Оценка эффективности функционирования предприятий сферы розничной торговли — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Оценка эффективности функционирования предприятий сферы розничной торговли

2021-04-19 64
Оценка эффективности функционирования предприятий сферы розничной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для характеристики деятельности малых предприятий розничной торговли нами были изучены показатели эффективности данного вида деятельности.

Эффективность - сложная экономическая категория, определяющая относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта. При характеристике конечного результата следует различать понятие эффект и экономическая эффективность. Эффект - это результат тех или иных мероприятий, проводимых в сфере торговли. Экономическая эффективность - показывает конечный полезный эффект от применения средств производства и живого труда, другими словами отдачу совокупных вложений. Высшим критерием эффективности является полное удовлетворение общественных и личных потребностей при наиболее рациональном использовании имеющихся ресурсов. В торговле, это получение максимальной выручки от реализации с единицы товара при наименьших затратах на приобретение и продажу этого товара.

Розничный оборот является основным показателем деятельности торговых организаций.

Поскольку, розничный оборот представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, то для целей анализа мы можем считать, что розничный оборот и выручка от реализации товаров являются тождественными понятиями, так как у изучаемых предприятий реализация товаров происходит только за наличный расчет, и отсутствует реализация товаров, выручка от которых не включается в розничный оборот согласно Порядку заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Оборот торговли является составной частью оборота страны и поэтому его динамика в определенной мере показывает изменение покупательных фондов населения (таблица 2).

Согласно данным таблицы 2 оборот торговых предприятий, в том числе предприятий розничной торговли, постоянно увеличивается. Оборот розничной торговли увеличивается довольно быстрыми темпами, и за изучаемый период он увеличился более чем в два раза.

 

Таблица 2 - Динамика оборота торговли в России, млрд. руб.

Показа-тели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2007 к 2001
Оборот торговли, всего 3197,6 6714,4 8724,9 10778,5 13662,7 17064,9 22709,1 в 7,1 раза
Оборот розничной торговли 1797,4 2352,3 3069,3 3764,3 4514,8 5642,0 7038,0 в 3,9 раза

 

Российские данные указывают на то, что наибольшее количество работников предприятий, а это более 30%, заняты в торговле и общественном питании. На втором месте находятся промышленность и строительство, занятость в которых составляет более 20% от общего числа работников малых предприятий (рисунок 2). Эта тенденция свидетельствует о большой значимости торговых фирм для снижения социальной напряженности.


Рисунок 2 - Распределение числа работников России по отраслям экономики, тыс. чел.

 

Для оценки эффективности отрасли изучим основные показатели розничной торговли (таблица 3).

 

Таблица 3 - Основные показатели розничной торговли

Показатели 2005 2006 2007
Оборот розничной торговли - всего, млрд. руб. 3069 3764 4515
в том числе:      
оборот торгующих организаций 2293 2842 3439
продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках 776 922 1076
Из общего объема оборота розничной торговли, млрд. руб.:      
продовольственные товары 1417 1753 2089
непродовольственные товары 1652 2011 2426
Товарные запасы в организациях розничной торговли:      
всего, млрд. руб. 117,9 134,2 158,8
в днях торговли 31 32 32
Среднегодовая численность работников организаций розничной торговли, тыс. человек 1945 2037 1992

 

Следует отметить, что для предприятий розничной торговли наиболее привлекательной является торговля потребительскими товарами, в большей степени непродовольственными. Реализацией продовольственных товаров в основном занимаются маленькие магазины, поэтому для получения прибыли им необходимо расширять ассортимент товаров, а это приводит к тому, что среди продовольственных малых предприятий практически отсутствуют узкоспециализированные. Поэтому зачастую ассортимент розничных магазинов включает овощи, фрукты, хлебобулочные, колбасные, макаронные, алкогольные изделия одновременно.

Для более подробной оценки продовольственной специализации предприятий розничной торговли следует изучить товарную структуру оборота розничной торговли (приложение 2).

Оценив объемы продажи продуктов питания (таблица 4) следует отметить, что в России продается более 12 тыс. тонн овощей и 3 тыс. тонн фруктов ежегодно. Это говорит о высоким и постоянном спросе на данную продукцию.

 

Таблица 4 - Продажа продуктов питания

Показатели 2005 2006 2007
Мясо и птица, тыс. т 3234 3607 3827
Колбасные изделия, тыс. т 1547 1742 1874
Животное масло, тыс. т 423 449 453
Растительные масла, тыс. т 611 622 680
Яйца, млрд. шт. 21,8 23,8 25,6
Сахар, тыс. т 2733 2972 3121
Кондитерские изделия, тыс. т 1306 1422 1525
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые) млн.т. 13,4 13,6 13,3
Картофель, тыс. т 6227 5966 6037
Овощи, тыс. т 6259 6384 6429
Плоды, ягоды, виноград, тыс. т 2729 2977 3183

 

Далее оценим индексы физического объема оборота розничной торговли (таблица 5) и распределение оборота розничной торговли по формам собственности (таблица 6).


Таблица 5 - Индексы физического объема оборота розничной торговли (в процентах к предыдущему году)

Показатели 2005 2006 2007
Оборот розничной торговли - всего 111 109 108
в том числе:      
оборот торгующих организаций 112 110 109
продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках 107 106 105
Из общего объема оборота розничной торговли:      
продовольственные товары 108 110 108
непродовольственные товары 114 109 109

 

Оборот розничной торговли ежегодно увеличивается на 4-5%. Оборот реализации продовольственных и непродовольственных товаров имеет такую же тенденцию, как и общий, объем розничного оборота.

 

Таблица 6 - Распределение оборота розничной торговли по формам собственности (в процентах к общему объему)

Показатели 2005 2006 2007
Оборот розничной торговли - всего 100 100 100
в том числе по формам собственности:      
негосударственная 96 96 97
из нее:      
частная 85 86 86
потребительской кооперации 2 2 2
государственная 4 4 3

розничный торговля овощ фрукт

Изучив распределение оборота розничной торговли по формам собственности следует отметить, что в основном в этой сфере бизнеса заняты частные предприятия, доля которых варьирует от 85 до 86%.

Итак, наиболее привлекательной для предпринимательских структун является сфера розничной торговли, имеющая свои характерные особенности (низкие входные барьеры в отрасль, большой рынок сбыта, быстрый рост отрасли, который обусловлен ростом реальных доходов населения), которые делают ее привлекательной для новых участников бизнеса. В свою очередь, можно говорить об отсутствии в отрасли равновесия, что приводит к появлению новых фирм, и уходу уже существующих. Однако можно отметить два параллельных процесса, происходящие в области торговли: с одной стороны, особенности отрасли способствуют созданию и функционированию непроизводственных предприятий (небольшие капиталовложения в организацию торговли, высокая скорость оборота капитала), с другой - наблюдаются негативные тенденции (слабость действия механизма государственной поддержки, нестабильность налоговой системы, слабая информационная обеспеченность, высокий уровень конкуренции), которые препятствуют эффективному функционированию торговых предприятий.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.