Особенности работы с литературным материалом в театрализованной деятельности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности работы с литературным материалом в театрализованной деятельности

2021-04-19 87
Особенности работы с литературным материалом в театрализованной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективность работы над интонационной выразительностью зависит от грамотно подобранного литературного материала, в первую очередь от выбора текста. Это отдельная и кропотливая работа, которую необходимо выполнять педагогу самостоятельно или совместно с ребенком.

Научить выбирать материал для прочтения невозможно, потому что это сугубо индивидуальная работа, зависящая от многих личностных качеств педагога и ребенка. Существуют некоторые рекомендации для определения пригодности литературного произведения для исполнения со сцены средствами художественного чтения.

Особенности индивидуальности чтеца. Выбранный литературный материал для воплощения в художественном чтении обязательно должен соответствовать индивидуальным характеристикам чтеца: его возрасту, творческим возможностям, чувству юмора, интеллекту и т.д. У кого-то из детей может превалировать то или иное качество, например, лирический склад ума, или повышенное эмоциональное восприятие, или склонность к драматизму. Педагог, раскрывая уже известные качества ребенка должен видеть

Воспитательные моменты. Важно знать, что педагогическая цель не ограничивается обучением практическим навыкам. Она предполагает воспитание субъекта, расширение не только информативного поля, но и мировоззрения, развитие личности, поиск своего места в сложнейшей системе взаимоотношений с окружающими. Поэтому, в выборе материала необходимо руководствоваться не только художественно-эстетическими, но и воспитательными факторами.

Увлеченность. Одна из сложностей развития интонационной выразительности через обучение художественному чтению заключается в том, что в процессе работы возникает союз двух субъектов: ребенка и преподавателя. Поэтому, тема обязательно должна волновать обоих. Невозможно добиться качественного результата без обоюдного интереса двух сторон.

Если педагог сам не увлечен темой литературного материала, он не сможет увлечь ребенка. Следовательно, занятия художественным словом с таким произведением не дадут результата, ведь интонации будут искусственными, неестественными, лживыми. Высказанная более двух тысяч лет назад римским поэтом Горацием истина «Если хочешь меня потрясти, будь потрясен сам» - верна и сегодня [1].

Качества литературного материала

Необходимо обратить внимание не то, что «донести до слушателя» можно только то произведение, в котором все до конца будет понятно, осмысленно и прочувствовано. Прежде всего, произведение должно быть понятно воспринимающими его людьми. Литературное произведение, читаемое глазами, может быть прочтено в местах, вызывающих затруднение, дважды и трижды. Слушатель же должен воспринимать мысль произведения с той скоростью, которая диктуется исполнителем. «Отставший» от исполнителя слушатель не может восстановить отзвучавшую часть текста и перестает понимать его продолжение [2].

Исполняемое произведение, или композиция, или отрывок должны быть законченными по мысли. Это не означает, что основным руководством в выборе материала должен быть сюжетный ряд, хотя последовательность событий доступней для восприятия. Материал может быть и бессюжетным, например, лирика, публицистика, абсурд при верно подобранных интонациях в талантливом исполнении чтеца могут очень сильно действовать на зрителя. Главное, что бы была предельно ясна и закончена авторская мысль.

Выбранный педагогом и ребенком материал будет лучше восприниматься зрителем, если в нем присутствуют яркие образы, представленные не столько в описаниях, сколько в действиях и речи. Навыки интонационной выразительности помогут чтецу передать задуманные авторами образы. Авторский текст должен оставаться первостепенным.

Прежде чем начать работать над интонационной выразительностью при прочтении литературного произведения необходимо провести анализ литературного материала.

Авторы выделяют в работе над анализом литературного материала понятия «действенный анализ» и «исполнительский анализ».

Г.В. Артоболевский в называет героя, от лица которого ведется рассказ, «ведущий образ». Над всем разнообразием образов, действующих лиц и мыслей автора, вложенных в литературное произведение, вырастает ведущий образ рассказчика. Повествование строится на интересе к событиям, описанным в литературном произведении и действующим лицам этих событий (именно они в первую очередь интересны зрителю), однако значение «ведущего образа» в творческой работе чтеца очень велико. Творческий образ чтеца - это синтез его личного и авторского «я». В процессе художественного чтения исполнитель и автор, как два творящих художника, сливаясь воедино, создают один монолитный ведущий образ [2].

Существует много различных способов интерпретирования произведения, следовательно, чтец создает новое художественное произведение, отличное от литературного материала, на котором основывается это произведение. Однако это новое произведение, будучи максимально приближенным к творческой индивидуальности исполнителя, подробнейшим образом осмысленное и проработанное им, должно в полной мере сохранить авторское звучание и авторскую мысль. Таким образом, одно и то же литературное произведение у разных исполнителей будет открываться разными гранями.

Анализ литературного материала проходит в несколько этапов. Целесообразно соблюдать следующую последовательность:

- Литературоведческий анализ

-     Разбор по логике речи (выделение логических и психологических пауз, расстановка логических ударений, логической интонации)

-     Исполнительский анализ

-     Видения

 

Выводы по первой главе

 

Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, её выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также её интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.

Интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития.

К 5-6 годам дошкольники полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом слухе. Таким образом, применение театрализованных игр:

·         оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности речи, развитие адаптивного процесса общения; повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе;

·         способствует овладению смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения;

·         является эффективным средством развития связной, диалогической речи.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.