Факторы формирования туристского образа территории — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Факторы формирования туристского образа территории

2021-04-19 197
Факторы формирования туристского образа территории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изучением и классификацией факторов, влияющих на развитие туризма, занимается рекреационная география, которая является одним из важнейших социально экономических факторов современности. Классификация позволяет сформировать и определить географическую направленность рекреационного потока.

Выявлением основных факторов развития туризма занимались многие отечественные и зарубежные ученые. В ходе написания данной работы были рассмотрены следующие основные классификации факторов.

В хронологическом порядке их можно представить следующим образом.

г. - А.П.Дубнов

г. - П.Мариотт

г. - М.А.Ананьев

г. - Н.С.Мироненко, И.Т.Твердохлебов

г. - Ж.Гибилато

г. - С.А.Щербакова

Первая попытка классификации факторов принадлежит А.П.Дубнову в 1970 году. Он выделил две основные группы факторов:

1. факторы вовлечения (природные условия, тип культурной жизни, исторические условия жизни района);

2. факторы распределения (туристские ресурсы, уровень жизни района, транспортная удаленность).

Следующий исследователь П.Мариотт в 1971 году разделил факторы на три группы:

1. селективные (хозяйство, расселение, социальные и политические);

2. локализующие (природные и культурно-исторические);

3. реализующие (коммуникационные и материально-технические факторы).

В 1975 году М.А.Ананьев провел свою классификацию, разделив факторы на две группы: внутренние (природно-географические, демографические) и внешние (как тип международных отношений).

Н.С.Мироненко и И.Т.Твердохлебов классифицировали факторы на 4 группы [22]:

1. социально-экономические (рост народонаселения, общий экономический прогресс, улучшение транспортных средств, либерализация торгово-экономических отношений, влияние СМИ, бюджет свободного времени на душу население, политические режим);

2. рекреационные ресурсы природного и антропогенного происхождения (состав, запасы, степень привлекательности, рекреационная емкость);

.   инфраструктурный фактор (уровень развития общеэкономической и социальной инфраструктуры);

.   фактор географического положения (транспортно-географическое положение).

Ж.Гибилато в 1983 году классифицировал факторы следующим образом:

1. развитие транспорта;

2. увеличение фонда свободного времени;

.   повышение уровня жизни населения;

.   урбанизация.

Завершает этот список классификация, написанная С.А.Щербаковой в 1999 году, которая была осуществлена, исходя из опта существующих в отечественной и зарубежной литературе классификаций факторов, влияющих на развитие международного туризма, с учетом современных тенденций развития международного туризма. [32] Автором были выделены 7 групп:

1. социально-экономические: экономические, демографические (изменения численности, территориального размещения, возрастной структуры населения, состава и размера семьи, уровня урбанизации и др.), инфраструктурные (материально-технические и технологические);

2. факторы географического положения: физико-географическое положение, определяющее характер природно-рекреационных ресурсов; экономико-географическое положение, выражающееся в особенностях по отношению к главным туристским рынкам; транспортно-географическое положение, отражающее степень удаленности принимающей стороны от основных стран - генераторов туристского спроса, а также степень легкости передвижения; геополитическое положение, выражающееся в близости того или иного района к очагам международной напряженности;

3. природно-рекреационные;

4. историко-культурные;

5. медико-санитарные: эпидемиологические, санитарно-гигиенические, фактор медицинского обслуживания.

6. политические;

7. экологические.

Предложенная С.А.Щербаковой группировка факторов кажется наиболее полной по сравнению с существовавшими ранее классификациями.

Из всех вышеописанных классификаций были отобраны факторы, больше всего способствующие формированию туристского образа территории. То есть те факторы, которые помогают составить полную картину какой-либо территории посредством складывания всей информации в единое поле.

Факторы формирования туристского образа территории:

1. социально-экономические факторы: экономический (уровень жизни), демографический (урбанизация), инфраструктурный (транспортный), фактор СМИ;

2. фактор географического положения;

3. фактор природных условий и рекреационных ресурсов;

.   политический фактор;

.   экологический фактор;

.   культурно-исторический фактор.

Социально-экономические факторы. Уровень и качество жизни населения определяют туристскую активность населения страны. Важнейшими предпосылками увеличения объема, активности и интенсивности туристской деятельности являются рост реальных доходов населения и увеличение свободного времени. По мере повышения уровня материального благополучия увеличивается спрос на товары и услуги в туризме. Туристская активность находится в прямой зависимости от уровня личного потребления в странах постоянного места жительства путешествующего. На протяжении последних лет увеличение реальных доходов населения в развитых странах вело к постоянному росту отбытий в отпуск. Соответственно, возрастает потребность в различных типах поездок по целям и видам деятельности и увеличивается туристская активность вне обычных пиковых сезонов.

Здесь также важным является валютный фактор. [14] Еще одним важным моментом является повсеместное распространение пластиковых карт, дорожных чеков. Глобализация является одним из важнейших факторов, действующих в международном туризме. Демографические факторы включают изменение численности, территориального размещения, возрастной структуры населения, состава и размера семьи, уровня урбанизации и др. Быстрый рост населения Земли сопровождается увеличением числа потребителей и расширением потребительских туристских рынков. Эта тенденция требует уточнения с учетом благосостояния общества и покупательской способности населения. Большое влияние на развитие туризма и туристский спрос оказывает возрастная структура населения. Основные лица от 30 до 50 лет. Увеличилось число работающих женщин во всех регионах, которые активно участвуют в выездном туризме. Произошли изменения в структуре семьи - доля «одиночек» стала больше. Урбанизация играет заметную роль в формировании туристского спроса. Чем крупнее город, тем сильнее желание его жителей проводить отпуск вне постоянного места жительства. Для эффективного развития международного туризма требуется, чтобы экономический уровень развития страны был достаточно высоким, способным обеспечить создание материально-технической базы туризма, которое определяет потенциальные возможности участия страны в международном туризме. Качество предоставляемых услуг должно соответствовать международным стандартам. Создается система развлечений. Технологический прогресс средств связи, на транспорте и других секторах экономики влияет на развитие туризма, помогает расширить процесс передвижения людей на дальние расстояния и способствует появлению новых мест туристского назначения в самых отдаленных и труднодоступных регионах мира. Совершенствование средств информационного обеспечения и компьютерного оформления туров упрощает организацию поездок и удовлетворение запросов путешествующих лиц. Стоит отметить и развитие печатных средств массовой информации, радио, телевидения, компьютерных систем значительно расширило возможности предложений в туризме, а также повысило оперативность решения вопросов организации путешествий. Фактор СМИ выражается в упоминании на телевидении, по радио, в печатных изданиях и в размерах реестра СМИ территории.

Факторы географического положения. Большинство выгод географического положения дестинации реализуется через транспортно-географическое положение, одной из характеристик является расстояние. Изменения величин затрат времени и денег на поездку отражаются на географии туристских потоков, объеме и интенсивности туризма.

Природно-рекреационные факторы. Данные факторы во многом определяют туристскую специализацию страны. Туристы учитывают особенности ландшафта и климата, аттрактивность, разнообразие, экзотичность, уникальность природно-рекреационных ресурсов, возможности занятие спортом, охотой и рыболовством [15]. Указанные характеристики в существенной мере определяют географию потоков международных туристов. Также эти факторы обусловливают сезонность туристских потоков. Климатические особенности связаны с тем, что в большинстве районов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения и занятия спортом неодинаковы. Поэтому люди стараются получить отпуска в наиболее благоприятное по погодным характеристикам время года. Целебные свойства природных факторов формируют потоки туристов с целью лечения которые пока не так многочисленны по сравнению с желающими отдохнуть и развлечься, но эти потоки туристов стремительно растут, расширяется их география.

Политический фактор. В настоящее время политический фактор наряду с социально-экономическим является доминирующим в развитии международного туризма и требует детального анализа. Международный труизм сильно зависит от политической обстановки и обеспечения личной безопасности туристов. Политическая нестабильность может принимать вид от самых крайних форм ее проявления до самых слабых, случайными жертвами которых могут стать туристы. Политический кризис, терроризм. Все это может сказаться на развитии туризма.

Экологический фактор. Экологическое состояние территории выражается прежде всего в тех ее свойствах и условиях, которые оказывают непосредственное влияние на ощущение и состояние здоровья туриста, обозначая степень благоприятности природных условий для отдыха [16]. Характеристики, влияющие на экологическую благоприятность условий отдыха и воздействующие на состояние здоровья туриста: физиологическая комфортность территории, психофизиологическая комфортность, техногенное загрязнение территории. Возрастающие нагрузки на окружающую среду делают более актуальными задачи по защите и охране природных ресурсов. И здесь получит большее развитие в последующем будущем экотуризм.

Культурно-исторический фактор. Осмотр культурных и исторических объектов часто является первостепенным мотивом для путешествий туристов. В эту группу относят все достижения материальной и духовной культуры, «созданные» человеческим обществом в ходе процесса исторического развития: национальные традиции, гостеприимство, особенности народного творчества, религиозные традиции, объекты архитектуры и производственной деятельности. Культурные и исторические ресурсы являются национальным достоянием. Хотя часть из них отнесена к объектам и памятникам мирового значения и включены в список Всемирного культурного наследия. Особенно важен фактор гостеприимства местного населения. Для развития туризма в регионе необходимо доброжелательное отношение к туристам со стороны местного населения.

Разнообразие факторов, влияющих на уровень развития туризма и формирование образа территории в целом, необходимо учитывать при производстве туристских услуг, так как каждая территория имеет сове неповторимое сочетание факторов, следовательно, для каждой территории или страны должна разрабатываться своя стратегия развития туризма на основе анализа этих факторов.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.