Анализ структуры реализуемой продукции — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Анализ структуры реализуемой продукции

2021-04-19 81
Анализ структуры реализуемой продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Модели теории управления запасами позволяют в процессе планирования предвидеть этапы колебания загрузки предприятия и заблаговременно предусматривать меры, исключающие резкие нарушения ритма производства. Такие же модели дают возможность использовать методы теории регулирования запасов для оценки и выбора путей равномерной загрузки поточной линии.

 


 

Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента.

Управление запасами для производственных организаций является важнейшим инструментом сохранения и расширения своей ниши на рынке, основным фактором повышения конкурентоспособности.

При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или стоимостных единицах.

Абсолютная величина запасов не постоянна. Она все время изменяется в зависимости от производства и продажи продукции. Поэтому при анализе и планировании количества запасов их соизмеряют с объемом производства и реализации продукции. Этот показатель - относительный, он характеризует величину запаса продукции, находящегося на предприятии склада готовой продукции на определенную дату, и показывает, на сколько дней хватит запасов готовой продукции. Запасы продукции при этом выражаются в днях. Запасы готовой продукции в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определенную дату) на среднедневной объем выпуска соответствующего периода.

Размеры запасов зависят от скорости производства и реализации полуфабрикатов. При ускорении оборачиваемости товаров происходит снижение доли товарных запасов, и наоборот, замедление оборачиваемости товаров не способствует уменьшению объема запасов. Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются запасы полуфабрикатов, называется товарооборачиваемостью.

Если запасы готовой продукции в днях показывают, на сколько дней производственное предприятие обеспечено товарами на определенную дату, то оборачиваемость товаров отражает среднее время обращения запаса готовой продукции за определенный период (квартал, год). Для предприятия оборачиваемость продукции в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента выпуска продукции до момента их продажи.

Для расчета оборачиваемости товаров в днях необходимо средний запас за определенный период разделить на однодневный оборот по продаже товаров за этот же период.

Оборачиваемость можно ускорить только за счет совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической работы предприятия.

Ускорение времени обращения имеет большое значение: повышает экономическую эффективность производственного предприятия, влияет на темпы роста, способствуя повышению рентабельности сбытовой деятельности предприятия.

При осуществлении анализа оборачиваемости товарных запасов выявляются факторы, влияющие на изменение запасов, осуществляется их расчет, определяется соответствие их нормативам; устанавливается динамика и производится оценка изменений, произошедших в объеме и структуре запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров. По результатам экономического анализа разрабатываются конкретные мероприятия для нормализации объемов запасов и ускорению оборачиваемости, способствующие удовлетворению запросов потребителей на разнообразные товары и повышающие эффективность сбытовой деятельности.

Анализ запасов на производственных предприятиях за определенный период включает:

1 сравнение их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами;

2 сравнение объема и структуры товарных запасов с запасами прошлых лет, расчет темпов изменения товарных запасов;

3 расчет среднего запаса по товарным группам и определение фактической объемов производства и сбыта продукции;

1 сопоставление фактического объемов производства с нормативной, а также с производительностью за предыдущие годы;

2 установление влияния на изменение запасов важнейших факторов (объема и структуры сбыта продукции, поступления товаров и т.д.).

Результаты анализа используются также для обоснованного планирования и нормирования запасов по группам товаров.

 

Таблица 16 Динамика структуры сбыта продукции ОАО "Санкт-Петербургский КПК" в России

Наименование номенклатуры

Объем продаж, т

Цена реализации, руб.

Объем продаж, тыс.руб.

  2009 2010 2009 2010 2009 2010
Картон ролевый немелованный 21306 23994 9598,4 8761,9 204503,5 210233
Картон ролевый мелованный 34279 34966 14216,8 13066 487337,7 456865,8
Картон ролевый спичечный 11304 10455 7414,2 6829,3 83810 71400
Картон ПСБ 8678 5934 10385,2 9815,9 90122,8 58247,5
Картон пек 12695 18728 7297,8 6710 92645,6 125664,8
Картон ОБ 54807 39477 8175,7 8019 448085,6 316566
Картон в листах 21520 16301 14269,2 13371,7 307073 217972
Заготовки коробок 25252 26099 21033 20982 531125 547609
ВСЕГО 18981 175954     2244704 2004559

 

Целью планирования и нормирования запасов продукции является установление среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную продажу товаров выпускаемого ассортимента продукции.

 

Таблица 17. Динамика структуры сбыта экспортируемой продукции ОАО "Санкт-Петербургский КПК"

Наименование номенклатуры

Объем продаж, т

Цена реализации, руб.

Объем продаж, тыс.руб.

  2009 2010 2009 2010 2009 2010
Картон ролевый немелованный 96 422 12150,1 11463,3 1166 487,5
Картон ролевый мелованный 501 834 16668,6 16186,7 83510 13500
Картон ролевый спичечный 49 201 10650 9919,9 522 1994
Картон пек 1709 2283 6467,8 671,6 11053,5 14775
Картон ОБ 12458 12792 9179,4 8329,9 114357 10656
Картон в листах 21520 16301 14269,2 13371,7 307073 217972
Заготовки коробок   15   30987,3 0 465
ВСЕГО 36333 32848     442523 360099

 

Перевод системы управления запасами предприятия на основы логистики предполагает прежде всего проведение анализа по системе ABC и XYZ. Проведем с помощью метода ABC анализ реализуемой продукции предприятия ОАО "Санкт-Петербургский КПК" за 2008-2010 года. За анализируемый объект принимаем объем продаж товаров, которые объединили в группы соответствующих производителей. Метод АВС, позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности и прибыльности. Метод ABC - анализа иначе называют правилом Парето (80/20), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Исходные данные для АВС анализа приведены в табл. 17,18 и 19.

 


Таблица 18 ABC анализ продукции реализуемой предприятием ОАО "Санкт-Петербургский КПК"

АВС группа Наименование продукции Объем продаж, руб. Доля позиции в общем объеме, %
A Заготовки коробок 547609218 23,2
A Картон ролевый мелованный 456865756 19,3
A Картон ОБ 316566063 13,4
В Картон ролевый немелованный 210233028,6 8,9
В Картон в листах экспорт 217972081,7 9,2
В Картон в листах 217972081,7 9,2
B Картон пек 125664880 5,3
B Картон ОБ экспорт 106556080,8 4,5
B Картон ПСБ 58247550,6 2,5
С Картон ролевый спичечный 71400331,5 3,0
С Картон ПБС 58247550,6 2,5
C Картон ролевый мелованный экспорт 13499707,8 0,6
C Картон ролевый спичечный экспорт 1993899,9 0,1
C Картон пек экспорт 14774662,8 0,6
С Картон ролевый немелованный экспорт 4837512,6 0,2
D Заготовки коробок экспорт 464809,5 0,02
  Итого 2364657665 100,0%

 

Таблица 19 Результаты АВС анализа

  Объем продаж, руб. Доля группы в объеме продаж, % Количество наименований номенклатуры Доля группы в наименованиях продукции, %
Группа А 1 539 013 119 60 3 20
Группа В 878 398 153 34 5 33
Группа С 164 753 665 6 6 40
Группа D 464 810 0,02 1 7
Итого 2 582 629 746 100 15 100

 

Из полученных результатов расчетов табл. 19 можно выделить 4 группы товаров: товары группы А - наиболее ценные для предприятия; товары группы В - промежуточные; товары группы С - наименее ценные и товары группы D, которые составляют менее 1 % продаж. К группе D относят такую продукцию, как: заготовки коробок экспорт. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что наибольшее внимание следует уделять товарам категории A и В, несколько меньшее - категории С, а товары D категории можно вообще рассматривать как вспомогательные.

На внешний рынок ОАО "СПб КПК" поставляет в основном картон в листах, картон ОБ, доля экспорта в объеме реализации этих марок картона составляет соответственно 9,2% и 4,5%. По остальным маркам картона доля экспорта не превышает 0,6%. Следовательно, продукция ОАО "СПб КПК" ориентирована в основном на внутренний рынок и его доля в анализируемом периоде возросла по сравнению с предыдущим годом на 0,9%.

В структуре реализуемой продукции основными марками являются: ролевый мелованный картон, картон ОБ, заготовки коробок доля этих марок составляет 60 %; более 42 % в структуре реализации занимают: заготовки коробок и ролевый немелованный картон.

Совершенствование системы управления этих марок картона и должно составлять основу всей системы управления запасами.

Так как ОАО "СПб КПК" реализует продукцию через торговый дом, то в системе управления запасами готовой продукции основной задачей является правильное обоснование величины запаса по каждой группе товаров.

Анализ ABC позволяет дифференцировать ассортимент полуфабрикатов по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной - здесь весь ассортимент ресурсов делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу может быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации спроса наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости:

 

 

где хi - значение спроса по оцениваемой позиции;

 -среднее значение спроса по оцениваемой позиции периода;

n - величина периода, за который произведена оценка.

Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности.

Метод XYZ-анализа позволит нам произвести классификацию выпускаемых полуфабрикатов комбината в зависимости от характера ее потребления и точности прогнозирования изменений в ее потребности.

 

Таблица 20 XYZ анализ продукции реализуемой предприятием ОАО "Санкт-Петербургский КПК"

XYZ группа Наименование продукции Коэффициент относительной вариации, %
X Картон ролевый немелованный 1
X Картон ролевый немелованный 1
X Заготовки коробок 2
X Картон ОБ экспорт 5
Y Картон ролевый мелованный 6
Y Картон ролевый спичечный 7
Y Картон пек экспорт 13
Y Картон в листах экспорт 14
Y Картон пек 15
Y Картон в листах 15
Z Картон ОБ 20
Z Картон ПСБ 21
Z Картон ролевый мелованный экспорт 21
Z Картон ролевый спичечный экспорт 73
Z Картон ролевый немелованный экспорт 78
Z Заготовки коробок экспорт 141

 

К категории X (20%) - относится продукция со стабильной величиной сбыта полуфабрикатов предприятия, незначительным колебанием в ее потреблении и высокой точностью прогноза.

К категории Y (33,3%) - относится продукция с известными тенденциями определения потребности в ней (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями ее прогнозирования.

К категории Z (46,7%) - относится продукция с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования спроса невысокая.

Совместим результаты АВС и XYZ анализов, чтобы провести классификацию продаваемых полуфабрикатов ОАО "Санкт-Петербургский КПК" по степени значимости для повышения эффективности планирования, организации контроля и сокращения затрат. Идея метода состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые.

 

Таблица 21 Результаты АВС XYZ анализов продукции реализуемой предприятием ОАО "Санкт-Петербургский КПК"

Наименование продукции XYZ группа АВС группа ABC XYZ группа
Заготовки коробок X А AX
Картон ролевый мелованный Y А AY
Картон ОБ Z А AZ
Картон ролевый немелованный X B BX
Картон ОБ экспорт X В BX
Картон в листах экспорт Y B BY
Картон в листах Y B BY
Картон пек Y В BY
Картон ролевый спичечный Y C CY
Картон ПСБ Z C CZ
Картон ролевый немелованный экспорт Z С CZ
Картон ролевый мелованный экспорт Z С CZ
Картон ролевый спичечный экспорт Z С CZ
Картон пек экспорт Z С CZ
Заготовки коробок экспорт Z D DZ

 

К категории АX относятся немногочисленные, но важнейшие ресурсы, на которые приходится большая часть вложенных денежных средств ОАО "СПб КПК". В данную группу попали заготовки коробок. Эта продукция требует постоянного (возможно, даже ежедневного) контроля, тщательного планирования и скрупулезного учета. Так же требуют повышенного внимания полуфабрикаты попавшие в группы AY, AZ, а именно картон ролевый мелованный и Картон ОБ.

К категории ВХ, BY относятся те виды полуфабрикатов, которые важны в меньшей степени для комбината и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). К данной группе относятся картон ролевый немелованный, картон ОБ экспорт, картон в листах экспорт, картон в листах, Картон пек.

Категория СZ включает довольно широкий ассортимент оставшейся малоценной продукции, характеризующейся упрощенными методами, учета и контроля, и невозможностью долгосрочного прогнозирования объемов сбыта продукции с высокой вероятностью.

От полуфабрикатов попавших в группу DZ, а именно заготовки коробок экспортируемые, предприятию необходимо отказаться.

 



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.