Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками

2021-04-19 147
Характеристика средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Театрализованная деятельность - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной деятельности.

Существует много разновидностей театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль) [18].

Театрализованную деятельность исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизация и режиссёрская деятельность [5].

Гончарова О.В. выделяет следующие формы театрализованной деятельности:

спектакли;

театрализованные игры;

драматизация;

музыкально-драматические спектакли.

В основе драматического спектакля лежит литературное произведение - пьеса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0_(%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B)> или сценарий <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9>, требующий импровизации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>.

Работа над созданием спектакля включает в себя: выбор и адаптацию пьесы или музыкально-драматического произведения; распределение ролей меду детьми с учётом их возможностей; работу педагогов, выступающих в роли режиссёров с актёрами-детьми в процессе репетиций <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F>; подготовку декорационного <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> оформления спектакля, костюмов, реквизита <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%82>, грима; подготовку музыкального и светового сопровождения.

Завершающим этапом работы над созданием спектакля является генеральная репетиция, которая проводится с использованием полного декорационного, музыкального (шумового) и светового оформления, заготовленного реквизита, в костюмах и гриме и, в отличие от всех предшествующих репетиций. И выступление перед зрителем.

При работе над музыкально-драматическими спектаклями за основу берут мюзикл <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BB> или в драматическое произведение самостоятельно подбираются музыкальные компазиции

Театрализованная игра связана с двумя понятиями - «театр» и «игра». В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Н.К.Крупская, Макаренко, Станиславский. Определение «игра» давали многие ученые. По мнению М.Г.Ярошевского, К.С.Станиславского, А.В.Петровского, игра - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». В дошкольный период она является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.). Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью, - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. [1, 9]

Драматизация - это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественных литературных произведений.

Драматизация способствует:

·         развитию социального сознания учащихся;

·         совершенствованию лингвистических способностей;

·         выявлению интересов и потребностей учащихся;

·         стимулированию использованию иностранного языка;

·         увеличение словарного запаса;

·         развитие навыков говорения;

·         улучшению качества речи;

·         снятие «психологического барьера», связанного с боязнью публичных выступлений и страхом совершить ошибку.

Театрализованная деятельность с драматизацией предполагает произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А. Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму [1].

В драматизации ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим.

Для театрализованной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия (К.Изард) и эмоциональные действия (Я. Рейковский), которые выражаются в мимике, интонации, тембре, дикции, ритме, вибрато голоса) (Л.Я. Дорфман, К.С. Станиславский). Причем выразительное движение или действие способно не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его (С.Л. Рубинштейн).

Сходство театрализованной деятельности с режиссерской работой состоит в том, что ребенок сам придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает деятельность «дикторским» текстом. В такой деятельности ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В.Давыдова и его последователей, является основой для развития воображения как новообразования дошкольного возраста.

По мнению некоторых авторов (В.А. Кожевниковой, С.А. Козловой, Е.Е. Кравцовой), режиссерская деятельность детей, обладает такими составляющими, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.