Современное понимание географического и туристского образа территории — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Современное понимание географического и туристского образа территории

2021-04-19 273
Современное понимание географического и туристского образа территории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В специальной литературе предлагаются разные дефиниции географических образов. Одна из них, наиболее удачная принадлежит Д.Н. Замятину.

Географические образы - «это устойчивые пространственные представления, которые формируются в результате какой-либо человеческой деятельности (как на бытовом, так и на профессиональном уровне). Они являются, как правило, компактными моделями определенного географического пространства, созданного для более эффективного достижения какой-либо поставленной цели. Создание географических образов связано с процессами формализации и одновременно сжатия, концентрации определенных географических представлений, превращения их в «сгусток». В общем смысле географический образ - это совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальные пространства (территории, местности, регионы, страны, ландшафты и т.д.). Географические образы могут принимать различные формы, в зависимости от целей и задач, условий их создания и от самих создателей образов». [9]

Среди географических образов особого внимания заслуживает образ страны, который многие географы относят к категории фундаментальных, или концептуальных. Общепринятого определения понятия образа страны не существует. Н.С. Мироненко и С.С. Каринский полагают, что образ - это не столько термин, сколько символ, противоположный по значению таким символам, как «схема» или «формула». При этом огромную роль в создании образа играют субъективные факторы - эмоции и личное отношение исследователя к предмету изучения. [23]

Д.Н. Замятин выделяет ряд признаков образа страны. Ей присущи устойчивость, диверсифицированность и главное стремление к усложнению структуры и усилению взаимосвязанности составных элементов. Образ страны имеет характерную структуру. Она включает центральный, стержневой образ, который вбирает в себя природные, социально-экономические, политические, культурные и другие особенности страны, а также его производные в виде вторичных и «поддерживающих» образов.

В исследованиях образа страны используются разные методы. Их можно разделить на две группы - классические, или традиционные и специфические методы. К первой группе относятся статистические методы, методы математического и компьютерного моделирования, методы картографирования. Ко второй - приемы, которые позволяют концентрированно выразить стержневой образ, дать его квинтэссенцию и также используются для его последующего «ветвления». Это методы наращивания образно-географического поля, оконтуривания «ядерных» образов, зонирования и районирования образно-географического поля. Географическое моделирование образа страны позволяет органично объединить традиционные и нетрадиционные методы исследования.

Методика исследования образа страны тесно связана с его динамикой. Более насыщенные образы стран обычно являются и самыми динамичными. Степень изменения во многом зависит от типа образа. Д.Н.Замятин выделяет два главных их типа - «ядерные» образы стран, принадлежащие центру какой-либо мощной цивилизации, распространяющей свои образы вовне, и пограничные образы стран, формирующиеся в неустойчивых, переходных зонах межкультурного и межцивилизационного взаимодействия.

Наряду с образами стран существуют более частные географические образы города. Любой город имеет много разных географических образов, отличающихся генезисом, содержанием и структурой. Эти образы создаются отдельными личностями, социальными и профессиональными группами в процессе их целенаправленной деятельности. Таким образом, географические образы города можно определить как «систему упорядоченных взаимосвязанных представлений о пространстве и пространственных структурах какого-либо города, а также систему знаков и символов, наиболее ярко и информативно представляющих и характеризующих определенный город». [9]

Географические образы города бывают простые и сложные. Простые образы имеют слабо выраженное ядро и одну-две тонкие образные оболочки. Их знаково-символьная система находится на начальной стадии развития. Такие образы характерны для молодых с недолгой историей городов. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что простота или сложность географического образа города зависит не от временного фактора, а определяется историко- и культурно-географическими условиями развития города. В отличие от простых сложные образы имеют хорошо сформированное ядро и состоят из наиболее важных и значимых символов города.

Другая классификация географических образов города основана на динамике развития самого образа. В соответствии с ней выделяются два типа географических образов города:

1. динамичные, быстро меняющиеся. Подобные образы являются атрибутами современных нетрадиционных обществ - западных или анклавов западных образов жизни в восточных обществах - в условиях информационного взрыва и улучшения коммуникаций.

2. устойчивые, статичные, слабо меняющиеся на протяжении относительно длительных отрезков времени. Такой характер развития предопределяется в первую очередь культурной устойчивостью образно-географических систем макроуровня, в которые входит рассматриваемый образ.

Возможно выделение других более частных и специфических классификаций и типологий географических образов города.

Образ туристской территории. Туристов привлекают регионы. насыщенные природными ресурсами, историческими памятниками и культурными событиями, а также обладающие развитой туристской инфраструктурой. На первый взгляд, вышеперечисленных условия вполне достаточно для динамичного развития индустрии туризма. Но на практике гораздо сложнее. В временных условиях высокой конкуренции на рынке туристских услуг развитие возможно лишь при наличии положительного и цельного образа туристской дестинации. Будучи особым нематериальным активом, привлекательный образ региона способен приносить значительные выгоды благодаря привлечению туристов, а также инвестиций в развитие инфраструктуры.

Образ туристской территории. складывающийся в сознании потребителей, выступает в виде базисного элемента имиджа туристской территории. Он формируется на протяжении длительного времени, сравнимого по продолжительности с жизнью нескольких человеческих поколений. Это формирование идет разными путями:

1. в процессе приобретения человеком жизненного опыта посредством приобщения к общемировым ценностям, чтения книг, просмотра фильмов, получения информации по электронным каналам и др.

2. в процессе общения с гражданами страны (поведение граждан за границей). Из такого поверхностного знакомства складывается стереотипное представление о стране и ее населении. Даже если большинство туристов скромны и незаметны, мнение формируют некоторые из них, чье поведение носит вызывающий характер. Поэтому подтверждение, что «турист - лицо страны» вполне справедливо.

.   в результате целенаправленного продвижения региона с использованием различных маркетинговых методов. широко используются возможности рекламных акций, связей с общественностью, участия в выставках, брендинга, спонсорства.

.   наконец, через обеспечение экономической и политической стабильности в регионе и, как следствие. безопасности туристов, снижения отрицательного воздействия туризма на окружающую среду и проведение природоохранных мероприятий.

Образ туристской территории - динамическая категория. Он трансформируется с течением времени в процессе туристского освоения территории. Согласно Р.Батлеру, процесс смены образа проходит три стадии. На первой из них регион становится узнаваемым и приобретает популярность. Длительность этой стадии зависит от качества ресурсов, которыми обладает территория и активности продвижения региона на рынке. Затем она плавно сменяется второй, самой сложной стадией стабильности, когда происходит утверждение сформированного образа в глазах общественности. Продолжительность периода стабильности на разных территориях различна. Она зависит от действия как внутренних, так и внешних факторов (сезонности, остроты конкурентной борьбы, предпочтений общественности и др.). На завершающей стадии упадка происходит угасание и изменение образа. Со временем яркость одного образа блекнет, а другого нарастает.

Создание образа туристской территории - сложный процесс, требующий учета многих обстоятельств. Остановимся более подробно на трех факторах, оказывающих сильное влияние на формирование и развитие образа туристской территории.

Становление и эволюция туристских дестинаций протекают в условиях неравномерного распределения потенциала по территорию страны и при разном уровне развития туристкой инфраструктуры. это предполагает применение районирования территории в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения. Соответственно выделяются три типа территорий, различающихся уровнем развития туризма и рекреации - высоким, средним и низким.

К первому типу территорий в России относятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край, район Кавказских Минеральных вод, Калининградская область. Ко второму типу - Северо-Западный регион (Псковская и Новгородская области, Республика Карелия). К третьему типа с низким уровнем развития - Северный район, Дальневосточный регион (Камчатка, Курилы, Приморье) и Западно-Сибирский район (озеро Байкал).

Такое районирование, как справедливо отмечает Е.А.Джанджугазова, позволяет разработать эффективные программы продвижения туристских территорий с учетом их потенциала и степени освоенности как на внутреннем, так и на международных рынках.

В литературе также встречается типология туристских регионов, исходящая из логики развития пространственно-временных особенностей организации туристской деятельности. В соответствии с ней туристские регионы подразделяются на каникулярно-отпускные и празднично-уикэндовые. Делается обоснованный вывод о том, что все территории вне зависимости от их обеспеченности природными туристскими ресурсами могут обладать туристкой ценностью. Однако величина этой ценности в каждом конкретном случае будет определяется выбранной туристской специализацией каникулярно-отпускной или празднично-уикэндовой. Такой подход позволяет раскрыть специализацию туристских территорий, которую важно учитывать при формировании их образа.

Заслуживает внимания следующая типология туристских территорий:

1. территория с наиболее ценными и разнообразными туристскими ресурсами, широко используемыми для организации отдыха в период массовых отпусков.

2. территория с разнообразными ресурсами для каникулярного, отпускного и праздничного отдыха.

.   территории с ограниченными ресурсами, на основе которых туризм и рекреация могут развиваться в зависимости от имеющихся потребностей в организации мест отдыха, в том числе по инициативе местных властей с целью ускорения социально-экономического развития регионов.

В настоящее время наиболее перспективными становятся территории третьего типа, то есть нетрадиционные туристские регионы. Наличие туристского спроса и заинтересованность властных структур способствует развитию в них туризма и рекреации [7].

Неравномерность распределения туристского потенциала по территории, различная степень освоенности территории ведет к созданию разнообразных по содержанию, структуре и эволюции их образов.

На формирование и развитие образа туристской территории сказывают влияние традиции путешествий. Наиболее сильно они проявляются в регионах (туристских центрах), исторически лидирующих по приему туристов. Эти дестинации хорошо известны и, как правило, не требуют массированной рекламы. Согласно утвердившимся представлениям в обществе, каждый культурный человек должен хотя бы раз в жизни их посетить («увидеть Париж и умереть»). Примерами подобных туристских дестинаций могут служить в России Москва, Санкт-Петербург, «золотое Кольцо», Черноморское побережье Кавказа, в Средней Азии - Бухара, Самарканд. Их образы давно сложились и отличаются устойчивостью.

Изменение прочно укоренившихся в сознании людей образов туристских территорий требует целенаправленной работы и больших усилий.

Характерная черта функционирования туристских регионов - сезонность, которая является сл временной и пространственной концентрации туристской деятельности. особое значение приобретают географическое положение региона, климат, ландшафт и т.д. Все это подчеркивает уникальность туристских территорий и усиливает различия между индустрией туризма и другими отраслями хозяйства. В зависимости от сезона года меняется туристская ценность региона, в результате происходит обновление образа территории.

Выше были рассмотрены некоторые факторы, существенно влияющие на эволюцию образа туристской территории. Под действием этих и других факторов меняются устойчивые пространственные представления, формирующиеся в результате туристской деятельности. Но корреляция существует не только между действием определенных факторов и развитием образа туристской территории, но и между самими факторами, то есть является мультифакторной корреляцией. Это придает особую сложность процессу формирования и развития образа туристской территории. [23]

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.