Эволюция представлений о географических образах — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эволюция представлений о географических образах

2021-04-19 305
Эволюция представлений о географических образах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существует огромное количество определений термина «образ». Самое распространенное определение было дано С.И.Ожеговым, отражающее наиболее полно смысл слова и заключающееся в следующем: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека [25]. Им же дано и другое определение термина, а именно образ как обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Также живое, наглядное представление о ком-нибудь или чем-нибудь. Говоря о смысле слова «образ» в психологии, то Большой Энциклопедический Словарь диктует следующее определение: субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [1]. И это не упоминая такие простые трактовки, как вид и облик, характеризующие «образ».

Естественно то, что именно географы изучали образы в географии. Началось изучение в 19-20 вв. с работ немецкого географа Карла Риттера, одного из основоположников современной географии.

Риттер издал огромное количество книг, посвященных описанию его путешествий по Азии, Африке, России, Швейцарии, Франции, Италии. Наряду с Карлом Риттером, проблемами географических образов занимался Александр фон Гумбольдт. Среди его работ также числится большое количество книг, посвященных географическим описаниям стран и континентов. Оба ученых способствовали утверждению «новой географии. Оба они видели поле деятельности географии в изучении предметов и явлений различного происхождения, но взаимосвязанных через свое местонахождение в том или ином сегменте земного пространства. Впоследствии Альфред Геттнер основал хорологическую научную школу, истоки которой берут начало со времен Риттера и Гумбольдта [12]. Образно выражаясь, можно сказать, что Геттнер продолжил теорию Риттера. Основной идеей хорологической концепции является рассмотрение объекта географии как пространства, заполняемого предметами и явлениями, локальные связи между которыми носят причинно-следственный характер.

Считают, что именно со страноведческих описаний и путевых очерков началось изучение образов территорий, пространств и образов.

Говоря о России, то здесь идеи Риттера популяризовались его учеником и последователем, П.П.Семеновым-Тян-Шанским. Русский географ, исследовал Тянь-Шань, Центральную Азию.

Взгляды, близкие к хорологии, были у американского географа Карла Отвина Зауэра. Значительная часть его публикаций была посвящена описанию разных регионов, племен Америки и т.д. Одним из наиболее ярких представителей хорологической школы был и американский географ Ричард Хартшорн.

Во второй половине XIX - начале XX вв. произошло становление географического страноведения. Использование географических образов стало более определенным и более структурированным. Понятия пейзажа и ландшафта становятся равносильны понятию географического образа. Смысл образно-географического исследования, как и пейзажного, заключается в выявлении и использовании наиболее ярких, запоминающихся черт, знаков, символов определенной местности, района и/или страны [10].

Синонимом географического страноведения в западной литературе становится широко распространенный термин «региональная география». Значительной является работа англичанина P.M. Миншула «Региональная география: теория и практика» в 1967 году. В этой же книге и задействована идея американского географа Д.Уитлси о концепции компажа, представляющую собой конструкцию, предназначенную для воссоздания образа региона на практике. Также стоит отметить статью Дж.Х. Патерсона, посвященную проблемам развития региональной географии в англо-американском мире. В его работе внимание сосредоточено на регионе «ради него самого», а также населяющих его людей. В статье английской исследовательницы А. Джилберт, посвященной новой региональной географии в англо- и франкоязычных странах, отражена новая «культурно-идентификационная» концепция района, отражающая наличие особой уверенности жителей района в общности своей культуры, в особом ее психологическом образе. [23]

В середине и второй половине XX в. понятие географического образа стало использоваться различными отраслями и направлениями физической и социально-экономической географии. В сфере социально-экономической географии понятие «образ» распространилось в таких предметных областях, как география населения, география городов, социальная география, поведенческая география, география культуры и культурная география, политическая география и геополитика. В сфере физической географии следует отметить геоморфологию. Значительная часть концептуальных моделей в геоморфологии, по сути, является образно-географической. В конечном итоге появилась образная (имажинальная) география. [9]

В 1984 году был предложен термин «гуманитарная наука» советским географом Д.В.Николаенко как попытка оформить новую науку. Но только в конце 1990-х термин был присвоен школой отечественного географа и культуролога Д.Н.Замятина для создания единого научного направления.

Существует ряд определений понятия «географический образ» или «образ» в применении к географическим объектам (образ места, образ страны, образ города). В частности, Дж. Голд указывает на два основных значения данного термина: значение, «которое в географической литературе обычно воспринимается как синоним индивидуально-организованных субъективных знаний человека об окружающей среде» и «мысленная картинка, которая может быть вызвана в сознании, когда индивид, предмет, место или территория находятся вне доступности наших органов чувств».

В представлениях о географическом объекте общепринято выделять две составляющие: пространственное (территориальное) знание и атрибутивное знание. Пространственное знание определяется как «знание о размещении по территории», которое «обеспечивает общее представление о структуре географического пространства, а также об ориентации и взаимосвязи элементов внутри него». Атрибутивное знание есть «оценка характеристик мест и регионов вместе с информацией, позволяющей сравнивать различные места между собой». [4]

Географическим образом, или образом географического объекта можно назвать часть представления о географическом объекте, построенную на атрибутивной информации. [11]

Используемый здесь термин «географический образ» обозначает вообще представление об атрибутивных свойствах географического объекта. Географический образ может отражать особенности соответствующего географического объекта - в большей или меньшей степени. Частным случаем географических образов является научный географический образ - представление о свойствах географического объекта, полученное на основе географического знания.

Процесс формирования представлений имеет две составляющие.

Первая - поступающая извне информация. Вторая - ранее накопленные знания, определяющие отбор поступающей информации (в процессе восприятия сознание человека совершает выбор того, на что «обращать внимание» в окружающем пространстве и как классифицировать поступающую информацию). Внешняя информация, ложащаяся в основу формирования географических представлений и образов, может иметь различное происхождение.

В первую очередь, это непосредственный вид того или иного ландшафта, а также связанные с пребыванием в ландшафте информационные сигналы: звуки, запахи и т.д. Далее, основой для формирования географического образа могут служить символические изображения территории, и в первую очередь карты. Наконец, свой вклад в формирование географических образов вносят другие виды знаков и знаковых систем. В частности, образы так называемых «удаленных мест», в которых «человек никогда не бывал и не располагает о них сколько-нибудь надежными знаниями», формируются почти исключительно за счет образов, представленных в средствах массовой информации [4].

Знания, участвующие в формировании географических образов (внутренняя информация), определяют, в первую очередь, умение сформировать нечто как самостоятельный объект и отнести его к определенной категории.

В обобщенной форме формирование представления может быть охарактеризовано как процесс взаимодействия внешней и внутренней информации. Информация, поступающая в сознание извне, содержит определенные «знаки», вызывающие ассоциации на основе ранее накопленного опыта. Такими «знаками», вызывающими ассоциации, могут быть знакомые слова, а также изображения, звуки, запахи и т.д. Это своего рода «мысленные метки», ранее сделанные сознанием на определенного рода информации, и «узнаваемые» при каждом повторном поступлении извне аналогичной информации. Вызванные в памяти ассоциации, в свою очередь, увязываются между собой. Так формируется новое представление. Оно «закрепляется» за некоторыми новыми понятиями, иначе говоря, появляются новые «мысленные метки». В частности, эти метки могут быть закреплены за обозначением географического объекта (топоним, картографический знак), визуальным воспоминанием о форме территории, о виде пейзажа и др. В данном случае можно говорить о формировании представления о географическом объекте.

Общая схема формирования представления может быть представлена следующим образом [11]:

Поступающая информация => узнавание «меток» => ассоциации => синтез ассоциаций => формирование представлений => создание новых «меток» => фиксация представлений

В основе формирования представления может лежать не только логически воспринимаемая информация, но и результаты чувственного восприятия объекта, любые поступающие от внешних источников данные, воспринимаемые и организуемые сознанием в представления, здесь называются информацией.

Частным случаем фиксации представлений является начертание мысленной карты.

Кроме ментальных карт, изучаются образы, фиксированные в виде результатов социологических опросов, а также разного рода текстах, высказываниях, фотографиях, произведениях живописи и т.д.

Любой текст, а также карта, рисунок и т.д. - источники, содержащие географическую информацию, могут рассматриваться, во-первых, как фиксированное представление его создателя, во-вторых - как источник формирования новых представлений. Во втором случае формируемые на основе текста представления должны исследоваться отдельно: либо с помощью дополнительного изучения фиксированных производных представлений (уточняющие вопросы в ходе социологического исследования, дополнительные ментальные карты и т.д.), либо с использованием специальных психологических методов (изучение скорости реакции и т.д.). [11]

Работы по изучению географических образов в массовом сознании связаны, в первую очередь, с изучением исходной информации для формирования потенциальных географических образов. Немало современных работ такого плана связано с изучением той роли, которую играют в формировании географических образов знаки и изображения, помещенные в интернете и в других средствах массовой информации. Дж. Голд приводит также примеры изучения географических образов специально на основе информации дорожных знаков, пейзажей, специальных рекламных книг по развитию малых городов, городской поэзии и описаний фантастических ландшафтов. [3, 30]

Среди прочих источников информации для формирования географических образов служат страноведческие работы. Информация, содержащаяся в страноведческом тексте, может рассматриваться как в значительной степени адекватное, фиксированное отражение географического образа в сознании автора, и в то же время эта информация направлена на формирование максимально сходных с авторскими образов в сознании читателя. [11]

Культура оказывает свое воздействие на географическое пространство.

Она взаимодействует с географической оболочкой на информационном уровне, трансформируя сведения о ней в образы, отражающие весь комплекс отношений социума и пространства. [17]

Если подходить к вопросу о географических сюжетах в художественной литературе, нужно иметь в виду самые разнообразные ее формы- роман, повесть, рассказ, эссе, пьесу, поэму, стихотворение, а также очерк (включая путевой). В последнее десятилетие стыку географии с художественной литературой стали посвящать и специальные научные исследования.

Географический сюжет в литературном произведении может фигурировать в двух видах - обобщенном и конкретном. В первом случае изображается типологизированное (виртуальное) географическое пространство, во втором - совершенно реальное, существующее. На такое подразделение обратил внимание еще Ф. И. Мильков, предложивший понятия «художественное ландшафтоведение» и «художественное краеведение» [20]. Под художественным ландшафтоведением он понимал территориальную привязанность литературного произведения, не имеющую конкретного «адреса». Почти у всех русских поэтов можно найти стихи вообще о зиме, лете, весне, осени, о зимнем или летнем вечере или утре, о лесе, реке, ручье, ветре, море и т. п. То же самое можно встретить и в прозаических произведениях. Ю.А. Веденин приводит пример создания обобщенного, виртуального «типично русского ландшафта» [2]. Характерными признаками такого ландшафта являются деревни с маковками церквей, расположенные чаще всего на берегах рек или озер, поля с лесными перелесками и колками берез, крестьян на сенокосе, звуки колоколов и народных песнопений. Следовательно, и в стихах, и в прозе предстают не конкретные, а обобщенные образы природы, деревень и сел, дворянских усадеб, уездных и губернских городов. Очень часто в текстах произведений действия происходят не в конкретном городе, а в «городе N». Часто встречаются и вымышленные названия. Автор в своем произведении даёт название городу, которого на самом деле нет на географической карте. Однако по данному описанию и географическим ориентирам можно установить место действия.

Ф.И. Мильков называет художественное краеведение «адресной частью» художественного ландшафтоведения, имея в виду такую территориальную привязанность литературного произведения, в которой вполне обеспечивается узнаваемость описываемых в нем мест.

В.П. Максаковский в книге «Литературная география» рассматривает «адресные» литературные произведения, подходящие под рубрику художественного краеведения. Именно они помогают формированию художественного «образа пространства». [18]

Изучение географических карт как источника информации - достаточно широкая исследовательская сфера. Особенно здесь можно выделить работы Д. Марка и М. Эгенхофера, связанные с созданием специфической исследовательской области - наивной географии, занимающейся созданием формализованных моделей представлений человека о пространстве. Одной из важнейших целей такого рода исследований является создание научно обоснованных форм ГИС, не требующих от пользователя специальных умений - отсюда и название «наивная география». С другой стороны, карты рассматриваются как фиксированные географические образы той или иной эпохи [19].

Существует также ряд значительных фактов, свидетельствующих о взаимовлиянии географических образов. Они приводятся в современных работах по культурной (гуманистической) географии.

Есть немало свидетельств того, что в процессе самоидентификации себя со страной важную роль играют некоторые «ключевые» регионы (или города) этой страны, наделенные важным символическим смыслом в соответствующей культуре. Здесь видна связь между стереотипными образами стран и некоторых их регионов.

В работе Д.Н. Замятина в качестве одного из механизмов формирования географических образов выделяется «вхождение» одних географических образов в другие. Существует немало пространственных категорий, определяемых одна через другую, например, «периферия»: «1) местность (часть страны, области и т.п., отдаленная от центра; окраина. 2) Внешняя, удаленная от центра часть чего-либо» [26]. В соответствии с данным определением сформировать представление о периферии можно только одновременно с представлением о центре: эти понятия оказываются взаимосвязаны.

Следовательно, образ периферии формируется в определенной зависимости от образа центра. Аналогично определяются понятия «граница»» и «географическая граница», «ареал», «район», «зона» и др. Тем самым, процесс формирования образов границ, районов, ареалов, зон и т.д. связан с различением их на фоне других географических объектов, и образы других географических объектов, несомненно, влияют на формирование рассматриваемых образов.

Также существуют работы, в которых указывалось на проявление «лица» района через его связи с географическими объектами, необходимость сопоставления различных территорий для самого процесса их выделения, неразрывно связанного с процессом делимитации [28]. Следовательно, представление о районе (образ района) формируется не без влияния образов других районов, сформированных у исследователя ранее или формирующихся в процессе районирования.

Широко распространенные перифразы с использованием географических названий - например, «Иваново - русский Манчестер», «Бирмингем (в штате Алабама в США) - Питтсбург Юга» и т.д. - есть, очевидно, не что иное как характеристика атрибутивной информации (образа) одного географического объекта за счет образа другого. [10]

Соотнесение с объектами своего класса - одна из базовых основ формирования представлений вообще.

Соотнесение географических объектов является основой для формирования не только территориального знания, но и атрибутивного пространственного знания - т.е. географических образов.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.