Сравнение результатов обследования модуляций голоса по высоте и силе констатирующего и контрольного экспериментов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сравнение результатов обследования модуляций голоса по высоте и силе констатирующего и контрольного экспериментов

2021-04-19 127
Сравнение результатов обследования модуляций голоса по высоте и силе констатирующего и контрольного экспериментов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По сравнению с результатами констатирующего эксперимента представления детей силе и высоте голоса стали более полными, глубокими, характеризуются осознанием ценности и значимости данного знания для собственной жизнедеятельности. Однако иногда дети затруднялись в правильном воспроизведении по высоте и силе речевых высказываний.

Не все дети в полной мере овладели навыками модуляций голоса, но восприятие и дифференцировка по высоте и силе освоена дошкольниками в полной мере на высоком уровне.

 


Диаграмма 5

Сравнение результатов обследования восприятия и воспроизведение тембра констатирующего и контрольного экспериментов

 

Наиболее затруднительное задание для дошкольников 6-7 лет оказалось восприятие и воспроизведение тембровой характеристики голоса. Детям сложно было дифференцировать грусть и гнев, страх и удивление, они часто путали именно эти эмоции, в то время как радость дошкольники выделяли сразу и это вызывало у них позитивную реакцию.

Затруднения возникли и при различении тембра голоса людей разного возраста. детский и женский часто называли просто детским голосом, и не отличали голоса пожилых мужчин и женщин.

При воспроизведении тембра определенного сказочного персонажа некоторым детям требовалось насколько попыток, прежде чем они верно голосом изображали персонажа.

 


Диаграмма 6

Сравнение результатов обследования речевого дыхания констатирующего и контрольного экспериментов

 

При проведении констатирующего эксперимента мы столкнулись с тем, что у детей не сформировано диафрагмально-реберное дыхание. На занятиях по сценической речи в опытно-экспериментальном обучении был сделан акцент и обращено более пристальное внимание на формирование правильного физиологического дыхания. Результаты можно увидеть на диаграмме 6 при сравнении результатов в начале и конце учебного года.

Речевой выдох, сильная воздушная струя были хорошо освоены детьми и на занятиях лишь актуализировались ранее приобретенные знания и навыки.

 


Диаграмма 7

Сравнение результатов обследования темпо-ритмической организации речи констатирующего и контрольного экспериментов

 

В начале учебного года при проведении констатирующего эксперимента было выявлено, что некоторые дошкольники не могут самостоятельно управлять темпом речи или это дается им с трудом.

На занятиях со скороговорками на это обращалось особое внимание. Скороговорки произносились в разном темпе, с учетом сохранение различаемой на слух дикции. Использовались только простые скороговорки, в которых отражена только одна мысль. Так детям проще акцентировать свое внимание на задании, нежели на запоминании сложных многоуровневых скороговорок.

Вывод по второй главе

 

По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития интонационной выразительности речи детей повысил качественную результативность. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, речь детей стала более интонированная.

Контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении позитивных изменений в формировании интонационной выразительности речи дошкольников 6-7 лет, а также о динамике их изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные теми педагогическими условиями, которые разрабатывались в процессе проведения работы. Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о позитивных изменениях у участников экспериментальной группы:

дети научились правильно идентифицировать и преобразовывать интонационные рисунки, правильно воспроизводят фразы с логическим ударением;

повысился общий уровень речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи;

дети научились владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, более чёткой стала артикуляция;

сократилось количество случаев использования жестовой речи в словесном общении.

Таким образом, можно констатировать, что в результате проведения предложенной нами комплексной, систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы позитивно изменился уровень сформированности интонационной стороны речи детей с ОНР. Применение театрализованных игр оказало положительное влияние на просодический компонент речи старших дошкольников с нарушениями речи.

 


Заключение

Роль интонационной выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Целью данной работы явилось выявление особенностей интонационной стороны речи работы по ее развитию средствами театрализованной деятельности.

В нашей работе мы опирались на теоретические и методологические труды специалистов в области речи. Мы пришли к выводу о том, что в трактовке термина интонация единства не существует. Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, И.Г. Торсуева). В логопедии интонация - это сложный комплекс просадических элементов, включающих мелодику, ритм, темп, тембр и логическое ударений (М.А. Поваляева).

У детей в норме так же как у их сверстников выявляются нарушения интонационной выразительности речи. Сведения об особенностях интонации детей малочисленны, что явилось основанием для их изучения.

На основе теоретических данных было проведено исследование в ходе которого мы:

подобрали комплекс методик, направленных на диагностику интонационной выразительности речи у дошкольников 6-7 лет;

провели опытно-экспериментальное обучение, дали анализ полученных данных от констатирующего и контрольного экспериментов;

подобрали и систематизировали речевой материал для работы над интонационной выразительности речи.

Констатирующий этап эксперимента выявил ряд особенностей, позволяющих выделить наиболее типичные затруднения. У детей не полно сформированы способности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние. Возникают трудности в идентификации интонационных рисунков, наблюдается ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз.

Исследование показало, что для большинства дошкольников свойственны средний и выше среднего уровни сформированности интонационной выразительности речи. С этой целью нами была разработана программа направленная на формирование интонационной выразительности речи у дошкольников. В основу неё были взяты занятия по сценической речи и художественному чтению.

 Цель опытно-экспериментального обучения: формировать умение пользоваться основными компонентами интонации, такими как темп, ритм, мелодика, пауза.

Для того чтобы определить, насколько эффективна была система предложенных упражнений по формированию просодики, оказала ли она влияние на исходный уровень интонационной выразительность речи, был проведен контрольный эксперимент с сохранением тех же этапов и методик диагностики, что и в констатирующем эксперименте.

 Контрольный этап эксперимента ярко продемонстрировал динамику в сторону повышения показателей сформированности интонационной стороны речи и доказал достаточно высокую эффективность проведённой работы. Для большинства детей стали свойственны выше стреднего и высокий уровни сформированности интонационной выразительности речи.

Поведённое нами исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития интонационной выразительности речи у дошкольников 6-7 лет Дальнейшая исследовательская работа может быть продолжена в рамках реализации выявленных и систематизированных педагогических условий. Перспективу нашего исследования мы видим во внедрении программы в практику работы на постоянной основе в ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества».

В ходе исследования получила подтверждение гипотеза о том, что развитие интонационной выразительности речи у дошкольников 6-7 лет, будет более успешным, проводится работа по развитию просодических элементов речи: интонации, тембр, высота и сила голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение, речевое дыхание;

o подобран и составлен художественно-речевой материал для развития интонационной выразительности речи;

o создана художественно-эстетическая развивающая среда, позволяющая ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал в театрализованной деятельности.

o если в работе использовать систему педагогических мероприятий в виде театрализованных игр.


Библиографический список

1.      Акулова О. Театрализованные игры [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 60-64.

2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: игры, упражнения, сценарии / Е.А Антипина. - 3-е изд., перераб. - М.: Сфера, Творческий Центр, 2009. - 128 с.

3. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова.- М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. - Библиограф.: 280-2886 с.

.   Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 2001. - 127 с.

5. Артоболевский Г. Художественное чтение. [Текст] / - М., 1978,

6. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. [Текст]:Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». М., «Просвещение», 1977. 175 с. с ил.

7. Борисова, Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников [Текст] / Е. А. Борисова // Логопед. - 2005. - № 1. - С. 17-23.

8. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. [Текст] - Брызгунова Е.А. - М.: Просвещение, 1981.

9. Вахтина Настасья Юрьевна. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте: Экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка [Текст]: диссертация... кандидата филологических наук: 10.02.19.- Санкт-Петербург, 2000.- 318 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/706-

.   Всеволдский-Гергросс, В. Н. Русский театр [Текст] / В. Н. Всеволдский - Гергросс. - М.: Наука, 1992. - 182 с.: ил.

.   Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк / Л.С. Выготский. - 3-е изд.: - М.: Просвещение, 1991.

.   Выготский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. [Текст] - М.: Педагогика, 2003. - 136 с

.   Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

.   Германова М. книга для чтецов. - М., 1960,

.   Горбина, Е.В. В театре нашем для вас поем и пляшем. [Текст]: Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Е.В. Горбина, М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития: Академия, КО: Академия Холдинг, 2000. - 112 с.: ил.

.   Елецкая. О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: [Текст] Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 2005

17. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

18. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с.

19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Учпедгиз, 1968.

.  : Жинкин, Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Н. И. Жинкин // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 73-83.

.   Кутьмин С.П Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С.П.;ТГИИК; Каф.реж. и акт. мастерства.- Тюмень, 2003.- 57с

.   Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Учпедгиз, 1978.

.   Ласкавая Е., Радциг М. Практикум по художественному чтению. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2009. - 112с.

.   Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.

.   Николаева, Т. М. Просодия Балкан: слово -высказывание - текст / Т. М. Николаева. - М.: Инд-рик, 1996. - 349 с.

.   Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с.

.   Петрова Л. Техника сценической речи. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2010. - 144с., ил.

.   Поваляева, М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. / М.А. Поваляева. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 608с

.   Позднякова Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: авториф. дисс. к.п.н. / Л.А. Позднякова - СПб., 2004. - 21с.

.   Полозова, А.Н. Особенности формирования умений выразительного чтения стихотворений детьми шести-семи лет (подг. к школе группа): авторефер. дисс. к.п.н. / Л.,1972.-21с.

.   Светозарова Н.Д.Интонационная система русского языка Автор: Наталия Дмитриевна Светозарова: Ленинградского университета (Ленинград) Год: 1982 Страниц: 175

.   Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. -- 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.

.   Станиславский, К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. - 2-е изд., испр. - М.: Изд. ЛКИ, 2010. - 504 с.

34. Торсуева И.Г. Название: Интонация и смысл высказывания Издательство: Едиториал УРСС <http://rus.logobook.ru/prod_list.php?ftype=2&par1=10000248&name=%C5%E4%E8%F2%EE%F0%E8%E0%EB%20%D3%D0%D1%D1&page=1>Страницы: 112 <http://rus.logobook.ru/prod_list.php?ftype=2&par1=10000248&name=%C5%E4%E8%F2%EE%F0%E8%E0%EB%20%D3%D0%D1%D1&page=1>Дата издания: 2009 <http://rus.logobook.ru/prod_list.php?ftype=2&par1=10000248&name=%C5%E4%E8%F2%EE%F0%E8%E0%EB%20%D3%D0%D1%D1&page=1>

.   Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [Текст] / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 99с.

.   Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. - Рига: Зинатне, 1974. - 139 с.

.   Черемисина, Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н. В. Черемисина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1995. - 239 с.

.   Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. - М.: Владос, 2003. - 160 с.

.   Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

.   Шевцова, Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Шевцова, Л.В. Забродина. - М.: АСТ: Астрель, 2009.-222с.

 


Приложение 1

 

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.