Глава 1. Товарные запасы и их роль в организации сбыта продукции — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. Товарные запасы и их роль в организации сбыта продукции

2021-04-19 115
Глава 1. Товарные запасы и их роль в организации сбыта продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Запасы представляют собой значительную часть совокупного общественного продукта и существуют в трех различных сферах: производственной, товарной и транспортной. Они обеспечивают непрерывность производства и потребления и, следовательно, их наличие диктуется объективной необходимостью.

Интенсивность потребления производственных запасов целиком зависит от производственной программы предприятия. Зная программу выпуска продукции и нормы расхода сырья на единицу изделия, можно определить нормы производственных запасов сырья на единицу изделия, можно определить нормы производственных запасов сырья и материалов. Формирование товарных запасов связано с такой социально-экономической категорией, как платежеспособный спрос населения, отражающий самые различные (экономические, бытовые, социальные, психологические, традиционные) сдвиги. Вполне объяснимы случаи, когда дефицитные на момент заказа и ажиотажные по спросу товары в период их поступления в торговую сеть попадали в категорию пользующихся слабым спросом и оседали в неликвидных запасах. И если потребление производственных запасов представляет собою процесс в определенной мере детерминированный, то материальные ценности торговли имеют в своей основе то существенное отличие, что их расходование носит относительно стихийный характер. Эти особенности производственных и товарных запасов накладывают определенные условия на методологию обоснования соответствующих параметров управления их запасами (уровень запасов, размеры партий поставок, время реализации заказов).

Различают запасы производственные (запасы в организациях- производителях) и товарные (запасы готовой продукции на складе предприятия-изготовителя, запасы в пути).

В данном дипломе рассматривается раздел логистики запасов, как один из наиболее важных и значимых в деятельности фирмы-производителя.

Производственные и товарные запасы - категория историческая, возникшая вместе с превращением продуктов труда в специфическую форму - товар и развитием товарного обращения. Назначение запаса материального ресурса - обеспечить непрерывность производства и бесперебойность реализации. Поэтому запас должен быть определенных размеров, своевременно пополнятся и своим качеством отвечать требованиям производства и конечных потребителей.

Запас производственный или товарный должен где-то и как-то храниться, поэтому в сферу логистики запасов вовлекается складское хозяйство со своими сооружениями, оборудованием, размещением ресурсов, документацией и издержками.

Основное содержание дипломной работы - совершенствование системы управления запасами готовой продукции на Санкт-Петербургском картонно- полиграфическом комбинате (ОАО "СПб КПК").

 


Глава 1. Товарные запасы и их роль в организации сбыта продукции

Виды запасов

 

Различают запасы производственные (запасы в организациях- производителях) и товарные (запасы готовой продукции на складе предприятия-изготовителя, запасы в каналах сферы обращения, запасы в пути, запасы на предприятиях торговли). Запасы в каналах сферы обращения - это товары на пути следования от производителя к потребителю и хранящиеся на складах готовой продукции предприятий-изготовителей, на складах предприятий оптовой, мелкооптовой, и розничной торговли, на складах заготовительных организаций, а также товары, размещенные в транспортных емкостях (товары в пути).

Запасы в пути средств производства - это запасы продукции производственно-технического назначения, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки, территориального перемещения от производителей к потребителям или на предприятия оптовой и мелкооптовой торговли (транспортные запасы). Гарантийные запасы средств производства представлены продукцией производственно-технического назначения определенного ассортимента и установленного объема. Они предназначены для обеспечения предприятий-потребителей с гарантированным комплексным снабжением. Неликвидные запасы средств производства и торговли - это длительно неиспользуемые (нереализуемые) производственные или сбытовые запасы. Такие запасы образуются вследствие низкого качества товаров или утраты ими потребительных свойств, а также морального и физического износа.

Переходящие запасы представляют собой остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода (обычно года). Их назначение - обеспечение производства или торговли на период до очередной поставки ресурсов в плановом периоде. Подготовительные запасы создаются в связи с необходимостью предварительной подготовки материального ресурса к потреблению (оформление приемки или отпуска, погрузки и разгрузки, комплектование, предварительный раскрой, сортировка и т.д.).

Производственные запасы представлены суммой запасов подготовительных, страховых и текущих. Они предназначены для потребления в производственном процессе и находятся на предприятиях- потребителях всех отраслей материального производства. Их учет и планирование осуществляются в натуральных (физических), условно - натуральных, временных и денежных измерителях. Производственные запасы подлежат нормированию. Остатки запасов, превышающие установленные нормативы, относятся к сверхнормативным (излишним). Причинами образования таких запасов могут быть: необоснованное (ошибочное) завышение потребности в материальных ресурсах, недовыполнение производственной программы, неравномерное поступление материальных ресурсов от поставщика, завышение норм расхода материалов на изделие, выпуск некачественной продукции и др. Основную часть производственных запасов представляют текущие запасы. Их основное назначение- обеспечение производственного процесса между двумя очередными поступлениями материальных ресурсов на предприятие-потребитель. Их размер регламентируется и контролируется. Текущий запас дополняется страховым запасом, который формируется с целью непрерывного снабжения производства в случаях непредвиденных обстоятельств: отклонений в периодичности поставок и в размерах поставок; недовыполнения производственной программы поставщиком ресурсов; перевыполнения программы производства предприятием-потребителем; возможных задержек транспортных средств в пути при доставке от поставщиков и т.д. Размер страховых запасов также регламентируется.

Специальную функцию выполняют так называемые сезонные запасы. Они образуются при сезонном характере производства или сезонном режиме потребления, а также при сезонном способе транспортировки (районы крайнего Севера). Их назначение-обеспечение нормальной работы предприятий и бесперебойности производственного потребления на время сезонных осложнений с поставками ресурсов. Так как длительность производства материальных ценностей в десятки раз меньше времени их реализации, то, следовательно, в каналах распределения и сфере торговли может накапливаться товарной продукции значительно больше, чем в этом нуждается экономика, и в таком случае наступает момент относительного перепроизводства. Одна из важнейших задач логистики товародвижения и запасов состоит в том, чтобы время между окончанием производства изделия и его конечным потреблением было максимально сокращено за счет рационализации перевозок и оптимизации производственных и товарных запасов. Создание запасов сопровождается значительными расходами денежных и материальных средств. Основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

·   Замороженные в запасах финансовые средства;

·   Расходы на содержание специально оборудованных помещений;

·   Оплата труда специального персонала;

·   Затраты от порчи и хищений.


1.3 Товарные запасы и проблемы товароснабжения

 

Процесс потребления (реализации или сбыта) товарных запасов, или готовой продукции предприятий-производителей, зависит от спроса, который следует рассматривать в качестве категории товарного производства.

Спрос определяет объем и структуру товарного предложения. Товарный запас - это наличие определенных продуктов определенного объема к моменту потребления. Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения различных потребностей. С точки зрения потребления продукт потреблен только тогда, когда он использован.

В логистике товарных запасов используются различные термины и понятия. Единица упаковки - количество товара, содержащегося в обычной упаковке поставщика. Единица покупки - наименьшее количество товаров, которое можно купить у поставщика. Единица накладной - количество товаров, отпускаемых по оптовым ценам, в накладной поставщика

Товарный запас подвижен; его уровень постоянно меняется. Он возрастает за счет поступлений (доставки поставщиков, возвращения излишков и т.п.) и уменьшается за счет отпуска товаров.

Управлять товарным запасом - это значит всегда быть в состоянии удовлетворить требования клиентов, потребителей хранящихся товаров. Категории товаров в запасе:

·   Товары текущего потребления; спрос на них относительно регулярен и постоянен, даже если спрос носит сезонный характер;

·   Страховые запасы товаров; предназначены для удовлетворения потребности в различных экстремальных ситуациях; такие запасы наилучшим образом обеспечивают непрерывность процесса потребления;

·   Транзитные товары; поставляются в целях выполнения единовременных заранее спланированных работ;

·   Технически устаревшие или вышедшие из моды товары;

·   Отходы, остающиеся после производства, потребления или разрушения.

Для управления запасами необходимо в первую очередь определить размер вероятной потребности в каждом товаре. Задача эта не из легких. Здесь следует учитывать постоянно совершенствующееся производство, требования потребителей к ассортименту и качеству товарной продукции и т.п.

Основное назначение товарного запаса - предотвращение дефицита. Запасы могут создаваться также и в спекулятивных целях. Товарный запас позволяет обеспечить регулярное потребление товара, даже если его производство нерегулярно. Так обстоит дело со многими продуктами сельского хозяйства и некоторыми другими. Товарный запас в данном случае выступает в качестве регулятора цен. Запас создается так же для того чтобы нейтрализовать перебои в поставках.

Формирование и хранение товарных запасов сопровождается расходами двух типов: расходы на оформление заказа, связанные с образованием и обновлением товарного запаса и увеличивающие оптовую цену товаров, и расходы на содержание товарного запаса, увеличивающие цену товаров при реализации со склада.

Расходы на содержание товарного запаса включают затраты на складирование. Издержки складирования образуются из следующих элементов:

·   расходов на функционирование склада - заработной платы с отчислениями, затрат на освещение, отопление, погрузочно-разгрузочные работы, содержание помещений, оборудование и механизмов;

·   амортизации или аренды помещений;

·   амортизации оборудования и механизмов склада;

·   потери от порчи, испарения, разрушения грызунами, потерь при хищениях;

·   стоимости транспортировки между складами;

·   издержек, связанных с моральным износом.

В зависимости от предприятия расходы складирования достигают обычно от 5 и до 20% стоимости товарных запасов. В целом расходы на содержание товарного запаса варьируют от 15 до 35% этой величины. Следует отметить, что эти расходы исчисляются от средней стоимости товарных запасов. [5]

 

Состав комбината

 

В состав комбината входят:

Картонное производство со складом макулатуры и целлюлозы; заводом макулатурной массы в составе отделения роспуска полуфабрикатов, цеха подготовки макулатурной массы и химического цеха для приготовления химикатов и меловальной пасты; картоноделательного цеха в составе 2-х картоноделательных машин мощностью по 100 тыс. тонн картона в год, меловальной установки, отделения резки и упаковки картона и отделения резки малоформатных рулонов, листового картона и склеенного картона. Полиграфическое производство с цехами офсетной и глубокой печати, участком высечки и фальце склейки, и цехом товаров народного потребления.

Цех товаров народного потребления, где большую часть вырабатываемой продукции составляют скоросшиватели, папки для бумаг, картонные тарелки одноразового использования.

Котельный цех, в составе котельной, которая снабжает тепло энергией город Коммунар и ближайшие промышленные предприятия.

Цех водоснабжения и биологической очистки промышленных стоков.

Ремонтные цеха в составе ремонтно-механического цеха, электронного цеха, ремонтно-строительного цеха и цеха КИПиА.

Автотранспортный цех и цех внутризаводских перевозок.

Комбинат имеет столовую, санаторий-профилакторий на 58 мест, в котором оздоравливаются ежегодно до 700 работников предприятия и членов их семей.

С целью увеличения качества и конкурентоспособности вырабатываемого картона в 1995-1997 годах на комбинате проведена реконструкция технологических потоков по готовки макулатурной массы и целлюлозы с заменой оборудования по роспуску полуфабрикатов и сортированию макулатурной массы с компьютерного автоматического управления всеми технологическими потоками подготовки массы. В картоноделательной цехе проведена реконструкция парокоденцаторной системы, оборудования по сортированию массы в постоянной части машины, узла подачи химикатов на машину и заменена система автоматического управления технологическим потоком производства картона.

В 1998 году был освоен выпуск новых видов картона - "Нева", "Ладога", по своим качественным показателям, не уступающим зарубежным аналогам, облицовочного картона массой 200 г/кв. м. Так же в этом году был произведены больше капитальные вложения денежных средств, направленные: на модернизацию меловальной установки; проведена модернизация и пуск в эксплуатацию одной печатной лакировочной машина "Небиола", позволяющей лакировать продукцию и использовать при печати коробок; после модернизации проведены в Италии приемочные испытания шести-красочной машины "Небиола" с лакированием продукции. Поставка машины была произведена в 1-й половине января 1999 года; приобретена и установлена фальцесклеивающая машина "Диана", позволяющая расширить ассортимент выпускаемой полиграфической продукции; приобретены и установлены на весовой для более точного взвешивания макулатуры и отсутствия претензий у поставщиков новые автомобильные весы фирмы "Толедо"; для оперативного принятия управленческих решений вводится на предприятии интегрированная система управления "BAAN".

Проект реконструкции разработан Гипробумом на основании разработок фирм Блек-Клаусон "США", Фойт-Зульцер (Австрия-Германия) и опыта специалистов картонно-полиграфического комбината.

При реконструкции установлено оборудование фирм Блек-Клаусон (США), Фойт-Зульцер (Германия), Нелес-Джеймсбури (Финляндия), БТЖ (Германия), Роземаут (США), Фишер-Портер (США), Пега (Германия), Сименс (Германия) ABC Сканнпамп (Финляндия), ПЕТ (Австрия), ABB (США).

Анализ деловой активности

 

Деловая активность в коммерческой деятельности предприятия проявляется в динамичности его развития, в достижении поставленных целей, что характеризуется натуральными и стоимостными показателями, а также в эффективном использовании экономического потенциала и расширение рынков сбыта продукции.

При оценке деловой активности предприятия должно соблюдаться следующее "золотое" правило экономики:


100<Такт<Твр<Тпр, (4)

 

где Такт, Твр, Тпр - темпы роста совокупного капитала, выручки от реализации и прибыли.

Показатели деловой активности характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственно-сбытовой деятельности предприятия. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости (см. табл. 4). Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на его платежеспособность. Кроме того, увеличение скорости оборота средств, при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия.

 

Таблица 4 Анализ показателей оборачиваемости

Исходные данные Усл. обозна     Абсол ют.
  ч. 2009 г. 2010 г. откл-е
1.Выручка от реализации продукции,   223646    
тыс. руб. P 3 2474682 238219
2. Величина активов,   170750    
тыс. руб. А 8 1803315 95807
3. Величина оборотных активов,       -
тыс. руб ОбА 571661 420902 150759
4. Величина нематериальных        
активов,        
тыс.руб НМА 3784 3713 -71
5. Величина основных фондов,   102490    
тыс. руб. ОФ 0 1106359 81459
6. Величина материальных        
оборотных средств,        
тыс. руб. 3 246329 274293 27964
7. Себестоимость реализованной        
продукции, С/с 192898    
тыс. руб. РП 0 2103582 174602
8. Величина дебиторской        
задолженности,        
тыс. руб. дз 149699 142616 -7083
9. Величина кредиторской        
задолженности,        
тыс. руб. КЗ 142893 159778 16885
Расчетные показатели        
10. Коэффициент общей        
оборач и ваемости        
активов (ресурсоотдача), обор.   1,31 1,37 0,06
11. Период оборота активов, дней   275 262 -12,52

 

Таблица 4.1

12. Коэффициент оборачиваемости        
оборотных        
активов, оборотов   3,91 5,88 1,97
13. Период оборота оборотных        
активов, дней   92 61 -30,79
14. Фондоотдача, руб. /руб   2,166 2,226 0,06
15.Коэф.оборачиваемости        
материальных обор, средств, об.   9,08 9,02 -0,06
16.Коэффициент оборачиваемости        
дебиторской        
задолженности, оборотов   14,94 17,35 2,41
17. Коэффициент оборачиваемости        
кредиторской задолженности,        
оборот.   15,65 15,49 -0,16
18. Срок хранения запасов, дней   40 40 0,25
19. Период погашения дебиторской        
задолженности, дней   24 21 -3,35
20. Срок оборачиваемости        
кредиторской        
задолженности, дней   23 23 0,24
21. Длительность финансового цикла        
(цикл деловой активности), дней   41 37 -4

 

Из данных табл. 4 видно, что на предприятии наблюдается увеличение эффективности использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, то есть в 2010 году полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, возрос на 0,06 оборота по сравнению с 2009 годом.

Также наблюдается рост скорости оборота всех оборотных средств предприятия (как материальных, так и денежных) на 1,97 оборота.

Скорость оборота запасов и затрат за анализируемый период снизилась на 0,06 оборота, хотя предприятие имеет относительно устойчивое финансовое положение и ликвидную структуру оборотных средств.

Дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение 2010 года на 2,41 оборота быстрее, чем в 2009 году, что свидетельствует об увеличении коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. В 2010 году предприятию требуется на 0,06 оборота меньше, чем в 2009 году для оплаты выставленных ему счетов.

В 2010 году по сравнению с 2008 годом длительность финансового цикла снизилась на 4 дня и составила 37 дней. На данном предприятии в анализируемом периоде соблюдается "золотое" правило экономики, где:

темп роста прибыли составляет 120,69 %;

темп роста выручки от реализации равен 110,65 %;

темп роста активов составил 105,61 %.

Тпр (120,69 %) > Твр(110,65 %) > Такт (105,61 %)> 100% (5)

Таким образом, деловая активность предприятия стабильна, хотя некоторые показатели имеют тенденцию к незначительному сокращению.

В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность и показатели баланса предприятия, представленного в табл. 5.


Таблица 5 Баланс предприятия в 2009-2010г.г.в агрегированном виде, т.р.

Показатели Усл. Обозн. 2009 г. 2010 г.
АКТИВ:      
1. Иммобилизованные средства F    
(внеоборотные активы) F 1135847 1382413
Мобильные средства (оборотные активы) Ra 571661 420902
Запасы и затраты Z 246329 274293
Дебиторская задолженность Ча 149699 142616
Денежные средства и краткосроч. фин. вложения D 175633 3993
БАЛАНС В 1707508 1803315
ПАССИВ:      
1. Источники собственных средств Ис 1389372 1610272
2. Кредиты и заёмные средства К 318136 193043
Долгосрочные кредиты и займы Кт - 2676
Краткосрочные кредиты и займы Кt 174030 29454
Кредиторская задолженность Rp 144106 160913
БАЛАНС В 1707508 1803315

Анализ прибыли предприятии

 

В табл. 8 приведены данные о формировании прибыли предприятия за 2010 г.

 

Таблица 8 Выполнение плана прибылей и убытков

  план факт откл.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности      
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 2 914 237 2 967 635 53 398
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг -2 496 079 -2 448255 47 824
Прибыль (убыток), от продаж 418 158 519 380 101 222
Прочие доходы и расходы      
Проценты к получению 11 475 21 461 9 986
Проценты к уплате 0 0 0
Доходы от участия в других организациях 0 0 0

 

Таблица 8 - продолжение

Прочие операционные доходы 0 51 763 51 763
Прочие операционные расходы 0 -42 639 -42 639
Прочие внереализационные доходы 0 2 535 2 535
Прочие внереализационные расходы -66 866 -82 792 -15 926
Прибыль (убыток) до налогообложения 362 767 469 707 106 940
Налог на прибыль и др. аналогичные платежи -97 850 -127 031 -29 181
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 264 917 342 676 77 759

 

Данные табл.8 показывают, что прибыль от продаж за 2005 год составила 519 380 тыс.руб., что на 101 222 тыс.руб. выше планового значения.

При росте фактического значения выручки на 53 398 тыс.руб., вызванного увеличением объемов продаж товарного картона на 4 336 т, положительное влияние на рост прибыли от продаж оказала экономия по себестоимости продукции на 47824 тыс.руб.

Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО "СПб КПК"

 

Анализ производственных результатов.

Объем производства и реализации в значительной степени предопределяют уровень таких важнейших показателей производственно- хозяйственной деятельности предприятия, как прибыль, себестоимость продукции.

Производственные результаты зависят главным образом от выпуска продукции в натуральном выражении. Анализ динамики выпуска продукции в натуральном выражении приведен в табл. 9.

 

Таблица 9 Анализ динамики выпуска продукции в натуральном выражении

  Ед. изм. 2008г 2009г 2010 г

Изм. к 2009 г

          Абс. %
хартон - всего, в т.ч.   204 752 215 953 228 092 12 139 5,6
картон мелованный марок Нева, МО, МГ, Атлантика тн. 81 992 82 084 80 733 - 1 351 - 1,6
картон немелованный марки Ладога, Н тн. 28 472 27 002 32 787 5 785 21,4
картон коробочный марки Б тн. 4 447 3 510 - -3 510  
- картон для спичечных коробок СН, СВ тн. 10619 11 433 10 080 - 1 353 - 11,8
- картон облицовочный ОБ тн. 52 358 68 446 91 668 23 222 33,9
- картон для плоских слоев (ПСК, ПСБ) тн. 26 845 23 478 12 284 -11 194 -47,7
Из всего объема товарная продукция:            
- картон ролевый тн. 149 520 157 347 213 756 56 409 35,9
- картон в листах тн. 16 488 21 103 44 228 23 125 109,6
- заготовки коробок, в т.ч.: тн. 26 108 25 213 27 341 2 128 8,4
с офсетной печатью тн. 17 998 17513 19 706 2 193 12,5
с глубокой печатью тн. 8 109 7 700 7 635 -65 -0,8

 

По данным табл. 9 можно сделать следующие выводы:

год был периодом устойчивого спроса на рынке картона.

Увеличились объемы производства, изменилась структура выпуска картона:

на 23 668 тн или на 33,9 % увеличился выпуск облицовочного картона по сравнению с 2004 годом.

Продолжился рост объемов переработки картона. Благодаря новой листорезательной машины "Пасабан" объём выпуска товарного листового картона вырос на 23 125 тн., почти в 2 раза.

Вследствие текущей рыночной ситуации незначительно увеличился объем производства полиграфической продукции, объемы производства составили 27 341 тн. (на 2 128 тн. больше 2009 года).

Влияние факторов на изменение выпуска товарной продукции приведены в табл. 10.

Все многочисленные факторы изменения выпуска товарной продукции могут быть сведены к двум основным: изменению выпуска товарной продукции в натуральном выражении и изменению цены за единицу продукции.

Из табл. 10 видно, что выпуск ролевого картона, картона в листах и заготовок коробок увеличился на 194 649,1 тыс. руб. или на 8,2 %.

На объем реализации оказывают влияние такие факторы как: - товарная продукция, выпущенная за отчетный период; -   остатки нереализованной продукции на складе.

В табл.10 приведены данные об изменении объема реализации и показано влияние каждого из этих факторов.


Таблица 10 Факторный анализ объёма реализации

      тыс. руб % тыс. руб %
Выпуск продукции в фактических ценах соответствующего года 2462 685 2676 229 213 544 8,67 213 544 8,63
изменение остатков нереализованной продукции -11 997 + 15 976 - 27 973 233 - 27 973 - 1,13
Реализованная продукция 2 474 682 2 659 904 185 571 7,48 185 571 7,48

 

По данным табл. 11 можно сделать вывод о том, что реализованная продукция увеличилась на 185 571 тыс. руб. Это увеличение было достигнуто за счет увеличения товарной продукции на 213 544 тыс. руб., что увеличило объем реализации на эту величину или на 8,63 %. Но увеличение остатков нереализованной продукции на складе уменьшило объем реализации на 27 973 тыс. руб.

Постоянные расходы увеличились по сравнению с 2009 годом на 30 663 тыс. руб.

Анализ прибыли и рентабельности

Основным обобщающим показателем экономических результатов является прибыль. В показателе прибыли отражаются объем выпущенной и реализованной продукции, и эффективность использования всех видов ресурсов. В табл. 11 приведены данные, необходимые для анализа прибыли и рентабельности.

 

Таблица 11 Оценка динамики прибыли, себестоимости и рентабельности

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. %
Выручка от реализации продукции(без НДС и акцизов) 2 474 682 2 659 904 185 222 7,5
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 2 103 585 2 299 642 181 653 9,6
Валовая прибыль, тыс. руб. 578 401 581 970 3 569 0,6
Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. 207 301 221 708 14 407 6,9
Прибыль(убыток) от продаж тыс.руб. 371 100 360 262 - 10 838 -2,92
Рентабельность продукции (Р прод), % 17,2 15,6 - 1,6 -9,3
Рентабельность продаж (Р продаж), % 17,6 15,7 -1,9 -10,8

Как показывают данные табл. 12, прибыль от продаж за анализируемый период уменьшилась на 10 838 тыс. рублей. Это связано с тем, что себестоимость продукции увеличивалась более быстрыми темпами на 9,6 %, чем темпы роста объема продаж на 7,5 %. Об этом также свидетельствует уменьшение рентабельности продукции на 9,3 %.

Величина получаемой прибыли оказывает влияние на уровень рентабельности предприятия. Рентабельность характеризует степень прибыльности деятельности предприятия и показывает отдачу затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации. [17]

Для анализа рассмотрим динамику основных показателей рентабельности (см. табл. 12).

 

Таблица 12 Анализ показателей рентабельности

Показатели 2009 г. 2010 г. Абсол. откл-е
1. Выручка от реализации, тыс. руб. 2 474 682 2 659 904 185 222
2. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 2 103 585 2 299 642 181 653
3. Прибыль от продаж, тыс. руб. 371 100 360 262 - 10 838
4. Средняя величина активов, тыс. руб. 1 803 315 1 906 219 102 904
5. Стоимость товарной продукции и услуг, тыс. руб. 2 462 685 2 676 229 213 544
6. Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.. 2 100 424 2 315 255 214 831
7. Прибыль от товарной продукции, тыс. руб. 362 261 360 974 - 1 287
8. Рентабельность продаж, % 17,6 15,7 -1,9
9. Рентабельность продукции, % 17,2 15,6 -1,6
10. Рентабельность активов, % 20,5 18,9 - 1,6

 

Рентабельность продаж снизилась на 1,9 % и характеризует неэффективность предпринимательской деятельности. В нашем случае рассчитана рентабельность продаж в целом по предприятию. Также этот показатель можно рассчитать по отдельным видам продукции.

Рентабельность продукции упала на 1,6 % и составила 15,6 %. Рентабельность продукции показывает эффективность, понесённых затрат на производство продукции и зависит от эффективности использования всех ресурсов предприятия.

Рентабельность активов характеризует эффективность использования всего имущества предприятия, то есть это общий показатель величины прибыли в расчете на один рубль имущества. За анализируемый период рентабельность активов снизилась на 1,6 % и составила 18,9 %.

Анализ результатов деятельности предприятия за последние годы показывает высокую эффективность производства и достаточную финансовую устойчивость предприятия. За последний 2009 г замечено некоторое снижение уровня рентабельности, но она по-прежнему остается на высоком уровне и это снижение можно рассматривать как неизбежные колебания показателей производства.

В следующей главе дипломной работы рассмотрим возможности совершенствования системы управления запасами готовой продукции на предприятии.

 


Введение

 

Запасы представляют собой значительную часть совокупного общественного продукта и существуют в трех различных сферах: производственной, товарной и транспортной. Они обеспечивают непрерывность производства и потребления и, следовательно, их наличие диктуется объективной необходимостью.

Интенсивность потребления производственных запасов целиком зависит от производственной программы предприятия. Зная программу выпуска продукции и нормы расхода сырья на единицу изделия, можно определить нормы производственных запасов сырья на единицу изделия, можно определить нормы производственных запасов сырья и материалов. Формирование товарных запасов связано с такой социально-экономической категорией, как платежеспособный спрос населения, отражающий самые различные (экономические, бытовые, социальные, психологические, традиционные) сдвиги. Вполне объяснимы случаи, когда дефицитные на момент заказа и ажиотажные по спросу товары в период их поступления в торговую сеть попадали в категорию пользующихся слабым спросом и оседали в неликвидных запасах. И если потребление производственных запасов представляет собою процесс в определенной мере детерминированный, то материальные ценности торговли имеют в своей основе то существенное отличие, что их расходование носит относительно стихийный характер. Эти особенности производственных и товарных запасов накладывают определенные условия на методологию обоснования соответствующих параметров управления их запасами (уровень запасов, размеры партий поставок, время реализации заказов).

Различают запасы производственные (запасы в организациях- производителях) и


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.