (товарооборот на одного работника).

Объем товарооборота может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест М, количества рабочих дней ТР, продолжительности рабочего дня tсм, среднечасовой выработки на одно рабочее место Вч [20]:


 

Так же для оценки товарооборота используют показатели эффективности использования основных средств:

­ выработка (размер товарооборота) на 1 м2 товарной площади - Н:

 

,

 

Пт.з - площадь торгового зала;

­ фондоотдача основных средств - Fo:

 

,

 - среднегодовая стоимость основных средств.

Анализ розничного оборота позволяет количественно оценить резервы роста розничного оборота торгового предприятия [32].

Важную роль в оценке эффективности деятельности предприятия играет анализ затрат.

Издержки обращения торговли - это издержки связанные со сбытом и приобретением товаров, с процессом доведения товаров от производителя до потребителя (расходы, связанные с закупкой, перевозкой, хранением и реализацией товаров) [26]. Иначе можно сказать, что издержки обращения есть текущие затраты, связанные с процессом обращения товаров.

Основной моделью детерминированного факторного анализа суммы издержек обращения является мультипликативная модель зависимости издержек от объема товарооборота и уровня издержек [20]:

 

,


Ио - издержки обращения;

Уи - уровень издержек обращения.

Значительное место в анализе эффективности деятельности торговой организации занимает анализ использования оборотных средств. Поэтому необходимо оценивать:

­ коэффициент оборачиваемости товарных запасов характеризует размер объема выручки от реализации товаров в расчете на один рубль товарных запасов:

 

,

 

Коб - коэффициент оборачиваемости товарных запасов.

­ продолжительность одного оборота в днях представляет собой отношение суммы среднего остатка товарных запасов к сумме однодневной выручки от реализации товаров за анализируемый период:

 

,

 

Тоб - оборачиваемость товарных запасов;

Т - число дней анализируемого периода.

­ коэффициент загрузки товарных запасов в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль розничного оборота:

 

,

 

Кз - коэффициент загрузки товарных запасов в обороте.

­ рентабельность товарных запасов представляет собой удельную величину прибыли торгового предприятия по отношению к средней сумме товарных запасов:

 

,

 

Rоб - рентабельность товарных запасов;

П - прибыль (доход) [12].

Обобщающая оценка эффективности деятельности торговой организации дается на основе анализа ее финансовых результатов.

Валовой доход - исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход фирмы, полученный в результате производства и продажи товаров.

 

,

 

ВД - валовой доход;

Вот реал - выручка от реализации товаров;

Мз - материальные затраты.

Валовой доход может быть рассчитан и как произведение товарооборота и уровня валового дохода:

 

,

 

Увд - уровень валового дохода.

Уровень любого показателя в розничной торговле может быть представлен как отношение соответствующего показателя к розничному обороту. Уровень валового дохода является для торговли показателем цены, варьируя которым предприятие может влиять на объем спроса, выбирая тем самым оптимальное сочетание цены и спроса, и добиваясь наибольшего объема валового дохода.

Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования.

Прибыль подразделяется на прибыль от реализации товаров, балансовую прибыль и чистую прибыль. По нашему мнению для оценки эффективности деятельности отрасли розничной торговли наиболее целесообразным является исчисление прибыли от реализации товаров, так как именно реализация является основным видом деятельности таких предприятий и отражает их результативность. А поскольку на каждом предприятии могут быть операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы, характеризующие деятельность отдельно взятого предприятия, то такие расходы и доходы не следует брать в учет при оценке деятельности отрасли в целом.

Прибыль от реализации товаров определяется следующим образом:

 

,

 

Пр - прибыль от реализации товаров;

Прибыль от реализации товаров можно определить и так:

 

,

 

А - акцизы;

Но - налоги и другие налоговые обязательства.

В процессе анализа следует определить показатель рентабельности продаж. Этот показатель определяет, сколько процентов составляет прибыль в розничном обороте или сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж [17].Уровень рентабельности торговых предприятий на практике обычно определяют отношением прибыли от реализации к выручке от реализации товаров:

 

,

 

РП - рентабельность продаж.

Изучив различные показатели эффективности деятельности предприятий розничной торговли, мы пришли к выводу о том, что из них следует выделить основные, которые можно сгруппировать в систему, представленную в приложении 1.

Таким образом, анализ эффективности деятельности малых предприятий розничной торговли должен сопровождаться изучением динамики и факторным анализом следующих показателей:

· розничный оборот;

·   затраты;

·   оборачиваемость товарных запасов;

·   валовой доход;

·   прибыль от реализации товаров;

·   рентабельность продаж.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.